Жизнь человека, а тем более иерарха Церкви, - памятник, на котором написана сущность его веры, ради которой он жил и умер.
Я памятник воздвиг себе вполне уж рукотворный.
И, чтобы ни говорила обо мне молва,
Я все же вылежу, четыре земные престолы,
Как настоящий грекокатоликов глава.
Дурить я буду вас, несмотря на кровь, смерть и стоны.
И после того, когда умру,
Полюбят меня многие русофобы,
Для них я как путеводная звезда!
О Рим! Канонизируйте скорее,
Ведь я ваша униатская судьба!
Как вы видите, это стих совсем не Пушкина, но, тем не менее, это дословная биографическая действительность Андрея Шептицкого, где нет ни придуманных слов, ни капли сарказма. О чем мы ниже сейчас и поговорим.
Биографическая справка: Митрополит Андрей (в миру граф Роман Мария Александр Шепти́цкий, родился 29 июля 1865, с. Прилбичи, Королевство Галиции и Лодомерии, в Австро-Венгрии, умер 1 ноября 1944г., Львов, УССР) Представитель галицкого графского рода Шептицких. Ученик иезуитов. Предстоятель церкви, которую сейчас называют Украинская грекокатолическая церковь (УГКЦ) в период 1900 -1944 годов, Митрополит Галицкий, блюститель Киевского митрополичего престола.
Справедливости ради, стоит сказать, что грекокатолическая церковь зародилась в Речи Посполитой в 1596 г. и называлась, обратите на это, пожалуйста, внимание - Русская Грекокатолическая Церковь, а также Русская Греко-униатская Церковь (прошу не путать с Российской и Русинской ГКЦ). Появилась она в результате объединения 2 православных епархий (из состава Константинопольского патриархата), которые подписали соглашение (унию) с Римом. Поэтому эта церковь также называется униатской церковью. В 20 веке вплоть до ее присоединения к РПЦ в 1946г она называлась Католическая Церковь Украины (КЦУ). Возрождение грекокатоликов произошло в начале 90-х в УССР, и она стала называться - УГКЦ.
До Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.), на котором разрешили совершать богослужение на национальных языках, официальным языком богослужений у униатов был церковно-славянский, теперь стал украинский суржик. Народ разговаривал на языке, который назывался западнорусский, а далее назывался малорусский, при УССР стал называться украинским.
А почему униаты, появившись, не назывались, к примеру, поместной «Речепосполитской» или «Украинской» церковью? Ясно, что тогда, в 16 веке, даже в проекте еще не существовало Украины, а ее жители назывались русскими, русинами, ляхами, но не окрайками-украинцами. Земли назывались: Королевство Русское, Червонная Русь, при Речи Посполитой - Русское воеводство.
Если мы посмотрим в содержание богослужебных униатских книг (служебники, требники), а именно в список иерархов, то вплоть до начала 20-го века все униатские митрополиты после поминания «вселенского архиерея» папы римского носили титул Руси, Российский, и Всероссийский! Спрашивается, а где же были тогда древние укры или шумеро-укры?
А это говорит о том, что за созданием новой искусственной нации, искусственного языка и политического проекта - Украина, стоит непосредственно Ватикан, Австрия со своей экспансионной и прозелитской политикой. Таким культурно-психологическим орудием всегда служила русофобия.
Поместной УГКЦ никогда не была, как бы об этом ни лгали униаты, манипулируя сознанием паствы и народа Украины, что якобы она и является исконно украинской и независимой. Ведь они подчиняются Риму. И это мы можем увидеть по «житию» митрополита Андрея Шептицкого.
Митрополит Галицкий Андрей управлял КЦУ (УГКЦ) 45 лет. У иерарха КЦУ графского рода были собственные банки, заводы, фабрики, нефтеперерабатывающее предприятие. Он был крупнейшим землевладельцем. Кроме того, Шептицкий владел рядом газет и журналов, оказывал влияние на многие общественные организации. Шептицкий мог бесцеремонно распоряжаться и богатым церковным имуществом. Известно, что КЦУ принадлежал внушительный жилой фонд, банки и даже железная дорога.
Планы у графа-иерарха были поболее, чем у Наполеона: например, стать гетманом или князем Украины, да при этом еще и патриархом Украины и России. Это должно было привести к переходу в унию (в католицизм восточного обряда) православных верующих не только в Малороссии, но и всей России.
В подражание Римскому папе Шептицкого при жизни называли «князем Церкви», а его резиденцию во Львове, по аналогии с Ватиканским или Вашингтонским «градом на холме», называли Свято-Юрской горой! Вот так, ни мало, ни много. Также при его жизни улицы в городах Галиции, гражданские здания, общественные организации и т.д. назвали в его честь.
Тщеславие настолько взорвало голову Шептицкому, что по его прямой указке, ему еще при жизни ставили памятники. Это стал первый украинский памятник во Львове.
Как сообщает газета «Діло» за 9 ноября 1932 г., воздвижение памятника Шептицкому во Львове - это «вклад в творческую культуру города». Памятник был установлен в полуоткрытой часовне во дворе духовной семинарии (КЦУ). Как тут не вспомнить современного друга главы УГКЦ Святослава (Шевчука) президента Петра Порошенка? Ведь лики его и его родни изображены в домовой часовне!
Вы только вдумайтесь в это! Себе устанавливает памятник и его же освящает!
Но этого Шептицкому было мало! Он «памятник воздвиг себе вполне уж рукотворный» второй раз. Его установили во дворе Национального музея в сентябре 1935 года, по случаю 70-летия его основателя - митрополита Шептицкого. Уточняю: «святой отец» устанавливает себе памятник в здании, которое находится в его собственности!
Первый памятник был уничтожен в 1939 г. галичанами, которые входили в состав Красной армии, а второй в 1947 году «бесследно исчез».
Хочу спросить верующих грекокатоликов: а как христианская аскетическая борьба сочетается со страстью тщеславия и гордости в виде установки памятника себе? Наверное, это один из элементов католической святости!
Протоиерей Олег Трофимов, писатель-публицист, магистр религиоведения и философских наук