Просто ответить по существу на сложные вопросы - это дар, который зависит далеко не только от уровня подготовки и жизненного опыта. Кто-то, имея огромный объем знаний, только запутает спрашивающего своим ответом; кто-то, имея большой жизненный опыт, может посчитать его уникальным, и предлагать применять там, где он неприменим. Но если мы обратимся к Евангелию, то увидим, как Христос Спаситель просто и по существу отвечал на вопросы тех, кто старался найти в Его словах то, что можно было бы поставить Ему в вину. Сразу вспоминаются история с женщиной, которую застали во время прелюбодеяния, ситуация с вопросом о налогах в Рим. В обоих случаях спрашивающие думали, что нашли вопрос, на который невозможно ответить, вопрос-ловушку. В первом - если Господь скажет, что с провинившейся нужно поступить по закону (забить камнями), то Он покажет Свою жестокость. А если скажет простить, то значит поощряет супружеские измены. Во втором случае - ответ, что нужно платить налоги Римскому императору означал настроить против себя тех, кто грезил о возрождении Израильского царства; ответ, что платить не нужно - делал Христа преступником в глазах Римской империи. И в обоих случаях мы видим, что ответы нашлись, внешне настолько простые, что, читая Евангелие, мы даже не замечаем тех подтекстов, которые были в вопросах. Про женщину Спаситель сказал, чтобы тот, кто без греха первый бросил в нее камень. И писал что-то на песке. Что Он писал, мы не знаем; но, судя по реакции тех, кто был только что готов убить схваченную ими, может быть они увидели свои грехи и поняли, что, вынося сейчас суд, выносят его себе. Священное Писание говорит, как люди, обличаемые совестью, один за другим ушли, а потом Господь сказал женщине, чтобы она шла и больше не грешила. Во втором случае ответ кажется еще более простым - показывая на монету с изображением Римского кесаря (императора), Господь сказал, что нужно отдать кесарю кесарево, а Богу Божие. Так что простые ответы на сложные вопросы возможны, но только тогда, когда Господь открывает отвечающему, как ему правильно ответить; при этом уровень подготовки и жизненный опыт отвечающего также имеют большое значение.
Книга иеромонаха Михаила (Чепеля) «Человек в поисках истины. 360 ответов телезрителям», вышедшая в 2018 году в Москве в издательстве «Синтагма», - как раз один из примеров того, как в наше время, среди обилия информации, в потоке которой можно, кажется, утонуть, возможно доступно и по существу отвечать на разноплановые и разнозначимые вопросы, волнующие конкретных людей. Она выросла из ответов на духовные вопросы, которые отец Михаил (Чепель) давал в телевизионном эфире в рамках программы «Вечерний Ейск» в 2016-2017 годах. Естественно, никакой человек не может отвечать так кратко и точно, как Господь в Евангелии. Поэтому вопросы и прозвучавшие на них ответы были отредактированы с учетом требований к печатному тексту; в некоторых случаях - дополнены цитатами из Священного Писания, святых отцов и другими, которые упоминались или подразумевались при комментировании. В целом же книга раскрывает не только уникальный жизненный и духовный опыт человека, который сумел реализовать себя в самых разных направлениях деятельности, но и соизмерение этого опыта с Евангелием, с учением Церкви.
До того как стать священником, иеромонах Михаил (Михаил Иванович Чепель), закончивший философский факультет Московского государственного университета, был психологом и философом, служил в органах МВД СССР, где занимался воспитательной, оперативной, преподавательской и научной работой. Его научные исследования были связаны с решением оперативных задач в экстремальных ситуациях отрядами милиции особого назначения и психологической подготовкой работников спецслужб. Затем была деятельность в коммерческих структурах. С 1991 года М.И.Чепель начинает жить церковной жизнью, как православный христианин. С 2002 по 2013 год он являлся генеральным директором Благотворительного Фонда Святителя Николая Чудотворца. Был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года. Награжден многими орденами Русской Православной Церкви, имеет другие награды. 27 января 2013 года митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном был рукоположен в сан иеромонаха. В 2013-2014 годах по благословению Священноначалия находился в Королевстве Таиланд, где нес ответственные послушания в Представительстве Русской Православной Церкви, в том числе настоятеля храма Покрова Божией Матери в окрестностях Патайи, и. о. наместника Успенского мужского монастыря в Ратчабури, духовника Представительства.
Кажущаяся простота ответов оборачивается проникновением автора в глубины экзистенциального и онтологического опыта личности, становление которой происходит как постоянный выбор и реализация дара свободы воли, осознание своего места по отношению к тем кто рядом, к самому себе и через это - к Богу.
Решение отца Михаила о публикации своих работ, которые десятилетиями писались им, что называется «в стол», оказалось знаковым событием, которое многим помогает в обретении жизненных ориентиров. За первые же три года произведения отца Михаила были переведены на английский, немецкий, итальянский, испанский, грузинский, тайский, калмыцкий языки; как представляется - это только начало пути написанного им к читателям.
Алексей Александрович Федотов, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Ивановского государственного химико-технологического университета и Ивановского филиала института управления, член Союза писателей России