«По данным ряда исследований, в России распадается около половины венчанных браков. Как происходит «развенчание», исчезает ли уже совершенное таинство брака, из-за чего разводятся даже религиозные люди и как психологи помогают не «наступать на те же грабли?» - задается вопросами корреспондент РИА Новости Артем Буденный.
По данным Росстата, в 2018 году в России на 917 тысяч браков пришлось 584 тысячи разводов. Около половины венчанных браков распадается, и ситуация ухудшается, свидетельствуют священники из разных епархий Русской Православной Церкви. Но централизованного учета, официальной статистики нет.
«Да и неофициальные данные получить непросто», - признается председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Дягилев.
Задача отца Александра - побеседовать с желающим развестись, постараться помочь сохранить семью. Ну а если это уже невозможно, «минимизировать последствия развода и сделать так, чтобы в следующем браке ситуация не повторилась».
У отца Александра два высших образования, духовное и психологическое. Для дополнительных консультаций есть контакты врачей - наркологов и психологов. Убедившись, что семью не сохранить, он отправляет человека к архиерею за справкой, что брак «признан утратившим каноническую силу».
Главная причина разводов в России - бедность, отсутствие работы и возможности прокормить семью, считают 46% участников июльского опроса ВЦИОМ. На супружеские измены указали 22%. Но это касается официально зарегистрированного гражданского брака, в венчанном все немного иначе.
«На первом месте - супружеские измены, на втором - алкоголизм. И только на третьем то, что муж недостаточно обеспечивает семью», - говорит отец Александр.
По словам священника, до недавнего времени в обществе было сильно искаженное представление о христианском идеале семейной жизни: «муж прежде всего снабженец, а жена не работает, рожает много детей и сидит дома». «Дело в том, что большинство церковных книг о семейной жизни написано до революции. Воспроизвести идеал патриархальной библейской семьи, который там описан, в XXI веке практически невозможно», - объясняет он. В венчанных браках, по его впечатлениям, развод инициируют чаще женщины.
«Брак - это не формальность, а личные отношения людей, тогда есть семейное счастье и радость, - уверен протоиерей Михаил Потокин, председатель комиссии по социальному служению при Епархиальном совете города Москвы. - Чтобы добиться этого, нужно стать личностью, а это значит - уважать личность другого человека».
По его словам, Домострой - это как раз не про уважение. «Есть заповедь - люби ближнего. Церковь стремиться дать человеку свободу, чтобы он любил и радовался. Но это любовь не сильного к слабому, а равных личностей. К сожалению, в паре зачастую не считают себя равными», - сетует отец Михаил.
Он отмечает, что многие недовольны, потому что брак «не такой, как у родителей».
«Женщина возмущается мужем, но не знает почему, а просто он не пьет, а ее отец - пил. Она этого не признает, но для многих создать семью - это в первую очередь установить такие отношения, как были у родителей», - добавляет священник.
Как психолог, протоиерей Александр Дягилев выделяет и другую тенденцию - люди не решаются создавать семью, поскольку не хотят воспроизводить «кошмар из детства»: «Девочка не хочет идти по пути мамы, которую бил пьяный отец, а мальчик не принимает роль отца, которого не уважала мать».
Священник считает, что масштаб проблемы колоссальный: «Прежде чем дать человеку права на управление автомобилем, его отправляют в автошколу. А в наши дни людей нужно учить - в теории и на практике - быть супругами и родителями. Необходимы специальные программы». Сам он запустил два проекта: «Супружеские встречи» - для потенциальных и реальных супругов и «Школа для родителей и воспитателей», где обучают мам и пап.
«Если подобные проекты будут тиражироваться, есть шанс, что ситуация с разводами начнет меняться в лучшую сторону», - заключает отец Александр.
По данным ВЦИОМ, 89% россиян считают развод в принципе допустимым, 30% его не поддерживают, если семья фактически не распалась, а десять процентов категорически против расторжения брака.
Слово «развенчание», которое часто мелькает в обиходе, вообще некорректно, замечает отец Александр. «Церкви дана заповедь: "что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Церковь не может разрушить чей-то брак через обряд, она способна только признать, что брака больше нет с точки зрения церковных канонов. Но это не Церковь его разрушила, а люди - своими грехами», - объясняет священник.
Как отмечает отец Александр, развод - это клятвопреступление, нарушение клятвы, данной Богу. «Но действие Духа Святого не уничтожает свободу выбора, и даже крещеный христианин может отречься от веры. Просто с точки зрения Церкви он тогда не христианин. Впрочем, если он принесет покаяние и будет восстановлен в единстве с Церковью, мы не станем его крестить второй раз», - уточняет священник.
Причины для признания брака недействительным указаны в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» и документе «О канонических аспектах церковного брака». Это, в частности, измена, неизлечимая болезнь, алкоголизм, наркомания, фактическое отсутствие одного из супругов. Причем даже это обязывает священников не «разводить», но лишь рассмотреть вопрос. Кроме того, нужно согласие архиерея, возглавляющего епархию. С момента официального светского развода до рассмотрения прошения о признании брака утратившим силу должен пройти по меньшей мере год.
«В этих сложностях я вижу большую пользу: нужно, чтобы люди не разводились скоропалительно, на эмоциях. Если развод "свежий", есть время проработать ситуацию и даже примириться, но это единичные случаи, - добавляет отец Александр. - Чаще всего люди уже несколько лет не живут вместе, у них есть новые семьи, а тут они вспомнили, что венчаны и приходят за справкой».
Считается, что это открывает путь ко второму венчанию. Хотя венчанием это, строго говоря, уже не является. «Второе "венчание" - это фактически не брак, а благословение на сожительство. Церковь по милосердию позволяет человеку вступить в союз повторно. Молитвы, которые читаются во время второбрачного чина, - покаянные», - рассказывает протоиерей Михаил Потокин. У мирян есть три попытки обрести семейное счастье (включая и венчанные, и «обычные» браки). У белого духовенства вовсе один шанс: овдовел, развод - живи один.
Отец Михаил призывает не отказываться от венчания, исходя из логики «мы еще не знаем, сможем ли быть вместе до старости». «Венчание дает возможность построить глубокие, настоящие отношения с человеком - это дар, а не обязывающий документ. Конечно, ты можешь отказаться от дара, но тогда ты просто многое потеряешь», - заключает протоиерей.
«Меня не оставляет в покое мысль, почему же распадаются венчанные браки? - задается вопросом многодетный отец выпускающий редактор «Русской народной линии» Алексей Мыселев. - Если мужчина и женщина не воцерковлены и решают из "красивых" и "эстетичных" побуждений повенчаться, если нет в их сердцах страха Божиего, то тогда легче ответить на этот острый до боли вопрос. "По вере вашей да будет вам" (Мф. 9 : 29). Если нет подлинного отношения к Венчанию как к Таинству, если нет искреннего стремления к Богу и посильного участия в церковной жизни, то и не стоит удивляться распаду такого венчанного брака. Без Бога - не до порога. Пары сами себя лишают благодати Божией, даруемой им в таинстве Венчания. И таковые пары часто не понимают, что такое семья, как выстраивать правильные отношения. Забыли о жертвенности. И порой часто руководит нами не любовь, а скрытый эгоизм, что приводит к столкновению двух "Я". И никто не хочет уступать, жизнь превращается в постоянное выяснение отношений, кто прав, а кто виноват, вынашивание неподъемных обид. И в одночасье всё рушится... И только истинное понимание брака как малой Церкви, участие в церковных таинствах, самопожертвование и безусловная любовь спасают семью и брак. Человек немощен, у всех бывают падения. Так и брак без кризисов не обходится, но главное, не переставать трудиться, поступать по любви и уповать на милость Божию.
Но что же все-таки толкает супругов на этот последний шаг? Кризис, который приводит в тупик, когда супруги понимают, что не могут быть вместе дальше. И нет никакого желания трудиться над отношениями. Всё опостылело. Только утешает одна мысль - скорее, скорее из брачного рабства на свободу! И таковой брак, как полагаю, признают фактически распавшимся, существующим только на бумаге, а не в жизни. Главное: если у супругов нет взаимного желания трудиться, идти друг другу навстречу, покрывать своей любовью немощи и дурные привычки, выбивающие почву из-под ног, то, боюсь, брак не спасти. И здесь как раз обратимся к венчанному браку, в котором по идее люди должны делать все зависящее для спасения семьи, малой Церкви. Конечно, соглашусь, что бывают ситуации, когда развод кажется меньшим злом, чем продолжение совместной жизни.
В любом случае можно констатировать, что развод является трагедией и бедой нашего времени, особенно, когда речь идет о венчанном браке.
Меня жгуче интересует еще один вопрос, каков процент разводящихся среди воцерковленных пар? Пожалуй, это самое важное, ибо, ответив на этот вопрос, мы увидим настоящую действительность».
3. Re: Существует ли таинство «развенчание»?
2. Ответ на 1., М.Яблоков:
1. Re: Существует ли таинство «развенчание»?