Взлеты и трагизм Русского космизма

Идеология советского времени была пропитана историческим оптимизмом космизма - мощной возвышающей, удесятеряющей силы энергией

Взлеты и трагизм Русского Космизма. 1 часть

Взлеты и трагизм Русского Космизма. 2 часть

3 часть

Судьба (а вернее органы безопасности) круто обошлись почти со всеми представителями Русского космизма. Не спасала даже мировая известность. Так произошло с А.Л. Чижевским (1897-1964). Он был подвергнут аресту в 1942 (!) году, будучи академиком 18 известных академий. Не спасали и заслуги перед собственным государством. Ведь еще недавно Чижевский был приглашен для ионизации Дворца Советов, который, кстати,  так и не был построен. А вот приборы ионизации воздуха, основанные на открытии Чижевского, были созданы и выпускаются до сих пор. Их благотворное воздействие на организм я тоже испытал на себе.

Чижевский стал первооткрывателем закона о зависимости земных исторических событий от космических явлений. Именно ему принадлежит открытие закона влияния  природных и социальных катаклизмов на земле от активности солнечного излучения. За это открытие Чижевский был удостоен звания доктора исторических наук в 21 год (!).

Заметным явлением на небосклоне Русского космизма является В.Н. Муравьев (1885-1932), ученик и продолжатель дела Федорова. У него много научных трудов, но при жизни вышла только одна книга «Овладение временем как основная задача организации труда» (1924). В статье «Национальная идея» Валериан Николаевич пишет: «Можно быть социалистом, радикалом, либералом, монархистом, но раньше надо быть националистом в том высоком и чистом значении этого слова, которое означает человека, ищущего, прежде всего, блага своей стране и своему народу. Великая ошибка противополагать национализму в таком смысле ту или другую политическую программу. Он может включать все программы, кроме программы, отрицающей Отечество, единственно для него исконно враждебную и недопустимую. Национализм не есть категория политическая, но категория культурно-религиозная». Следует отметить, что подобное определение национализма относится к общероссийской идеологии, в  противоположность сепаратистской, враждебной Русскому миру.

Несомненно, Муравьеву удалось бы больше, но его жизнь оборвалась в нарымской ссылке в 1932 году. И вновь террор по отношению к лучшим сыновьям России. Правда, следует сказать, что Муравьев оставался непримиримым по отношению к Советской власти. А многого и не нужно было в то время. Высказанное не осторожно недовольство. Донос. И быстрая расправа. 

Так пострадал и Александр Константинович Горский (1886-1943). Сын священника, выпускник Черниговской семинарии и Московской Духовной академии. Он был оставлен в Академии для подготовки к профессорскому званию. Горский считал, что идея преодоления смерти, выдвинутая Федоровым, должна стать высшей целью человечества. В 1920-30 годы он опубликовал книги «Перед лицом смерти», «Н.Ф. Федоров и современность. Очерки», (о Толстом и Федорове), «Рай на земле. К идеологии творчества Ф.М. Достоевского: Ф.М. Достоевский и Н.Ф. Федоров».

Выдающимся мыслителем был Николай Александрович Сетницкий (1888–1937). В послереволюционные годы совместно В.Н. Муравьевым он занимался вопросами научной организации труда. На собственные средства он переиздал первый том «Философии общего дела» Федорова, а также работы А.К. Горского. Первой его работой по «философии общего дела» явилась брошюра «Статистика, литература и поэзия. К вопросу о плане исследования». Совместно с Горским он написал книгу «Смертобожничество».

В книге «О конечном идеале» (1932), написанной как опыт «оправдания истории», Сетницкий противопоставляет «эсхатологическому катастрофизму», концепцию «эсхатологии спасения». В Апокалипсисе Иоанна Богослова он выделяет мысль, что земная история заканчивается не катастрофой, а преображением земли. Эта конечная и высшая цель дана в образе Иерусалима Небесного, «нового неба и новой земли» (21 гл. «Откровения»), олицетворяющего преображенную, обоженную Вселенную.

Здесь еще раз необходимо напомнить, что в задачу данной книги не входит оценка идей. Только представление человека, его деяний и мыслей. Определить насколько они соответствует Православному учению — дело Церкви.

Несколько лет Сетницкий жил в Харбине, работал в советском Экономическом бюро КВЖД (как и Устрялов). В 1935 он вернулся в Москву. И через два года был арестован и расстрелян.

Николай Павлович Петерсон (1844-1919) вместе с В. А. Кожевниковым выпустил книгу «Н.Ф. Федоров и его "Философия общего дела" в противоположность учению Л.Н. Толстого "О непротивлении" и другим идеям нашего времени». Много внимания Петерсон уделял проблеме государственного и социального устройства России, подчеркивая религиозное значение Царской власти, и необходимость воплощения в жизни общества начал соборности.

Космические идеи увлекали не только ученых и мыслителей, но и художников. Самым ярким из них был В.Н. Чекрыгин (1897-1922), один из основателей объединения художников «Маковец», которое по выражению П.А. Флоренского, было «средоточной возвышенностью русской культуры». Это объединение было в числе создателей  манифеста союза художников и поэтов «Искусство-жизнь». Он обучался в иконописной школе при Киево-Печерской лавре. Общественное внимание привлекли графические циклы Чекрыгина «Расстрел» (1920), «Сумасшедшие» (1921), «Голод в Поволжье» (1922) и «Воскрешение мертвых» (1921—1922). Из теоретических работ Василия Николаевича наибольшую известность получил труд «О Соборе Воскрешающего музея» (1921), посвященный памяти Николая Федорова. Чекрыгин был другом и иллюстратором книг В.В. Маяковского, также воспринявшего некоторые идеи космизма и создавшего группу футуристов. Не случайное название.

Чекрыгин трагически погиб в возрасте двадцати пяти лет.

Как мы видим, воплощению идей Русского космизма в жизнь не помешало господство марксизма, поскольку они были близки русскому мировоззрению. Ведь даже узоры на русском народном костюме имели космическое построение. Но это воплощение носило однобокий характер. Советская власть воспринимала и принимала только то, что ей казалось выгодным. В первую очередь ракетостроение – как оборонную отрасль. Освоение космоса – для доказательства превосходства социалистического строя. Идею «общего делания» ради общенародного строительства нового социалистического общества. Мысль о безсмертии – ради заботы о здоровье и долголетии тружеников. Но любые теоретические, а не научно-практические мысли пресекались жестко. Часто жестоко. Многие русские космисты сложили свои головы за свои идеи. Вот почему не было создано ни одного объединения мыслителей. Не случайно даже обласканный властью Циолковский сокрушался: «Ракеты это только механизм. Не забывайте о моих идеях».        
      
И все же Русский Космизм в стране Советов привел к высочайшему достижению человечества – первому полету в космос русского человека!  Была создана космическая отрасль народного хозяйства. А без полета русской мысли в космос это было бы не возможно. Идеология советского времени была пропитана историческим оптимизмом Русского космизма. Этой мощной возвышающей, удесятеряющей силы энергией, которой так не хватает нам сегодня.

Владимир Робертович Анищенков, главный редактор радиостанции «Победа» Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

12. Ответ на 5., Cветлана:

http://www.proza.ru/2014/01/11/1485Русский космизм и православие. ВыводыНе смотря на завуалированность под христианские образы, русский космизм - антихристианское явление. Взгляды на космос и человека, их онтологические причины и взаимодействия в философии русского космизма далеки от православного учения. Футурологические аспекты русского космизма разнятся от эсхатологического учения Православной Церкви и святых отцов, выражавших в своих трудах поистине христианское мировосприятие, согласующееся со Священным Писанием, как это было показано в работе. Мы провели православный анализ религиозных элементов учения в работах русских космистов. Анализ РК в предыдущих главах показал, что философском отношении космизм – не только русский ; это сплав идей из гностицизма, неоплатонизма, учений Индии, Китая, Персии, новоевропейских оккультно-мистических традиций, питающихся из источника герметизма (Гермес Трисмегист – либимый автор Дж. Бруно), астрологии… В творчестве русских религиозных философов и некоторых ученых конца XIX – начала ХХ вв. эти влияния наложились на православие, что и родило уникальное русское явление – русский космизм, имеющий как общеевропейские, так и русские корни.Учение о Боге, творении мира, о Божественном Промысле, и православная эсхатология у русских космистов часто не совпадает с православием. Православие до сих отвергает и дуалистическую, и пантеистическую концепции, утверждает творение мира «из ничего»: «не из сущих» (ouk ex ontwn), «от не сущих» (слав.; 2 Мак. 7:28), «из невидимого» (Евр. 11:3), «словом Божиим» (Евр. 11:3). Евангелист Иоанн говорит о Логосе: «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).Основными заблуждениями РК с православной точки зрения можно назвать:1. Пантеизм: Божественное и человеческое тождественны или сразу, или сливаются в эсхатологической перспективе2. Пангилозоизм. Все в природе живое, природа, понимаемая в РК как космос, нет грани между живым и мертвым, все – живое.3. Апокатастасис, все будут восстановлены в конце мира. Но даже суда Божьего в трудах русских космистов не усматривается в привычном для православия виде.4. Специфический метемпсихоз – переселение душ в атомарные формы, это видно из трудов Циолковского и, отчасти, Чижевского.Основные результаты исследования:По параграфу 1.1. Проделанная работа над определением концепта «русский космизм» позволяет выделить дефиниции, которые приводят в своих исследованиях В.В. Казютинский, О.Д. Куракина С.Г. Семенова, A.B. Гулыга, Ф.И. Гиренок. В целом их определения можно привести к общему знаменателю и обозначить РК как социокультурный феномен, где человеку отводиться центральное место во Вселенной и развиваются идеи антропоцентризма. Но такое определение является недостаточным для выяснения сущности космической философии, ибо в космизме определяющим являются не только антропокосмоцентрические тенденции. Какие именно же тенденции сущностны для РК? Указанные выше исследователи отмечают в феномене РК особое мироощущуние и мироотношение, имеющими сродство с религиозными истоками, или, скажем заранее, православными истоками, что неудивительно для русских космистов, воспитанных в православной Российской империи.По параграфу 1.2. Космизм как религиозно-философское течение возник в античную эпоху в философии натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор и др.) и классической античности (Сократ, Платон, Аристотель). Он прошел дальнейшее развитие в философии Западной Европы эпохи Возрождения (Н. Коперник, Д. Бруно) и Нового Времени (Г. Галилей, И. Ньютон, И. Кант, В. Гегель и некоторых других философов). Как естественнонаучное и религиозное направление он стал проводником глобальных идей в русской философии. Таким образом, в естественнонаучном течении космизма прослеживается движении от пантеизма или панпсихизма к чистому материализму по линии Циолковский-Чижевский-Вернадский.В религиозно-философском движении РК прослеживается линия от ереси «общего дела» Федорова к гностическим построениям о Софии-Премудрости Божией в творчестве Булгакова С.В., Флоренского о. Павла, Бердяева Н.А.Майоров Дмитрий Николаевич

Благодарю. Прекрасный развёрнутый анализ Русского космизма с точки зрения Прваославного учения. Именно этого и не хватало в моей статье. Но я и не ставил такой цели. Своей задачей я считал ознакомление с уникальным направлением Русской философии и приглашение к обсуждению.

Победа45 / 02.05.2018

11. Ответ на 10., рудовский:

Мерзкого оккультизма в генеральной линии русского космизма, конечно, нет. Но вообще там все довольно мутно. Кое-кто из космистов впадал в паранауку, кое-кто предавался мечтаниям в мистическом флере. В общем, надо держать ухо востро.

Согласен. Подводных камней в этом учении предостаточно, но и достижений не мало.Надо спокойно разобраться, что есть истина, а что искус

Победа45 / 02.05.2018

10. Re: Взлеты и трагизм Русского космизма

Мерзкого оккультизма в генеральной линии русского космизма, конечно, нет. Но вообще там все довольно мутно. Кое-кто из космистов впадал в паранауку, кое-кто предавался мечтаниям в мистическом флере. В общем, надо держать ухо востро.

рудовский / 25.04.2018

9. Согласна. Так можно докатиться обратно до Валеологию или еще хуже (подчинить всех воле «творца» - космическому разуму).

Напомню: Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека., то мы найдем много общего с здоровьесберегающими технологиями.Однако Валеология подвергалась критике со стороны науки и со стороны церкви, как угроза российской педагогики. Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла.[1] Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций». «Учебные материалы по валеологии оказались наполнены такими далеко не научными понятиями, как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Валеология влияет на мировоззрение, являясь по-сути религиозным учением, Это вызвало резкую критику со стороны академической науки и Русской православной церкви». Согласитесь, есть о чем задуматься… Некоторые из современных последователей Русского космизма причастны к формированию Концепции Общественной Безопасности (КОБ «Мертвая вода»). Создали партию КПЕ. Широко известен разговор идеолога движения с кабалистом Израиля о схожести взглядов. Проповедуется деление людей на касты. «Просвещенные» или иначе «концептуальная власть», состоящая из малочисленной группы «избранных» хочет управлять остальными. Во многом ими даются верные оценки политической и экономической ситуации, даже церковная терминология «списана». Цель их видимая- выполнить замысел Творца, осуществив все (и более) возможности, данные человеку. Для этого необходимо использовать современные нано, био- и цифровые технологии (в том числе и генетические) для «совершенствования человека» доводя до физического и иного бессмертия (и или воскресения) некоторых (возможно и против воли). Для начала хотят изменить обоз Божий в человеке – образование и учение РПЦ. Борются с Православием. Утверждают, что эпоха Евангельских преобразований не оправдала себя и надо изменить Цивилизационный вектор, сформировать новые ценности и нового человека будущего в глобальном масштабе. Подменить учение о Троице, об Иисусе Христе и наполнить своим содержанием. Они не против -объединить все религии, секты, оккультные науки, астрологию и магию.К ним присоединились отд. организации родоверов. Конечная цель – угождать Богу и управлять миром от его имени.В случае, если «пасомые» не захотят «улучшаться», то можно будет их заставить (очевидно, законодательно и до чипирования). Для этого разрабатывают так же технологию информационно-энергетического воздействия на человека, сравнивая его мозг с торсионным полем… (и мн. др… в открытом доступе).

Cветлана / 25.04.2018

8. Ответ на 3., Победа45:

Не торопитесь всех осуждать одним махом.Среди русских космистов не мало настоящих православных верующих

Ну, назовите хоть одного! Кстати, Вернадский был КОНТАКТЕРОМ и к православию отношения никакого не имеет! Его учение о "ноосфере" - обыкновенный околонаучный оккультный бред.

Лебедевъ / 25.04.2018

7. Re: Взлеты и трагизм Русского космизма

Этак Дорогая Редакция скоро последователей учения Рериха и Блаватской печатать начнет! Автору: бегите скорей на исповедь, если считаете себя православным - за свою апологию ереси Федорова и его последователей, которых Вы здесь перечислили. К слову: Циолковский НИКОГДА великим ученым не был, ВСЕ его "космические" математические формулы были уже известны до него, научных изобретений за ним НЕ ЗНАЧИТСЯ. Академик С.П. Королев НИКОГДА учеником Циолковского не был!

Лебедевъ / 25.04.2018

6. Ответ на 5., Cветлана:

от пантеизма или панпсихизма к чистому материализму

ув.Светлана, то, что мы в старших классах школы и в ВУЗах называем материализмом - с т.зрения классификации религиозно-философских мировоззрений является одной и крайних фор пантеизма. Первая крайность - акосмический пантеизм (т.е. творения нет, а есть иллюзии растворённого во всём и вся Творце); Другая крайность - атеистический космизм (т.е. Творец полностью растворён в творении). Вот этот самый атеистический космизм в самой вульгарной форме - это и есть наш знакомый материализм часовщиков и аптекарей. Космисты проповедовали не вульгарную форму материализма, а мистический космизм - т.е. банальную оккультятину, которой все мы нахлебались в перестройку, когда в качестве "духовного" потребляли блавацкую-рерихов-кастанеду. И наши космисты, какими бы православными не считали себя, на самом деле мастерили трон антихристу. По Б.Промыслу руками бесноватых большевиков были истреблены те, кто при другом раскладе могли превратить Россию в нечто, гораздо более опасное, нежели оккультный третий Рейх. И лишь вопиющая богословская дремучесть и полное отсутствие вкуса позволяет нашим братьям и сестрам искренне восхищаться пропагандистами банального оккультизма.

5. Теоретики Русского космизма» стремятся войти в соответствующие образовательные программы Русской Классической Школы. А надо ли это православным родителям?

http://www.proza.ru/2014/01/11/1485 Русский космизм и православие. Выводы Не смотря на завуалированность под христианские образы, русский космизм - антихристианское явление. Взгляды на космос и человека, их онтологические причины и взаимодействия в философии русского космизма далеки от православного учения. Футурологические аспекты русского космизма разнятся от эсхатологического учения Православной Церкви и святых отцов, выражавших в своих трудах поистине христианское мировосприятие, согласующееся со Священным Писанием, как это было показано в работе. Мы провели православный анализ религиозных элементов учения в работах русских космистов. Анализ РК в предыдущих главах показал, что философском отношении космизм – не только русский ; это сплав идей из гностицизма, неоплатонизма, учений Индии, Китая, Персии, новоевропейских оккультно-мистических традиций, питающихся из источника герметизма (Гермес Трисмегист – либимый автор Дж. Бруно), астрологии… В творчестве русских религиозных философов и некоторых ученых конца XIX – начала ХХ вв. эти влияния наложились на православие, что и родило уникальное русское явление – русский космизм, имеющий как общеевропейские, так и русские корни. Учение о Боге, творении мира, о Божественном Промысле, и православная эсхатология у русских космистов часто не совпадает с православием. Православие до сих отвергает и дуалистическую, и пантеистическую концепции, утверждает творение мира «из ничего»: «не из сущих» (ouk ex ontwn), «от не сущих» (слав.; 2 Мак. 7:28), «из невидимого» (Евр. 11:3), «словом Божиим» (Евр. 11:3). Евангелист Иоанн говорит о Логосе: «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). Основными заблуждениями РК с православной точки зрения можно назвать: 1. Пантеизм: Божественное и человеческое тождественны или сразу, или сливаются в эсхатологической перспективе 2. Пангилозоизм. Все в природе живое, природа, понимаемая в РК как космос, нет грани между живым и мертвым, все – живое. 3. Апокатастасис, все будут восстановлены в конце мира. Но даже суда Божьего в трудах русских космистов не усматривается в привычном для православия виде. 4. Специфический метемпсихоз – переселение душ в атомарные формы, это видно из трудов Циолковского и, отчасти, Чижевского. Основные результаты исследования: По параграфу 1.1. Проделанная работа над определением концепта «русский космизм» позволяет выделить дефиниции, которые приводят в своих исследованиях В.В. Казютинский, О.Д. Куракина С.Г. Семенова, A.B. Гулыга, Ф.И. Гиренок. В целом их определения можно привести к общему знаменателю и обозначить РК как социокультурный феномен, где человеку отводиться центральное место во Вселенной и развиваются идеи антропоцентризма. Но такое определение является недостаточным для выяснения сущности космической философии, ибо в космизме определяющим являются не только антропокосмоцентрические тенденции. Какие именно же тенденции сущностны для РК? Указанные выше исследователи отмечают в феномене РК особое мироощущуние и мироотношение, имеющими сродство с религиозными истоками, или, скажем заранее, православными истоками, что неудивительно для русских космистов, воспитанных в православной Российской империи. По параграфу 1.2. Космизм как религиозно-философское течение возник в античную эпоху в философии натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор и др.) и классической античности (Сократ, Платон, Аристотель). Он прошел дальнейшее развитие в философии Западной Европы эпохи Возрождения (Н. Коперник, Д. Бруно) и Нового Времени (Г. Галилей, И. Ньютон, И. Кант, В. Гегель и некоторых других философов). Как естественнонаучное и религиозное направление он стал проводником глобальных идей в русской философии. Таким образом, в естественнонаучном течении космизма прослеживается движении от пантеизма или панпсихизма к чистому материализму по линии Циолковский-Чижевский-Вернадский. В религиозно-философском движении РК прослеживается линия от ереси «общего дела» Федорова к гностическим построениям о Софии-Премудрости Божией в творчестве Булгакова С.В., Флоренского о. Павла, Бердяева Н.А. Майоров Дмитрий Николаевич

Cветлана / 24.04.2018

4. Ответ на 2., зиф:

Думается, прекрасные материалы, представленные в трилогии «Взлеты и трагизм Русского космизма» должны быть внимательно изучены и включены в соответствующие образовательные программы Русской Классической Школы (ознакомиться можно на сайте https://russianclassicalschool.ru), в числе вдохновителей которой является замечательный педагог и писатель о.Артемий Владимиров.

Согласен.

Победа45 / 24.04.2018

3. Ответ на 1., Павел Тихомиров:

Определить насколько они соответствует Православному учению — дело Церкви.Владимир Робертович, разве Вам не очевиден тот факт, что Русский Космизм - представляет собою насквозь оккультное пантеистическое мировоззрение?

Не торопитесь всех осуждать одним махом.Среди русских космистов не мало настоящих православных верующих

Победа45 / 24.04.2018
Владимир Анищенков:
Крым наш… уже тысячу лет
В шестую годовщину воссоединения полуострова с Россией крымчане по-прежнему убеждены в правильности своего выбора
18.03.2020
Проект «Украина» или Малороссия?
Почему в Донбассе не проходит Крымский сценарий
13.03.2020
Путь на рейхстаг начинался в окопах Первой мировой
Судьбы полководцев Великой Отечественной
22.02.2020
Реформы и футбол
Почему наши футбольные клубы так бездарно проиграли нынешней осенью?
25.12.2019
Вечная сила
Жизнеспособность русского народа проявляла себя и в Императорской России, и в Советском Союзе
21.10.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
В «Двуглавом орле» революция
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-08-07 04:06
Размышления по поводу «Размышлений»
Новый комментарий от Ладога
2020-08-07 03:47
Не надо бояться!
Новый комментарий от bryzgalov-kv
2020-08-06 22:26
Гонка вакцинаций
Новый комментарий от Андрей Карпов
2020-08-06 21:04
«К нам запускают прямую цензуру»
Новый комментарий от Георгий
2020-08-06 21:03
Меняется повестка дня сергие-романовской фронды
Новый комментарий от Георгий
2020-08-06 20:59
Лукашенко, презервативы и НАТО
Новый комментарий от Денис
2020-08-06 20:51