На днях вышла в свет Энциклопедия авторов журнала «Берега», которая ознаменовала пятилетний юбилей этого замечательного издания. Более точно, «не вышла», а подготовлена и издана усилиями основателя и главного редактора Лидии Владимировны Довыденко. Зачем это нужно главреду, этому неистовому и неугомонному «сеятелю чистого, доброго, вечного». Давайте не будем торопиться с ответом, а поразмышляем над этим событием.
Вначале о методологии. Как известно, вопрос «почему» конституирует науку, а «зачем, каков в этом смысл» - философию. Начнем от нашего «всего», говоря языком культурологии, непреходящих, абсолютных ценностей нашей отечественной, да и мировой культуры, Александра Сергеевича
Пушкина. Все помнят из школы:
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа …»
Да простит меня великий Мастер, в эпоху интернета, информационного общества, как ни странно это звучит, встает задача отыскать величественные памятники современной культуры и указать к ним тропу. Более того, поддерживать тропу в рабочем состоянии, расставить указатели, а главное убедить, что это не просто тропа, а дорога к Храму.
После постмодернистских изысков задача усложняется еще и тем, что в современном мире якобы нет никаких памятников (авторитетов, великих достижений культуры и духовности) и не нужны никакие навязывания своих мнений. Якобы все относительно, в мире нет логоса, а есть хаос и бесконечная свобода выбора, которая ни к чему хорошему не приведет. Но это мнение пессимиста, когда у него только «полстакана». Оптимистический, жизнеутверждающий взгляд на мир предполагает преемственность культуры, которая развивается и сохраняется (а значит сохранят нашу планету Земля) благодаря абсолютным ценностям, воплощенным в великих произведениях культуры и их творцах. Критик, прочитав эти строки, саркастически улыбнется: «Эка хватил! Где Пушкин и где мы…». Но не торопитесь с суждениями о несоизмеримостях... История, лучший судья, может будет милостива по отношению и к нашим творцам-современникам.
Зададимся вопросом: а как же разыскать эти памятники? Не только в плане монументальности: пресловутых общечеловеческих, непреходящих ценностей. (Лично я не знаю ответ на этот вопрос, но полагаю, что великие мастера художественного слова современности не только чувствуют, но и знают наверняка. Дело за «малым» - проверкой временем, отделением «зерен от плевел»). Я же обсуждаю вопрос об информационно-технологической доступности, востребованности и популярности. На сленге «раскрутке» журнала и авторов. Информационное общество потому и получило свое название, что ее субстанцией является информация. Сформулируем задачу на чисто техническом языке. Научно-публицистический и художественный журнал «Берега» должен обрести свои координаты и место в медийном пространстве.
Но как разыскать эту маленькую звездочку в бесконечном звездном мире, который представляет собой информационно-медийное пространство, есть ли всеобщий способ ориентации? Да, есть и называется он - рефлексия. Следует вознестись к небесам и посмотреть с высоты на информационное пространство и попытаться увидеть эти будущие и настоящие памятники. Тем более памятники не рукотворные, а результат культуротворчества. Самое место им на небесах. Таким образом тексты будут преобразованы в метатексты, и анализу подвергнутся не только произведения искусства, но и их творцы. Но отрефлексировать, посмотреть сверху – это полдела, следует их оценить-упорядочить (а эта задача, подобна прохождению по минному полю. Есть опасность проглядеть талант, недооценить автора, что чревато…), создать карту звездного неба журнала «Берега». И построить своеобразный навигатор. Вот главное, но не единственное назначение Энциклопедии персоналий «Берегов».
Заметим, что в советское время подобные метатексты существовали на уровне средней школы, в которых давалась общая оценка, социально-политический контекст написания произведения, основная идея, описывался сюжет и краткое содержание. Школьники такие произведения называли «Критика». Конечно, не все из этой «критики» можно было оправдать, но главное следует наследовать – разрабатывать навигаторы для ориентации в лабиринте хитросплетений культуры и политики, высокой культуры и массовой, узнавать в лицо антикультуру, контркультуру и пр.
Итак, современное информационно-медийное (язык не поворачивается сказать культурное) пространство замусорено постмодернистским и масскультурным мусором. И чтобы разглядеть настоящие бриллианты, золото и платину, надо их поначалу увидеть созерцать, «брать на зуб», опираясь на мнение знатоков-специалистов. Особенно это важно для молодежи - обрести ориентиры, находить пласты полезных ископаемых в горных массивах.
И это все для пользователей-читателей. А что же авторы? Разве они не ждут признания от благодарного читателя и критика? Вот вам следующее назначение энциклопедии - антропологическое, вернее, социально-психологическое. Энциклопедия представляет собой не просто список авторов журнала. Она возникла в результате профессионального культурологического, художественно-эстетического, нравственно-этетического, консциетально-идеологического анализа произведений, разных по стилю, жанру, лингвистическим изыскам, но единых в главном - высокохудожественных и патриотичных. Остается только восхищаться и благоговеть перед мастерством художественно-критической оценки произведений и творцов, выполненных Лидией Владимировной.
Свойство патриотизма отнюдь не случайно названо в качестве одного из критериев качества произведений и их авторов. Красной нитью эта тема проходит буквально через все содержание журнала «Берега». И здесь я должен изменить стилю и пуститься в пространные объяснения. В силу глобализационных процессов и, прежде всего, информационно-комуникационных, культура становится полем сражения по принципу «свой-чужой». Наши идеологические (и не только) противники выбирают путь опосредованного идеологического воздействия через СМИ на сознание граждан страны, особенно молодого поколения с не устоявшейся системой ценностей и юношеским радикализмом. С этой целью разрабатывается новый вид оружия - консциентальный. Консциентальность происходит от латинского слова conscientia - «сознание» или «совесть». Соответственно, консциентальная война – война на поражение сознания, изменение системы ценностей. В основе такой трансформации лежит уничтожение способности к самоидентификации, т.е. к самоопределению в рамках культурно-исторической традиции. Другими словами, идеологическая обработка осуществляется таким образом, чтобы человек не мог ответить на вопрос: кем он себя считает, в рамках какого национально-культурного образования он предпочитает жить. Расшатывание основ самоидентификации приводит к неустойчивости его взглядов и убеждений и постепенному дрейфу на сторону идеологического противника. Ставится задача убедить молодежь, что русский человек уже якобы не звучит гордо, что русский - якобы лузер, исподволь навязывается негативное мышление и установки по отношению к русскому миру культуры и образу жизни. А вот Запад, дескать - это прогресс… Человек, который обладает чуждой системой ценностей и убеждений, способен в процессе холодной и даже «горячей войны» переметнуться на стороны врага. В процессе консциентальной войны цель наших противников – сделать граждан страны ее врагами, оппозиционерами, друзьями ее врагов. Такие люди делают выбор отказа от Родины в пользу навязанных им идеалов и ценностей.
Существуют знаменитые строки:
«Враги сожгли родную хату
убили всю его семью.
Куда теперь идти солдату
кому нести печаль свою».
Так вот, задачи гибридной войны и консциентального оружия – сделать так, чтобы граждане своей страны стали ее врагами и «сами сожгли родную хату». К сожалению, мы видим весьма эффективное применение этого оружия на примере наших соседей.
Уважаемая Лидия Владимировна! Мы разделяем вашу позицию. Общечеловеческие ценности, и прежде всего любовь к Родине, духовности, культуре являются доминантами нашего социального развития и воспитания подрастающего поколения. Ваша деятельность в качестве руководителя журнала и направлена против расчеловечивания Человека.
Однако не будем о грустном (земном) и обратимся к звездному небу. Автор Энциклопедии создает нам Млечный Путь – большое созвездие звезд (авторов), доступных созерцанию каждому на звездном небосводе. Именно главный редактор ищет, зажигает, лелеет звездочки, открывает новые пульсары и квазары на небосводе духовной культуры, художественного слова на нашей необъятной Родине и за ее пределами. Для Лидии Владимировны, как и для всех нас, не существует границ, поскольку мы находимся в духовном, нерукотворном мире высокого Искусства.
С выходом в свет Энциклопедии персоналий-авторов журнала «Берега» Лидия Владимировна как главный редактор стала не просто руководителем издания, она - продюссер проекта «Возрождение духовности в сфере изящной словесности», демиург, творец мира подлинной культуры. Она не только зажигает звезды, но и заботится о том, чтобы свет самой далекой звезды был воспринят нами. Помогает ориентироваться в этом звездном небосводе духовности и культуры. При этом она играющий тренер, сверхновая суперзвезда. Но, точнее всего, так. Лидия Владимировна с выходом в свет Энциклопедии обрела статус Полярной звезды, вокруг которой вращается художественно-публицистический и духовный небосвод «Берегов». Кто сомневается в необходимости Полярной звезды, спросите у мореходов и других странников мира.
Дорогая вы наша, Лидия Владимировна! Мудрость ваша необыкновенна, Любовь ваша безмерна, Талант - уникальный и многогранный. Деятельность в качестве главреда - трепетное служение Культуре, Родине, Человеку.
Мы все понимаем и рады, что «Берега» - это Лидия Владимировна Довыденко, и ваши личностные качества как в кристалле духовности проявляются в журнале, главное назначение которого наполнять человечество Любовью и Светом.
Валерий Павлович Старжинский, член редакционной коллегии журнала «Берега», доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Белорусского национального технического университета, член экспертного Совета Парка высоких технологий Республики Беларусь
1. Аналогичный случай