Вот и отгрохотали яркие праздничные салюты, посвященные знаменательным датам: 75-летию освобождения Воронежа от фашистских оккупантов и 75-летию нашей Победы в Сталинградской битве. Что тут сказать, празднества удались на славу. Сил и средств было задействовано более чем достаточно. Все-таки, годовщины знаменательные, 75-летние. Можно порадоваться тому, что нашей молодежи, да и пожилым людям тоже, так празднично и красиво напомнили об этих героических страницах нашей истории Великой Отечественной войны. Однако праздничные восхваления закончились и настала череда будней, а значит и оценки прошедшему.
Вот, помнится, прошлым летом в наших СМИ поднялась масштабная волна по поводу решения правительства Польши о декоммунизации, в рамках которой планируется «убрать» знаки и символы советской эпохи, «обновить» воинские памятники нашим дедам и прадедам, а кое-где и снести эти памятники. Как полагают некоторые поляки, «олицетворяющие» собой времена «советской оккупации». По данному поводу мы все дружно выражали свое негодование и искреннее возмущение. И, надо заметить, возмущение было справедливым!
И вот настал февраль 2018 года, победная дата в битве за Сталинград! Просматривая репортажи с военного парада в Волгограде, посвященного 75-летию Победы в Сталинградской битве, нельзя не заметить, что на одной из копий Знамени Победы, которое торжественно несли военнослужащие, отсутствует символ – серп и молот. Как же так можно?! Взять и нелепо «убрать» серп и молот. Чего, простите, мы стыдимся? Памяти о наших победах, о наших отцах, дедах и прадедах, которые под такими знаменами поднимались в атаку?! Мы что, уподобляемся полякам? Только бравые танкисты, участники парада на легендарном танке Т-34 доблестно несли над башней танка самое настоящее Знамя Победы! И ничего страшного не произошло!
Почему лукавим в таком важном вопросе? На фронтах Великой Отечественной красноармейцы и командиры за Боевое Знамя отдавали свои жизни! На себе выносили из окружения! А мы сегодня, получается, этого стыдимся? Больно и горько видеть происходящее. Еще больнее осознавать, что многочисленные ветеранские и всевозможные патриотические организации отмалчиваются по данному вопросу, делают вид, что ничего не заметили.
Не так давно в своем блоге Рамазан Кадыров очень правильно заметил, что за искажение правды о Великой Отечественной войне необходимо вводить уголовное наказание. Ну, сколько можно видеть на плакатах, посвященных тем или иным праздникам, вражеских солдат или вражескую боевую технику? О каких таких случайных ошибках здесь говорят чиновники? Вот с этого, с таких, с позволения сказать «мелочей» и начинается размывание памяти, подмена понятий.
Накануне знаменательных дат для Воронежа и Волгограда, совершенно случайно, в рамках историко-архивных исследований удалось восстановить из забытья имена более 300 солдат, умерших от ран солдат, погибших в ожесточенных боях. Тех самых солдат, которые отчаянно сражались под Сталинградом, проявляли мужество и доблесть в боях за Воронеж. И таких вот «забытых» солдат оказалось гораздо больше, чем этого хотелось. Я родился в Воронеже, на Чижовке. Той самой Чижовке, которая в годы войны стала легендарным «Чижовским плацдармом». Где каждая пядь земли обильно пропитана солдатской кровью и нашпигована железом. Помню, как еще мальцом не раз ходили мы с маманей рядом с первым памятником погибшим на плацдарме солдатам. Он тогда стоял на спуске к реке Воронеж, в густых зарослях сирени… Сколько в тех боях полегло солдат, наверное, нам уже никогда не узнать. Как не узнать о могилах тех, кто утонул, форсируя реку Воронеж или Дон. Нет их могил… Но есть пожелтевшие архивные документы и можно попробовать восстановить имена. Тем самым выразить свою признательность и благодарность за великий солдатский подвиг. Можно очертить круг вокруг места их выбытия и золотыми буквами увековечить имена до сей поры неизвестных героев. Все это нужно сделать! Да только вот, отчего-то, не делается… Куда проще освоить деньги на фейерверки да салюты, разные излишние помпезности и реконструкции, чем загодя, еще до праздника сесть и начать «вычислять» имена погибших из огромных списков.
Не в укор говорю, да и кого, собственно, укорять? Тех, кто на копии Знамени Победы стыдится советских символов? Таких патриотов укорами не прошибешь, слезу не выжмишь…
За прошедший год в ходе историко-архивных исследований представилось возможным восстановить «забытые от времени» имена более чем 2000 наших отцов, дедов и прадедов. И, поверьте на слово, информации на сегодня набралось столько, что, наверное, хватит лет на 10 исследований. А что поделать?! Поисковые архивные исследования отнимают не только время, но требуют усидчивости, вдумчивости, анализа. При этом, в отличие от всевозможных патриотических структур, вся поисковая исследовательская работа ведется, так сказать, в инициативном порядке, за счет собственных средств и возможностей. И, надо отметить, дает очень даже хорошие результаты. Надо добавить, что более половины «восстановленных» имен уже увековечено в граните местными органами самоуправления, а остальные, как клятвенно обещают, будут увековечены до светлого дня нашей Победы.
Ну, да разговор сейчас не о поиске, а о нашей Памяти и личном отношении к ней. Так получилось, что вот уже несколько месяцев проводятся масштабные исследования по Тульской области. И чем больше вникаешь в суть, тем больше возникает недоуменных вопросов. Например, согласно книгам погребений ряда госпиталей, которые располагались в годы войны в Туле, на городском Всехсвятском кладбище проводились массовые погребения умерших от ран бойцов и командиров. И при сверке сведений из книг погребений с современными списками похороненных, удалось выявить более 1014 «потерянных» имен солдат, реально погребенных на этом кладбище. Смотришь документ, вот запись не только о захоронении, указано даже место в ряду братской могилы. А в реальности уже нет этой могилы. Кто-то взял и враз вычеркнул из памяти имя солдата, сравнял с землей могильный холмик… И ведь это не 10, не 100 имен, представьте себе, более 1000! Конечно, я допускаю, что и в исследованиях есть допущенные мною ошибки. Но «трехкратный контроль» результатов исследований со стороны Управления Министерства Обороны России по увековечиванию памяти погибших и местных органов самоуправления, военкоматов и краеведов, позволяет минимизировать возможные ошибки и неточности.
Опять же, параллельно исследованиям Всехсвятского кладбища в Туле, была проведена верификация списков военнослужащих, погребенных в воинских братских захоронениях в нескольких районах Тульской области. И здесь тоже выявлены недостатки, ошибки, спорные сведения ведущие к разночтению. Примерно 35-40 процентов сведений вызывают сомнения в достоверности. Бывает так, что некоторые бойцы погребены дважды, трижды и даже четырежды в разных местах Тульской области. И что делать с этим ошибками и неточностями, пока непонятно. Неоднократные обращения в ветеранские организации не нашли поддержки и понимания.
На сегодняшний день самым злободневным, острым вопросом является вопрос послевоенных перезахоронений и одиночных или небольших братских могил в укрупненные воинские захоронения. «Обобщенных» рассказов «пересказчиков на словах» довелось услышать много, но в большинстве «рассказы» вызывают обоснованное сомнение. А вот отыскать документальные подтверждения фактам перезахоронений, ознакомиться с архивными документами военных, советских, партийных и комсомольских органов, которые вне всякого сомнения должны были непосредственно участвовать в процедуре послевоенного перезахоронения останов погибших солдат из мест первичных захоронений в укрупненные братские могилы, к сожалению, отыскать не представилось возможным. И при этих обстоятельствах возникает уместный вопрос: как же так можно относиться к нашей Памяти? Для чего тратить огромные деньжищи на праздничные шоу, когда проще профинансировать архивные исследования и наконец, после 75 лет забвения, назвать имена тех, кто ценой своих жизней приближал нашу Победу!
И в качестве дополнения. Среди читателей и авторов РНЛ есть множество энергичных людей. Некоторые из них являлись сотрудниками военных комиссариатов и могут подсказать, посоветовать в решении ряда административных вопросов. Некоторые авторы могли являться очевидцами событий, располагают уникальными документами, имеющими историческое значение.
Некоторые авторы РНЛ тратят уйму времени и сил на «пустые разговоры». Единомышленники! Я обращаюсь к вам, друзья мои! Я готов рассказать и подсказать, как проводить архивные исследования. Я готов дать необходимые ссылки на документы, которые сегодня требуют исследований.
Присоединяйтесь! Мне реально нужна ваша помощь и поддержка. И тогда, к 75-летию нашей Победы мы вместе сможем назвать имена сотен и тысяч солдат.
Подтвердив святым делом слова: Никто не забыт!
Михаил Переславцев, председатель Совета потомков бойцов 922 стрелкового полка 250 стрелковой дивизии (первого формирования)
14. Ответ на 13., Lucia:
13. Re: Как же так можно?
12. Ответ на 11., ОАФ:
11. Re: Как же так можно?
10. Ответ на 4., Алёша:
9. Ответ на 6., Lucia:
8. Re: Как же так можно?
7. Ответ на 6., Lucia:
6. Ответ на 5., рудовский:
5. Re: Как же так можно?