По данным Переписи 2010 года, русские составляют абсолютное большинство москвичей – 91,65%. Вместе с рядом других народов они составляют этнокультурное большинство в 95% постоянного населения города. Как бы мы ни относились к результатам переписи, которые, конечно, вызывают сомнение, Москва была и есть в целом - единый город, город единого народа, в котором комфортно также и представителям национальных меньшинств.
Правительство Москвы не смогло переломить ситуацию и в сфере миграции и в национальной сфере. Каковы перспективы Москвы как центра русского мира? Они, увы, вызывают серьёзную озабоченность. Мы можем это достояние утратить и столкнуться с совершенно непонятной и чуждой для нас ситуацией, в которой пребывают западные мегаполисы.
С 1990-хх годов продолжается неконтролируемое разрастание Москвы, превращение её в чёрную дыру России. Постоянное население Москвы и Московской области (а это фактически одно целое) в 2018 году составило 19 млн. плюс 2,5 млн. мигрантов. Итого только официально 21,5 млн. человек. С незарегистрированными и временными мигрантами около 25 млн. Это 17% населения России – почти одна пятая страны на одном пятачке!
Количественный рост рано или поздно переходит в качественный – Москва утрачивает своё традиционное единство. Это действительно произошло: в начале-середине 2000-хх годов, то есть уже при сегодняшнем, политическом режиме, обозначилось совершенно новое явление. В Москве появились массовые мигранты из Средней Азии, чуть ранее с Кавказа, которые составили сотни тысяч, а сегодня уже и миллионы людей другой этнокультурной реальности. Ответственны за эту больше, чем чудовищную ошибку, власти России и Москвы, применительно к Москве – в первую очередь бывший мэр. Её можно сравнить с современным нашествием так называемых беженцев-мигрантов в страны Евросоюза.
Между прочим, этого не было ни в СССР с его интернационализмом и дружбой народов, ни даже в ельцинской России. Состав и характер миграции в Москву в СССР жёстко контролировался: сюда массово никого не везли из Средней Азии и Кавказа, понимая последствия. Сюда попадали, как правило, только лучшие, действительно необходимые люди, специалисты, - представители других народов, которые становились достоянием и органической частью города. Условия же для улучшения жизни советских граждан из других народов создавались на их исторической родине, обеспечивая их развитие.
Уже по итогам 2015 года, Россия заняла третье место в мире по количеству мигрантов - 11,9 млн. чел., - согласно ежегодному докладу Международной организации по миграции (МОМ), опубликованному 19 апреля 2016 года. Первое место традиционно отведено США, с 46,6 млн. мигрантов; а второе место ФРГ - 12 млн. человек. Таким образом, Россия вписывается в глобальные тренды перемещения избыточного азиатского населения в страны с европейским населением.
Большинство из них, как известно, оказывается в Москве и Московской области. «Наибольшее число иностранных трудовых мигрантов привлечено в экономику Москвы (26,1% на конец 2017 года)» (Щербакова Е.М. Миграция в России, предварительные итоги 2017 года).
Удельный вес мигрантов, которые не вписываются в этнокультурное большинство, оценивается в 10-15% от постоянного населения Москвы, или в 1,5-2,5 млн. человек. На них нужно делать поправку данных переписи. Да, они как бы временны и могут уехать домой, но они уже живут здесь более десятилетия.
В 2015-2016 годах Правительство Москвы предприняло попытку навести порядок и взять под контроль сферу миграции и межнациональных отношений, заморозить рост мигрантов. В конце 2015-начале 2016 годов было организовано массовое обсуждение в префектурах и экспертном сообществе, с участием рядового актива мэрии в районах, которое, видимо, кому-то не понравилось. В июне 2016 года с большими проволочками была принята Стратегия национальной политики города Москвы на период до 2025 года. Она содержит ряд новых положений в пользу этнокультурного единства города, поэтому интересующимся темой рекомендую с ней ознакомиться. Однако она в основном не выполняется: и реалии и факты говорит об обратном. Сохраняются тенденции разрастания и мультикультуризации Москвы.
В Москве отсутствует активная и взвешенная миграционная и национальная политика, нацеленная на стратегическую перспективу и учитывающая традиции города, проводимая в интересах абсолютного этнокультурного большинства в 95%. Сегодня уже можно сказать, что в целом, несмотря на некоторые достижения, национальная политика столицы оказалась не удачной и не последовательной. Несмотря на некоторые позитивные сдвиги, такие, как принятие стратегии национальной политики города, замораживание создания новых национально-религиозных анклавов, создания системы учёта и частичной адаптации мигрантов, ограничение в Москве транспортного «проходного двора» Евразии, миграционная и национальная политика не смогла переломить негативные тенденции. Национальная политика не имеет необходимого ресурсного, финансового, кадрового и административно-политического обеспечения, чётких целей и задач, контроля за национальными и миграционными процессами. Вместо неё имеют место мантры о многонациональности, контакты с отдельными представителями диаспор, фольклорные праздники с ограниченным охватом москвичей.
Важнейшей причиной непрерывной концентрации населения в Москве и создания здесь гигантского конфликтного мегаполиса с отчуждёнными этнокультурными общинами является навязанная западом и его агентами токсичная и патологическая схема неравномерного территориального развития России и Евразии, ведущая к обезлюдению других регионов и бегству избыточного населения в столицу и реализации замещающей миграции. Преодоление этого сценария через промышленный и инфраструктурный рост является важнейшей задачей России, но она займёт длительное время. А меры для сохранения Москвы нужно принимать уже сейчас.
В 2017 году за январь-июнь поставлено на миграционный учёт в Москве 1 млн. 377 тыс. В том числе с целью работы 772 тыс. Снято с миграционного учёта 370 тыс. В 2018 году за тот же период - 1 млн. 638 тыс. Больше на 261 тыс. В том числе работа 855 тыс. – больше на 83 тыс. чел. При этом, в целом по стране поставлено меньше на миграционный учёт 1 млн. 200 тыс. чел.! Растёт миграция именно в Москву. Прирост в 261 тысячу – это 2% постоянного населения города. 1 млн. 638 тыс. только официальных мигрантов, (а сколько неофициальных?!) – то 13% населения Москвы. (См. здесь; здесь).
«По абсолютному числу прибывших на постоянное место жительства или с целью длительного пребывания, как и в предшествующие годы, безусловным лидером … оставалась Московская область – более 334 тысяч человек за январь-декабрь 2017 года. Практически не отставала от нее в прошлом году и Москва (328 тысяч человек)» (Щербакова Е.М. Миграция в России, предварительные итоги 2017 года).
Миграционный прирост населения Москвы за 2017 год составил 2,6% общей численности москвичей.
Это говорит о негативных результатах миграционной политики именно в Москве. Москва продолжает, как «резиновая», разбухать со скоростью как минимум 2,6% в год, а на самом деле, больше. За 10 лет такими темпами Москва разбухает на четверть, а то и на треть населения. Если правильные тенденции на сокращение населения Москвы и были, то они остались в лучшем случае, на бумаге. Вместо этого мы видим частичную адаптацию мигрантов и бесконечные призывы к многонациональности.
В чём выражается разрастание мигрантского сообщества? В Москве образуется своя альтернативная большинству социальная и национальная система, индустрия воспроизводства миграции и обеспечения мигрантов. Мигранты – это особое сословие. Это заметно всем.
Это свои магазины, кафе, ночные клубы со своими звёздами эстрады, гостиницы, медицинские центры, религиозная и национальная одежда, юридические фирмы, риэлтерские фирмы по подбору жилья, контроль со стороны диаспор за целыми сферами трудоустройства, арендой помещений для магазинов в микрорайонах; спортивные клубы, в том числе единоборств, микрофинансовые организации. Для остальных москвичей это непрозрачно.
Инокультурные мигранты, как внешние, так и внутриросийские, были и остаются важным источником преступности в Москве (их доля в столице среди преступников выше средней по стране), представляя собой опасность для москвичей с точки зрения бытового насилия, грабежей, краж, торговли наркотиками, теневой экономики, торговли людьми, недобросовестных услуг. «Приезжие совершают в Москве 75% изнасилований, 90% преступников - выходцы из стран Азии, заявил в четверг на круглом столе "Профилактика и противодействие насилию в отношении женщин" замначальника управления уголовного розыска ГУМВД Москвы Михаил Трубников» два года назад (РИА Новости).
Мигранты – главная питательная среда для сообществ религиозного экстремизма и терроризма, который в 2010-е годы стал приобретать среднеазиатское происхождение, срастаясь с мигрантскими слоями. Первую волну в 2014-2017 гг. силовикам удалось погасить, однако условия остались, и она может возобновиться в любой момент. В свою очередь, это вызывает конфликт с этнокультурным большинством столицы.
Мигранты массово работают не только в строительстве, ЖКХ, промышленности, инфраструктуре, вытеснив оттуда представителей большинства, но и в всё больше занимают такие социально значимые в мегаполисе сферы, как торговля, услуги, общественное питание, автотранспорт, в частности, такси. Этому способствует открытость рынка труда России и Москвы для стран – членов Евразийской союза. В том числе и с другой этнической и цивилизационной принадлежностью большинства населения, например, Киргизии и Казахстана. Как бы мы ним дружески не относились, они вступят в конкурентную борьбу за место под солнцем в Москве. Ни адаптация, на интеграция мигрантов проблему не решат.
Рано или поздно, вопреки воле большинства и установкам властей, это приведёт к созданию в Москве неконтролируемых территориальных экономических, религиозных и этнических анклавов, а также к политическому, культурному и криминальному давлению на властей и москвичей.
Опасное разрастание Москвы – это главная проблема Москвы. Это комплексная проблема, в которой нарушение сложившихся пропорций национального состава – лишь одна её часть.
Концентрация населения России и Евразии в Москве, в том числе и этнокультурного; превращение в мультикультурную смесь с глубокими противоречиями, – это следствие негативной геополитической и экономической стратегии, навязанной западом России, противоречащей интересам как русской нации, так и других народов Евразии, заинтересованных в развитии своих государств и территорий, а не в бегстве населения в Москву. По нему шли западные государства с целью создания неравенства. Они нам его навязывают в худшем виде. Это не наш путь.
Нужно изменить стратегия развития страны в целом, и Москвы в частности, нацелив её на деконцентрацию населения и экономики в мегаполисах.
Но изменение ситуации в регионах России и Евразии наступит не сразу, а Москва между тем растёт за счёт миграции.
Что нужно сделать срочно? Москве нужна новая альтернативная, гораздо более резкая ограничительная политика в сфере миграции, межнациональных отношений и роста населения.
Уже сегодня нужно принять ряд серьёзных мер заградительного характера, которые защитят наш национальный и социальный мир, Москву и москвичей.
Приостановить расширение Москвы и массовую коммерческую жилую застройку Москвы, увеличение плотности жилой застройки, (также и Ближнего Подмосковья). Право на покупку жилья в Москве представить только москвичам. Приостановить массовый рост численности населения Москвы за счёт миграции.
Для зашиты Москвы не обойтись без общегосударственных решений. Ввести визовый режим РФ с государствами Средней Азии и Закавказья.
Усложнение натурализации в Москве для внешних и внутренних мигрантов вне специальных квот (лимита).
Целенаправленное сокращение инокультурных мигрантов - работников в ЖКХ и в стройкомплексе Москвы. Замена их гражданами России, Украины, Белоруссии.
Сохранение пропорций традиционно сложившегося в городе национального, этнокультурного и религиозного состава постоянного населения. Недопустимость его изменений за счёт миграции.
Недопущение создания национальных, религиозных, этнокультурных анклавов. Ликвидация существующих.
Ограничение на использование неграждан РФ в сферах торговли, общепита, услуг Москвы.
Введение единых культурных стандартов поведения в городе, соответствующую традиционному укладу жизни москвичей.
Обеспечить равенство представителей всех национальностей перед законом, недопустимости избегания ответственности этническими преступниками, преимущество прав человека и гражданина РФ над правами национальных, этнических и религиозных групп.
Объявление Москвы центром русского народа, государственности, русской культуры и русского языка. Создание русских и московских культурных центров на базе традиционной русской, православной, советской и современной культуры.
Власти придётся пойти на непростые решения, затрагиваюшие интересы индустрии мигрантов (но идут же они на непопулярное среди 93% россиян повышение пенсионного возраста!).
Очевидно, что при отсутствии воли сверху, и кандидатам в мэры и московским политикам, альтернативным С.С. Собянину, предстоит взять на себя роль инициаторов их введения ряда непростых жёстких мер ради сохранения Москвы и нашего мира в Москве. Не поздно среагировать и действующему мэру.
Сергей Дмитриевич Баранов, кандидат социологических наук, Москва
7. Re: К выборам мэра: «нерезиновая» альтернатива для Москвы
6. Re: К выборам мэра: «нерезиновая» альтернатива для Москвы
5. Re: К выборам мэра: «нерезиновая» альтернатива для Москвы
4. Re: К выборам мэра: «нерезиновая» альтернатива для Москвы
3. Re: К выборам мэра: «нерезиновая» альтернатива для Москвы
2. Re: К выборам мэра: «нерезиновая» альтернатива для Москвы
1. Re: К выборам мэра: «нерезиновая» альтернатива для Москвы