Смысл страданий

Слово в Неделю Крестопоклонную

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
1383
Время на чтение 3 минуты
Крест износится посередине Великого поста на середину Церкви, чтобы показать нам Христовы и наши страдания. Смысл Великого поста в том, чтобы мы, глядя на Крест, увидели самое главное — что такое грех, страдания и смерть. Пока человек не увидит Крест Христов, вся жизнь для него кажется адом и несправедливостью, потому что в мире часто преуспевают самые низкие и подлые. Несправедливой кажется потеря наших близких, наши болезни и наша смерть. Несправедлива вся жизнь. И то, что происходит сегодня в мире, — полное торжество несправедливости.

При этом человек переживает двойную пытку, ибо душа человека, в том числе самого несправедливого, устроена так, что ужасается несправедливости. И всю жизнь он может ждать, что справедливость восторжествует. Так силен в нас Божественный инстинкт справедливости, что если мы не утоляем его, то можем придти в отчаяние и даже покончить жизнь самоубийством.

Какая в мире несправедливость! Невинные младенцы могут быть жертвой несправедливости точно так же, как худшие из людей. Человек смиренный и добрый может страдать больше, чем подлый и злой. Нет никакого закона, никакого твердого принципа, нет никакой справедливости в распределении страданий.

Где же Бог? А Бога нет. Бог отвергнут человеческой свободой. Вот что значит грех и отвержение Бога. Когда Бог изгоняется из жизни, грех, а не Бог, царствует над человеком. А греху закон не писан, вернее, закон греха — несправедливость. Его принцип — произвол. Сам человек в своей свободе избрал грех, предпочел грех Богу. Как может он винить Бога за то, что падает под железным игом греха? Но чтобы человек не мог обвинять своего Творца за страдания, которые преследуют его вследствие его добровольных грехов, Бог послал Сына Своего Единородного, чтобы Тот страдал страданиями человека, в то время как Он не сделал ничего, заслуживающего страданий.

Так Бог упразднил несправедливость страданий, придя как человек и претерпев эту несправедливость. Приняв страдания таким образом, Христос придал новый смысл и новую цену самому страданию. Раньше оно было заслуженной платой за грех, теперь оно стало жертвой любви, и подвигом смирения. В Гефсимании и на Голгофе Сын Божий страдал, и душа Его была печальна до смерти. Его пот падал как капли крови на землю. Как если бы Он был ранен непостижимой раной любви к человеку.

Задумаемся об этом. Если грешник страдает, и даже если какие-то его скорби несправедливы, все равно действует в нем закон греха. Если праведник страдает больше нечестивого, это потому что закон греха царствует над тем и над другим. И в этом законе нет справедливого распределения страданий. Если ребенок страдает, как взрослый, это потому, что как бы ни был он чист, все равно — дитя греха. И грех дает только несправедливость и страдание.

Но как Господь наш Иисус Христос мог понести эти невыносимые страдания, как принял Он позор человечества, как с беззаконными вменися Тот, Кто родился от Духа Святого и Пречистой Девы Марии, Тот, Кто был без греха и Кто сказал о Себе «Я истина»? Не символически, не воображательно, но как говорит Писание, Он грехи наши вознес на Древо на Теле Своем. Это тайна Божией и Христовой любви, и тайна нашего Искупления. Кто может ее постигнуть? Он взял на Себя то, что наше, и дал нам то, что Его. Во Христе Иисусе страдание становится великим даром. Бог дал вам благодать во Христе Иисусе, говорит апостол, не только веровать в Него, но и страдать за Него.

Когда мы слышим этот призыв: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1, 2), мы понимаем, что всякое страдание, какое бы оно ни было, связано со Христом. И что мы должны принимать его с благодарностью и с радостью, зная, что по мере того как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. Все заключается в одном — чтобы мы были со Христом в вере, в правде, в покаянии, в посте, в страданиях и в смерти.

Самая великая печаль — в том, что в мире утверждается тирания греха, как будто Христос не приходил. Когда сам народ избирает жизнь во тьме, как возьмет Христос на Себя позор народа? Только бы нам быть с Ним, с Господом нашим. И тогда не страшна никакая несправедливость, «ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо». «Только бы не пострадал кто из вас как вор или убийца, или злодей, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Петр. 2, 19; 4, 15—16). Если мы во Христе Иисусе, чем больше возрастают наши страдания, тем больше возрастает наше участие в Его жертвенной любви. И только смертью нашей участвуем мы в Его смерти, приобщаясь в полноте Его любви, которая соединяет нас с Его радостью и с Его Воскресением.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: Смысл страданий

Даже теория Эволюции состоит не из дикого нагромождения фактов произвола, а научно обоснованна и имеет множество законов. И это при том, что сама эта теория смотрит в другую сторону. То есть есть чистый произвол. Но полностью описывается законом. А наши интеллектуалы заслуживают только того, что они сами и говорят. Хоть кто-то бы осмелился говорить об априорных законах Истории? Нет таких. Однако, когда говорят о Боге, то говорят о том, что ВСЕ в руке Его. В том числе и История. А когда переходят к фактам Истории, то - пардон, здесь один только грех. А где же всемогущая, априорная, предвечная История ? Нет такой? А разве сам Мир не есть история для Истории? И разве сама История не в Мире происходит? Или, разве человек не из Земли (Мира) создан, в котором происходит История человека, который создан из праха Мира и который есть тот, кто и есть История: время Мира и человека в Мире, из которого же человек и создан. Что,разве нет законов Мира? Нет законов человека? Нет законов времени? Есть эти законы.А ума, чтобы познать их, у наших интеллектуалов нет: все свистят в свисток требуя денег для идеологии. А под что их давать? Под свист чего? Что наши идеологи от интеллекта могут предложить нового в законах требующих нового понимания? Ничего.
Бондарев Игорь / 01.04.2019, 06:18

2. "Я полюбил страдания"

Это книга Луки Крымского,(которая ещё мне не попалась в руки). Позавчера во сне - "Ишь ты какой-захотел....Редко кому удается спастись без страданий.Думаешь ТУТ "летят журавли",и ТАМ "летят журавли"? Последнее сказано с улыбкой. Без смерти,без страданий,хотя бы угрозы страданий человек(в большинстве!)в Боге не нуждается.
Влад.Атласов / 01.04.2019, 05:02

1. Школа страданий

По всему выходит так, что человек рождается - для страданий. Но не просто - для страданий. Жизнь наша - школа страданий! Поговорим же не вообще о человеке, а о христианах. При этом не важно, кто он, христианин: праведник или грешник. Над обоими действует закон греха, они оба несут несправедливые страдания. При этом, действует закон не первородного греха, от которого Господь избавил человечество, выведя, при этом, праотца Адама из Ада, а иного греха, какого-то греха всеобщего и неискупаемого, несмотря на общие и частные исповеди в содеянных грехах - христиан. При этом, любой чистый и невинный ребенок - дитя греха и, поэтому, обречен на несправедливые страдания. И неважно, что рожден он в венчаном браке и зачат на нескверном ложе. Что же это за закон, какого такого греха? А вот какого: "Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного (Пс., 13,2-3)" И: "Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Еккл. 7:20)". И это было сказано тогда, когда еще не было того нагромождения неправды, произвола и несправедливости, которое мы видим сегодня вокруг нас! Увы нам! Проще сказать, вся наша жизнь есть сплошной грех. Во всем этом есть какая-то тайна. "Тайна беззакония", как она есть. Во грехе мы все родились, грехами опутана вся жизнь наша. Отсюда, учит нас Писание - страдания, болезни и смерть. Архимандрит Софроний (Сахаров) под конец жизни в духовной беседе с учениками говорил, что смысл человеческой жизни он видит в страдании. А конец жизни преподобного Паисия Святогорца - это манифестация страданий! В страдании он видел смысл своего существования. О том же говорит сегодня о. Александр: о поиске такого смысла - в страдании. О соединении в страдании со Христом. Нам, грешным, как трудно это понести! Отец Александр призывает нас на Крестопоклонной неделе - взглянуть на крест Христов. Да будет образ распятого Спасителя нашего перед нашими духовными очами - всегда. Господи! Помоги нам выдержать, понести жизнь нашу - крест сей, возложенный Тобой на нас! Помоги нам правильно понимать и безропотно переносить страдания в Твоей - земной школе.
Яков Яковлевич / 31.03.2019, 13:44
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Дом, который оставляет Христос, становится пуст
Евангелие пятницы (Лк, 73 зач., 13, 31—35)
22.11.2024
Знамение нашего спасения
20 ноября — празднование иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»
21.11.2024
Силоамские башни не перестают падать
Евангелие четверга (Лк, 70 зач., 13, 1—9)
21.11.2024
С нами больше, чем с ними
21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2024
Победа православной общественности!
Шоу «Гарри Поттер и философский камень» в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя не состоится
20.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Почему Шнеур Залман не призывал молиться за победу французского оружия?»
У Наполеона была идея создания еврейского государства в Эрец Израэль на сто пятьдесят лет раньше, чем это совершилось
20.11.2024
Меч рассекающий
Евангелие среды (Лк, 69 зач., 12, 48—59)
20.11.2024
Нет большего заблуждения, чем думать, что у нас еще много времени
Евангелие вторника (Лк, 68 зач., 12, 42—48)
19.11.2024
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07