О гражданской лирике и не литературной критике о. Александра Шумского

Письмо Валерию Новоскольцеву

Бывший СССР 
0
1628
Время на чтение 7 минут
От редакции: Мы публикуем это, казалось бы, частное письмо автора к поэту Валерию Новоскольцеву, поскольку публикация небольшого цикла стихов последнего на РНЛ «Россия - 2018» вызвала оживленную полемику на сайте. А затем наш постоянный автор священник Александр Шумский написал гневную отповедь автору «Любовь и проклятие – вещи несовместные».

1. Литературное произведение есть сотворённый автором мир. Сотворённый словом по божьей методе, где читателю предлагается прожить жизнь, родившись с первой строчкой и умерев с последней. Несомненность метафизики этого мира, материи, из которого он сделан, ясность его онтологии, то есть представления о его сущностях - суть условия таких рождения, жизни и смерти. Вопреки всяческому буддизму, который стремится избавиться от любого мира, вопреки метемпсихозу, читатель может и желает множество раз проживать одну жизнь за другой в том же самом мире, в качестве того же самого себя. Литературных миров множество - в одних на час-другой с трудом умещается чьё-то одно «малогабаритное» сознание, в других - живут веками целые народы. Вместе эти миры образуют «соты» культуры, вселенной, в которую вселяется человечество.

Поэзия, привлекая к метафизике (материи, матери, той, что рождает) творчества звук, просодию, музыку радикально концентрирует пространство и время, помещая полноценный мир в несколько строк. При этом принципиальное требование к этому миру «родить» все сущности стихотворения из него самого сохраняется. Поэзия - упаковка растения или подвижного существа в семя и эмбрион.

Потому-то контрабанда предметов из мира социального, проникновение в ткань произведения «неопознанных» и нерожденных в нём объектов эту ткань рассекает и может привести к гибели создаваемого мира.

Особенно, если такая контрабанда - это привнесение социально-политических имён, имеющих наряду с денежными знаками самое широкое и самое обезличенное хождение за пределами литературы. Можно по-разному смотреть на необходимость или возможность присутствия автора в собственном произведении. Однако при любом раскладе в решении этого вопроса автор создаёт мир - а значит свободу и возможность движения, изменения для всех живущих в нём. Как творец, он свободен и защищён от всякой необходимости осуществлять функцию власти, хотя в созданном им мире может присутствовать тамошний жестокий правитель самого этого мира или же бушевать анархия. Здесь мы сталкиваемся с базовой проблемой гражданской поэзии.

Политики, люди власти давно определились в отношении поэтов, и их позицию обосновал и выразил Платон. Все, кто не служит власти, государству, должны быть изгнаны. Это общее свойство власти, не специфическое для эпохи или страны, тем более, для какого-то одного правителя (скажем, 21-го века, России и Путина). Власть безлична, ибо она есть то, чему добровольно подчиняется большинство. Она есть политическая рефлексия, отражение народного характера (а характеры отдельных людей всегда есть конкретные воплощения и выражения характера народа). В ней нет ничего, чего не было бы в народе. Насилие в делах власти применяется между конкурентами «на трон», к меньшинству (при слабой власти), но к народному большинству его применить невозможно. И поддерживают власть вовсе не из страха (хотя страх при этом может иметь место), даже если она пользуется механизмом репрессий. «И правильно, так ИМ (репрессируемым) и надо», - говорит народ и бодро пишет доносы, пользуясь ново-обретённой грамотой.

Автор литературного произведения ради творческой способности обязан быть личностью и созданный им мир безотносительно к способу присутствия/отсутствия автора есть отпечаток этой личности. Персона власти по-необходимости безлична, поскольку выражает реальный социальный консенсус и паразитирует на мире уже данном. По Ивану Солоневичу лучший русский царь - середнячок. Гениальность и величие в делах власти ужасны. Чехи (современные) гордятся тем, что их демократические лидеры - серейшие посредственности. Для тех, кто власть для себя определяет как служение, это безличие - жертва, тяжкий крест. Для злоумышленника - возможность произвола и вседозволенности. Но в обоих этических пределах и между ними властвующий для поэта - концентрированное выражение толпы. В большинстве случаев поэту не должно к ней обращаться. Однако, именно потому, что власть имеет этическое измерение, а значит внутренний конфликт и противоречие, ибо иметь этику вовсе не имея личности невозможно - поэт может обратиться к властителю с вызовом - прожить жизнь читателя в созданном именно для этого произведении. С этим же вызовом тогда нужно обратиться к народу, к толпе. Это и есть гражданская лирика, но никак не привнесение внешней и чужеродной для стихов фигуры властителя в сам текст, его упоминание, описание, квалификация и проч. Поскольку вот это последнее уже есть непосредственно борьба за власть, или, как минимум, против неё, то есть политика. Но не за слабые стихи изгоняют поэтов, где поэты сами политиканствуют, а за сильные - где они обходятся совершенно без власти и стоят выше её, увлекая тем и остальных.

2. То, что написал о Вас и Ваших стихах честной отец, мне представляется никакой не критикой, поскольку в его тексте не приводится никаких оснований для суждения. Ни тех, что представляю выше я, ни каких-либо других. Это просто психологическая реакция читателя. Тем более странная для духовного лица, возведённого в сан, поскольку речь идёт о весьма мирских делах, в которых ему бы следовало от суждений воздержаться. Впрочем, он ведь ещё публицист и писатель. Очень современно.

Не вижу никакой поэтической крамолы, «неуклюжести» во фразе о «сербе и греке». Понятно о чём речь (и тот, и другой - другие, нерусские православные). На мой вкус, тут не хватает баланса метафоры, поскольку на грека поговорка нашлась и ассоциировалась даже со второй поговоркой, а серб остался без поговорки вовсе. Но это - смысловой, а не языковой уровень, о котором пишет «критик».

Совершенно не по делу попало под раздачу стихотворение о Москве. Оно сугубо настроенческое, вообще лишено каких-либо политических коннотаций. Потому и адресовано В.Пенькову. Мне этот мир знаком - в точно такую Москву приехал я в 1980-м. Блок и «Двенадцать» в финале - не лозунг, а эстетическая характеристика города альтер-эго Москвы - Петербурга. Но уж если пошла психологическая реакция - всё будет свалено в одну кучу. Не говоря уже о том, что сам Блок ни к какой революции не призывал - она была для него естественно-исторической данностью, неизбежностью, и решал Блок задачу её поэтического проживания, сообщив даже о методе: революцию, по Блоку, нужно слушать как музыку. Что важнее, так это то, что стихотворение для Пенькова, настроенческого поэта по поводу традиционных настроенческих оснований, также является заявкой на жанр всей подборки: изъяснение настроения, создаваемого исторической трагедией, преступлением и подлостью. Это действительно заявка и поэтическая задача, она сформулирована и поставлена. Поскольку настроение при этом должно быть мощнее истории. Личность - та, что выше истории - представлена настроением. Шекспир на такое не претендовал - Гамлет безумствовал, а не «настраивался». Но пришла пора, наверное, «замахнуться на Вильяма нашего...». Правда и оценивать результат придётся той же меркой.

Ваш «Путин» мне решительно не нравится. И вовсе не из-за моей политической позиции (а иного типа отношения к реальному Путину у меня нет), а ровно потому, что выскакивает он у Вас, как чёрт из табакерки, не имея отношения к собственному пространству произведения. И ликвидирует собой всё остальное. Что он Вам дался? Потому что правит именно сейчас? Почему не Горбачёв? Не Ельцин? Горбачёв был политически невежественен - в 1996-м я имел удовольствие провести с ним несколько часовых бесед в контексте его курьёзной избирательной кампании. Путин хотя бы грамотен. Ельцин пьянствовал и готов был за свою должность отдать столько власти в США, сколько потребуют. И сепаратистам тоже. Если Путина ждёт естественный конец, его «смоет», как и царя, то ведь и коммунистов «смыло», их никто не свергал. Изменились времена, изменились люди. Я считаю методологически принципиально неверным противопоставление «режима» «народу», «стране» - точно также противопоставляли «большевиков» и «народ» белоэмигранты (народу и большевикам проигравшие), гитлеровские стратеги и идеологи, власовцы и прочие исторические неудачники. Ф.Степун пытался оправдать Власова противопоставлением «родины» и «отечества». Всё это - двоемыслие от бессилия, хитроумие и лукавство. Гитлер был и есть плоть от плоти немецкого народа, и не только юнкеров и бауэров, но поэтов и музыкантов, философов и художников, офицеров и священников. Хотите макать Путина в выгребную яму - макайте, только вместе с текущим русским народом. Поскольку они суть одно - в политическом смысле. Как метко определил Ростислав Ищенко - наше население более всего пугает тем, что всерьёз мечтает - и даже требует, ожидает объединения лучших сторон жизни в СССР и США при избежании всех негативных сторон обоих вариантов. Но это - всё о политике как таковой. А вот гражданская поэтика должна предложить «макаемому народу» пожить в пространстве такого литературного мира, чтобы он смог и был вынужден нечто тем самым понять. Не думаю, что в данной подборке это удалось сделать в полной мере. В отличие от иных Ваших произведений многие слова тут вызвали у меня желание заменить их, отредактировать, найти лучший вариант. И совсем не по идеологическим причинам. А потому, что расфокусирован смысл, получается что-то вроде ложного намёка, возникает ощущение стремления провести мысль исподтишка, чего у автора на деле нет. Или есть? Возникает недоверие к тексту, читатель «садится на измену».

Однако никакой пропаганды в Вашем тексте нет, конечно, есть просто Ваши оценки и утверждения. Местами - из-за пределов поэтического, по крайней мере в смысле, обозначенном мною выше. Нет у Вас приёмов навязывания, соблазна и проч. О проклятии вообще говорить не приходится - проклинающий приносит себя в жертву ради своего проклятия, либо же в жертву приносят его сами проклинаемые. Иначе какое же это проклятие? Вы же от саморазрушения весьма далеки. И слава Богу.

Много ли таких, как Ваш строгий «судия»? Сразу прилагающих штампы? Немало. Но ради других, не таких, как он, нужно быть, мне кажется, точнее, поэтичнее и, как это ни странно, может быть, прозвучит - яснее, жёстче, определённее, откровеннее, глубже - если речь идёт о гражданской поэзии. Неотвратимее. Поскольку поэт выносит приговор, который обжалованию не подлежит. Просто в силу принципиальной монологически своей позиции.

Засим остаюсь искренне Ваш Тимофей Сергейцев
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

26. Частушка

Эта - записана в Олонецкой губернии: Кардинатор - бегемот, Каминтатор - обормот. Переставить их местами - Будет всё наоборот!
Яков Яковлевич / 01.10.2018, 12:51

25. Ответ на 14., Даневский Саша:

О.Александр Шумский своей духовной властью пользуется, чтобы указать на искажение истины и грех. Не понимаю, почему Т.Сергейцев так дерзко и непочтительно спорит с ним.

В стихах как раз-то показана настоящая картина страны.Правда не показано как из всего этого выходить.А о.Александр критикует стихотворение за намеки на вину власти.Но ведь разве не власть отвечает за состояние страны!
Влад.Атласов / 01.10.2018, 12:27

24. Ответ на 22., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

А вы?Задайте сей вопрос себе.

"Ты первый начал" (с). Уважения не заслуживают. Это не премия.
Анна де Бейль / 01.10.2018, 12:21

23. Ответ на 20., Анна де Бейль:

А вы?

Задайте сей вопрос себе.

22. Ответ на 14., Даневский Саша:

О.Александр Шумский своей духовной властью пользуется, чтобы указать на искажение истины и грех. Не понимаю, почему Т.Сергейцев так дерзко и непочтительно спорит с ним.

Истинно так, уважаемый батюшка Александр Шумский верно выявил темные стороны тех стихотворений. Надо любить свою родину. Тем более, если она Святая Русь. Вот для либералов воспевающих "дивный западный мир" https://www.youtube.com/watch?v=_aVMNTvveE8 https://www.youtube.com/ watch?v=_aVMNTvveE8 США, Западное общество - Система враждебных людей У России есть великое духовное богатство и она еще скажет свое слово всему миру. Когда люди и общество все мерит деньгами - то это безумие.
ВладимирАз / 01.10.2018, 10:25

21. Ответ на 18., Даневский Саша:

Повидал я всякого:Васькина и Якова...Жаль, что форум эР-эН-эЛ Безнадёжно обмелел! Вы подметили важный момент. Стихи-то и правда похожи на детские дразнилки.

Частушка. Есть такой формат в русской поэзии. В далёком 1989-м (май, Москва) был я участником IX-го Всесоюзного совещания молодых писателей СССР. В семинаре поэта Владимира Фирсова. И познакомился с известным советским поэтом - Николаем Старшиновым. А тот всю жизнь собирал частушки - в его коллекции было чуть не 30 000 самых разных частушек...включая совсем уж неприличные. Как пример частушки приличной (весна 1989г.) приведу частушку про М.С.Горбачева: По талонам горькая, по талонам сладкое... Что же ты наделала, голова с заплаткою?!
Koordinator / 01.10.2018, 10:21

20. Ответ на 17., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Повидал я всякого:Васькина и Якова...Жаль, что форум эР-эН-эЛБезнадёжно обмелел!Мелко и глупо. Вы не вызываете уважаения.

А вы?
Анна де Бейль / 01.10.2018, 10:19

19. Ответ на 15., Андрей Карпов:

Каюсь, не ожидал, от Вас, персоналиста.. Алаверды! )) Что мне мера палат и весов, Как измерят они мои тысячу снов? Где Герой я, а все, кто пониже - Копошатся пускай в грязной жиже. Всем, кто выше, клюкой Фразибула Я главу отсеку - поделом им! Есть лишь я и прокрустово ложе - Эталон: кто выше, кто ниже.
Полтораки / 01.10.2018, 08:53

18. Ответ на 13., Koordinator:

Повидал я всякого:Васькина и Якова...Жаль, что форум эР-эН-эЛБезнадёжно обмелел!

Вы подметили важный момент. Стихи-то и правда похожи на детские дразнилки.
Даневский Саша / 01.10.2018, 07:20

17. Ответ на 13., Koordinator:

Повидал я всякого:Васькина и Якова...Жаль, что форум эР-эН-эЛБезнадёжно обмелел!

Мелко и глупо. Вы не вызываете уважаения.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Тимофей Николаевич Сергейцев
Все статьи Тимофей Николаевич Сергейцев
Бывший СССР
«Радонеж» хочет стать иноагентом?
О провокационной программе православного радио
09.07.2024
День памяти Дмитрия Тимофеевича Трубецкого
Сегодня мы также вспоминаем государственных деятелей А.Б.Куракина, О.П.Козодавлева и А.А.Катенина, генерала К.Ф.Казачковского, публициста В.Ф.Корша, Героя Советского Союза М.С.Фомина, академика А.И.Мальцева и Князя Императорской крови Дмитрия Александровича
07.07.2024
Освобождение Руси от монголо-татарского ига
Сегодня, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, мы чтим память священномученика архиепископа Митрофана (Краснопольского) и вспоминаем адмиралов А.В.Елманова, М.Н.Васильева и писателя М.Н.Загоскина
06.07.2024
Зачем возвращают роман «Как закалялась сталь» в школьную программу: Гимн труду или "апофеоз идиотизма"
Перечисляем все "за" и против" возвращения романа «Как закалялась сталь» в школьную программу через 30 с лишним лет
05.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ректора-взяточники ненавидят ЕГЭ
Новый комментарий от Константин В.
14.07.2024 05:25
Из истории антисистем в России. Старообрядцы-самосожженцы. Что это было?
Новый комментарий от Александр Волков
14.07.2024 04:44
«Мы сплотим людей таким сочинением»
Новый комментарий от Александр Волков
14.07.2024 04:38
Письмо коллеге и соратнику
Новый комментарий от Игорь Бондарев
14.07.2024 04:13
К русскому вопросу
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
14.07.2024 03:05
Не надо фарисействовать!
Новый комментарий от Русский танкист
14.07.2024 02:59
«Сейчас особое время – духовной передышки для всех нас»
Новый комментарий от Александр Волков
13.07.2024 16:30