«ЕСПЧ с сочувствием отнесся к подобного рода “перфомансам”»

В Представительстве Русской Православной Церкви при Совете Европы прокомментировали решение ЕСПЧ по делу кощунства в храме Христа Спасителя

Кощунство в Храме Христа Спасителя 
0
1837
Время на чтение 5 минут
13 августа Представительство Русской Православной Церкви при Совете Европы опубликовало на своем сайте свои комментарии к решению по делу Марии Алёхиной и других участниц панк-группы «P-y Riots» (заявление № 38004/12), которое Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес 17 июля 2018 года. Пресс-релиз ЕСПЧ по данному делу опубликован на сайте ЕСПЧ.

Заявление было подано в ЕСПЧ в 2012 году и касалось жалоб заявительниц на осуждение российским судом и приговора их к различным срокам тюремного заключения за попытку исполнения своих песен в московском Храме Христа Спасителя в 2012 году. Также Суд рассмотрел жалобы заявительниц на блокировку доступа к видеозаписи с их выступлением вследствие признания видеозаписи «экстремистской».

В своём решении Страсбургский Суд нашёл нарушения прав заявительниц, гарантированных статьями 3, 5 § 3 и 6 § 1 (с) Европейской Конвенции по правам человека. Эти нарушения касались условий транспортировки заявительниц в зал судебных заседаний и условий, в которых они пребывали во время судебного процесса, в том числе в зале судебных заседаний. Страсбургский Суд признал также некоторые нарушения процессуальных прав заявительниц (отсутствие надлежащего обоснования российским судом необходимости продления содержания заявительниц под стражей, ограничения возможности их беспрепятственного общения с адвокатами).

«В тексте данного решения для верующих людей самым важным является оценка судом ситуации, имевшей место в Храме Христа Спасителя в 2012 году, - отметили в Представительстве Русской Православной Церкви при Совете Европы. - В частности, в пункте 214 решения признается, что перфоманс, совершенный в Храме Христа Спасителя “может рассматриваться как нарушение принятых правил поведения в месте религиозного поклонения”. Этот вывод суда заслуживает положительной оценки, так как панк-группа совершила действия, неприемлемые для поведения в месте религиозного поклонения, и которые верующие однозначно называют богохульством, а значит оскорбительным для их убеждений. Участницы акции самовольно вторглись в храм, заведомо планируя свое провокационное выступление, несовместимое с предназначением храма, и таким образом грубо нарушили порядок внутренней жизни религиозной общины, право на который гарантировано законом».

В пункте 214, ЕСПЧ признает, что поведение заявительниц нарушало права верующих христиан и, таким образом, привлечение заявительниц к ответственности и наложение государством на них определённых санкций могло быть оправдано защитой прав других граждан. Однако суд воздерживается от предложения конкретных наказаний.

Шестью голосами против одного, ЕСПЧ нашел нарушение статьи 10 Конвенции (свобода слова и самовыражения) в связи с вынесением обвинительного уголовного приговора против них с наказанием в виде тюремного заключения. Суд признал, что [государство] имеет право реагировать на нарушение правил поведения в месте совершения религиозного обряда. Однако Суд решил, что вынесение наказания в виде лишения свободы за то, что участницы группы «просто носили яркие одежды, размахивали руками и ногами, используя при этом нецензурную лексику, без анализа содержания их песен или смысла такого представления, было крайне строгим [по отношению к их поведению наказанием]».

Единогласно Суд нашел также нарушение статьи 10 Конвенции выраженное в блокировке доступа к видеозаписи их выступления в Интернете. «Национальные суды не объяснили, чем была вызвана необходимость такого запрета. Они лишь подтвердили общие заключения лингвистической экспертизы, не проводя при этом никакого самостоятельного анализа».

В Представительстве отметили, что «безусловно, именно иск скандальной панк-группы стал причиной судебного разбирательства, а потому суд интересовало прежде всего соблюдение прав ее участниц, в частности, на свободу выражения мнений, гарантированную статьей 10 Конвенции. В то же время перед судом стояла гораздо более серьезная правовая проблема. Суд по сути решал: должна ли свобода самовыражения гарантироваться государством, если некоторые граждане стремятся реализовать данную свободу в местах собраний верующих, предназначенных для религиозного поклонения? Напомним, что религиозная свобода и совместное исповедание религии также гарантировано Конвенцией (статья 9) и национальным законодательством. В демократическом обществе есть места для митингов, СМИ, многие другие способы и площадки для свободного выражения мнений. Должны ли места религиозного поклонения стать такой свободной площадкой для граждан с любыми религиозными, нерелигиозными или даже антирелигиозными взглядами? Может ли светское право обязать религиозные общины предоставлять свои здания для политических или общественных манифестаций по заявкам граждан или общественных объединений или даже без таковых? Именно такие вопросы были поставлены перед обществом действиями панк-группы в 2012 году.

К сожалению, признанием нарушения статьи 10 Конвенции, ЕСПЧ по сути разрешил или, по крайней мере, с сочувствием отнесся к подобного рода “перфомансам” в местах религиозного поклонения. При этом существовала вполне реалистичная альтернатива данному подходу Страсбургского Суда. Эта альтернатива была сформулирована судьей от Испании Марией Элосеги, выразившей особое мнение и не согласившаяся с тем, что в данной ситуации была нарушена статья 10 Конвенции».

В частности, судья из Испании подчёркивает, что христиане имеют право свободно совершать молитвы и Богослужения без страха стать жертвами враждебного или даже агрессивного протеста в пределах своих храмов. Согласно принципу пропорциональности, цель заявительниц (выразить их политическую позицию) не оправдывает те средства, которые они для этого избрали (п. 9 особого мнения).

Ссылаясь на особое мнение ещё одного судьи ЕСПЧ, высказанное ранее в другом решении, судья Элосеги утверждает, что «... у государства имеется позитивное обязательство защищать права верующих на свободу собраний, гарантируя уважительное отношение к местам совершения Богослужений со стороны государственных и негосударственных лиц. Если же такие места совершения обрядов подвергаются нападениям, то государство обязано расследовать такие случаи и наказывать виновных» (там же).

Кроме того, по мнению судьи Элосеги, выступление заявительниц в кафедральном соборе унижало достоинство православных христиан, оскорбляло их 9 (п.11 особого мнения). Как считает испанская судья, действие статьи 10 Конвенции не распространяется на подобные случаи поведения в церкви и в других культовых сооружениях (п. 7 особого мнения судьи).

В комментарии Представительства Русской Православной Церкви при Совете Европы отмечается: «Именно особое мнение испанской судьи в отношении нарушения статьи 10 является сбалансированным и свидетельствует о стремлении защищать права всех граждан без исключения, и таким образом утвердить доверие к международным правовым институтам, а также создать правовой прецедент для взвешенного и справедливого рассмотрения подобных дел на национальном и международном уровне в будущем, особенно в непростое время проявлений радикализма и экстремизма. Весьма важно, что оно предлагает путь, необходимый для обеспечения мирного сожительства представителей различных мировоззрений и взглядов в демократическом обществе. Такое мирное сосуществование всех членов многонационального и многоконфессионального общества может быть достигнуто лишь при условии взаимного уважительного отношения каждого к мнению и позиции других сограждан, конечно, при условии, что такие взгляды и позиции не имеют экстремистской или антиконституционной направленности».

Согласно положениям статей 43 и 44 Европейской Конвенции по правам человека, решение Палаты не является окончательным. На протяжении трёх месяцев после вынесения решения, каждая из сторон имеет возможность подать ходатайство о пересмотре дела в Большой Палате. Если такое ходатайство будет заявлено, собрание из пяти судей будет рассматривать вопрос о том, заслуживает ли данное дело дальнейшего анализа и пересмотра Большой Палатой. Для того, чтобы дело было направлено в Большую Палату, решение суда «первой инстанции» (обычной Палаты ЕСПЧ) должно касаться вопроса, по которому отсутствует постоянная установленная практика Суда, или такая практика должна быть различной по одной и той же категории дел. Также рассмотрение дела Большой Палатой может быть оправдано, если решение по делу будет иметь важное значение для дальнейшей практики Суда.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Кощунство в Храме Христа Спасителя
Какая мобилизация нам нужна?
В призывах к мобилизации нет внятной и живой идеи
13.01.2023
Станет ли кощунство нормой светского общества?
Об очередном фотографировании нагишом на фоне храма: что делать и кто виноват?
12.01.2022
Приходская ферма
Рассказ
08.02.2021
Циничный плевок в лицо гражданам России
Международный Фонд славянской письменности и культуры требует расследовать провокацию «Pussy Riot»
08.10.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45