С этими июльскими днями связано многое в жизни Царя Михаила Федоровича. Он родился 12 июля 1596 г., венчался на царство 11 июля 1613 г., а скончался в ночь с 12-го на 13-е. Он был сыном Федора Никитича Романова (в иночестве Филарета, третьего Патриарха Московского) и Ксении Ивановны Шестовой (в иночестве Марфы), доводился двоюродным племянником последнему Царю Династии Рюриковичей Федору Иоанновичу. 21 февраля 1613 г. на Великом Земском Соборе, завершившем смуту на Руси, был "обран", как тогда выражались, Государем. В это время 16-летний отрок жил со своей матерью в селе Домнино, костромской вотчине Романовых, где едва не был убит поляками (спас Царя крестьянин Иван Сусанин), затем в Ипатьевском монастыре, близ Костромы. Юному царю досталась разоренная смутой страна. Государственная казна была пуста, в городах и весях разбойничали поляки и казацкие шайки, в Астрахани был Заруцкий с Мариною Мнишек, Смоленск был в руках поляков, Новгород - в руках шведов.
Народ любил Михаила Федоровича, сказание XVII в. говорит о нем: "Был царь молод, когда сел на царство... но был добр, тих, кроток, смирен и благоуветлив, всех любил, всех миловал и щедрил, во всем был подобен прежнему благоверному царю и дяде своему Федору Ивановичу". Царь был женат дважды на княжне Марии Владимировне Долгорукой и на Евдокии Лукьяновне Стрешневой, имел детей Ирину, Пелагею, Алексея (будущий Государь Алексей Михайлович), Анну, Марфу, Ивана, Софью, Татьяну, Евдокию, Василия (все от второго брака). Умер в Москве в ночь с 12 на 13 июля 1645 г. и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Сегодня мы вспоминаем Александра Алексеевича Киреева, который родился 23 октября 1833 г. и с детства рос в атмосфере славянофильских идей. Родовое имение Киреевых в Тульской губернии часто посещали соседи А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, семья Аксаковых, поэтому Киреев называл себя "славянофилом по происхождению". Образование получил в Пажеском корпусе, по окончании которого определился в элитный л.-гв. Конный полк. Однако началом Крымской войны перевелся в армейскую часть, чтобы отправиться на театр военных действий. Вернувшись с войны, на которой он проявил большую храбрость и получил ряд наград, молодой офицер стал в 1856-59 гг. вольнослушателем Петербургского университета. В 1862 г. Киреев как один из самых образованных и исполнительных офицеров стал адъютантом великого князя Константина Николаевича, Наместника в Царстве Польском. Киреев принимал участие в подавлении польского мятежа 1863 г., дослужился до чина генерала.
Киреев получил известность как активный публицист славянофильского направления. Он сотрудничал в "Русском обозрении", "Богословском вестнике", "Церковных ведомостях" и других изданиях. Ревностный христианин, "воцерковленный солдат", как называл себя Киреев, он стал в 1872 г. одним из основателей, а впоследствии руководителем Петербургского отделения "Общества любителей духовного просвещения". Как истинно русского человека Киреева волновала судьба балканских славян, он стал одним из создателей Петербургского Славянского комитета. В период восстания герцеговинских сербов против турок в 1875 г. он организовал специальную Герцеговинскую комиссию, которая оказывала всестороннюю, в т. ч. и военную, помощь балканским славянам. Тысячи русских добровольцев отправились с помощью Славянских комитетов в Сербию.
Киреева волновала проблема религиозного раскола славян на православных и католиков. Он отрицательно относился ко всем проектам "слияния церквей", предлагаемым В.С.Соловьевым, с которым Киреев вел многолетнюю полемику. Он искал единомышленников среди инославных, стремясь найти то общее, что объединяло христиан. Киреев много печатался в "Международном богословском обозрении", издававшемся профессором Бернского университета Мишо. В 1870-х гг. Киреев много занимался установлением связей со "старокатоликами" (католики, не признавшие принятый на Ватиканском соборе 1870 г. догмат о непогрешимости Папы). Киреев увидел в старокатоличестве исторический шанс воссоединения большинства христиан. Он развернул обширную переписку со старокатоликами, высказывая надежду, что старокатоличество выбьет из западных славян все "латинствование" и духовно объединит славян. К сожалению, эта надежда не оправдалась.
В этот день 1960 года скончался известный буковинский священник-русофил митрофорный протоиерей Кассиан Богатырец (1868-1960).
В этот день мы также вспоминаем: театрального живописца и пейзажиста, декоратора при Дирекции петербургских императорских театров Михаила Ильича Бочарова (1831-1895); авиаконструктора, специалиста по гидросамолётам Дмитрия Павловича Григоровича (1883-1938); полковника, командира стрелковой дивизии, Героя Советского Союза Алексея Николаевича Юрина (1905-1944); поэтессу, переводчицу, мемуаристу, художницу, искусствоведа Ариадну Сергеевну Эфрон (1912-1975); детского писателя Николая Николаевича Носова (1908-1976) и палеонтолога, художника-реконструктора и анималиста, доктора биологических наук, профессора, заведующего Палеонтологическим музеем им. Ю.А.Орлова Константина Константиновича Флёрова (1904-1980).
Полностью статья опубликована в разделе Этот день в Русской истории