Пир царя и временное греховное наслаждение

Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю святых праотец

Пастырская проповедь 
0
1071
Время на чтение 3 минуты
Прославляя память святых праотец, которые из тьмы веков шли к Рождеству Христову, мы восхищаемся их мужеством и верой, и Церковь зовет нас не пугаться тьмы, даже если она сгустилась еще более чем тогда. Наступает мрак, когда только свет Христов, если только мы видим его на самом деле, позволяет различать очертания жизни. Но чем гуще тьма, тем ярче звезда Вифлеема для святых праотцев, а тем более для Христовой Церкви.

«Так написано, и так надлежало пострадать Христу» и тем, кто Христовы. Мы должны идти, ничего не страшась, потому что Посылающий скорби никому не дает не по силам. Идти, как Авраам, не зная дороги, но понимая цель. Идти, как Моисей, доверяясь руке Господней. О Моисее сказано, что он предпочел страдать вместе с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение.

Это греховное наслаждение — необязательно какие-нибудь серьезные грехи, а образ жизни, который называется у большинства «успешным»: благополучие, положение в обществе, что-то еще — то, что описывается в сегодняшнем Евангелии. Один поле купил — как будто весь мир приобрел, другой пять пар волов должен испытать — вдохновляющая, как праздник, работа, к третьему личное счастье пришло — и не надо ему больше ничего на свете.

Что мы можем сказать о людях, которые отказались придти на пир Царя, и о человеке, который вошел не в брачных одеждах? Мы знаем, что большинство отвернулось от Церкви. Царство Христово открывается в храмах Божиих неделя за неделей, и кому оно оказывается неинтересным, придумывает свои извинения.

Но Бог отвергает и тех, кто хочет войти в Царство, не исполняя волю Царя. Они извергаются во тьму кромешную, которая присутствует сегодня во всех делах и переживаниях отвернувшихся от Бога. Как будто ничего особенного не происходит, но человек оказывается предателем Бога. Как созвучно это: «Друг, почему ты здесь? Как вошел ты сюда не в брачных одеждах?» — тому, что сказал Господь в Гефсиманском саду, обращаясь к Иуде: «Друг, для чего ты здесь?» Без Гефсимании и Голгофы нет пира пасхальной веры.

Мы живем в мире, где всё сопротивляется Евангелию. Чтобы узнать силу Евангелия, надо узнать силу сопротивления Евангелию. Ветхозаветные праведники и пророки, которые всегда обличали неправду и нравственный распад, встречали сопротивление. Тем не менее они проповедовали Слово Божие. Мученики древние и новые знали, что выступая против беззакония и безнравственности, они оказываются в той же опасности, что и святой Иоанн Предтеча перед Иродом. И все же они шли на зов Господень.

Однако для большинства из нас сегодня ни мученичество (по крайней мере пока), ни скорби (хотя их с избытком), а скорее благополучие (хотя оно больше в мечтах) — то, что описано в притче, стоит на пути к празднику жизни. Мы должны испытать себя, увидеть, какие земные привязанности, предрассудки, желания, страхи, влияют на нас, не дают идти свободно ко Господу. Если бы мы пришли к Нему, мы вернулись бы с радостью. Мы узнали бы сопротивление живущего в нас греха, мы встретились бы с трудностями — и увидели бы силу Божию. Мы, как апостолы, с радостью вернулись бы и сказали: «Господи, и бесы нам повинуются!»

По мере приближения конца истории и по мере нашего приближения к Богу испытания веры становятся все более тяжелыми, и утешения — все более прекрасными. Исполненное присутствия Божия шествие Пасхи, когда Моисей вел народ из Египта через Чермное море — то, перед чем Церковь трепетно стоит в Рождественский Сочельник, накануне Крещения и в Великую Субботу, — это наш переход в Новом Завете через море бед, через смерть. И Сам Господь ведет Свой народ «рукою крепкою и мышцею высокою».

Когда мы верим Богу, мы получаем то, что может сделать Бог. Но когда мы верим себе, мы получаем только то, что могут сделать слабые люди, и остаемся такими же, какими были, — что называется, при своих интересах. Человек не спасается своими делами, потому поношение Христово мы почитаем для себя большим богатством, нежели египетские сокровища.

Самое драгоценное, чему мы должны научиться у святых праотцев — это то, что для них главнее всего было пришествие Мессии, и только Им, только ожиданием Его определялась вся их жизнь. Разве удивительно для нас, что столь большое внимание в Евангелии сосредоточено на последних временах, особенно на пришествии Господа, единственно способного все изменить? Церковь — больше, чем святые праотцы, — должна всегда быть устремлена ко Дню Господню.

Если скажет раб тот: «Не скоро придет господин мой», — и начнет есть и пить с пьяницами, предпочитая свой пир Пиру Господню, придет Господь в час, в который тот не чает, и рассечет его пополам, и часть его с неверными положит (Лк. 12, 46).

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Человек не может одним глазом смотреть вверх, а другим вниз
Евангелие вторника (Лк, 60 зач., 11, 34—41)
12.11.2024
Как мы можем уподобляться иудеям во времена земной жизни Спасителя
Евангелие понедельника (Лк, 59 зач., 11, 29—33)
11.11.2024
Как тебе имя?
Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
09.11.2024
Духовные отношения — самые высокие и святые в нашей жизни
Евангелие субботы (Лк, 36 зач., 8, 16—21)
09.11.2024
Жизнь каждого человека определяется его отношением ко Христу
Евангелие пятницы (Лк, 58 зач., 11, 23—26)
08.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Упорное неверие ни за что не хочет признать своего поражения
Евангелие четверга (Лк, 57 зач., 11, 14—23)
07.11.2024
Именование и образ нашей Церкви
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»
06.11.2024
Три образа молитвы
Евангелие среды (Лк, 56 зач., 11, 9—13)
06.11.2024
«Явление милости Божией»
По словам Патриарха Кирилла, мы не должны упускать из виду знаки Божиего благоволения, считать их стечением обстоятельств или случайностью
05.11.2024
Тайна Христовой молитвы
Евангелие вторника (Лк, 55 зач., 11, 1—10)
05.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 19:56
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 19:51
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41