Вчера в Тбилиси прошло заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Одной из тем обсуждения был вопрос об украинской автокефалии.
Текст итогового постановления в эфире Общественного телевидения зачитал епископ ГПЦ митрополит Алавердийский Давид (Махарадзе), сообщает ТАСС. В документе цитируется вступительное слово Предстоятеля ГПЦ Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, который «обратил внимание на то, что произошло на Украине, между Константинопольской и Русской православной церковью. Илия II отметил, что ситуация вокруг украинской церкви обострилась, по этому вопросу нет единого мнения и единодушия. РПЦ перестала упоминать Вселенского Патриарха, разорвала Евхаристический союз после того, как Вселенский патриархат начал процедуры для присвоения автокефалии украинской церкви. Илия II выразил печаль и беспокойство по поводу того, что существующий кризис углубился. Илия в своем выступлении обратил внимание на то, что в истории церкви было много испытаний и тягот, указав, что с помощью Господа Бога эти испытания были преодолены. Он выразил надежду на то, что и церковь с помощью Бога преодолеет и нынешнее испытание, и между церквями восстановится братское единство».
В свою очередь, митрополит Чкондидский Петр после завершения заседания заявил, как сообщает РИА Новости: «Мы дождемся развития событий и примем решение по поводу украинской церкви на следующем заседании Синода». Архиерей добавил, что «Грузинская Православная Церковь поддержит все справедливые решения». По его словам, Грузинская Церковь ожидает развития событий на Украине по вопросу предоставления автокефалии и озвучит свою позицию в январе на очередном заседании Священного Синода.
Еще один член Синода, митрополит Цилканский и Душетский Зосима, как сообщает портал «Грузия Online», заявил журналистам следующее: «В январе будет обнародовано постановление Вселенского патриарха и наша Церковь примет решение после. Сейчас мы воздержались. Грузинская Церковь поддержит автокефалию Украинской Православной Церкви». К сожалению, тбилисский корреспондент интернет-газеты «Взгляд» Дмитрий Александров неверно передал слова митрополита Зосимы, и материал в издании вышел под провокационным заголовком «Грузинская церковь приняла решение о признании украинской автокефалии».
На самом деле, решение опять отложено. Судя по комментариям некоторых грузинских синодалов, решение будет принято в январе после того, как 6 января патриарх Варфоломей выдаст в Стамбуле злополучный томос «митрополиту»-раскольнику Епифанию Думенко. Между тем, заседания Священного Синода ГПЦ проходят редко, в уходящем году они проходили два раза - в июне и декабре. Вполне вероятно, что Грузинская Патриархия «берет паузу» на полгода для раздумий, хотя, возможно, будет созвано и чрезвычайное заседание Синода для признания украинской автокефалии. Как бы то ни было, колеблющаяся позиция Грузинской Патриархии свидетельствует о серьезных разногласиях, которые существуют внутри Синода ГПЦ по вопросу украинской автокефалии.
Напомним, что 21 июня 2018 года Священный Синод ГПЦ на своем заседании рассматривал вопрос о возможности предоставлении автокефалии Православной Церкви на Украине. Членам Синода были зачитаны три послания: от Константинопольского патриарха Варфоломея, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, которые касались ситуации на Украине.
После заседания Синода митрополит Грузинского Патриархата, чье имя греческое агентство «Ромфея» не назвало, согласно сообщению издания, сказал, что Патриарх Илия II выразил глубокое недовольство украинским вопросом. «Его Блаженство не согласен с инициативами Вселенского Патриархата относительно Украины и признает законной исключительно Церковь под руководством митрополита Онуфрия», - сказал грузинский иерарх в интервью агентству «Ромфея».
Между тем, по информации того же агентства «Ромфея», вопреки позиции Патриарха и большинства Священного Синода Грузинской Церкви в поддержку автокефалии Православной Церкви на Украине якобы высказался митрополит Чкондидский Петр. Он в своих заявлениях для грузинских СМИ поддержал предоставление автокефалии Православной Церкви на Украине, обосновав свое мнение тем, что в стране с населением 40 миллионов человек должна быть независимая Церковь. «Я считаю, что у Украины должна быть независимая церковь, хотя Священный Синод Патриархата имеет разумную позицию», - добавил митрополит Петр.
А 30 сентября 2018 года было обнародовано заявление Грузинского Патриархата. В документе говорилось, что из-за непростой церковной ситуации на Украине недавняя инициатива Вселенского Патриархата привела к обострению отношений между Константинопольской Церковью и Русской Церковью. «Считаем, что на данном этапе необходимо воздержаться от предварительных оценок, пока каждая из сторон не зафиксирует официальную и окончательную позицию, основанную на нормах канонического права», - отмечено в документе.
В ГПЦ считают, что принимать решение по этой «весьма чувствительной и деликатной» теме прежде всего должны эти две Патриархии. «Обе Патриархии чувствуют ответственность перед миллионами православных верующих, берегут единство Православных Церквей, поэтому мы надеемся, что они всесторонне попытаются найти пути для мирного решения проблемы, о чем мы и будем молиться», - сказано в заявлении. Кроме того, Патриархия Грузии призвала всех воздерживаться «от каких-либо заявлений в адрес руководителей Вселенского Патриархата и РПЦ и не поддаваться эмоциям».
Затем, 8 октября 2018 года, Грузинская Патриархия заявила, что не поддерживает украинскую автокефалию. Дополнительное разъяснение было предоставлено после заявлений спикера Верховной Рады Андрея Парубия, в которых политик исказил слова Предстоятеля Грузинской Церкви после встречи с ним, сообщив о поддержке Святейшим Илией предоставления автокефалии Украинской церкви.
В официальном сообщении ГПЦ отмечалось, что в ряде СМИ распространяется необъективная информация по украинскому церковному вопросу. «Аналогичный инцидент произошел и после визита спикера Верховной Рады Украины - украинские телеканалы сообщили, что Грузинская Церковь поддерживает автокефалию украинской церкви, что не соответствует действительности», - говорилось в заявлении.
В ответ на слова Парубия о том, что украинцы стремятся к единой Украинской церкви, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II ответил, что «если бы это было сделано, то было бы приятным событием, но на данном этапе этого не видно», объясняют в Грузинской Патриархии. «Поэтому надо быть осторожным, чтобы не противостоять населению и не развивать еще более сложные процессы», - подчеркнул Архипастырь в ходе беседы со спикером Парламента.
«Что касается позиции Грузинской Церкви по вопросу автокефалии Украинской церкви, она остается неизменной - пока не зафиксируют своих окончательных официальных позиций на основании канонических церковных норм Константинополь и Московский Патриархат, Грузинский Патриархат воздерживается от комментариев», - разъяснили в очередной раз свою позицию в Грузинской Церкви.
С тех пор и Фанар, и Русская Православная Церковь определились со своими позициями, и эти позиции диаметрально противоположны. Согласия достигнуто не было. Почему же Грузинский Патриархат никак не может определиться?
Колеблющаяся позиция Грузинской Церкви, как мы отметили выше, связана с серьезными разногласиями среди Священноначалия ГПЦ. Среди них есть националистически настроенные архиереи, которые выступают за жесткое поведение в отношении Москвы, которую обвиняют во вторжении на каноническую территорию Грузинской Церкви. Речь идет прежде всего об Абхазии. Однако эти претензии несправедливы. Церковный кризис в Абхазии и Южной Осетии, действительно, до сих пор не преодолен, грузинские архиереи и священнослужители не могут вернуться на территорию республик. Но Русская Православная Церковь, несмотря на неоднократные настойчивые просьбы верующего народа и политического руководства Абхазии и Южной Осетии принять их в лоно Московского Патриархата, неизменно подчеркивала, что Южная Осетия и Абхазия являются канонической территорией Грузинской Православной Церкви. И это делалось вопреки чаяниям боголюбивого народа республик, который не хочет возвращаться в лоно ГПЦ и все эти долгие годы просится в Русскую Церковь. Конечно, наша Церковь, по мере сил, не нарушая канонического права, оказывает духовную поддержку верующим, особенно, в Абхазии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл регулярно встречается с руководством республик.
Некоторые архиереи Грузинской Церкви, к сожалению, не хотят признать, что, поддержав авантюры политического руководства Грузии, ГПЦ сама оборвала связи со своей абхазской и югоосетинской паствой. Но Русская Церковь, не будучи безучастной к страдающим людям, тем не менее всегда придерживалась канонического права и ни разу не усомнилась в том, что Южная Осетия и Абхазия являются канонической территорией Грузинской Православной Церкви.
И вот теперь Священноначалие Грузинской Церкви заняло выжидательную позицию по вопросу автокефалии Украины, делая вид, будто не понимает, что патриарх Варфоломей цинично попирает каноны. Что же делать, если Грузинская Церковь все-таки закончит колебаться и станет на сторону Константинополя? Может быть, Русской Православной Церкви тогда стоило бы решить наконец-то вопрос о принятии в свое лоно Южной Осетии и Абхазии? И нужно отдавать себе отчет в том, что, ежели это случится, виновата в этом будет именно Грузинская Патриархия, которая так и не может решить, на чьей же стороне правда в конфликте между Константинополем и Москвой.
Редакция «Русской народной линии»
54. на чьей стороне правда
53. Ответ на 51., Обломов:
52. Ответ на 51., Обломов:
51. На п.50 Алексу
50. Ответ на 49., Обломов:
49. На п.47 Алексу
48. Ответ на 47., Алекс:
47. Ответ на 46., М.Яблоков:
46. Ответ на 44., Алекс:
45. Re: Грузинская Церковь так и не смогла решить, на чьей стороне правда в конфликте Москвы и Константинополя