В сентябре 1904 года, в своем поместье Пеккала, в финском уезде Руовеси, в кругу семьи тихо скончался семидесятипятилетний адмирал Российского императорского флота Оскар фон Кремер. К этому времени уже восемь месяцев на Дальнем Востоке бушевала Русско-японская война. В апреле 1904 года телеграф уже донес о гибели на минной банке броненосца «Петропавловск», а вместе с ним на дно ушли более шестисот моряков и командующий Тихоокеанской эскадрой С.О. Макаров с художником-баталистом В.В. Верещагиным. Вся Россия содрогнулась от горя. Адмирал фон Кремер мало интересовался теми далекими событиями. Болезни и возраст брали свое... Наверное, до бывшего начальника Морского технического комитета императорского флота доходили слухи о том, что взрыватели крупнокалиберных снарядов не всегда срабатывали даже при ударе о броню, что переувлажненный эфиром, по методикам МТК, пироксилин в снарядах тлел не взрываясь, не нанося врагу никакого ущерба, что таблицы артиллерийских стрельб были разработаны лишь на дистанцию в три морские мили, считавшуюся - предельной... Кому сейчас может быть известно - о чем думал престарелый адмирал, неторопливо гуляя по своему имению. О дальних походах, штормах, портах разных стран. Наверное.
Но, оказывается адмирал Российского императорского флота Оскар фон Кремер на финише своей непростой жизни еще очень переживал... за запрет ношения в карманах, и за голенищами сапог коренными жителями Суоми - финских ножей, а еще - и урезания полномочий сейма Великого княжества, о вывесках на русском языке у присутственных мест в Гельсингфорсе. В общем, как любой порядочный финн Оскар фон Кремер мечтал о независимости своей родины от огромной, мрачной России. Об этих мыслях уходящего в вечность адмирала Российского флота поведала нам книга финского историка Хейкки Тииликайнена «Адмирал трех императоров Оскар фон Кремер», вышедшая в издательстве «Атлас Арт» на русском языке в 2014 году. По странному стечению обстоятельств эта книга появилась в продаже в Северной столице в начале текущего года. Стоит довольно дорого, около трех тысяч рублей. Наверное, залежится на полке...
Эта книга - очень подробное жизнеописание истории жизни одного из деятельных адмиралов флота Российской империи. Прошедшего путь от кадета до полного адмирала. Не столь известного в кругах российских историков флота, но и не забытого в России.
Оскар фон Кремер. Лейтенантом флота он стоял рядом с адмиралом П.Нахимовым на бастионах Севастополя. Отмечен он, в числе других флотских командиров, заслуженными наградами. Распорядительный и деятельный офицер быстро (как это было возможным в императорском флоте) шел по карьерной лестнице, помогала тому близость к членам Императорской фамилии, с которыми его сводила судьба, замечательное образование и эрудиция офицера, полученная в Морском корпусе, знания и навыки, полученные в ходе многомесячных походов.
В общем, Хейкки Тииликайнену удалось составить биографию весьма выдающегося человека своей эпохи, за что ему как историку честь и хвала. Помогло Тииликайнену, конечно же, огромное количество эпистолярных документов, оставленных адмиралом. Любил Оскар фон Кремер писать письма, эссе, своим родственникам и начальству, чем, несомненно, облегчил труд исследователя своей биографии, обладал адмирал и несомненными литературными способностями. Едва ли не треть текста книги Тииликайнена - письма, рапорты и сообщения фон Кремера. Но, что сразу же бросается в глаза, при подробном знакомстве с более чем двухсотстраничным фолиантом финского историка: удивительная «финноцентричность» всего этого произведения и несомненный русофобский душек, что раз за разом проявляется в повествовании. Буквально на каждой странице книги или колкость в адрес порядков Российской империи, или сентенция автора по поводу деятельности чиновников метрополии в Великом княжестве. Местечковость суждений и ограниченность мышления автора, к сожалению, сыграет с ним злую шутку. Но об этом чуть ниже.
Адмирал российского флота предстает, прежде всего, как борец за независимость Суоми от огромной, зачастую варварской России, правители которой спали и видели, как покуситься на финскую идентичность. Ужасная Реакция (именно так с большой буквы) и генерал-губернатор Бобриков (без инициалов) сводились к формальным областям жизни автономного княжества. К попыткам унифицировать ситуацию в Финляндии с остальной империей. В тексте повествования перечисляются большие и маленькие обиды и совсем крохотные обидки. Ничего не забывают мелочные душонки! Оказывается в конце 19 века финнов... заставили платить налоги в казну Российской империи! Был введен цензорский устав, ограничены права землячеств. Представьте себе - удивительная колония России - Финляндия - десятилетиями не платила в императорскую казну ни копейки налогов, получая миллионные дотации, принимала, как должное, строительство дорог, мостов, портов. А как такая обидка. Оказывается, финских молодых людей без экзаменов принимали в петербургские учебные заведения, платя им из казны по 500 рублей в год (очень немалая для 19 века сумма) дотации, и ... даже на это обижается автор, поскольку по данному поводу дразнили в Петербурге абитуриентов из Суоми - «пятисотрублевыми апостолами». Как тут не скукситься! Ну, а цензура царствовала по всей территории империи, иногда ослаблялась, иногда свирепствовала. Но, разумеется, она не была сравнима с военной цензурой времен Маннергейма, когда щюцкоровцы запросто могли пристрелить непатриотично настроенного писаку. Но разве можно здесь проводить аналоги?!
И над всеми этими историческими коллизиями «настоящий финн» - Оскар фон Кремер, кто, по мнению автора, делал все от него зависящее, чтобы обуздать реакцию на своей родине. И вовсе неважно, что по национальности он не финн, а чистокровный остзейский немец. Родился он на территории Великого княжества только потому, что забросила в этот угол империи военная судьба его отца. И писал свои длинные опусы-письма родственникам из Петербургского морского корпуса, из осажденного врагом Севастополя, из многих иностранных портов литературно одаренный Оскар на немецком или на шведском языках. Литературный финский язык тогда еще только формировался. Но для автора, немец-финн приемлемее. Ведь, не русский, - главное!
Сосредоточенность Хейкки Тииликайнена на проблематике истинных и мнимых фактов притеснений Великого княжества Финляндского в Российской империи не дала ему, как историку скрупулезно проработать весь материал. Издание просто пестрит фактическими и фактологическими ошибками. Более ста обидных «ляпов» насчитал в «Адмирале трех императоров...» старший научный сотрудник ГМ «Музей обороны и блокады Ленинграда» Александр Голубев. Кстати, по факту Оскар Кремер служил не трем, а четырем императорам России, о чем он сам извещает в книге. Автор десятки раз в повествовании путает названия и типы кораблей и судов, должности тех или иных героев, порой опускается до откровенных нелепых сплетен, будто бы будущий герой Севастополя адмирал П.Нахимов был женат на девице еврейско-французского происхождения, имел с ней детей. Сплетня эта была запущена ненавистниками адмирала еще при жизни Павла Степановича, опровергнута даже специальным расследованием, проведенным по инициативе Нахимова. Закоренелый холостяк Павел Степанович всего себя отдавал флотской службе, его завистники распускали про него нелепые слухи, в том числе - о, якобы, нелепой женитьбе. Что не подтверждается десятками биографов Нахимова. Подбирать же подметные домыслы историку не комильфо.
Десятки раз автор путает даты, названия городов и портов, «придумывает» несуществующие награды и должности, говорит нелепости о тактическом применении сил флота. О том, например, что крупные артиллерийские корабли строились лишь для обстрела побережья. Сколько раз автор твердит о замечательных деловых и интеллектуальных качествах фон Кремера, «назначив» его даже на должность морского министра России, кем последний, разумеется, не был. Увы, на практике нет ни одного сколь-нибудь прорывного решения по флотским делам, имеющее отношение к Оскару фон Кремеру. Даже будучи председателем Морского технического комитета, Кремер лишь послушно выполнял волю Генерал-адмирала флота, Великого князя Константина, увы, и на нем есть часть ответственности за поражения России в войне с Японией.
В преамбуле произведения Хейкки Тииликайнена не раз повторяется, что его произведение - весьма значимый труд финской историографии, что автор внес серьезный вклад в историческую науку страны Суоми. Но, увы, на серьезное историко-научное произведение опус Хейкки Тииликайнена не тянет - и, прежде всего, из-за явной тенденциозности произведения.
Если это серьезная работа финского историка - не дорого стоит вся финская историография. Единственно в чем преуспел автор «Адмирала» - в утверждении «финноцентричности» своего произведения. Но тогда можно без всякого стеснения назвать «Адмирала трех императоров» - историко-пропагандистским опусом. А девизом к работе Хейкки Тииликайнена можно поставить: «Финляндия - центр Вселенной!». В этом может быть и виделась автору цель публикации. Ну, а цель, как мы помним, оправдывает средства. Но это уже из другой оперы.
Николай Евгеньевич Комаров, военный журналист, капитан 2 ранга запаса, член Союза журналистов Санкт-Петербурга
3.
В период с 1809 по 1917 год 300 финляндцев избрали карьеру офицера русского флота. Десять из них, включая О.Кремера, стали полными адмиралами, 19 - вице-адмиралами, 42 - контр-адмиралами. Из 300 человек свыше 70 достигли адмиральских чинов - это факт, говорящий о многом. Объяснением может служить строка из письма молодого лейтенанта О.Кремера своим друзьям-однокашникам в Финляндию из Севастополя накануне осады: «Нахимов - настоящий моряк. У него многому можно научиться… Похоже, я ему понравился, особенно когда он узнал, что я финн».
2. Ответ на 1, СТРОИТЕЛЬ:
1. Re: Служил России адмирал…