Всему свое время... Время убивать, и время врачевать... (Ек. 3: 1-3)
Я живу в Разливе, курортном местечке, в котором некогда «отдыхал», скрываясь от полиции, вождь мирового пролетариата. Сегодня в Санкт-Петербурге, названном культурной столицей Европы, несколько странно звучат названия местных достопримечательностей: музей «Шалаш», музей «Сарай». Но приезжающие на экскурсии китайские туристы у этих коммунистических святынь со слезами на глазах дружно поют Интернационал... Так некогда паломничали сюда и жители СССР...
Нельзя забыть, что именно к коммунистической святыне - мавзолею В.И. Ленина в 1945 г. бросали вражеские знамена солдаты Великой Победы.
Эти удивительные трансформации русского духа в двадцатом веке от ненависти к царизму и религии до культа святости коммунистических вождей и непререкаемости их идеологии, и обратно до ненависти к коммунизму и его вождям и культом святости недавно еще обгаженного клеветою и ненавистью царя, да с религиозным ренессансом, - эти маятниковые качания духа нации заставляют искать в них нечто главное. Ведь иначе все это лишено здравого смысла, а значит и смысла вообще...
Когда на днях В.В. Путин в свойственной ему мягкой манере дал понять обществу, что особенной разницы между ленинскими мощами и мощами святых нет, от православных посыпался вал возражений, как правило, обоснованных. Говорилось о духовных явлениях, сопровождающих поклонение мощам святых, об исцелениях и чудесах, которым люди не могут не верить, так как это явления зримые и многими лично пережитые; говорили о зле, причиненном Лениным, или по его инициативе, Православной Церкви. Не являюсь читателем коммунистических сайтов, но полагаю, что и там говорилось нечто о почитании мавзолея, тела и духа вождя в нем, о пантеоне коммунистических лидеров у кремлевской стены, о важной роли Ленина и коммунистов, и коммунизма, как идеологии в истории страны.
Пришлось услышать, что попытки примирить непримиримое уже были и кончались плачевно, в частности для предшественника российской империи - Византии, где пытались синтезировать ислам и православие, а также православие с католичеством, что, в конце концов, закончилось крахом византийской империи, ее практическим стиранием с лица земли.
Нетрудно увидеть, что все возражения звучат в ключе идеологий. О том, что нельзя соединить несоединимое.
Одно не учитывается. Президент говорил не об идеологиях, а о людях!
Мы все меряем некими измами: капитализм или коммунизм, он же социализм. Мы верим в атеизм или верим в Бога. А президент сказал о людях. Он сказал, что мощи человека Ленина могут быть почитаемы, как и мощи любого православного святого. Пусть их почитают по-разному, но это мощи людей, некогда живших в России. И в России у них есть, пусть разные, но почитатели.
Теперь о противоречиях почитателей. Не будем говорить о революциях или переворотах, так как все эти явления - результат реализации планов революционеров и тех, кем они организованы и, по сути, наняты. Эти явления сопровождаются, как правило, умелым использованием ошибок власти.
Но перевороты и революции приобретают материальную силу через недовольство людей. Конечно, люди недовольны всегда. И не только потому, что власть плоха. Люди тоже не всегда хороши. Но ведущим мотивом действий толпы, являющейся материей всех революций, всегда было недовольство низов людьми, олицетворяющими для них власть и верхи общества. Вторично то, чья интрига использовала недовольство. Важно, чтобы недовольство было реальным и по существу. Важно то, чтобы гнев низов был праведным...
А верхи давали и дают повод для справедливого, праведного гнева. Многие могут вспомнить себя и настроение людей в недавнем 1991 г. Когда, в общем-то, в благополучной стране СССР, проблемы которой были текущими и решаемыми, был совершен переворот, практически перелом образа жизни сотен миллионов людей. И не в лучшую сторону.
А что было материей этого процесса? Недовольство низов! Недовольство персонифицировалось в личностях представителей верхов, по преимуществу партчиновников и хозяйственников. Личности были не эффективны и непривлекательны, то есть роль верхов исполняли неважно, так как именно эти характеристики, помимо банального принуждения, и заставляют одних людей терпеть над собой управление других. Но непосредственным поводом все же был апофеоз лжи, ощущаемый всеми. На фоне тотальной пропаганды имущественного равенства, естественного в экономике распределения, где для большинства царили не личные заслуги, а очередь, верхи активно пользовались так называемыми привилегиями, то есть преимуществом в распределении материальных благ.
Мы помним глухое, нарастающее в условиях гласности по экспоненте недовольство верхами из-за разницы в потреблении. К слову сказать, если сравнить уровень различий в потреблении, какой мы имеем сейчас, с различиями того времени, то сейчас, те различия показались бы смехотворными...
Не потому ли и революция 1991 г. была бескровной? Все-таки низы, при праведности их гнева, возникающего из явного нарушения правил насаждаемого верхами и активно декларируемого ими общежития, хотя и имели моральные основания для гнева, но гнев этот не был тяжелым, замешанным на поруганном самоуважении, на презрении к толпе, на наглом пренебрежении интересами большинства. Это было скорее недовольство возникшими проблемами системы, которому в связи с непривычной еще гласностью, через толпы возбужденных, пустяшно по нынешним меркам, людей, была придана энергетика государственного переворота.
Но мы знаем, как людей реально возбуждал наглый, бесчеловечный, беспринципный, неморальный капитализм, который присутствовал в России в 1917 г., и который присутствует в схожем виде сегодня, в 2018 г.
Те ужасы революции 1917 г. с убийствами, в том числе массовыми, по признакам имущественного и социального положения, имели глубокие и прочные корни ненависти, накопленной годами унижений и повседневного пренебрежения, дразнящей демонстрацией колоссальных преимуществ потребления верхов на фоне пренебрежения минимальными нуждами окружающих.
В этот поток демонстрации пренебрежения и хвастовства преимуществами сытости перед зачастую голодными и просто бедными были вовлечены сознательно и бессознательно практически все представители верхов, хотели они того или нет, понимали они это или не понимали.
И после того как верхи, предательски свергнув царя, разрушили систему управления воюющей страной, накануне победы приведя ее к позорному поражению, они получили выплеск накопленной ненависти...
То же самое они вполне могут получить и сегодня, возникни только поводы в виде расстройства системы государственной власти и национального унижения страны.
Мы воспринимаем историю как борьбу всяческих измов или идеологий, классов или групп людей. А дело в переменах. Тех, кто пришел наверх, после исчерпания ими социальной пользы меняют те, кто внизу. Иногда меняют относительно безболезненно, как в 1991 г., а иногда, когда верхи долго не понимают того, что творят, меняют кроваво и ужасно, как в 1917 г.
Дело не в идеологиях и теориях. Люди, какими бы они ни были, все равно портятся от избытка материальных благ. Коммунисты они или христиане, как только блага достигнут уровня потребления больше необходимого, то за редкими исключениями скурвится практически любой. Но есть исключения... Все-таки я прожил жизнь среди людей, которые такими исключениями «страдали»...
Есть, что вспомнить...
Ломанувшись из тотального дефицита и ограничений потребления в царство «веселого» капитализма, где все и «всех» можно потребить, мы вновь, как и в начале прошлого века, имеем социальные верхи со снесенной от жадности, беспринципности, пренебрежения к нуждам низовых масс «крышей».
Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади именно об этом этим негодяям и напоминает...
Отдельно о священстве. Да, революция уничтожала священство.
Но давайте честно ответим на два вопроса.
Первый. Можем ли мы свободно достичь всеобщей религиозности?
Ответ: нет! Люди, не воспринимающие духовную жизнь, в принципе, будут всегда, как всегда будут люди без музыкального слуха или дальтоники.
Второй. Священство всегда ли, хотя бы в плане сребролюбия, соответствует тем принципам, которые проповедует?
Ответ: не всегда.
Вывод. В условиях социального напряжения, сопутствующего революциям, группы людей, для которых священство не авторитет по причине из хронической неспособности к религиозной жизни, но отчетливо воспринимающие разницу меду религиозными декларациями нестяжательства и высоким уровнем потребления священства на уровне бедности паствы, эти люди будут править бал, в том числе и бал насилия. Потому как на их стороне праведность гнева!
На 1917 г. достаточно исторических и частных свидетельств, как высокой духовности священства, так и духовной низости части духовенства, чем можно смело считать то же сребролюбие, которое нередко выражалось в высоком уровне потребления на фоне бедности паствы.
Поэтому, когда, с одной стороны, многие призывают к сносу мавзолея В.И. Ленина, а президент говорит, что в нем мощи Ленина, задумаемся...
Если В.И.Ленин воспринимается кем-то как коммунистическая сволочь, то, вне всякого сомнения, он является и напоминанием для сволочей капиталистических, напоминанием о простой истине христианства, о том, что «последние станут первыми»...
Кстати, к вопросу о чудесах. Разгром немцев под Москвой в 1941 г. после военного парада у мавзолея В.И.Ленина, - это чудо или нет?
Павел Дмитриев, правовед, публицист
12. Ответ на 5., Kiram:
11. Ответ на 9., Русский Сталинист:
10. (Лысый сифилитик)
9. Неинтересно.
8. Re: Разговор о товарище Ленине
7. Когда на днях В.В. Путин в свойственной ему мягкой манере дал понять обществу, что особенной разницы между ленинскими мощами и мощами святых нет
6. Ответ на 4., Сергей Абачиев:
5. Re: Разговор о товарище Ленине
4. Ответ на 3., Владислав Л:
3. Re: Разговор о товарище Ленине