Памятник – от слова память. Ключевое первое или…

Критические заметки диакона Игоря Ларина о церемонии открытия монумента в честь Великой войны в Царском Селе

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1025
Время на чтение 5 минут
Начало Великой Войны для России стало концом её великой судьбы. Объективная оценка итогов с разрушительными последствиями для страны – ужасает. Прежде всего, тотальным вырождением национальной основы – Веры. Той, что была источником роста и развития государства-империи; той, что по сути образовала его много лет назад. Веры не религиозного догмата, а как нравственно-идеологического стержня нации.

Данная заметка-репортаж рассказывает о «церемонии» то ли открытия, то ли «мероприятия по освящению» необычного Памятника (кому или чему, скажем позже). Но сразу заметим, город, которому история подарила классические произведения архитектуры и скульптуры, подобные события должен осознавать как общественно-значимые и соответственно относиться к ним. Хотя бы с позиций внятного осмысления предлагаемых скульптурных образов, а также качества их художественного воплощения…

Итак, Санкт-Петербург, 2014 год. 100-летие Первой мировой войны – патриотический подъём и всеобщее головокруженье. Местный губернатор Георгий Полтавченко с неизменными чётками ожидаемо появляется с визитом в мастерской академика-скульптора Владимира Горевого. Ожидаем и итог придворно-одобрительного осмотра скульптуры - тренда года «1914». Вот цитата Губернатора: «Будет правильно в дни, когда мы вспоминаем ту войну поставить памятник военному священнику, который вдохновлял воинов на подвиги. Русские солдаты внесли огромный вклад в победу наших тогдашних союзников в Первой мировой войне. К сожалению, та война у нас была на долгое время забыта, но мы должны помнить о величии подвига наших солдат и на восточном, и на западном фронте». 

А далее на протяжении четырёх лет происходили метания, обзывания и уговоры разной степени приличия администрации Пушкинского района с идеей установить данное изваяние в данном районе. За скобками оставим компетенцию и уровень людей, принимающих такое важное решение. В итоге наступил август 2018-го с долгожданным финалом (поистине булгаковским по жанру, драматургии и участникам действа) и ещё палящему зною на месте события. Итак, Царское Село 1 августа, день памяти святого старца Серафима Саровского и начала Великой войны.

С любезного разрешения Владимира Эмильевича Горевого я присоединился к группе его учеников и друзей, прибывших в Пушкин на микроавтобусе. По приезде все мы удручённо заметили отсутствие белого покрывала на скульптуре, общую атмосферу духоты, раскалённого воздуха и местечковой безмятежности. Слонялся технический персонал, настраивая аппаратуру, подтягивались разморённые воины разных родов подчинения близлежащих в/ч (военные вертолётчики, моряки, четвёрка «почётного караула» в тёплых, байковых кафтанах с карабиновыми муляжами). Ничего не говорило и не напоминало о каком-то важном, масштабном торжестве. Перед глазами открылся вид на Соборный сквер-площадь с пыльными дорожками и яркими декоративными цветами на газонах. Белый трёхкупольный классический храм св. Екатерины, а перед ним… несколько шокирующее чёрное крючковатое явление с тремя винтовками штыками ввысь. Н-да! 

Сразу первая мысль о непродуманности ансамбля с точки зрения эстетики и художественного эффекта. То есть, если подойти ближе к этой странной, черной на фоне белоснежного собора композиции, в ней можно угадать бронзовую фигуру священника (с непропорциональной, нескладной и воздетой ввысь благословляющей рукой-мечом). Стоит изваяние на прямоугольном постаменте из полированного гранита, с загадочными латинскими буквами, которые нависают над пятачком с двуглавым орлом. У подножия простенькая табличка, воткнутая в клумбу, на ней следующая информация: «Памятник Великой войне «1914 год». Так! 

Сведущему глазу сразу бросается несоответствие заявленной идеи-смысла своему воплощению. Для сравнения, аналогичный памятник «Полковому священнику» из Малоярославца, во-первых, размещён не перед входом в храм, и символизирует он победу Креста над поверженным орудием-врагом в наступательном, уверенном движении победителя. Здесь же, если говорить о композиции «Молебен», налицо вопиющие незнание элементов иерейского облачения – на священнике нет фелони, хотя не забыта епитрахиль и он держит в руке молитвослов. Для чего тогда винтовки, для антуража? Но если требник умещается в руке, зачем оружие «в кадре», которое на поле боя, правда, иногда использовали как аналой. Но главное, как название памятника «1914» олицетворяет этот одинокий, диковатый священник. Вообще вопросы множились, а чем глубже и откровенней выяснялась природа странного монумента, тем более он становился чужим и несуразным.

Затем началась торжественная часть, которую если анализировать, цитировать и пытаться осмыслить, то получится вполне среднестатистическое собрание ячейки «Единой России» совершенно неважно по какому поводу. И хотя, если вице-губернатор А.Говорунов говорил увлечённо, связно, а измученный недугом епископ Маркелл - не спеша (монолог-завещание грядущим поколениям), ректор Академии им. Репина бодро и гладко (о творцах и их творениях), сам ваятель В.Горевой с улыбкой о чём-то вечном, ветеран полковник-чекист, даже не вспомнить о чём, а благотворитель В.Заренков, вспомнив «деда, погибшего от газа», закончил микрофонную часть – все радостно согласились, как хорошо, что все мы сегодня собрались. 

А почему случилась Война, почему нужно её помнить, изучать, правильно излагать, почему слабость веры разрушила общественное сознание и в итоге - предательство и пустота, – про это не то чтобы забыли сказать, просто и не думали…

Сухой остаток. Полку монументального абсурда прибыло (об этом уже сказано). Многие яркие, характерные «булгаковские» детали также бросились в глаза. Ну, например, полное отсутствие военных священников, не говоря уже о самом Военном благочинном епархии, архимандрите Алексии (Ганьжине). Также очень показательны размеры букетов при возложении. Огромный розовый исполин в руках Заренкова откровенно перекрыл официальные штучные розы Говорунова и Омельницкого. От духовенства, кроме отца Леонида, с цветами не подошёл никто. Было очень жаль, что главный мотор и душа этого благородного дела – увековечение памяти погибших русских воинов и военного духовенства, священник Леонид Марков скромно и почти по-монашески простоял в толпе, странно выделяясь чёрной скуфьёй в такой невыносимой жаре. 

Скорее всего думал о том, что и комплекс мемориальный, и скульптуру, и место для него можно было бы найти достойней, но только после серьёзного заинтересованного обсуждения. Чтобы не на бегу, под дату или выделенный бюджет. Чтобы само место соответствовало искренней молитве-размышлению о забытом подвиге ненужных жителей потерянной и загубленной страны.

Диакон Игорь Ларин, публицист
 
1 
 
1 
 
1 
 
1 
 
1 
 
1 
 
1 
 
1 
 
1 
 
1 
 
1 
 
1 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Памятник – от слова память. Ключевое первое или…

Да уж, весьма странная скульптура....
ЕвгенийО / 03.08.2018, 08:45
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Игорь Ларин
Национальное достоинство или личная выгода?
Диакон Игорь Ларин о IV Международной научной конференции «Ильинские чтения» в Санкт-Петербурге
01.05.2017
Царская конференция в Сологубовке: как это было
Фотоотчет диакона Игоря Ларина
24.03.2017
Все статьи Диакон Игорь Ларин
Александр Сергеевич Пушкин
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07