Как показывают последние события, в частности, заседание Синода Константинопольской Церкви, нет ни малейших оснований для самоуспокоенности. Более того, катастрофическому процессу, судя по всему, придана новая динамика: решены, если верить заявлению Синода, основные организационные и уставные вопросы предстоящего «объединительного собора».
Украинские власти ужесточили давление на архиереев и священников Украинской Православной Церкви, чтобы склонить часть из них к предательству. По
сообщению РИА Новости, президент Межпарламентской ассамблеи православия депутат Госдумы Сергей Гаврилов после встречи в Стамбуле с Синодом Константинопольского патриархата заявил, что, «как показала дискуссия, патриарх Варфоломей по-прежнему уверен в своей правоте». То есть нет никаких надежд на восстановление статус-кво или возобновление прямого диалога.
Сегодня появилось множество выступлений, интервью, статей, в которых всесторонне рассматриваются противоречащие канонам Церкви действия Константинопольского патриархата. Довольно часто делается вывод, что речь может идти не просто о нарушении канонов, но о повреждении основ вероучения Православной Церкви, о нарушении заповедей Христа, ибо в действиях Фанара усматриваются господство вместо служения, корыстный расчет взамен братской любви, попытка посредством ересей примирить Христа с Велиаром.
Очень характерно в этом плане интервью, данное архиепископом Константинопольской Церкви Иовом (Гечей)
Би-би-си. Оно настолько воинственно по своему содержанию, что вполне справедливо было названо «манифестом по уничтожению Русской Православной Церкви». Сразу же бросаются в глаза без конца повторяемые им как заклинание слова «на основе канонов», «согласно канонам».
Похоже, что речь уже идёт не о реализации чуждой Православию теории «вечного Рима», но о новой, где в «вечный Рим» влились и «вечный Лондон», о чём свидетельствует интервью архиепископа Иова данной британской вещательной корпорации, более похожее на «жалобу в обком», и «вечный Нью-Йорк», что продемонстрировала американская дипломатия, словом и делом включившаяся в «процесс создания» «новой православной церкви» на Украине.
Если кто-то полагает, что предоставление «в своё время» Украинской Православной Церкви автокефалии от Московского Патриархата не позволило бы событиям развиваться по негативному сценарию, то это заблуждение: Фанар давно уже ведёт себя подобным образом. То, что он уже без малого сто лет, с момента гибели монархии в России, создаёт или поддерживает раскольнические структуры, не является случайностью: этого требует его новая природа, чуждая Святой Церкви. Поскольку скрыть это невозможно, постольку и родилась в недрах Константинопольского патриархата идея под давлением постоянно действующего «Вселенского собора» и своей тотальной гегемонии исказить вероучение Православной Церкви настолько, дабы грань между ложью и истиной исчезла.
К сожалению, ряд Церквей пошли на поводу у Фанара. Это обновленчество мирового масштаба, когда им заражена и Церковь, имеющая право чести. Русская Православная Церковь, с помощью Божией, устояла в самый последний момент. Именно это и явилось причиной того, что процесс разрушения Русской Православной Церкви, инспирируемый и поддерживаемый фанариотами, перешёл в открытую фазу.
Обратите внимание на провокационный вопрос журналиста Би-би-си в указанном выше интервью (
адрес публикации): «...Чисто теоретически, может ли нынешняя ситуация привести к тому, что Вселенский патриарх просто заберет патриаршее достоинство у Московской кафедры или даже отменит РПЦ?». А вот лукавый ответ Иова (Гечи): «Конечно, это все делается не за день, и мы надеемся, что то, как ведет себя в данный момент Православная церковь в России, – это только временно, и это, можно сказать, такая рефлекторная реакция определенного возмущения, которое она испытывает. Мы надеемся, что она обратится к разуму и вернется в единение с Вселенским престолом, потому что Вселенский престол не желает рвать отношения с Православной церковью в России. Но если такая ситуация будет сохраняться в течение долгого времени, то конечно, Вселенский престол как Первый престол вселенского православия будет вынужден принимать определенные меры. Прибегнуть к определенным решениям, чтобы обеспечить единство церкви».
Что это, как не угроза? Да, во времена относительно мирные – она пустая. Но не трудно сообразить, что если, не дай Бог, «трансферт власти», о котором заговорили многие политологи, выльется в очередной виток смуты, то Фанар, без сомнения, объявит о том, что «Русской Православной Церкви больше нет», как он заявил устами Иова (Гечи) в данном интервью, будто «в Украине церкви Московского патриархата больше не существует».
Оправдывая свои действия, Фанар ссылается на церковные каноны. Однако
Священный Синод Русской Православной Церкви, излагая свою позицию по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви, недвусмысленно заявил: «В Православной Церкви нет и никогда не было единого административного центра на вселенском уровне». Да и с вопросом о первенстве чести не всё так однозначно, как то хотелось бы Фанару. Первенство чести предоставляется, как говорят каноны, постольку, поскольку город становится «царствующим градом», «градом царя и синклита».
В «Уложенной грамоте» об учреждении Московского Патриархата, под которой стоит и подпись Патриарха Константинопольского Иеремии, была зафиксирована следующая согласованная позиция иерархов Русской и Константинопольской церквей: «Воистину в тебе, благочестивом Царе Дух Святый пребывает, и от Бога сицевая мысль тобою в дело произведена будет. Праве и истинно Вашего благородия начинание, а нашего смирения и всего Освященного собора того превеликого дела свершение. Понеже убо ветхий Рим падеся Аполинариевою ересью, вторый же Рим, иже есть Константинополь, агарянскими внуцы от безбожных турок обладаем, твое же, о благочестивый Царю, великое Российское царство, третей Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивыя царствие в твое в едино собрася, и ты един собрася, и ты един под небесем христьянский Царь именуешися в всей вселенней, во всех христианах, и по Божию Промыслу и Пречистыя Богородицы милости и молитв ради новых чюдотворцов великого Российского царства Петра, и Алексия, и Ионы, и по твоему царскому прошению у Бога, твоим царским советом, сие превеликое дело исполнитца».
По существу, мы имеем документ, свидетельствующий о том, что Московский Патриархат признаётся «городом царя и синклита», что, естественно, влечёт за собою и предоставление первенства чести. Почему же первенство чести не перешло к Московскому Патриархату? Полагаем, что это случилось большей частью из-за позиции русской стороны: переход первенства чести к Московскому Патриархату поставил бы под удар Константинопольскую Церковь. Какой прок был бы тогда от неё турецкой стороне? Это, вне всякого сомнения, прекрасно понимали российские монархи и политические деятели. И вот ныне, вместо благодарности, Фанар не только уничтожает Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата, но и грозит «определёнными мерами» и «определенными решениями» Русской Православной Церкви.
При этом фанариоты ведут себя как распоясавшийся наглец: а ничего вы мне, мол, не сделаете, потому что сила на моей стороне. Но Господь наш и Бог наш Иисус Христос учит, как поступать в таких ситуациях: «Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2: 25-28). Каноны для Церкви, а не Церковь для канонов. Если священноначалие Константинопольской Церкви переродилось в волков и режет словесное стадо Московского Патриархата, то неужели нужно молча и безучастно взирать на это?
Московский Патриархат никогда не пользовался в полной мере своим правом «города царя и синклита». Но, раз уж так вышло, никто и ничто не мешает Патриарху Русской Православной Церкви, исходя из условий крайней необходимости, для пресечения зла, воспользоваться однажды первенством чести «царствующего града
Москвы», против чего не возражал Патриарх Константинопольский Иеремия, и созвать Вселенский Собор, на котором рассмотреть деяния Фанара. Думается, нынешний глава Константинопольской Церкви и те архиереи, что его поддерживают, вполне заслуживают извержения из сана и анафемы. Возможно, наступила пора вообще вычеркнуть Константинопольский патриархат из диптиха и прекратить существование этого «исторического недоразумения», коего пастыри, растерявшие и погубившие подавляющее большинство своих овец, нападают по-волчьи на чужие стада.
Не имеет, полагаем, значения, сколько Поместных Церквей откликнутся и примут участие во Вселенском Соборе: истина не бывает в меньшинстве, поскольку за нею Бог и святые Его. А первенство чести должно перейти, если следовать духу и букве канонов, патриархату Иерусалима, «потому что он город великого Царя» (Мф. 5: 35). Иерусалим сегодня воистину великий город: ежегодно сотни тысяч паломников со всего мира посещают дорогие Христу, Его Церкви, Божией Матери и каждому христианину святые места.
Думается, необходимо безотлагательно собирать Поместный Собор Русской Православной Церкви с таким расчетом, чтобы он перерос во Вселенский Собор. Пора оставить иллюзию, что с волками можно «договориться по-хорошему». Время не ждет: в словесное стадо Украинской Православной Церкви ворвалась волчья стая.
Вячеслав Макарцев, православный публицист, Нижний Новгород
1. автору