itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Владимир Путин: Есть все условия, чтобы перевернуть трагическую страницу в истории Сирии

Эксперты с оптимизмом оценивают итоги Конгресса сирийского национального диалога, состоявшегося в Сочи

Генассамблея ООН по Украине  Война в Сирии и Ираке 
0
303
Время на чтение 12 минут

Во вторник, 30 января, в Сочи прошло пленарное заседание Конгресса сирийского национального диалога, сообщает РИА Новости.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров на открытии пленарного заседания зачитал Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам Конгресса, сообщает пресс-служба внешнеполитического ведомства.

«Уважаемые дамы и господа! Рад приветствовать в Сочи всех участников, наблюдателей и гостей Конгресса сирийского национального диалога, - говорится в обращении Президента России. - Ваш форум призван вновь сплотить народ Сирии после почти семилетнего вооружённого конфликта, унёсшего жизни сотен тысяч людей, вынудившего миллионы граждан покинуть свою Родину. Предоставляется хорошая возможность реализовать стремление сирийцев к прекращению братоубийственной войны, окончательному искоренению терроризма, возвращению к нормальной жизни».

«Россия продолжает предпринимать активные шаги в целях содействия установлению долгосрочного мира и стабильности в Сирии, укреплению её суверенитета, единства и территориальной целостности, - заверил Глава Российского государства. - При поддержке российских Воздушно-космических сил сирийская армия разгромила боевиков ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России. - РНЛ), стремившихся превратить эту страну в плацдарм международного терроризма. Благодаря Астанинскому формату с участием России, Турции и Ирана на временной основе созданы и функционируют зоны деэскалации, позволяющие обеспечить устойчивое прекращение огня, улучшить гуманитарную ситуацию, приступить к восстановлению разрушенной социальной и экономической инфраструктуры, повысить уровень доверия между сирийцами».

Президент отметил в послании, что «можно с уверенностью констатировать, что на сегодняшний день сформированы условия для того, чтобы перевернуть трагическую страницу в истории Сирии. С учётом наметившихся позитивных тенденций необходим по-настоящему эффективный межсирийский диалог в интересах достижения всеобъемлющего политического урегулирования - при ведущей роли ООН и на основе имеющихся на этот счёт решений международного сообщества, в первую очередь резолюции 2254 СБ ООН. Именно поэтому Россия инициировала проведение нынешнего конгресса, который получил поддержку Организации Объединённых Наций. Совместно с партнёрами по Астанинскому процессу, влиятельными арабскими государствами, соседями Сирии мы постарались сделать это мероприятие максимально представительным, исходя из того, что только народ Сирии вправе определять будущее своей страны».

«Сейчас перед всеми конструктивными силами сирийского общества стоит ключевая задача - выработать общее видение перспектив преодоления кризиса, сообща наметить преобразования, которые позволили бы гражданам - вне зависимости от их религиозной, этнической принадлежности, социального статуса - чувствовать себя в родном государстве безопасно и комфортно. Желаю вам плодотворной работы и успехов», - заключил Владимир Путин.

Участники Конгресса по итогам заседания выступили с официальным обращением:

«Мы, участники Конгресса сирийского национального диалога, выражаем общее желание как можно скорее положить конец продолжающемуся конфликту. Мы все более, чем достаточно пострадали от насилия, кровопролития, терроризма и разрушений. В ходе войны были разрушены тысячи домов, школ и больниц, заводов и фабрик, нанесен серьезный ущерб железным дорогам, электростанциям, системе орошения, объектам религиозного и исторического наследия. Мы все разделяем одну и ту же цель - вернуть мир и процветание нашей Родине и мирно жить друг с другом без насилия и терроризма во всех их формах и проявлениях.

По мере нашего продвижения в процессе политического урегулирования на основе резолюции 2254 СБ ООН мы призываем ООН, международные гуманитарные организации и все мировое сообщество внести вклад в преодоление последствий войны и в восстановление Сирии путем принятия дополнительных мер по постоянному обеспечению быстрого, безопасного и беспрепятственного гуманитарного доступа всем нашим нуждающимся братьям и сестрам, а также по оказанию нашему народу дополнительной помощи, способствующей восстановлению основных объектов инфраструктуры, включая социальные и экономические объекты, организации масштабных операций по разминированию. Мы призываем всех друзей Сирии принять все необходимые меры, чтобы помочь нашей дорогой стране восстановить свой статус достойного члена международного сообщества».

Также участники пленарного заседания выступили с заключительным заявлением:

«Мы, участники Конгресса сирийского национального диалога, представляющие все сегменты сирийского общества, его политические и гражданские силы, этнические, конфессиональные и социальные группы, собрались по приглашению дружественной Российской Федерации в г.Сочи с намерением подвести черту под семилетними страданиями нашего народа через достижение общего понимания о необходимости спасения Родины от вооруженной конфронтации, социальной и экономической разрухи, восстановления ее достоинства на региональной и международной арене, обеспечения фундаментальных прав и свобод человека для всех ее граждан, а главное - права на мирную и свободную жизнь, без террора и насилия. Единственным способом достижения этой цели, мы видим путь политического урегулирования проблем нашего Отечества на основе следующих принципов.

1. Уважение и полная приверженность суверенитету, независимости, территориальной целостности и единству [Сирийской Арабской Республики/Государства Сирия], ее территории и народу. В этой связи ни одна часть национальной территории не должна быть предметом уступок. Народ Сирии остается приверженным возвращению оккупированных сирийских Голан законными средствами, в соответствии с Уставом ООН и международным правом;

2. Уважение и полная приверженность национальному суверенному равенству и правам Сирии в вопросе невмешательства. Сирия должна играть полноценную роль в международном сообществе и регионе, в том числе как часть арабского мира, в соответствии с Уставом ООН, его целями и принципами;

3. Только сирийский народ должен определить будущее своей страны демократическими средствами, путем выборов, и должен обладать исключительным правом определять политическое, экономическое и социальное устройство без вешнего давления или вмешательства, в соответствии международным правам и обязанностями Сирии;

4. [Сирийская Арабская Республика/Государство Сирия] должна быть демократическим и нефракционным государством, основанном на принципах политического плюрализма и равного гражданства, независимо от религиозной, этнической и гендерной принадлежности, полном уважении и защите верховенства закона, разделении властей, независимости судебной системы, полном равенстве всех граждан, культурном многообразии сирийского общества, обеспечении общественных свобод, включая свободу вероисповедания, имеющим транспарентное, инклюзивное, ответственное управление, в том числе перед национальным законодательством, с необходимыми эффективными мерами по борьбе с преступностью, коррупцией и должностными злоупотреблениями;

5. Государство, приверженное национальному единству, социальному миру, а также всеобъемлющему и сбалансированному развитию, имеющее справедливую представительство в органах местной администрации;

6. Непрерывная и улучшенная работа государственных и общественных институтов с проведением, при необходимости, реформ, включая защиту социальной инфраструктуры и имущественных прав, а также предоставление общественных услуг всех гражданам без дискриминации, в соответствии с высшими стандартами надлежащего управления и гендерным равенством. Граждане должны получать пользу от эффективных механизмов взаимодействия со всеми органами власти при обеспечении полного соответствия принципу верховенства закона, правам человека и правам на общественную и частную собственность.

7. Сильная, объединенная, заслуживающая уважения национальная армия, выполняющая свои задачи в соответствии с конституцией и высшими стандартами. Ее функции - защищать национальные границы и народ от внешних угроз и терроризма, в то время как специальные службы и службы безопасности должны поддерживать национальную безопасность в соответствии с принципом верховенства закона, действовать в рамках конституции и закона и уважать права человека. Применение силы должно быть исключительной прерогативой компетентных государственных институтов;

8. Безусловное неприятие и активная приверженность борьбе с терроризмом, фанатизмом, экстремизмом, межконфессиональной рознью во всех их проявлениях, а также противодействие условиям, способствующим их распространению;

9. Уважение и защита прав человека и общественных свобод, особенно в период кризиса, включая недискриминацию и равные права и возможности для всех, независимо от расовой, религиозной, этнической, культурной или языковой принадлежности, пола или какого-либо другого признака, с эффективными механизмами по их защите, которые учитывают политические и равные права и возможности женщин, включая принятие активных мер по обеспечению представительства и участия в институтах и структурах, принимающих решения, с механизмами, направленными на достижение по крайней мере 30% уровня представительства женщин с обеспечением в итоге паритета.

10. Особая ценность сирийского общества и национальной идентичности, истории его многообразия, а также вклад и ценности, которые все религии, цивилизации и традиции привнесли в Сирию, включая сосуществование его различных компонентов, наряду с защитой национального культурного наследия народа и его разнообразных культур;

11. Борьба и искоренение бедности, оказание поддержки пожилым и другим уязвимым группам населения, в том числе людям с особыми потребностями, сиротам и жертвам войны, что должно включать обеспечение безопасности и предоставление убежища всем перемещенным лицам и беженцам, а также защиту их права на добровольное и безопасное возвращение в свои дома и земли;

12. Сохранение и защита национального наследия и окружающей среды для будущих поколений в соответствии с соглашениями о защите окружающей среды и Декларацией ЮНЕСКО, касающейся преднамеренного разрушения культурного наследия.

Мы, представители гордого народа Сирии, пережившего ужасающие лишения и нашедшего в себе силы дать отпор международному терроризму, заявляем о своей решимости возвратить благополучие и процветание на родную землю, сделать жизнь достойной и комфортной для всех и для каждого из нас.

С этой целью мы договорились сформировать конституционную комиссию с участием делегации Правительства Сирийской Арабской Республики и широко представительной делегации оппозиции по подготовке конституционной реформы в качестве вклада в процесс политического урегулирования под эгидой ООН в соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности.

В состав Конституционной Комиссии войдут, как минимум, представители Правительства и Оппозиции, участвующие в межсирийских переговорах, эксперты по Сирии, представители гражданского общества, независимые представители, лидеры племен и женщины. Будут приняты меры для того, чтобы в составе комитета были пропорционально представлены этнические и религиозные группы. Окончательное решение о мандате, порядке работы, полномочиях, правилах процедуры и критериях отбора членов Конституционной Комиссии будет принято в рамках Женевского процесса под эгидой ООН.

Мы обращаемся с просьбой к Генеральному Секретарю ООН поручить его Специальному посланнику по Сирии оказывать содействие в организации работы Конституционной комиссии в Женеве».

По итогам заседания министр иностранных дел России Сергей Лавров ответил на вопросы журналистов, сообщает пресс-служба внешнеполитического ведомства.

«У нас сегодня, действительно, состоялось уникальное мероприятие за те 7 лет, что продолжается сирийский конфликт, - отметил он. - Ранее были встречи между представителями Правительства и оппозиционерами. Поначалу это были только оппозиционеры из внешних групп противников режима, затем был сделан качественный шаг в Астане, когда за стол переговоров удалось усадить делегации Правительства и вооружённой оппозиции - до этого в женевских дискуссиях они не были представлены. Благодаря такому прямому диалогу между людьми, которые с оружием в руках противостояли друг другу "на земле", удалось создать, как Вы знаете, зоны деэскалации. При всех огрехах они всё-таки существенно снизили уровень насилия. Это всеми признаётся, в т.ч. в СБ ООН».

«Конгресс поставил перед собой задачу, которая гораздо шире, нежели астанинский процесс и тем более чем женевские переговоры, в которых, как я сказал, участвуют только внешние оппозиционеры. Здесь мы смогли собрать под одной крышей представителей официальной сирийской стороны: парламентариев, членов правящей партии, независимых делегатов, а также представителей внутренней и внешней оппозиции, племён, которые имеют очень важное значение в общественной жизни Сирии», - заявил глава МИД РФ.

«Конечно, - продолжил Сергей Лавров, - никто не рассчитывал, что здесь удастся собрать всех без исключения представителей различных групп сирийского народа как лояльных Правительству, так и нейтральных, независимых, оппозиционеров. Я не делаю трагедии из того, что две-три группы не смогли принять участие. Это начало процесса, который призван перевести в практическую плоскость выполнение резолюции 2254 под эгидой ООН, прежде всего в том, что касается начала диалога о самом главном - о том, в какой стране хотят жить сирийцы. Для этого нужно достичь общественного согласия, консенсуса. Именно такой диалог запускается с проведением сегодняшнего Конгресса».

«На Конгрессе одобрено заявление с основными принципами будущего государственного устройства Сирии. В них нет ничего революционного, - считает он. - Это ключевые нормы международного права: уважение суверенитета, территориальной целостности, независимости Сирии, обеспечение прав всех этнических, конфессиональных групп, политического процесса, который никого не оставит за бортом и позволит сирийцам самим, без вмешательства извне, определять свою судьбу. Также принято решение сформировать Конституционный комитет, куда войдут избранные сегодня делегаты и в который дополнительно будут делегированы представители групп, по разным причинам не присутствующих на сегодняшнем Конгрессе. Этот результат (создание Конституционного комитета) передаётся ООН в соответствии с резолюцией 2254. В Женеве будет организована работа этой новой структуры - Конституционного комитета по подготовке сирийской конституции».

Сергей Лавров рассчитывает, что «специальный посланник Генерального секретаря ООН по Сирии С.де Мистура, к которому Конгресс обратился с призывом оказать содействие деятельности Конституционного комитета, в полном соответствии со своими прерогативами по резолюции 2254 СБ ООН организует практическую работу. В самое ближайшее время будем ожидать конкретных соображений с его стороны».

«Что касается комментариев, которые мы слышим из Парижа, Вашингтона, ряда других столиц, то наш Конгресс проходит с "открытым забралом", с участием спецпредставителя Генерального секретаря ООН по Сирии С.де Мистуры, наблюдателей, которых мы пригласили из всех стран - постоянных членов СБ ООН, из всех стран-соседей САР, других арабских государств, Казахстана как страны-хозяйки астанинского процесса», - пояснил глава внешнеполитического ведомства России.

Говоря о пяти странах, которые собирались в Вашингтоне, потом в Париже, где писали некие свои идеи и положили их на бумагу, Сергей Лавров отметил, что «эта келейная деятельность как раз, по-моему, не соответствует женевскому процессу, потому что собрались пять произвольно выбранных стран, не пригласили ключевых игроков, задействованных в сирийском урегулировании, не говоря уже о сирийских сторонах, которых там не было. О них даже никто не подумал. Ни Турция, ни Иран, ни Россия как страны-гаранты астанинского процесса, который все приветствовали, не были приглашены. Мне кажется, как раз такие келейные сборы могут помешать женевскому процессу, поскольку у кого-то может возникнуть иллюзия, что в таких "междусобойчиках" можно договариваться быстрее, чем с участием всех без исключения сторон».

«Мы идем по второму пути. Да, гораздо труднее договариваться, когда за столом сидят не единомышленники, как собрались в Париже и Вашингтоне, а противоборствующие стороны. Зато договоренности, достигнутые между противоборствующими сторонами, гораздо устойчивее, долговременнее, надёжнее, нежели то, что в своем узком кругу одинаково думающие государства решают за сирийский народ», - сказал дипломат.

«Мы готовы к диалогу в любых форматах, на любых уровнях, - заверил он. - Главное, чтобы мы свято соблюдали основополагающий принцип резолюции 2254 СБ ООН - только сами сирийцы будут решать судьбу своей страны. Именно на создание условий для этого мы нацелили нынешний Конгресс. Я думаю, что этот первый и очень важный шаг в целом удался. Будем ожидать теперь от ООН результатов, которые будут опираться на достигнутые здесь договоренности. Мы, в свою очередь, будем всячески этому способствовать».

«Мы договорились сегодня, что результаты Конгресса передаются ООН в надежде, что они будут стимулировать женевский процесс. У С.де Мистуры есть все полномочия, которые содержатся в резолюции 2254 СБ ООН. И сегодня на Конгрессе была выражена поддержка этим полномочиям, выражена к нему просьба активно заняться работой над конституцией», - заключил глава МИД РФ.

Комментируя итоги пленарного заседания, член комитета Госдумы по международным делам Сергей Железняк заявил, что Конгресс продемонстрировал стремление народа САР к самоопределению, сообщает РИА Новости.

«Конгресс продемонстрировал стремление народа Сирии к самоопределению путем демократических выборов и готовность к созданию конституционной комиссии для подготовки основного закона страны, главным принципом которого станет национальное единство и уважение ко всем народностям, населяющим сирийское государство», - подчеркнул депутат.

Он также отметил роль России в организации конгресса и межсирийском урегулировании в целом.

«Состоявшийся широкий диалог представителей различных сил Сирии стал возможным благодаря огромным миротворческим усилиям нашей страны, заинтересованной в сохранении единства сирийского государства. Это наш конструктивный цивилизованный ответ тем деструктивным силам, которые продолжают провоцировать конфликты на сирийской земле, стремятся уничтожить государственность и единство Сирии», - подчеркнул парламентарий.

В свою очередь председатель комитета по международным делам СФ РФ Константин Косачев по итогам Конгресса сирийского национального диалога заявил, что «сочинский формат» не заменяет Женеву, сообщает РИА Новости.

«Итоги завершившегося в Сочи конгресса сирийского национального диалога очень обнадеживают. Удалось сделать главное:...обеспечить четкую привязку переговоров в Сочи к женевскому процессу - не в последнюю очередь благодаря участию в сочинском мероприятии спецпосланника ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, "освятившего" конгресс от имени ООН и поддержавшего его решения, которые предстоит реализовывать уже в женевском формате», - написал Косачев в Facebook.

Сенатор также отметил, что приезд де Мистуры выбил «карты из рук у тех, кто пытался противопоставить Сочи Женеве, либо представить конгресс как некое альтернативное женевским переговорам (а то и конкурирующее с ними) действо, выгодное только Дамаску или России».

«В частности, Вашингтон на все вопросы по Сочи специально подчеркивает, что главное для него - Женева. Четкий "линк" между Сочи и Женевой благодаря участию де Мистуры и решениям конгресса, ориентированным на Женеву, конечно же, не позволят игнорировать очевидные сочинские достижения», - заявляет Косачев.

Он также считает, что те, кто не поехал в Сочи, остался в проигрыше, поскольку затем они могут остаться вне реального политического урегулирования и конституционного процесса в Сирии.

«В общем, результаты есть, будем ждать продолжения. Сейчас многое зависит от Женевы и лично де Мистуры», - резюмирует К.Косачев.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Генассамблея ООН по Украине
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Как стало возможным обвинение России в геноциде
Власть не слушает сразу - вот и пожинаются «плоды»!
15.04.2022
Освободительный поход Русской армии на Украину
Хроника событий. День двадцать девятый
24.03.2022
Конец эпохи глобализации – назад пути нет
Новый мир, по сути, уже наступил
24.03.2022
Все статьи темы
Война в Сирии и Ираке
Муктада ас-Садр пропускает удары и готовится к новым боям
Конфликт между политическими силами в Ираке не исчерпан, а лишь отложен
07.10.2022
К 1100-летию Крещения Алании
О форуме «Христианство на Кавказе: традиции и современность»
27.09.2022
Чего ждать в Сирии: большого турецкого наступления или примирения Анкары и Дамаска?
Решить свои проблемы с сирийскими курдами Эрдоган сможет только «на дороге в Дамаск»
26.08.2022
«Нам надо своротить 7 стран за 5 лет»
Генерал США слил полный список стран, в которых американцы пытались повлиять на положение вещей и свергнуть действующий режим
15.08.2022
«Мирная жизнь в Сирии» 
Премьера документального фильма
15.08.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Что не сказал Путин 30 сентября?
Новый комментарий от Александр Бутов
07.10.2022 20:55
Крестный путь крестьянских поэтов
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.10.2022 20:49
Что не так со специальной военной операцией?
Новый комментарий от С. Югов
07.10.2022 19:43
Глобальные сполохи Новой Мировой войны
Новый комментарий от Владимир22
07.10.2022 15:38
В Москве отметят столетие событий 1922 года на Дальнем Востоке
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.10.2022 15:00
«Врагов надо заставить просить о пощаде»
Новый комментарий от Тюменец
07.10.2022 15:00
Их цель – со всех сторон нанести удар по нашей стране
Новый комментарий от Владимир22
07.10.2022 13:37