29 января состоялось второе заседание пресс-клуба «Украина будущего», организованное «Федеральным агентством новостей».Трансляцию заседания осуществило ФАН-ТВ. В работе круглого стола приняли участие хорошо известные нашим читателям публицисты: Богдан Безпалько, Игорь Друзь, Юрий Подоляка и Павел Тихомиров. Вела встречу специальный корреспондент РИА ФАН в Москве Анастасия Алексеева.
Тема встречи - «Первые итоги получения Украиной Томоса. Прогноз развития событий до 31 марта».
Буквально накануне заседания пресс-клуба, в понедельник утром, я получил из Винницы текст «Обращения к органам местного самоуправления», в котором говорится буквально следующее:
«В связи с тем, что на протяжении прошедшей недели в отделения полиции Винничины из населённых пунктов Винницкого района и области пришли десятки жалоб от граждан относительно нарушения их прав на свободу вероисповедания, - с целью недопущения нарушения законов и Конституции Украины, ограничения прав и свобод граждан и пресечения совершения подобных фактов в будущем, даём разъяснение соответствующего законодательства, которым контролируются вопросы религиозной деятельности».
В этом «Обращении» до всех представителей местного самоуправления доводится, что самодеятельность в вопросе перехода из одной юрисдикции в другую решается исключительно на собраниях религиозной общины, а не территориальной.
«Поэтому все решения, которые принимают на собраниях территориальной общины относительно вопросов религии, являются незаконными и не могут быть исполненными.
Вывод: вмешательство территориальной общины в деятельность религиозных организаций будет нарушением статей 11, 35, 37, 140 Конституции Украины, следствием чего может быть призвание отдельных должностных лиц к ответственности по статьям 161, 178, 179, 180, 341 Уголовного Кодекса Украины».
Итак, мы видим, что ретивым активистам спущен недвусмысленный рескрипт, который должен поумерить рейдерский пыл.
Понятно, что всё это делается исключительно ради того, чтобы режим Порошенко не понёс никаких дополнительных репутационных потерь, которые сказались бы на его рейтинге.
Это всё - совершенно очевидные вещи. Но сейчас хотелось бы обратить внимание вот на какой момент во всей этой эпопее с томосом.
Если поставить действия патр.Варфоломея в контекст политтехнологий фабрикации новых политических наций, то придётся признать, что политтехнологи добились своих целей.
Обычно, рассуждая о проблеме автокефалий, делается акцент на том, что раз уж Православная Церковь на поствизантийском пространстве является атрибутом национальной государственности, то пока на Украине (и, кстати, в Черногории) нет канонической автокефальной церкви, то рано говорить о дозревании населения этих окраин Русского (и Сербского) миров до национальной самодостаточности.
Однако мы порою забываем вот о чём.
На Украине активные противники «Турецкой Церкви в Украине» (т.е. т.н. ПЦУ), т.е. верные канонической УПЦ - в противоборстве с политическими украинцами, оказывающими на них давление с целью перевода в новую структуру, - ТОЖЕ позиционируют себя именно 100% Украинцами.
Верные УПЦ ТОЖЕ публично дистанцируются от всего, что может позиционировать их в качестве «москалiв та путiнських прихвостнiв». И чем дольше будет продолжаться конфликт, тем дольше и обыденнее будет постулирование того, что православно верующие Украины будут демонстративно ДИСТАНЦИРОВАТЬСЯ от всего того, что является атрибутом принадлежности к Русскому миру.
Сколько бы мало приходов ни перешло в новую структуру, украинские православные будут публично демонстрировать свою нерусскость, а потом и антирусскость.
В качестве аналогии приведу ситуацию, с которой сербские патриоты столкнулись уже 10 лет назад.
В Черногории раскольническая структура расстриги Мираша вопиюще маргинальна. Однако, митрополит Амфилохий, вынужденно делая те или иные заявления, которые встраиваются в соответствующий контекст, по мнению пессимистически настроенных сербских аналитиков, уже убедил свою паству в том, что они - «черногорцы».
Черногорцы, а не сербы.
И если для старшего поколения в этом нет проблем: есть сербы-пречанцы, есть сербы-черногорцы, есть сербы-шумадийцы и т.д., то молодое поколение уже воспримет такую самоидентификацию совсем иначе:«Раз мы - черногорцы, значит мы не сербы».
На постмайданной Украине заканчивает формироваться политическая нация. И те, кто собирается захватывать храмы УПЦ, и те, кто их обороняет - искренне и во всеуслышание позиционируют себя именно в качестве политических украинцев.
Политтехнологи, разработавшие операцию «Томос», своей цели, по всей вероятности, достигли.
Павел Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»
11. Ответ на 10., Влад.Атласов:
10. Сталинист пошляк?
9. Ответ на 4., Влад.Атласов: серпом с Красного Знамени Великой Победы по яйцам антисоветчиков?
8. Дмитрий 7
7. Re: С захватами храмов на Украине «не всё так однозначно»
6. Ответ на 5., Павел Тихомиров:
5. кратенький репортажик
4. Вопрос
3. Re: С захватами храмов на Украине «не всё так однозначно»
2. И те, кто захватывает, и те, кто обороняет- украинцы