Вехи духовного становления

Галина Чудинова о новой книге Виталия Богомолова «Рубашка на вырост»

0
589
Время на чтение 8 минут
Вышедшая в Перми новая книга писателя Виталия Богомолова «Рубашка на вырост» не оставит равнодушным никого из читателей: настолько правдиво, выстрадано и проникновенно её содержание.  Широко известный в нашем крае прозаик, поэт и публицист подготовил это издание к своему семидесятилетию. Как говорится в Священном Писании, это время, когда пора собирать камни, иными словами, время глубокого осмысления пройденного человеком жизненного пути.

Пять частей книги – воспоминания о детстве, отрочестве и юности героя-повествователя, прочно вписаны в традицию русской автобиографической и биографической литературы, берущей своё начало от шедевра С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука». В этом плодотворном жанре созданы трилогия Л.Н.Толстого, «Жизнь Арсеньева» И.Бунина, «Лето Господне» И.Шмелёва, жизнеописания М.Горького, В.Астафьева, А.Решетова. Однако Виталий Анатольевич не перепевает своих великих предшественников: каждая из частей его автобиографической мозаики дарит читателям свои художественные открытия.

Удачное сочетание документального материала, ярких, живых картин из крестьянской, а позже – армейской жизни, лирические отступления и философские размышления придают книге неповторимое своеобразие.

Повествование начинается с мощнейшего драматического аккорда: автор цитирует чудом сохранившуюся пожелтевшую бумажку – справку об освобождении мамы писателя из лагеря, где отбыла она десять лет за «контрреволюционные» фразы, неосторожно брошенные в годы войны.

Горечью пронизаны воспоминания о первых четырех годах жизни будущего писателя, которые он провёл в детдоме № 2 города Верхотурье Свердловской области, а позже, взятый оттуда матерью, Евгенией Харлампиевной, окунулся в беспросветную колхозную бедность деревни в доме своих родственников в деревне Межовке Ординского района.

Казалось бы, такое начало жизненного пути могло озлобить мальчика, подорвать его веру в добро, но Виталий Богомолов говорит о тех щедрых душой людях, что помогали им с матерью выстоять в испытаниях, обозначает вехи, какие способствовали его духовному становлению.

Колоритна сцена вспашки бабушкиного огорода, когда дядя Гриша, муж бабушкиной младшей сестры, выкроил время для помощи бедствующей родне. Мальчик впервые увидал лошадь, соху, ровные борозды на мягкой земле и смотрел на всё это, разинув рот. Позже, читая книжку «Русские богатыри», он именно по дяде Грише, Григорию Флегонтовичу, представлял, как Микула Селянинович пашет поле, как покрикивает на свою лошадку «На́ борозду! На борозду!». Из детских впечатлений Виталия, подкреплённых затем его работой на земле (трактористом, комбайнером) родилось глубокое лирико-философское отступление в книге: «Самая важная, самая главная профессия на Земле в ряду всех других – землепашец, кормилец, крестьянин. Потому народ наш в своих былинах и наделил благодарно Микулу Селяниновича силой, превосходящей даже силу Святогора-богатыря. Микула – образ метафорический! Мать-сыра земля – это наша опора в жизни нашей, опора для ног, опора для души, опора для дома нашего – для всего». Книга «Русские богатыри» оказала огромное воздействие на юного Витю, по его собственному признанию, сформировала ядро его внутреннего мира.

Первые части книги Виталия Богомолова продолжают традицию писателей-деревенщиков середины ХХ века – Василия Белова, Фёдора Абрамова, Валентина Распутина, Виктора Астафьева, – поведавших всему миру о тяжелейшей участи колхозного русского крестьянства. Кабалой для колхозников были непомерно высокие натуральные налоги по мясу, молоку, яйцам, после которых семьям, особенно многодетным, самим не оставалось ничего на пропитание. В тексте об этом красноречиво говорят памятные художественные детали. Лаконичными штрихами воссоздана обстановка избы бабушкиной соседки Прасковьи, ночного сторожа фермы с отарой колхозных овец: «В избе их было голо. Нищета неописуемая. Спали на тряпках». А вот воспоминания середины пятидесятых годов: «Позже, уже в первом классе, в 1955 году, я остался ночевать у одноклассника Серёжки Малышева в деревушке Никитовке, в полутора километрах от Межовки. Маня, его мать, «угощала» нас оладьями из гнилой мороженой картошки, которую они добывали из-под снега на колхозном поле, из оставленного там догнивать картофельного бурта. 
Тошнотворный вкус этих «оладушек», (конечно, с добавлением какого-то количества муки) я не могу забыть всю жизнь…».

Запредельная бедность, а, по сути, нищета, вынуждала мать будущего писателя какое-то время после лагеря из-за отсутствия сменного белья стирать его в бане, истопленной по-чёрному, сушить, пока мылась сама, и тут же надевать снова. При этом она, по меткому слову автора, чертомелила на износ на колхозной работе. Оставленный без присмотра мальчик много раз оказывался на грани жизни и смерти. Однажды по весне, переходя через речку, он провалился под лёд. Спас его ивовый прутик, за который он успел уцепиться, да подоспевшая на помощь соседка.

Здесь невольно всплывает в памяти пронзительный рассказ Виктора Астафьева «Мальчик в белой рубашке», о потерявшемся в тайге голодном малыше, («Петеньке и трёх ещё не было»), чья мать так же надрывалась на жатве.

Характерно, что, уже став известным писателем, Виталий Анатольевич, осмысляет все драматические события собственного детства и юности с позиций духовного реализма русской классической литературы, видя во всех эпизодах своего спасения промысел Божий.

В автобиографической мозаике художественно достоверно переданы все противоречия советской эпохи середины ХХ века: курс на всеобщую грамотность населения наряду с насаждённым народу атеизмом, что объективно привел к разорению прежнего крестьянского уклада и гибели лучших представителей крестьянства. Мудрено ли, что многие жители сёл и деревень воспринимали личность Сталина как тирана, не ведая, что, во многом благодаря ему Советский Союз стал в те времена полностью независимым от Запада, что наши ученые создали для спасения страны ядерное оружие и первыми проложили дорогу в космос. А в школах тогда ученикам категорически запрещалось носить нательные крестики…

Несмотря на все тяготы послевоенной поры, читатель найдёт в книге великолепную поэтизацию крестьянского труда и быта теперь многим неведомого: «В 1950-х годах деревня наша была довольно большой. И жизнь в ней протекала в целом на здоровых нравственных основах. Старики имели непререкаемый авторитет, тунеядцев не было, пьянство не процветало, как теперь, поля все обрабатывались, угодья все выкашивались. Техники было мало, но в деревне имелось три конных двора. Все лога, все неудобицы выкашивали вручную. Я ещё застал жатву хлебов серпами и помню живописную картину, когда поле было уставлено, будто шахматными пешками, множеством золотистых суслонов. Весь народ выходил на полевые работы. Дети приучались к посильному труду с самых ранних лет, и в домашнем хозяйстве, и в колхозе: возили копны, подрастая, копнили сено, шли в прицепщики, в штурвальные. Проводы в армию или возвращение со службы – становились событием для всей деревни». На редкость хороша главка о русской печи, её значении в крестьянской избе. С теплотой говорит автор и о профессии учителя, второй по значимости после труда земледельца.

В ряде главок книги яркими, сочными мазками даны колоритные портреты конкретных людей, оказавших огромное влияние на будущую судьбу юного героя. Таков его дядя Фёдор Никандрович, муж Екатерины – родной сестры матери. Образ дяди глубоко противоречив: ему в равной мере присущи светлые и тёмные стороны характера, но именно он приучил мальчика Витю к нелёгкому крестьянскому труду. Он принимает нелёгкое для себя решение – выделить деньги для покупки мальчику желанной белой рубашки, без которой его не брали на пионерский слёт. Рубашки на вырост, которая оказалась Виталию впору даже после возвращения из армии.

Правдиво, без прикрас, повествует о своём детстве и отрочестве автор книги. Протестные чувства против уродливости жизни, детские обиды не раз побуждали мальчика бежать из дома, бродяжничать, скитаться, но всякий раз Божий промысел возвращал Виталия в родные пенаты. Мелкая кража в магазине послужила поводом для исключения его из восьмого класса школы, поставила на долгое время в положение изгоя в деревне. Спасительную роль для подростка сыграл добросовестный труд, пройденный им путь от пастуха и разнорабочего в колхозе до уважаемого комбайнёра.

Как любит повторять писатель, дело не в том, каким ты был, а в том – каким стал. Сделать себя, совершить хотя бы небольшое самостоятельное восхождение – вот главная задача человека в земной его жизни. Забегая вперёд повествования, скажу, что после армии Богомолов окончил одиннадцать классов вечерней школы, а затем дневное отделение Пермского университета…

Добрым примером для нынешнего поколения читателей послужит и пятая часть книги – почти трёхлетняя служба в Восточном пограничном округе на границе с Китаем в самые конфликтные для нас с китайцами времена конца шестидесятых годов минувшего века. Главка «Бой на реке Уссури́» призвана развеять у читателей иллюзии относительно безопасной службы сегодняшних защитников границы: »2 марта 1969 года в Хабаровском крае китайцы на острове Даманский напали на советских пограничников заставы Нижне-Михайловская, 31 человек наших ребят погибли в этом бою… Над ранеными китайцы издевались безжалостно и изощрённо: кололи их штыками, резали ножами. Трупы убитых были обезображены до неузнаваемости… Я видел некоторые страшные фотографии, которые политотдел провёз по заставам, я переснял их, они до сих пор у меня хранятся».

Теперь бой за остров Даманский вошёл в историю, как и постоянные провокации на советско-китайской границе, когда в любую минуту могла прозвучать команда: «Застава, в ружьё!» или «Застава, к бою!». Тогда пограничникам приходилось рассчитывать только на свои силы и умение: помощь регулярной армии могла подоспеть не скоро. Именно служба на границе окончательно сформировала у Виталия Богомолова то ответственное отношение к жизни, что присуще писателю по сей день. В книгу органично включён рассказ «Молитва из маминого клубочка», в котором через приём приснившегося герою-повествователю боя воссоздана трагическая ситуация его расстрела.

Дневниковые записи, начатые в ночные часы в армии и продолженные на протяжении всей жизни, помогли автору книги глубоко осмыслить пройденный им отрезок жизненного пути: «Окажись моё детство другим, благополучным, в достатке, спокойным и сытым – вряд ли стал бы я писателем». Примечательно, что в книге приведены песни и стихи, передающие атмосферу тех памятных лет, что выпали на детство и юность героя.

Нельзя не отметить языковое богатство текста, множество слов, ныне вышедших из употребления, но значение которых всем нам надлежит помнить: «Чай пили вприкуску, а точнее сказать будет – вприглядку». Как тут не поклониться подвигу колхозного крестьянства, кормильца всего народа!

Книга Виталия Богомолова, драматичная и просветлённая, горькая и мудрая, адресована самым различным читателям, но, в первую очередь, молодёжи. Думается, что его автобиографическая мозаика поможет многим молодым людям понять, что из любой, казалось бы, самой трудной ситуации, всегда есть выход, и лежит он на путях созидания, справедливости, добра, веры в людей.

Галина Чудинова, публицист, Пермь

Биографическая справка:

Богомолов Виталий Анатольевич родился в 1948 году 13 мая в г. Тавда Свердловской области, где мать, репрессированная в 1942 году по статье 58-10, часть 2, отбывала 10-летний срок заключения. Плюс 5 лет поражения в правах после освобождения. До 4-х лет воспитывался в детском доме. Детство и юность прошли в деревне Межовка Ординского района Пермской области. Здесь после школы и до призыва в армию (а призывали тогда в 19 лет) Виталий работал в колхозе пастухом, разнорабочим, прицепщиком, штурвальным, трактористом, комбайнером.

После почти трехлетней службы на границе с Китаем приехал в Пермь, устроился поначалу на завод «Камкабель», а через год перешел на завод «Гидростальконструкция». Работая на заводе, три года учился в вечерней школе. Получив среднее образование, поступил в Пермский государственный университет на дневное отделение филологического факультета. После окончания университета работал в книжном издательстве, затем во вневедомственной охране, грузчиком, корреспондентом газеты.

С 1992 года «свободный художник». Писать начал в армии, первая публикация относится к 1978 году. В настоящее время В. Богомолов автор двух десятков (26) книжных изданий (пять из них – поэтические) и более пятисот семидесяти выходов на читателей: публикации в периодике, коллективных сборниках.

Член Союза писателей России с 1990 года.

Лауреат конкурса имени В.М. Шукшина, областной и краевой премии в сфере культуры и искусства, премии имени русского поэта А.Ф. Мерзлякова, победитель конкурса православного рассказа в честь двухтысячелетия христианства. Живет в Перми.
 
1 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Васильевна Чудинова
Главные вызовы для России в 2025 году
В первую очередь, это неизбывное стремление Запада уничтожить нашу страну, а ответом должно стать прозрение народа и наведение порядка внутри страны
10.12.2024
Прогноз крайне тревожен
Полемика о прошлом и будущем России
02.12.2024
Американские радости и российские печали
Теплится надежда на то, что происходящая война поможет прозреть всем разом: и населению и власти
12.11.2024
Осмысление народом вариантов будущего России
На новом историческом этапе русскому и другим коренным народам России надлежит возродить ядро новой мировой цивилизации с его теорией собственности, солидарной экономикой и политикой, суверенностью и справедливостью
26.10.2024
Почему необходима победа над внутренним врагом
Можно ли объявлять войну всему народу Украины, заливая пожар бензином?
25.09.2024
Все статьи Галина Васильевна Чудинова
Последние комментарии
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
11.12.2024 20:22
Чем больше планов «хороших» и «мирных», тем лучше
Новый комментарий от Калужанин
11.12.2024 20:14
Центробанк как инструмент «пятой колонны»
Новый комментарий от patermax
11.12.2024 19:51
Люди – главное достояние России? Сомневаюсь…
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2024 19:45
К 225-летию К.Брюллова
Новый комментарий от учитель
11.12.2024 19:41
Голодомор на Украине – это выдумка врагов
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2024 19:25
Возродить стройотряды!
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2024 19:22