Я редко включаю телевизор. Скорее в научных целях, как социальный психолог. В эту среду, 6 декабря открыл петербургскую «Панораму» (программу телевидения): что там показывать нам собираются? Вот главные российские каналы, внизу анонсы сериалов и фильмов, которые идут в лучшее вечернее время. Читаю. Первый канал: «Второе зрение» (Россия, 2017, детективный сериал) «В торговом центре неизвестный в маске расстреливает десять человек...». Канал «Россия 1»: «Тайны следствия» (Россия, 2016, детективный сериал) «Флористка Алина Сивцева обнаруживает в квартире труп матери. Женщину варварски зарезали ножом...». 5-й канал: «След» ( Россия, 2007, детективный сериал) «Фотомодель, светская львица и охотница за богатыми женихами Наталья Карташева бесследно исчезает...». СТС : «Мистер Крутой» (Гонконг, 1997, боевик) «Случайно став обладателем видеокассеты с записью кровавой разборки наркоторговцев, Джеки превращается в настоящую мишень для бандитов...». РЕН ТВ: «Пароль «Рыба-меч» (США, 2001, триллер) «Гэбриел Шир, работавший когда-то на ЦРУ, а ныне ставший преступником, задумывает украсть девять миллиардов долларов...». ТВ ЦЕНТР: «Женщина в беде - 2» (Россия, 2015, детектив) «Лену обвиняют в убийстве человека...». ТВ 1000 RU: «Танцы насмерть» (Россия, 2016, фантастика) «Цивилизация практически уничтожена, и выжившие люди нашли пристанище в бункере. Но чтобы поддерживать его работу, необходима человеческая энергия, которую высасывают из проигравших танцевальный турнир»... На этом пока остановимся...
Особенно меня поразил последний сюжет отечественного фильма, который по примеру американских антиутопий, сулит нам «веселенькое» будущее. И это не единственный подобный российский фильм о гнусном будущем. А ещё у нас насаждается беспросветное кино о маньяках и серийных убийцах, вообще о убийцах, в том числе среди полицейских. Специалист по такой «жести» - режиссер Юрий Быков, снявший чудовищный сериал «Метод», а также не менее жуткие фильмы «Майор» и «Дурак». Прочие я не смотрел. И этого хватает для отвращения. Вроде бы симпатичный и вменяемый актер В. Епифанцев «порадовал» подражанием опять же западным садистским образцам - фильмами «Кремень - 1 и 2», которые часто показывают по ТВ. Недавно на ТВЦ я наткнулся на ещё один «боевик» о маньяке-снайпере опять же из силовиков («Снайпер», Россия, 2010). Смотрел только профессионально, как социальный психолог... Вспоминается и неизвестно зачем снятый П.Лунгиным по израильскому, а также американскому первоисточникам, насыщенный предательством, жестокостью и психопатологией сериал «Родина». Кстати, этот режиссер поставил и антирусский фильм «Царь», также насыщенной садизмом и патологией.
7 декабря я снова открыл программу ТВ - всё то же самое: «водитель машины зарезан», «неизвестные похищают подругу Ефремова», «в ходе дерзкого ограбления магазина электроники убит охранник», «в городе происходит серия загадочных убийств»... И так изо дня в день... Однако, не могу не сказать о том, что в тот же день на канале «Культура» я обратил внимание на передачу: Уроки русского. Чтения. Исаак Бабель. «Как это делалось в Одессе». Читает Павел Лунгин. Было интересно посмотреть на нового мастера художественного слова. Просмотр вызвал недоумение. Причем здесь русское? Рассказ был посвящен бандиту Бене Крику, персонаж-рассказчик изъяснялся на псевдорусском одесском жаргоне, причем основной была специфическая блатная речь Бени. К тому же, Беня посетовал на несчастье евреев попавших в Россию, а не в Швейцарию, в чем он обвинил бога. Весь рассказ пронизан еврейской этничностью и восторгом от Бениных деяний. Я считаю, что нужны передачи о всех национальных культурах России, но данную передачу следовало бы назвать как-то иначе. А получилась очередное какое-то провокационное русофобское изделие. «Уроки русского» с еврейскими авторами правильней давать не про бандитов Беню Крика или Мишку Япончика, а по произведениям Б.Пастернака и И.Бродского, по творчеству живописца И.Левитана и композитора М.Блантера, или по другим произведениям того же И. Бабеля.
Возвращаясь к телевидению, необходимо сделать вывод о том, что криминальный жанр преобладает на российском телевидении со времен прихода капитализма. В 1994 г. известный режиссер Станислав Говорухин опубликовал книжку «Великая криминальная революция», где поставил одноименный диагноз произошедшему перевороту. Вместе с тем, сотни экспериментов за рубежом и у нас доказали, что эскалация насилия и жестокости на экране негативно воздействует на аудиторию, прежде всего на детей и молодежь. Гипотеза о том, что насилие на экране снижает агрессивность у зрителей в реальной жизни не подтвердилась. Другой вопрос: почему в современной России не снимают фильмы про настоящих героев нашего времени, например, о юном солдате Евгении Родионове, который в плену не отрекся отсвоей веры или о рекордсмене из рекордсменов, путешественнике и священнике Федоре Конюхове? Неслучайно журналист К.Набутов иронизирует: «Сегодня Собчак, Гнойный, Оксимирон, Бузова и Дудь - как век назад Троцкий, Буденный, Чапаев с Котовским» (Панорама. Петербург, 2017. №46, с. 11). Я бы добавил, что Есенина с Ахматовой заменили полуголый Шнуров со «шпагатной» Волочковой. Как мы дошли до жизни такой?!...
Конечно, радует, что режиссер В.Бортко, первый зам. председателя Комитета по культуре Думы РФ, планирует внести законопроект о контроле содержания («контента», как теперь повсюду повторяют наши общественные деятели, как попугаи, заучившие новое слово) на государственном телевидении. Радует, что его поддерживает народный артист Н.Бурляев, первый зам. председателя Общественного совета при Минисерстве Культуры РФ. Без соответствующего закона ни депутату Н.Поклонской с другими депутатами, ни Николаю Петровичу вместе с бывшим председателем этого Совета П.Пожигайло ничего не удалось сделать, чтобы защитить царственных страстотерпцев от произвола Министра культуры В.Мединского, который не внял протестам миллионов людей по всей стране и открыл дорогу на экраны пошлому и лживому фильму «Матильда».
Разговоры о «нравственной цензуре», о «нравственном контроле» содержания телевидения, всех СМИ начали вестись ещё в конце 1980-х гг. в СССР,когда появились так называемые видеосалоны и на наше население обрушилось цунами «чернухи и порнухи». После долгих колебаний в декабре 1990 г. появилось распоряжение Президента М.С. Горбачева «О разработке неотложных мер по охране общественной нравственности», которое касалось порнографической литературы и видеофильмов. Но Союз уже трещал по всем швам и было не до нравственности. Об ограничении просмотра сцен насилия и жестокости детьми и подростками на основе зарубежных и собственных исследований я писал и публиковал статьи ещё в первой половине 1980-х гг. Следующим этапом были организованные мною с коллегами научно-практические конференции «Психолого-педагогические проблемы влияния телевидения и других СМИ на детей и молодежь» на базе общества «Знание» СПб и Ленобласти (2002) и «Экстремизм и СМИ» (всероссийская конф. в СПбГУ, 2006) и, наконец, акции-митинги студентов и преподавателей «За нравственность на Российском телевидении» на базе Межвузовской ассоциации «Покров», поддержанные ректором СПбГУ, почетным гражданином Петербурга Л.А.Вербицкой и рядом других ректоров (2006-2010). Уже после первого митинга на Манежной площади (11. 10. 2006 г.) с плакатами, бардовскими песнями, слоганами и лозунгами («Дом-2 - получи свою дозу невроза!», «Анфиса, Лолита и Ксюша - не пора ли спасать ваши души?», «Костя Эрнст и Лёня Маргелас - не американизируйте нас!» и т.п.) некоторые депутаты Думы выступили с предложениями реформирования телевидения. Резонанс митинга был изрядный: несколько каналов ТВ, радио, газеты, ряд сайтов отразили нашу акцию. Журналистка, которая брала у меня интервью, как ведущего митинг, не могла поверить, что за нами никто не стоит кроме ректоров («Ведь телевидение - это такая силища!»). От либералов мы получили звание «экстремисты от нравственности» (?!) и злобную статью в одной из главных петербургских газет. А затем либерально-журналистский мир просто окружил нас стеной молчания. Власть же проявила полное равнодушие к молодым поборникам нравственности.
Я знаю о многих других акциях, обращениях, письмах общественных организаций, граждан по всей стране в самые разнообразные властные инстанции, включая Президента, по поводу аморальности и вреде для детей и молодежи телевизионных программ в целом и отдельных телеканалов, о предложениях создать всевозможные наблюдательные и экспертные советы и т. д. и т. п. Но никогда, кроме формалистических отписок, люди ничего не получали. Помочь может только закон, но пока и законодатели добиться ничего не могли. Вместе с тем, множество социологических опросов и исследований свидетельствуют о том, что подавляющее большинство российского населения (в том числе молодежь) выступает за нравственной контроль содержания телевизионных программ и фильмов. Так пожелаем успеха Владимиру Бортко и Николаю Бурляеву в этом тягчайшем геракловом деле очистки «авгиевых конюшен» российского телевидения. Но ведь и мы, народ, должны им помочь.
В.Е.Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России
8. Re: «Великая криминальная революция» продолжается
7. Re: «Великая криминальная революция» продолжается
6. Re: «Великая криминальная революция» продолжается
5. Ответ на 1., Максим Михайлов:
4. Re: «Великая криминальная революция» продолжается
3. А получилась очередное какое-то провокационное русофобское изделие.
2. Re: «Великая криминальная революция» продолжается
1. Re: «Великая криминальная революция» продолжается