Республики в составе России: инструмент сохранения национального многообразия или угроза распада страны?

Выступление на VI Калязинских чтениях

Поскольку тема нынешних Калязинских чтений обозначена как «Третий Рим: историческая концепция или будущее России?», то хотелось бы проанализировать потенциал распада России, обусловленный её нынешним национально-государственным устройством.

Национальная государственность, как известно, была впервые введена в нашей стране Владимиром Лениным. А к концу Советского Союза существовали следующие её уровни: союзные республики; автономные республики; автономные края и области.

«Союз нерушимый» как-то легко рухнул, союзные республики СССР были преобразованы в отдельные суверенные государства, но и в современной России национальная государственность осталась, и этот фактор, разумеется, несёт в себе потенциал нового распада - теперь уже самой России.

Здесь следует напомнить, что, например, Татарская автономная республика на закате СССР на рубеже 80-х и 90-х требовала себе повышения статуса до уровня союзной республики. И хоть Россия сейчас представляет собой одно целое государство, многие эксперты заключают, что потенциал распада современной России не менее велик, чем тогда у СССР. И уместно вспомнить, кто бы тогда ещё за полгода до прекращения существования СССР мог предположить конец этого всемогущего государства?

К прошедшему 25-летнему юбилею Конституции уже публиковалась моя статья, «Пора менять Конституцию? Навстречу юбилею Основного закона России ...» В ней проблемы основного закона подробно анализировались, упоминалась и эта мина замедленного действия - республики (в составе России, по конституции - «государства»!)

Да что я, грешный - сам Путин Владимир Владимирович, президент Российской Федерации, ввёл данный термин в связи с угрозой распада, правда потом ему пришлось подробно разъяснять что же он на самом деле имел ввиду под этой «миной». На этом видео с Межрегионального форума ОНФ в Ставрополе в 2016 г. в зале видны довольно много людей в национальных одеждах, поэтому президент в своей речи максимально корректен. Но его отношение к этническим границам территорий многонационального содержания он выразил, как видим, довольно ясно.

Вот и рассмотрим проблему на примере Республики Татарстан. Ведь сейчас, пожалуй, она и является главным оплотом «государственности внутри государства». Благодаря, конечно, человеческому фактору, ведь всё руководство республикой осуществляет прежняя «шаймиевская» команда, сформировавшаяся, как известно, ещё во второй половине восьмидесятых годов прошлого столетия. Да, в Чечню поступает значительно больше федеральных средств, чем в Татарию, но там-то - Рамзан Кадыров - верный и преданный лично Владимиру Путину, почти как сын по всем законам гор со всеми вытекающими. В Дагестане, вот, сменили всю правящую команду, на Владимира Васильева возлагаются большие надежды, что постепенно там наладится всё в интересах и в рамках системы сложившихся общегосударственных ценностей, а не по прихотям князьков или порой даже каких-то полубандитов. Вот, и в Татарии патриоты России надеялись, что вслед за Дагестаном возьмутся за Татарстан - наводить в полной мере федеральный порядок. Ведь что говорить - не раз делались замечания о несоответствии местных конституции и законодательства федеральным. Даже председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин приезжал за этим в Казань, указывал - только что толку? И так - во всём: мягко прогибаясь по не принципиальным для регионалов вопросам, и до последнего делая вид, что не слышат по приоритетным.

Но все сомнения развеялись после февральского 2019 года приезда президента Путина в Казань. Тема как-то мудро была выбрана - жильё для простых граждан. И про обращение с отходами не забыли, ведь движение против строительства мусоросжигательного завода под Казанью набрало внушительную силу. Да и про высокий спорт не забыли - пусть хоть фрагментом, но поздравление команды «Камаз-мастер» - тоже, как говорится - в ленте и в тренде. Но самое интересное было наблюдать как Владимир Путин держал себя с «президентом №2» Рустамом Минихановым. Необходимо напомнить, что в России действительно сейчас два президента, хотя уж сам Рамзан Кадыров ещё в 2010 заявил, что в России должен быть один президент, чем инициировал переименование данной должности в своём регионе, а дальше и остальные строем последовали. Даже закон потом приняли соответствующий, согласно которому и переходный период предусмотрели до 1 января 2015г. Но эта дата наступила уже давно, а №2 - существует, как известно, до сих пор. И Владимир Путин относится к этому факту, надо сказать, весьма лояльно. Итак, как же Владимир Владимирович общался с Рустамом Нургалеевичем в этот раз в Казани? Общая характеристика: ласково, по-отечески снисходительно. Даже к небольшим «шалостям», замечания по которым, сделанные в весьма лояльном тоне, растрезвонили едва не сотни СМИ. Ну стоит посмотреть хотя бы только один короткий фрагмент видео с кремлёвского Твиттера . Но здесь суть ясна абсолютно, ведь и так ни у кого нет сомнений - КТО персонально в стране главный. Но по содержанию визита было очевидно, что нынешняя команда получила из центра продление всех полномочий по реализации управления регионом и крупных проектов, включая освоение федеральных средств.

А жирную точку в истории нынешнего февральского приезда Владимира Путина в Казань поставила его неформальная встреча втроём с Рустамом Минихановым и, скажем так, создателем и носителем традиций нынешней региональной власти в Республике Татарстан Минтимером Шаймиевым.

И ведь дело тут не в том, что республикой сейчас в основном управляют люди из татарских деревень, выпускники местной «сельхозки». Кто в России посмеет кинуть камень в деревню? И не в родственных связях в руководстве, когда, например, один работает главой региона, а его родной брат - главным ГАИшником региона. Но, по сути, принципиально - зачем копать по родне? Не плохо ведь, а очень даже хорошо, когда родня помогает друг другу. Да и кто вполне русское слово «кумовство» отменял?

Дело совсем в другом, но об этом - ниже, а сейчас вот эта жирная точка в виде фото.

 

Неформальная встреча Президента России с двумя президентами Татарии - первым и вторым. Слева Минтимер Шаймиев, далее Владимир Путин, справа - Рустам Миниханов

 

Эта фотография тоже завоевала сети. Вот один из характерных комментариев к ней «...мудрый разведчик Путин из Шаймиева делает чуть ли не Героя России и обнимает так, что Бабай никогда не сможет больше выступать поперёк, и Миниханов тут тоже всё чётко понимает как надо...». Бабай - это по-татарски дедушка, так здесь все зовут Шаймиева.

А теперь о системной проблеме сохранения целостности России - о наличии республик и других регионов, названных по этническому признаку. На примере Татарии. Проблем две. Богатство семей региональных руководителей - всё-таки вторая, и в другом ракурсе.

Первая проблема - объективное наличие некоей идейной закваски в самих татарах, носителях их традиционных ценностей как этноса, которая в потенциале способна пробудить реваншизм, сепаратизм, подогреваемые русофобией.

Её раскрытие требует краткого экскурса в историю края. Как известно, Казанское ханство было присоединено к Руси после успешного похода на Казань Иоанна Грозного в октябре 1552 г. Между прочим, только третьего, после двух неудавшихся. И тут я должен отметить роль поражений и военных неудач для русских воинов и воевод. Не моя мысль, не помню, кто из русских писателей ещё в конце 80-х годов прошлого века выразил её в том смысле, что для русского воинства именно поражения имеют основное значение в последующем создании победы. Проигрыши наших воинов ведь были не только в результате «технических» причин, недостатка умений, но и в результате, например, предательств общих интересов своими же соплеменниками и единоверцами. Царь Иоанн Васильевич, хоть и был тогда молод, но всё это знал и понимал всей своей сущностью, что этот третий поход - не только техническими средствами, политическими, воинскими умениями и силой духа может стать успешным, но и много молился об этом Богу.

А, кстати, и о политике. Если кому скажут, что Казань брали русские - не верьте, в войсках Грозного было много инородцев и иноверцев, а более всего - касимовских татар.

Хоть битва та была жестокая, но после победы Иоанн Грозный не поступил с народом на побеждённой территории по законам тогдашнего средневековья, не уничтожил его. В его понимании Казань нужно было брать не для порабощения и уничтожения татар, и даже не для прекращения набегов и продаж в рабство русских людей. Брать Казань нужно было для создания Руси-России, наследниками которой являемся и мы, теперешние её граждане.

Однако, и до сих пор в татарском народе, несмотря на то, что он был включён в создание нового общего для всех государства почти пол тысячелетия назад, существует идея восстановления своей собственной, отдельной от России, государственности. Причём, в ком-то из его представителей как некая мечта, а в ком-то и как бурлящая пламенем татарская сверх-идея. Есть и лукавые приёмы борьбы за умы. Мы, наблюдая опыт пост советского СНГ и шире стран СЭВ, все об этом прекрасно знаем. И по Прибалтике, и по Средней Азии, по Кавказу и Польше. А наблюдая за Украиной сейчас, мы все просто физически ощущаем, что там - просто безумие в этом плане.

Один из факторов - так называемое национальное возрождение народа, вдруг посетившее абсолютно все народы, но почему-то, кроме русского... На этапе развала СССР эти настроения у татар сильно стимулировали развитие реваншизма и сепаратизма, да и банальной русофобии. Площади на рубеже 80-х и 90-х кипели от криков и митинговщины, откуда ни возьмись вдруг появлялись идейные лидеры. «Русские оккупанты, убирайтесь!» - вполне можно было слышать и читать тогда.

Сейчас всё, это, конечно, по-видимому, вполне стихло. Но ведь не умерло! И хоть вроде бы соглашаешься, что татары комплементарный русским народ и не видят жизни на этой территории без русских, а Татарию - отдельным от России государством, но ведь оранжевые технологии никто не отменял! Недаром же если в Казань наведываются либералы и смутьяны федерального уровня, то встречаются почему-то с татарскими националистами, но никак не с русской общественностью.

И, смею утверждать, что у каждого народа, имеющего малую численность по отношению к русским, есть подобный потенциал. Вопрос - в какие процессы этот потенциал породит в реальности? Сохранение, популяризацию и возрождения родной культуры народа, его языка, менталитета, воспроизводства носителей традиционных ценностей народа, включая культ дружбы между народами-соседями? Или русофобию, сепаратизм и развал страны, которую столько лет выстраивали сообща, поливая её земли не только своим потом, но и своей кровью? На этот вопрос попытаемся ответить ниже (первая половина заголовка статьи обязывает, и пока не раскрыта), а сейчас - о наличии второй системной проблемы сохранения целостности России на примере Татарии.

Суть этой второй проблемы в том, что во многих регионах при власти сформировались не просто семьи, а на их базе - прочный олигархат, и Татария в этом плане, как во многом другом, флагман.

Здесь у всех высоких руководителей супруги и дети - если не тоже руководители, то, как здесь говорят, «удаЩливые бизнесмены» (дразниться не очень хорошо, конечно, но это цитата, и она в Татарии весь Интернет завоевала).

Так что потомки семей Шаймиевых, Минихановых и многих других в руководстве республики надёжно и очень высоко обеспечены во многих поколениях, занимают видное положение в рейтингах богатых людей, включая списки Форбс. Например, жена Рустама Минниханова Гульсина по итогам 2016 года заняла первое место в списке самых богатых жен российских госслужащих. Народ, конечно, видит богатую жизнь по телевизору, но совсем не понимает, зачем в её спа-салонах поставлены молочные ванны с пузырьками за невероятные деньги, и кто эти услуги покупает, да и вообще, народ путается в нулях доходов семей многих региональных руководителей и неотделимых от них родных по крови олигархов. Знаем все, что это системный факт не только для многих регионов, а и для федералов. Но если «федеральные» олигархи грабят страну в целом, то региональные представляют реальный потенциал распада страны, поскольку заинтересованы сохранить накопленное и в этом шкурном интересе легко могут оказаться доступным объектом внешней манипуляции.

Интересно и то, как сформировался правящий в Татарии нынешний олигархат. Этот второй фактор нынешней угрозы распада страны состоялся путём ловкого использования правящей командой первого фактора! Это сейчас практически все жители Татарии - патриоты России. Но в марте 1992 г здесь был проведён референдум, и за суверенитет по отношению к России выступили 61.4% проголосовавших. Почему, ведь более половины жителей республики даже не были татарами? Ответ прост - людям пудрили мозги, что у нас нефтяной край, и что при суверенитете наша нефть будет принадлежать народу, и каждый ребёнок, рождённый на этой территории, будет автоматически становиться миллионером. Ни больше, ни меньше - как в Саудовской Аравии. В чьих руках потом нефть Татарии оказалась - все знают, да и не только нефть. И не только благодаря команде Шаймиева, ловко манипулирующей идеями суверенитета и «татарской мечты» вернуть своему народу государственность, некогда утраченную, с помощью оголтелых татарских русофобов. Ещё, конечно, Борис Николаевич Ельцин активно помогал в этом регионалам вместе со всей своей, уже федеральной, гоп-компанией.

Фактический итог существующей в татарском народе этой, так и назовём явление позитивно, мечты о собственной государственности, можно теперь подвести вполне. Примерно за 30 лет в Республике Татарстан вполне сформирована правящая и очень материально сверх обеспеченная система. В неё, разумеется, и главы районов входят. И, конечно, все региональные СМИ. И силовики. И даже историческая наука с местными прикормленными респектабельными академиками. Некий самостоятельный от народа, и в значительной степени для федерального центра, кокон. Можно заключить, что именно вот эта система, кокон - и есть единственный продукт реализации государство образующего потенциала татарского народа. Во всяком случае, на данном историческом этапе.

Известно ли всё описанное в Кремле в Москве и лично президенту Путину Владимиру Владимировичу? Вне сомнений. Но там известно также ещё много чего, что нам, рядовым гражданам, совсем не ведомо. И раз уж ТАК Владимир Владимирович не просто обнял первого президента Татарии Минтимера Шариповича Шаймиева, а буквально прильнул к нему, то ему ведь виднее. Тут-то все знают, что хоть Бабай и почётный аксакал, но никуда от региональной власти не делся. А мы с этим миримся и будем жить дальше, ведь в конце концов на дворе не лихие девяностые, и шантаж, что Татария может стать «второй Чечнёй» сейчас совсем не уместен, жить можно.

Необходимо ещё один серьёзный вопрос поднять, касающийся национально-государственного устройства России - а так ли на самом деле нужны не русским народам России «титульные» регионы? Ведь, хоть татарские деятели и говорили, что Республика Татарстан - единственное место на земле, где они могут реализоваться как татары, но есть ещё другие обстоятельства.

Первое то, что из примерно семи миллионов татар только два живут в республике, ещё три в остальной России, а два миллиона татар - вообще за рубежом живут. И в «свою» республику - как их сюда не зазывали - не переехали.

Второе - а что, русским и другим народам, населяющим Татарию - на вторых ролях оставаться здесь и довольствоваться только Домом дружбы народов с национальными костюмами, песнями и плясками?

Есть ещё и другие нюансы, например, то, что кряшен (православных, между прочим) до сих пор числят татарами, а они себя в большинстве к татарам не относят, считают себя отдельным этносом. А ещё есть другие татары, не казанские, а сибирские, крымские, касимовские, мишаре...

Национальный вопрос - разумеется, очень сложный, и как он решается в современной России, почти никого не устраивает, конечно, и нас - русских. А наличие таких регионов, за которыми закреплена этническая принадлежность, как Карелия, или Еврейская автономная область - вовсе какое-то недоразумение - по этническому составу и титульному наименованию.

Но давайте, поставим вопрос принципиально: насколько остро народам России необходимы элементы государственности и определённые, «закреплённые» за ними, регионы? Кроме национал-амбиций и возможностей узкому кругу семей оказаться, как говорят, «в шоколаде».

Ведь если мина замедленного действия не является главной целью государства, то нужно внимательно посмотреть на то, какие ещё, кроме национал-суверенитетов есть механизмы сбережения, распространения и развития культур и языков народов, населяющих страну. Есть такой инструмент - национально-культурные автономии (НКА). Инструмент, эффективный во всём мире, но крайне плохо «раскрученный» в нашей стране. Ведь смотрите: собрались три татарина в сибирской глубинке, и учредили НКА своего сельского поселения. И деньги должны выделяться бюджетные всех уровней. На воскресную школу для изучения языков, на обучение игре на национальных инструментах, на ремёсла, кулинарию... Чтобы праздник татарский провести, соседей пригласить, угостить чак-чаком и треугольниками. Всё возможно.

Конечно, каждый этнос - свой особый случай, и наличие возможности создания НКА в соответствии с существующим в России законодательством - не исчерпывающая мера формирования и реализации национальной политики. Например, очевидно, что, нужна специальная особая забота государства о народах и языках, которым грозит исчезновение. Для этого - специальные программы, и они в нашей стране существуют, работают. А у татар есть не только федеральная и других уровней НКА, например, уже много лет функционирует «Всемирный конгресс татар». Очень статусная и важная организация, призванная решать общие проблемы татар в мировом масштабе. Существует также татарская «Милли Шура», множественные татарские национальные общественные организации. Всё это не запрещено, надо только работать. Не ресурсом административным пользоваться с целью натягивания на себя одеяла или даже чтобы «строить» всех, кто не принадлежит к твоему этносу и не кланы плодить, а заниматься самоорганизацией. Кстати, в новых условиях, когда Москва отменила обязательность неродных и «республиканских» языков, наши татары наконец фактически занялись собственной самоорганизацией. Стали собираться и вырабатывать «Концепцию развития татарского народа». Дело, разумеется, нужное, но чего столько десятилетий ждали? Рассчитывали на административный ресурс «титульного» для татар региона? В каком направлении двигался этот ресурс - расписано ясно в данной статье, и секретом никогда не являлось. И ведь данные явления не исключительны для тех или иных регионов, а проблема масштабов страны.

Сейчас не может быть сомнений, что бонусы, манной с неба упавшие узкому кругу лиц в регионах под видом развития национальных культур народов России, канут в лету. Не сейчас, конечно, но ведь звоночки об этом регионалам уже давались, и не только устами разных политиков федерального уровня. Федеральные округа когда ввели? Ещё в 2000-м, если кто забыл. И называемый везде мудрым Шаймиев тогда совершил ошибку, что не держал носа по ветру, что не налаживал активное взаимодействие с руководством Приволжского федерального округа, даже почти открыто не считался с этим руководством. В частности, с Сергеем Кириенко, у которого, как говорят, такая линия поведения руководства субъекта не только вызвала досаду тогда, когда он руководил округом, но и запомнилась впредь до сих пор, и играет, конечно, отнюдь не на предоставление Татарии большей самостоятельности, а совсем наоборот.

А сразу после февральской поездки президента Путина в Казань премьер Дмитрий Медведев утвердил «Стратегию пространственного развития до 2025 года», в которой сформированы 12 макрорегионов. Цель Стратегии - обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития России, сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни людей, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, обеспечение национальной безопасности. Всё здесь, в общем, ясно.

И последнее обстоятельство, определяющее целостность нашей страны, пожалуй, более всего - русские в республиках России. Ни больше, ни меньше - именно этот фактор и есть самый настоящий форпост целостности России. Не всегда, конечно, здесь идёт какая-то явная брань в этих регионах за целостность страны. Скорее, наверное, духовная брань, ведь не зря в гимне России страна наша называется не иначе как «Хранимая Богом».

Поэтому каждому, кто считает себя русским, православным, нужно не только в церкви, где произносится молитва «о Богохранимой стране нашей Российстей, властех и воинстве ея...», но и на домашней молитве, и на всякой другой поминать нашу страну и друг друга.

Без Бога нет ни России, ни русского человека, и надо просить молитв всех о упокоении православных воинов, павших при взятии Казани и всех православных воинов, за веру, царя и отечество живот свой положивших. Хотелось бы, чтобы в Калязине осталась привезённая мною сюда святая икона.

 

Икона Богородицы в образе игуменьи Казанского Зилантова монастыря над Храмом-памятником православным воинам, павшим при взятии Казани и собор всех казанских святых.

Здесь в центре - Божья Матерь - посреди Свято Успенского монастыря на вершине Зилантовой, горы правой рукой благословляя нас, а левой - удерживая посох игуменьи монастыря, поражающая им крылатого дракона - того самого Зиланта. Слева и справа от Неё - все святые земли Казанской - собор сорока девяти казанских святых, имена чьи прославлены, начиная с патриарха Гермогена, святителей Казанских Гурия, Германа, Варсонофия... Сверху же на Божью Матерь, монастырь и через Собор Казанских святых - ангелы спускают бережно Святой образ Её Успения, а у подножия горы - впереди, среди вод реки Казанки - Храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани, под спудом которого в символической пещере угадываются похороненные здесь православные воины, павшие при взятии Казани за веру, царя и отечество.

Видим мы все, что земля наша Российская сплошь прославлена святыми, Калязинская земля - не исключение. Как и земля Казанская.

Будем же, православные братия и сестры, молиться ко всем святым, в землях наших просиявших, и друг о друге, дабы пребывала страна наша во благоденствии и во благом единстве. Аминь!

Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения международной общественной организации «Русское собрание»

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Михаил Щеглов:
Математическое доказательство чуда?
Инженер по авиационным приборам из Казани Михаил Щеглов зафиксировал обрыв темпов роста заболеваемости коронавирусом в России, составив математическую модель динамики её развития
30.04.2020
«Всегда первый» Татарстан: эпидемия паники или гонения на православных?
Представители православной общественности Татарии начали открыто обращаться к главе региона с возмущением о закрытии храмов для верующих
15.04.2020
Казань как зеркало войны с коронавирусом в России
Из Казани эпохи коронавируса репортаж и рассуждения нашего постоянного автора Михаила Щеглова
03.04.2020
Чистый лист Путина?
«Обнуление сроков» надо рассматривать в контексте общей ситуации
20.03.2020
Калязинские послевкусия
Почему «Калязинские чтения» будут всегда актуальны. Размышления после конференции
12.03.2020
Все статьи автора
"Калязинский район – решение вопросов по-русски"
Дорожим достигнутыми результатами
Глава Калязинского района К.Г.Ильин выступил с отчетом об итогах работы за 2019 год
25.05.2020
И всё-таки лето, и всё-таки дети, и всё-таки краски!
А Парад Победы обязательно состоится!
23.05.2020
Калязинцы отметили День великой Победы!
«Наша память о героях и их подвигах - залог мирного неба над Россией!»
12.05.2020
День Победы всегда в нашем сердце!
Только некоторые возможности отметить День Победы во временных условиях ограничений
08.05.2020
День Победы: приближаем, как можем!
Города и веси России отмечают праздник Великой Победы во временных особых условиях
28.04.2020
Все статьи темы
"Калязинские Чтения Русского Собрания"
Калязинские послевкусия
Почему «Калязинские чтения» будут всегда актуальны. Размышления после конференции
12.03.2020
Поклонение деревне довело до неоязычества…
Дискуссия на РНЛ о будущем русской деревни получила неожиданное развитие благодаря публицисту «Матвеичу»
29.02.2020
Об идолопоклонстве и спасении в деревне
Послесловие к дискуссии, вызванной выступлением П.В. Тихомирова «Я против разговоров о необходимости возрождения деревни»
27.02.2020
Георгиевские кавалеры России
Доклад на на VII Калязинских чтениях
24.02.2020
Храм-памятник воинам в Казани
«Русское собрание» обратилось к главе региона и министру культуры о восстановлении объекта федерального значения
21.02.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Убить Бога – 2
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-27 19:24
Какой календарь правильный: юлианский или григорианский?
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-27 19:17
Влияние чипирования на духовную жизнь человека
Новый комментарий от Андрей Карпов
2020-05-27 18:57
Безмолвие, затвор и молитва вместо публичных проповедей
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-27 18:40
Цусимский бой в историческом интерьере
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-27 18:34
Восстание Игнатьева свидетельствует о слабости режима
Новый комментарий от Андрей Карпов
2020-05-27 18:32