Не раз и не два писали мы о проблеме восстановления храма-памятника воинам, павшим при взятии Казани – Храма Нерукотворного образа Христа Спасителя, находящегося посреди реки Казанка во граде Казани.
Если в девяностых татарские радикал-националисты без стеснения призывали снести этот храм, воздвигнутый на костях русских православных воинов, то к началу нового XXI века эти призывы стали слышны всё реже, там начались службы, субботники, был образован приход, а в 2002 г. первый президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев подписал протокол. В сем документе отдельным пунктом значилось решение восстановить храм-памятник к так называемому «1000-летию Казани». Этот искусственный праздник – проект бывшего градоначальника Казани Камиля Исхакова, основанный, как известно, на археологической фальсификации, отгремел ещё в 2005 г. На нём городскими властями планировалось даже, чтобы Патриарх Алексий II передал городу Казанскую икону Божьей Матери, как будто бы ТОТ самый подлинник, хотя все знали, что это так называемый «Ватиканский» список. Патриарх тогда пресёк наглость, мягко указав на то, что светская власть должна заниматься сугубо своими делами и не лезть в церковные. Так, вот, светская власть своего обещанного дела. гарантированного Шаймиевым, грубо не выполнила, более того, федеральные деньги на восстановление храма-памятника регулярно поступают, какие-то не русские мигранты эпизодически здесь «работают», а точнее, портят исторический облик этого памятника федерального значения, но объект до сих пор пребывает в мерзости запустения, и это – факт.
И, вдруг, на Троицу год назад 27 мая все местные СМИ известили и на видеоканалах вся республика увидела, что на объекте побывал лично Рустам Минниханов со всей его свитой. А сопровождал его митрополит Феофан, он, понятно, и вывел «президента №2» (так подшучивают над главой нашего региона, поскольку он единственный глава во всей стране, кто настоял оставить за собой это название должности – вопреки вступившему ещё с 2015 г. федеральному закону). Минниханов тогда прямо на месте пообещал, что сейчас за объект региональные власти дружно возьмутся и что всё здесь будет восстановлено и обустроено. Но, как видим, обманул.
Сейчас по-прежнему службы в храме не проводятся. Более того, он уже несколько лет обнесён неприступным забором и большую часть сезона к нему вообще нет доступа из-за промытой дамбы, ведшей к храму.
Правда, относительно недавно начались строительные работы по обустройству набережной, об этом
писал побывавший несколько месяцев назад в Казани по приглашению владыки Феофана главный редактор Русской народной линии, председатель международной организации «Русское собрание» Анатолий Степанов.
Имея намерение решить, наконец, ситуацию кардинально, Общество русской культуры Республики Татарстан подготовило письмо Президенту Российской Федерации Владимиру
Путину, приурочив его к очередной прямой линии. Письмо данное не просто было отправлено адресату с уведомлением и описью вложений. Я лично
зачитал это обращение под видеозапись на фоне Храма-памятника и казанского кремля прямо на берегу р. Казанка и накануне прямой линии с Президентом России Владимиром Путиным отправил её по всем доступным каналам и опубликовал на всех доступных ресурсах.
Было понятно, что сам Путин на это обращение не ответит, но наш «ход конём», похоже, сработал. Региональные власти вдруг зашевелились. На встрече в прошедший четверг, 27 июня, (расширенное заседание Татарстанского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры) я в числе других озвучил проблему Храма-мятника. Глава Комитета по сохранению наследия при кабмине республики Иван Гущин, отвечая на вопросы, коснулся и этой темы. Сообщил, что на обустройство территории на 2019 год выделены 12 млн. руб. плюс 2,9 млн. руб. на проект реставрации. Что будет нормальный пешеходный мост, а на автомобильном мосту и прилегающей дамбе устроят автобусный разворот и парковку для автомобилей. Эта информация стала весьма многообещающей.
На следующий день, 28 июня, многие региональные СМИ распространили аналогичную информацию, даже вечером вышел
сюжет в программе «Город» – самой рейтинговой местной телепрограмме. Показали там не только вещающего о том же, что он говорил накануне, Гущина, но и первого настоятеля храма о. Фёдора Ситкина и нынешнего - игумена Кизического монастыря о. Пимена. По всему судя, действительно вскоре здесь начнутся серьёзные и масштабные работы, иначе будет «ни в какие ворота».
Так почему же все региональные СМИ вдруг в один день ринулись вещать обществу о возобновлении работ, выделении миллионов на Храм-памятник?
Удивительно, что даже Казанское «Эхо
Москвы» вещало об этом, хотя они сообщают новости исключительно либерального характера, а также о деятельности и мероприятиях татарских национал-сепаратистов, и никогда о местных русских и православных ценностях. Понятно, почему.
Но на этот раз явно была дана команда из кабмина региональному «министерству правды» - агентству «Татмедиа», возглавляемому, кстати, вполне себе этническим русским Андреем Кузьминым. Впрочем, у чиновничества нет национальности. Как и у носителей денежных интересов.
Думается, всё здесь банально просто.
Письмо, видеообращение к Путину, а потом - озвучка проблемы на «круглом столе» 27 июня на расширенном заседании местного отделения Общества охраны памятников, где я
выступил по целому ряду проблем по сохранению наследия. И пусть на всём протяжении моего выступления ведущая не раз и не два перебивала меня и буквально не давала говорить, я довёл до аудитории проблемы, включая Храм-памятник. Присутствовавший там Гущин, видимо, не плохой чиновник - смикитил. Зашёл к шефу, и тот, поняв ситуацию, благословил запустить информацию от имени регионального кабмина в Татмедиа.
Вот, и пожалуйста - тема, как говорится, на всех передовицах и по всему местному телевидению.
И хотя до восстановления церкви и обустройства территории ещё не близко, всё-таки можно поздравить всех нас русских, православных с маленькой победой в этой тяжёлой многолетней брани! Ведь на протяжении десятилетий звучали призывы татарских радикалов уничтожить этот храм, установленный на кургане над захоронением православных воинов, павших при взятии Казани. И, вот теперь, поди ж ты, и региональная власть заговорила и местная четвёртая власть подхватила идею возрождения храма-памятника павшим православным воинам! О чём это говорит? О том, что действует Президент Российской Федерации на всех и вся, даже незримо и не прикладывая рук. Как сказали бы подростки: «Минниханов и компания, большой брат следит за вами!».
Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения международной общественной организации «Русское собрание»
Президенту Российской Федерации
В.В. Путину
О необходимости восстановления
Храма-памятника православным воинам,
павшим при взятии Казани
Уважаемый Владимир Владимирович!
Есть в России поистине сакральные места, имеющие для неё особое высоко духовное, необъяснимое привычной логикой, значение.
Безусловно, таким ключевым местом для всей нашей страны и для всего русского народа в числе немногих таких мест является Храм-памятник православным воинам, павшим в 1552 году при взятии Казани. Он устроен над братской могилой, где по разным данным захоронено до десяти тысяч православных воинов, павших за веру, царя и отечество, положивших души за други своя. Последнее, как известно, является наиболее значимым подвигом православного человека, который он мог бы совершить в своей земной жизни.
Храм-памятник является памятником федерального значения. Тем прискорбнее, что он до сих пор не восстановлен и не действует, фактически – заброшен.
К сожалению, по всей нашей стране сейчас можно видеть некогда величественные православные храмы, ныне пребывающие в мерзости запустения, и территория нынешней Республики Татарстан в этом смысле – одна из «призёров», тут в заброшенном состоянии разрушаются под действием природы и времени до пятисот некогда величественных намоленных церквей.
Но данный храм-памятник Нерукотворного образа Христа Спасителя – случай совершенно особый. Можно без преувеличения сказать, что отсюда началось вовлечение наших Казанских краёв в жизнь государства Российского, и это место – символ начала формирования России как Святой Великой Руси. Ведь вслед за Кзанью были присоединены, освобождены от врагов другие, по праву принадлежащие сейчас стране огромные территории, такие как Крым и Астрахань, бескрайная Сибирь, Заполярье и Дальний Восток.
И само строение храма – уникально, подобных ему храмов русской воинской славы, выполненных в форме военной палатки с венчающим строение Георгиевским крестом ещё только три на всей Земле – на Шипке в Болгарии, в Бахчисарае и в Севастополе. Отрадно, что Свято-Никольский храм-памятник в Севастополе не просто восстановлен, в нём проводятся регулярные службы, он венчает целый мемориальный комплекс воинской славы и памяти павших воинов. Почему же в Казани храм-памятник до сих пор находится в убогом и разрушающемся состоянии, почему он настолько обделён вниманием федеральных структур и всегда восстановительные работы здесь едва начавшись, обрываются по столь банальной объявляемой региональными властями причине – «деньги кончились»?
И это – вопреки чаяниям прихожан, священства, священноначалия и лично митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, всего православного народа Казани и региона.
Первая после десятилетий безвременья церковная служба прошла здесь ещё в 2000 г. на Покровскую родительскую субботу. Потом был образован приход, начались регулярные богослужения и первичные ремонтно-восстановительные работы силами прихожан и активистов под руководством и при личном непосредственном участии первого настоятеля храма о. Фёдора Ситкина. Регулярно организовывались субботники по уборке прилегающей территории.
Объект и приходская жизнь Храма-памятника всегда были предметом особой заботы Общества русской культуры. На всём протяжении нашей деятельности, начиная с самого основания Общества в 1993 г. А в 2002 г. по результатам нашей встречи с первым президентом Республики Татарстан М.Ш. Шаймиевым им был подписан протокол, в котором пунктом 10 было дано следующее поручение:
«10. Провести в запланированные сроки реставрационные работы в храме-памятнике Нерукотворного образа Христа Спасителя на реке Казанка. Министерство культуры РТ Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ
Администрация города Казани
Октябрь 2004 года»
Однако данное поручение до сих пор не выполнено, храм не отреставрирован, службы не проводятся, более того, в него просто нет доступа. Это, несмотря на многократные обращения общественности и верующих за два с лишним десятилетия. Сейчас храм вообще уже несколько лет обнесён забором, и поэтому теперь сюда не приходят даже туристы, которые ранее всегда могли посетить его и спуститься в древний склеп с захороненными останками павших воинов, поклонившись им, отстояв панихиду. В этом склепе находится миниатюрный гроб с останками воинов, а под самим склепом покоятся святые останки православных воинов. До закрытия храма каждый мог принять участие в панихиде, которая еженедельно даже зимой в глухие морозы проводилась здесь по воскресеньям.
С 2011 г. Храм-памятник отнесён в ведение Казанского Кизического Свято-Введенского монастыря, его настоятелем определён игумен Пимен, что само по себе благо.
Но каковы должны быть чувства прихожан, когда ставшие редчайшими здесь службы проводятся фактически под высоким глухим забором, которым обнесён храм? Хотя никаких работ здесь уже давно не ведётся. Общество русской культуры Республики Татарстан считает всё описанное циничным издевательством над русскими и православными верующими, над величайшей историко-культурной ценностью России.
Вдруг в день Святой Троицы более года назад, 23 мая 2018 г., пришла, наконец, благая весть – Храм-памятник посетил президент Республики Татарстан Рустам Нургалеевич Минниханов вместе с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном. Там Минниханов обещал вплотную заняться восстановлением объекта и обустройством прилегающей территории. Последнее тоже очень важно, ведь по высокой воде из-за размытия дамбы, ведущей к храму, сюда вообще не подобраться, а в склепе под храмом скапливается вода. Это посещение – безусловная заслуга митрополита Казанского и татарстанского Феофана, поскольку до него никогда власть предержащие вообще не посещали это место.
Однако фактом до сих пор является то, что Храм-памятник так и стоит сиротливо посреди р. Казанки, и дела здесь никакие не двигаются уже который год.
С 2010 г. ежегодно на р. Казанке непосредственно у храма-памятника на праздник Крещения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа совершается Великое водосвятие, последние годы к этой крещенской купели тянутся тысячи русских православных людей.
Каково же их разочарование, когда, проникнутые святыми нравственными чувствами, они не могут даже войти в храм, поставить свечу, помолиться, приложиться к иконам, к кресту, совершив вослед личного подвига троекратного погружения в крещенскую купель, отдать дань подвигу своих предков, захороненных на этом святом месте?!
К великому сожалению, так прошёл здесь праздники Крещения и в нынешнем 2019 году 19 января - доступа в храм не было, нет его сюда и до сих пор.
Мы, все неравнодушные к этой ситуации люди, уже и не знаем, что ещё нужно делать, чтобы храм был восстановлен и благоустроен вместе с прилегающими территориями, чтобы здесь молились люди, стала налаживаться приходская жизнь…
Уважаемый Владимир Владимирович! Убедительно прошу Вас вмешаться в ситуацию лично в интересах русских православных жителей Республики Татарстан, чтобы храм, имеющий для России сакральное значение, был восстановлен и благоустроен со всеми прилегающими к нему территориями.
М.Ю.Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения международной общественной организации «Русское собрание»