Зачем нужны туалеты в храмах?

Несмотря на протесты прихожан, реставраторов и биологов, чиновники проталкивают идею сортиров в святыне

Новости Москвы  Программа-200 
0
11714
Время на чтение 7 минут

Уже более 700 000 прихожан поставили свои подписи под обращением против устройства туалетов в православных храмах России.

В настоящее время по поручению Минстроя России ООО «Институт общественных зданий» Москвы, к.а.н. А.М.Гарниц совместно с архитектором А.Н.Оболенским, АХЦ «Арххрам» и инженером-промышленником М.Ю.Кеслером разработали совместно новый СП-118 «Храмы Православные. Правила проектирования». На основании этого СП-118, как и в предыдущего СП 31-103-99 «Строительные Правила Здания, сооружения и комплексы Православных храмов», предлагается в притворе православного храма делать туалеты.

Некоторые священнослужители, опираясь на данный СП 31-103-99, в 1999-2018 гг., стали размещать санузлы под алтарем храма, в стене основного здания, в колокольне на 1 и 2-м этажах. Данная норма используется не только в объеме нового строительства, где, возможно, есть вентиляция, но и в памятниках истории и культуры храмового назначения. Здесь установка вентиляции практически невозможна без смены планировки и убранства храма.

Проведенные исследования на кафедрах Микробиологии, Микологии и альгологии МГУ им. М.В. Ломоносова показали, что канализация и санузлы, расположенные внутри храма и не имеющие мощного вентиляционного оборудования, приводят к застою воздуха, заселению стен храма патогенными микробами, распространению плесени, что сильно отражается на состоянии памятников архитектуры и культуры. Это в письменном виде утверждают специалисты Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор г. Москвы).

Патогенные микробы опасны для здоровья клира и прихожан. Полагаем, что данная норма обернется большими финансовыми вложениями в реставрацию храмов, лечением самого клира и отторжением прихожан от храма из-за невентилируемых запахов аммиака и сероводорода, плесени, спор грибков и патогенных микробов фекальной массы.

В качестве примера предлагаем фото стен православного храма Святителя Николая в Трех горах на Новом Ваганькове (Нововаганьковский пер., д. 9, Метро 1905 года), в котором был организован туалет, в результате чего все стены сильно поражены черной плесенью.

В жизни Православной Церкви были разные времена. После 1917 года к власти пришли люди, которые не только рушили православные храмы по всей России, они, стараясь осквернить святыню, на месте алтаря устраивали общественные туалеты. В начале 90-х начался расцвет православной веры в России. Православные храмы вернули Церкви, убрав из них установленные там унитазы и умывальники.

Но, оказалось, что не всё так гладко. Появились люди, которые хотят вернуть туалеты в храмы уже под иным, лукавым предлогом.

На территории Даниловского монастыря появилась организация ООО «Арххрам». Возглавил эту организацию архитектор А.Н.Оболенский. В ее состав также вошли инженер-промышленник М.Ю. Кеслер, А.М. Гарниц и другие. В 2000 году М.Ю. Кеслер как раз и разработал Свод правил «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» СП 31-103-99. Его пункт 6.8. гласит: «Разрешается устройство туалета для священнослужителей в западной части притвора». Вот именно с этого момента и начали устанавливать туалеты в храмах по всей России. В разных местах - в притворе, в стене трапезной, под алтарем, рядом с алтарем, в колокольне на 1-м и 2-м этажах, как в новых, так и в старых храмах, т.е. памятниках архитектуры и культуры. Надо заметить, что этот скандальный «Свод правил» в 2000 году был утвержден в Госстрое без публичного обсуждения.

В 2006 году мы обратились к М.Ю.Кеслеру с просьбой убрать из документа этот пункт, но тщетно.

В 2013 году в здании Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) было проведено публичное обсуждение всех пунктов СП 31-103-99. На встречу собрались крупные архитекторы, искусствоведы, реставраторы из ведущих организаций Москвы. В документе было выявлено множество недочетов и ошибок. В итоге было принято решение ходатайствовать перед Правительством РФ об отмене этого СП, особое внимание было обращено на запрет устройства туалета в храме. По свидетельству архитекторов-реставраторов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ) и микробиологов МГУ в православных храмах, где были размещены туалеты в полном соответствии с СП, произошло биопоражение стен и росписей плесневыми грибами. В результате ценные росписи взбухают и крошатся, в помещении храмов трудно дышать, пахнет плесенью.

В 2016 году Правительство выделило 1.5 млн рублей на разработку нового СП. Как ни странно, тендер выиграл человек из той же компании А.М. Гарниц, который весь 2016 год пытался сдать «новый» «Свод правил» в старом виде. Так утверждают сотрудники ФАУ ФЦС при Минстрое, курирующие выпуск Нового СП «Храмы Православные. Правила проектирования». В итоге выпуск документа затянулся.

ФАУ ФЦС привлекли к обсуждению проекта Государственных экспертов с 40-летним стажем работы: Т.П. Кудрявцеву и А.Б. Тренина. Оба эксперта оценили попытку внедрять туалет в храм как осквернение.

Государственный эксперт профессор Т.П. Кудрявцева: «Запретить размещение уборных как в объемах самого храма, так и в объемах колокольни, трапезной части, пределов, включая цокольный и подвальный этажи, независимо от ее местоположения. Уборные допускаются при трапезных, в комнатах церковного причта, расположенных на расстоянии от храмов. Для храмовых зданий, отнесенных в установленном порядке к объектам культурного наследия федерального, регионального и местного значения устройство уборных должно осуществляться только в отдельной постройке, на удаленном расстоянии от храма. Расстояние между Православным храмом и туалетом должно быть не менее 50 метров».

Государственный эксперт Тренин А.Б.: «Правило, допускающее "размещение уборной для священнослужителей в западной части притвора или его цокольной части..." весьма "еретично", так как людям, готовившим данный документ и имеющим огромный практический опыт, известно, что при наших инженерных системах и их эксплуатации, первое, что будет встречать прихожанина в притворе - это весьма специфические запахи, которые трудно выводимы. Данная норма должна быть удалена из представленного Свода правил "Храмы Православные. Правила проектирования"».

Новый текст СП А.М. Гарниц все же предоставил. К его коррекции привлекли сотрудника НИИ «Строительная физика» А.Ю. Неклюдова. С учетом требований экспертов он указал на следующее: «Туалет для священнослужителей и прихожан располагать на расстоянии 50 метров от храма».

В электронном виде текст нового СП не был сдан в ФАУ ФЦС своевременно, в ведомство проект документа попал только в декабре 2017 года. На редактирование текста сотрудником ФАУ ФЦС ушло еще 2 месяца. Тем временем А.М. Гарниц решил действовать другим методом. Вскоре выяснилось, что 26 декабря 2017 года в Храме Хрита Спасителя состоялось некое совещание под руководством депутата Государственной Думы, советника Святейшего Патриарха и мэра Москвы В.А.Ресина, с участием Митрополита Рязанского и Михайловского Марка, иерея Михаила Титова, Х.Д.Мавлиярова, А.Ю.Степанова и П.Е.Смирнова.

Участники «совещания» рассмотрели только два «важных пункта» нового СП: «Допускается размещение уборных для священнослужителей в стилобате, в случае его отсутствия допускается размещение уборных в других помещениях, проход в которые должен осуществляться через смежное с притвором помещение. Уборные общественного пользования рекомендуется располагать в домах причта или как отдельно стоящие сооружения. При отсутствии такой возможности допускается размещение уборных внутри стилобатной части храма вблизи от входа при условии соблюдения требований предыдущего абзаца». 2-й вопрос, рассмотренный участниками совещания - о вместимости храма. И ради этого нужно было собирать всех этих уважаемых людей в Храме Христа Спасителя?!

Причем, участники совещания, спешно и втайне организованного А.М.Гарницем, не были ни на одном совещании ФАУ ФЦС и не знали о собранных в ФАУ ФЦС документах.

Более того а было ли вообще совещание? Как выяснилось, в Храме Христа Спасителя состоялась презентация строительства храмов, и вот на ней-то и собрали подписи нужных людей, которые из доверия подписали протокол не глядя. На столь важное совещание не были приглашения, даже не были уведомлены, ответственные за выпуск Нового СП сотрудники ФАУ ФЦС! Не совещание по важнейшему церковно-государственному вопросу, а просто подпольная сходка какая-то. Протокол совещания в ФАУ ФЦС пришел 15 января 2018 года и всех поверг в шок.

Получается, что теперь «осквернение» православных храмов будет идти на государственном уровне?! По программе «200 храмов» уже внедрены туалеты в притворе храма (под лестницей). Более того, в Москве есть храмы, где на первом этаже уже установили туалет... После чего строительство остановилось... Настоятель одного такого храма недоумевает: «Деньги есть, а храм не строится, почему?» Думается, батюшке стоит поискать причины в другом, - тут проблема духовного уровня.

Инициативная группа православных христиан направила обращение в Генеральную прокуратуру с целью назначить прокурорский надзор за соблюдением законности в выполнении данного документа и достоверности последнего протокола совещания, которое прошло в Храме Христа Спасителя одновременно с презентацией. Не является ли данный документ фикцией?

Примечательно, что А.М.Гарниц постоянно ссылается на некое требование Патриархии об устройстве туалета в храме, но в ФАУ ФЦС таких требований не поступало. Может требование тоже секретное?

Теперь единомышленник г-на Гарница А.Н. Оболенский выпустил новую книгу о современном строительстве храмов, где в духе нынешних европейских идей о «зонах доступного пространства» пытается спекулировать на проблемах таких групп прихожан как беременные, пожилые и инвалиды, якобы им обязательно нужен туалет в храме.

В ответ МГО ВОИ Москвы направил письмо в Минстрой России с просьбой не устанавливать туалеты в храмах из-за проблем маломобильной группы прихожан: «Мы много путешествуем, знакомы с архитектурой и зодчеством православных храмов России, их красота и величие нас вдохновляет на жизнь. Но святость православных храмов не сочетается с понятием туалет. Нам нужен туалет, но не в храме».

Мы считаем, что попытка внести в Новый Свод Правил «Храмы Православные. Правила Проектирования» пункт 6.28 о строительстве туалета в храме является незаконной с точки зрения канонической, медицинской, биологической, исторической, культурной.

Важным моментом является отсутствие СаНПиН для православных храмов. В нормативном документе не может быть самовольно устроен туалет, без разработанных Роспотребнадзором санитарных норм по содержанию православных храмов.

Кстати, очень может быть, что враг рода человеческого придет как раз через туалеты в храмах. Не случайно же люди, испытавшие клиническую смерть, говорят, что «там» пахнет канализацией...

Убедительно просим всех активных православных христиан встать на защиту чистоты православных соборов, храмов, церквей и сохранить культурное наследие России для будущих поколений.

Габдрахманова Эльза (в крещении Елисавета) Сагитовна, директор некоммерческой организации Благотворительный Фонд Рождества Богородицы

 

 

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

21. Re: Зачем нужны туалеты в храмах?

Туалеты не нужны тем у кого храм рядом с домом. Но если ближайшая церковь далеко? Или человек хочет посещать конкретный храм, до которого долго ехать? Не забывайте и про больных людей, например с болезнями мочевой системы. Им отказаться от посещения служб? Туалет нужен. Я не знаю, может просто рядом с хамом или где-нит в уголке на его территории, но нужен. Кстати, в московском Покровском женском монастыре, где пребывают мощи Матроны московской, на территории монастыря давно находится каменный бесплатный туалет и никто из монахинь почему-то по данному поводу не возмущается.
Галкина Л.В. / 04.06.2018, 17:50

20. Re: Зачем нужны туалеты в храмах?

Лишь великим засранцам могло навалить в их мозги сооружать отхожие места в храмах. Жрать надо меньше.

19. Зачем нужны туалеты в храмах?

Не знаю, как в России, в других странах, в которых бывала, в старинных помещениях храмов РПЦ туалетов нет, но во многих старинных в католических и в протестантских храмах, если позволяют несущие конструкции здания, туалет делают под храмом. Присоединяюсь к последним комментариям – п.16, п.17,п.18, очень верно подметил о. Александр Андрей Козлов: Летом 81 года были с друзьями в Карловых Варах в Чехословакии. Побывал там в одном туалете, платном, конечно.

. Верно, и при социализме в странах народной демократии общественные туалеты были платными, с мебелью, но пиво с фантой не во всех были. Даже своеобразный популярный народный юмор был про «туалетную – WC» тётю. В 1989 году на заре нарождающегося, «по новой», капитализма в туалеты «пришла» оптиматизация. Частный владелец «святой» частной собственности – туВалетов, чтобы выиграть (получить максимальную прибыль) нужную сумму денег провёл разумное (в капитализме) перераспределение расходов – оптимизацию. Сделать это позволял постоянный спрос на услугу - клиент, по нужде, всегда будет. «Туалетные – WC» тёти остались «работать» в анекдотах, мебель «оптимизировали», а для оплаты за услугу в дверную ручку туалетной кабинки замуровали «платёжный терминал». Описание, как пользоваться «терминалом», в целях всё той же оптимизации вывесили в единственном экземпляре на входную дверь помещения. Жадность и жажда оптимизировать всё и везде оказалась заложенной боНбой под спешащих, по нужде, клиентов, которым не до внимательного изучения инструкций вывешенных на входной двери. А «секретная» информация в инструкции выдавала - … после опускание монетки в «терминал», дверь, когда входишь во внутрь кабинки нельзя закрывать изнутри, нажимая на дверную ручку. Хрен с ним, что только дверь изнутри потом не откроешь, при нажатии изнутри на дверную ручку автоматически выключался свет. БоНба «взорвалась» на мне. Два раза, в лице двух дам, мелькнула надежда досрочно освободиться из каземата. Они, опуская в «терминал» монетку, не ведая моей радости, открывали снаружи дверь кабинки, но увидев меня, извинялись и быстро закрывали дверь. Мобильных телефон в широком пользовании ещё не было, пришлось дожидаться «вторую смену» уборщиков.
вода / 04.06.2018, 12:29

18. Ответ на 13., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Реставрация буржуазного строя и частной собственности в России началась с платных туалетов...

Уважаемый отец Александр, добрый день! Не помню сейчас, когда у нас появились первые платные туалеты, но физическим моментом перехода страны от социализма к капитализму является вступление в силу закона о разрешении арендаторам выкупа тех помещений, которые они снимали тогда для своих «кооперативных» целей. Было это летом 1989 года. Ваша мысль про платные туалеты очень хороша, замечательна. Она емка, саркастична и с невероятно огромным чувством здравого юмора. Именно это, на мой взгляд, и есть подтверждение тому, что никто нас не «утопит» ни в каких отхожих местах. Здравия Вам, отец Александр. Спаси Христос!
Андрей Козлов / 04.06.2018, 07:46

17. Ответ на 13., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Реставрация буржуазного строя и частной собственности в России началась с платных туалетов...

Вдогонку: Pecunia non olet. Дорогой отец Александр! Вы чрезвычайно точно подметили начало и суть реставрации капитализма в России. Просто удивительно, как поведение членов секты "истинно православных" здесь на форуме соответствует этому туалетному содержанию капитализма.

16. Ответ на 13., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Реставрация буржуазного строя и частной собственности в России началась с платных туалетов...

) Деньги не пахнут.

15. Ответ на 14., Андрей Козлов:

Речь идет о туалетах для прихожан? Я правильно понял? Для клира же туалеты есть непосредственно в храмах. Если так, то имеет смысл так об этом и сказать без всяких «экивоков», потому что это странно выглядит — обсуждать подобное без участия тех, кому эти туалеты собственно и требуются.

Речь идет о туалетах вообще. И для прихожан и для клира.
ИБ / 03.06.2018, 21:11

14. Re: Зачем нужны туалеты в храмах?

Речь идет о туалетах для прихожан? Я правильно понял? Для клира же туалеты есть непосредственно в храмах. Если так, то имеет смысл так об этом и сказать без всяких «экивоков», потому что это странно выглядит — обсуждать подобное без участия тех, кому эти туалеты собственно и требуются.
Андрей Козлов / 31.05.2018, 09:37

13. Зачем нужны туалеты в храмах?

Реставрация буржуазного строя и частной собственности в России началась с платных туалетов...

12. Re: Зачем нужны туалеты в храмах?

У кого-то из священников я читала такой ответ на этот вопрос - все пространство храма освящается, оно сакрально. Как можно?....
Lucia / 30.05.2018, 19:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елисавета Сагитовна Габдрахманова
Зачем Ресин продавил строительство туалетов в храмах?
Верующие, Патриаршая комиссия против, но противоречащее канонам Православной Церкви решение принято
26.10.2019
Все статьи Елисавета Сагитовна Габдрахманова
Новости Москвы
Все статьи темы
Программа-200
«Мы должны особенно бережно хранить веру православную»
Патриарх Кирилл призвал крепко держаться за Церковь, чтобы никогда народ наш не сбился с пути, по которому мы идём
18.12.2023
«Страна становится всё более и более религиозной»
Святейший Патриарх Кирилл выступил на IX заседании Попечительского совета Фонда поддержки строительства храмов Москвы
14.11.2023
«Православная община становится центром притяжения для жителей района»
В Москве прошла конференция «Строительство храмов – сохранение исторической памяти народа»
19.05.2021
«Строительство храмов – сохранение исторической памяти народа»
В Москве на конференции расскажут об итогах реализации Программы строительства православных храмов в Москве в 2020 году
14.05.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:48
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 19:37
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
18.11.2024 19:31
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
18.11.2024 17:59
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12