О патриотизме, национализме и прочих «–измах»

Полемические заметки Валерия Габрусенко

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
865
Время на чтение 7 минут
Патриотизм есть любовь к Родине, к своему Отечеству, и комментарии здесь не нужны. Слово это имеет и всегда в России имело сугубо положительное значение. Было только одно исключение. В конце 1980-х – 90-е годы бесновавшиеся «демократы» поносили и это слово, а для убедительности приводили вырванную из контекста фразу жившего в XVIII веке английского литератора С.Джонсона: «Патриотизм – последнее прибежище негодяев». Получалось, что каждый патриот есть заведомый негодяй. (В действительности, Джонсон имел в виду преступников, которые для смягчения наказания провозглашали себя патриотами Великобритании – это тогда помогало).

А вот с национализмом дело хуже. В СССР его порицали и употребляли не иначе как с довеском – «буржуазный». В последнем Советском энциклопедическом словаре (1986 г.) прямо написано, что, во-первых, национализм «противоположен пролетарскому интернационализму» (что уже плохо само по себе), а, во-вторых, что основа его – «идеи национального превосходства и национальной исключительности».

В том же словаре по поводу интернационализма сказано, что онесть международная солидарность рабочего класса. Однако в данное понятие ВКП(б) – КПСС вкладывала более глубокое, но не афишируемоесодержание, а именно – забвение национальных интересов ради «братства трудящихся всех стран», и, разумеется, «братства народов СССР». То, что национальные интересы и, тем более, национальное выпячивание клались на алтарь межнационального единства и благоденствия Родины, никаких сомнений у русских людей не вызывало. А вот как они клались на этот алтарь, порождало немало вопросов.

«Единство народов» на практике привело к тому, что русский народзанял последнее место по уровню жизни в СССР. Когда-то самый образованный народ Российской империи, он по числу людей с высшим образованием на 1 тыс. жителей к 1980-м годам скатился на последнее место (к слову сказать, процент людей с учёными степенями в Киргизии, где письменность появилась лишь в 1930 г., был выше, чем в РСФСР).

Вот некоторые цифры. В республиканском бюджете России от налога с оборота оставалось 70%, в остальных республиках 100%, от прибыли предприятий союзного подчинения – соответственно 12 и 20%. В межреспубликанской торговле РСФСР имела положительное сальдо 40…42 млрд. руб. (рубль тогда стоил дороже доллара), а если к этому добавить субвенции на 9…10 млрд., то в итоге Россия даром отдавала другим союзным республиками по 50…60 млрд. ежегодно. Не удивительно, что из каждого заработанного рубля Россия тратила на себя 80 коп., а, к примеру, Грузия – 5 руб.

Таким образом, интернационализм в СССР стал способом решения национальных задач за русский счёт.

Но вернёмся к национализму. Остриё борьбы здесь Советская власть направила исключительно против русского национализма, и советские вожди, начиная с Ленина (ещё до революции) и кончая Сталиным (в 1929 г.), называли его не иначе как «великодержавным шовинизмом» (о шовинизме – чуть ниже). К русскому народу большевики вообще относились, мягко говоря, не очень доброжелательно. Ленин в 1922 г. писал, что русские – это «угнетающая или так называемая "великая" нация (хотя великая только своими насилиями,великая только так, как велик держиморда)», а через год Бухарин вторил: «Русские должны искусственно себя поставить в положение более низкое по сравнению с другими, чтобы тем самым искупить свою вину перед угнетёнными нациями». Эта политика «искупления»(хотя впоследствии она и не оглашалась) продолжалась до конца существования советской власти.

Очевидно, советской трактовкой руководствуются и в нынешней РФ и остриё борьбы направляют опять же на самое главное зло – русский национализм.

Но вот вопрос: как же назвать чувство любви к своей нации, преданности ей, уважения к ее истории, традициям, культуре, религии? Патриотизмом? Но патриотизм – это любовь к Отечеству, любовь к России, в которой проживают десятки коренных этносов. А придумывать ничего не надо, потому что есть слово «национализм».

Оно так трактуется и в Википедии («… В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации»), и в Британской энциклопедии («верность и приверженность к нации или стране, когда национальные интересы ставятся выше личных или групповых интересов») и, в Японской («всеобщая приверженность и верность своей нации»).Заметим – не превосходство своей нации, а преданность своей нации!

Создатель, разделив человечество на народы, наделил людей, как и животных, тремя видами инстинктов: 1 – инстинкт самосохранения (грубо говоря, «шкурный» инстинкт, самый низший уровень), 2 – инстинкт продолжения рода (родовой инстинкт) и 3 – инстинктсохранения и продолжения этноса (племени, народности, нации), т.е. национальный инстинкт, аналогичный видовому инстинкту у животных.

И как ни старалась советская власть истребить третий инстинкт (провозгласив даже создание «новой исторической общности – советского народа), у неё ничего не получилось: армяне ощущали себя армянами, узбеки – узбеками, латыши – латышами. Да и не могло получиться, тем более что страна была разделена на национальные республики, области и округа. В наибольшей степениэтот инстинкт был подавлен у русских: уже едва ли не большинство их называли себя не русскими, а советскими людьми.

Сегодня пытаются создать ещё одну «историческую общность – российскуюнацию», и тоже ничего не получится. Даже если Республику Татарстан преобразуют в Казанскую губернию, Башкортостан – в Уфимскую губернию, а Республику Бурятия – в Область Забайкальского казачьего войска, татары останутся татарами, башкиры – башкирами, а буряты – бурятами и национальный инстинкт вытравить не удастся.

Совершенно очевидно, что национальный инстинкт проявляется в преданности своей нации, в гордости за принадлежность к своей нации, в уважении к её прошлому, в желании ей благоденствия. Если человек ощущает себя членом своей нации, если он радуется успехам своей нации и огорчается неудачами, если он болеет душой за настоящее и будущее своей нации, если он обладает чувством национального достоинства, то он и есть националист, хотя далеко не каждый отдаёт себе в этом отчёт.

Можно ли уничтожить этот инстинкт, не уничтожив сам народ или не «растворив» его в другом этносе. Нет. Можно лишь на время подавить (как это произошло с русским народом). Это понимал и великий писатель Л.Н.Толстой («Нет такого народа, который не искал бы в своей жизни утверждения национальной гордости»), и великий учёный Д.И.Менделеев («"Национализм" во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам меня из него не выбить»). А выдающийся русский философ И.А.Ильин писал: «Что такое есть национализм? Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всём его своеобразии. Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание. Национализм есть воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвёл в Божием саду. Национализм есть созерцание своего народа перед лицом Божиим, созерцание его души, его недостатков, его талантов, его исторической проблематики, его опасностей и его соблазнов. Национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания».

Разве любовь к своим родителям – это ненависть к чужим родителям? Разве любовь к своему народу – это ненависть к другим народам (об агрессорах речь не идёт)? Как видим,понятие «национализм» не содержитникакого негативного начала. Оно никак не противоречит патриотизму, оно –дополняет его.

Мы все любим своё Отечество – Россию, но разве в душе каждый не выделяет свой народ? Может быть,надо запретить татарину гордиться государственным деятелем Борисом Годуновым и поэтом-мучеником М.Джалилем, мордвину – скульптором Эрзя и певицей Л.Руслановой, еврею – художником Левитаном и композитором Дунаевским? А ведь это тоже национализм.

Однако, если любя свой народ, человек видит в нём одни достоинства, а недостатки только у других, если он высокомерно и презрительно относится к другим народам, не надо называть его националистом. Для этого есть другой термин – шовинизм. И уж совсем последнее дело, если человек ставит свою нацию во главу мира, считает её исключительной и призванной повелевать человечеством. Тогда это – нацизм. Есть ли хоть один исторический пример русского шовинизма или русского нацизма? И не умышленно ли подменяют разные понятия борцы с русским национализмом?

Впервые о русских национальных интересах громко заявил великий Ф.М.Достоевский, а русский национализм как явление возник в начале ХХ века (движения «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела» и др., философы и публицисты В.В.Розанов, М.О.Меньшиков и др.). Возник как реакция на попытку разрушения государства – Первую «русскую» революцию, в которой инородцы играли главную роль.

Сильный всплеск русских национальных чувств произошёл и в первые годы после Октябрьского переворота, когда во власти и в безжалостных карательных органах также доминировали инородцы. Ещё одновозрождение началось в конце 1970-х годов, когда в глаза стала бросаться экономическая и социальная дискриминация русского народа.

Особенно сильный подъем русского национализма произошёл в 1990-е – начале 2000-х годов, когда в разрушении и разграблении страны явственно прослеживалась активная роль высокопоставленных инородцев, а государственные (!) СМИ непрерывно унижали и оскорбляли русский народ. Дошло до того, что русский народ, внёсший наибольший вклад в разгром фашизма, обвиняли в фашизме, а быв. министр культуры Швыдкой заявил, что «русский фашизм страшнее германского».

Кратковременные всплески происходили позднее в Москве (события на Манежной площади в 2010 г. и в Бирюлёве в 2013 г.) и в ряде др. городов как ответ на «беспредел» чужеземцев и покровительство им милиции (в те годы даже родилась горькая шутка:«Если бьют русского – это бытовая драка, если русский даёт сдачи – это экстремизм и разжигание межнациональной розни»).

Из пунктирно приведённых исторических фактов следует, что русский национализм обостряется только тогда, когда русский народ подвергается унижению, угнетению или откровенной дискриминации. В спокойное время русский национализм «спит», а сам народ готов снять с себя последнюю рубашку, если кому-то нужна помощь.

В этом заключается особенность русского национализма и вообще русского характера, о котором, наверное, наиболее точно сказал Сталин (1939 г.): «Русский народ – великий народ. Русские – это добрый народ. У русского народа ясный ум, он как бы рожден помогать другим нациям. Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него стойкий характер, он мечтательный народ, у него есть цель, поэтому ему и тяжелее, чем другим нациям, но на него можно положиться в любую беду».

Так что не надо бояться русского национализма. Нужно просто уважать русский народ!

Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корр. Петровской академии наук и искусств
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

20. Ответ на 10., Кирилл Д.:

для начала отрадно уже одно то, что тема поднимается.За что особая благодарность автору серии статей. Потому что последние годы только и слышишь: "ой, национализм! вы шо, майдана захотели!?"Тексты Валерия Васильевича мне, например, вполне по душе. Павел, ну это же, простите, некоторое лукавство. Националисты - это просто такие хорошие ребята, которые больше свой народ любят и желают блага, чем другие представители народа? Так надо понимать? Х очень любит свой народ, значит - он националист, а Y - не националист, поскольку свой народ не так сильно любит? Есть же довольно общепринятое понимание национализма как концепции "одно государство - один народ (одна нация) - один язык - одна культура". Нация равновелика государству. Скажем, на постсоветской Украине государство и общество строят на основе националистической концепции, до 2014 - сравнительно мягкими, с 2014 года - более жёсткими методами. Если отбросить всякое нациствующее уголовное бандерложье зверьё (его, в принципе, может и не быть), то, по сути, это именно реализация националистической концепции.В постсоветских государствах Прибалтики - то же самое. Там, кстати, такого ярко выраженного зверья нет и не было. Всё культурно и по-европейски, и на основе именно националистической концепции. Примерно то же в большинстве других постсоветских государств. То же - в Турции со времён Ататюрка. И то же - в большинстве западноевропейских государств (почти во всех), только исторически раньше это было. Наши националисты для России ничего принципиально отличающегося от всего этого не предлагают. Это не Империя, это противоположно Империи. Националистом и имперцем одновременно быть нельзя. Это не Российская Империя и не СССР, более того, в некотором смысле концепция национализма имеет даже меньше общего с Российской Империей, чем с СССР.

Слабо рассужение.
Абазинский / 07.12.2017, 05:06

19. Ответ на 7., Lucia:

Давайте откажемся от измов.Коммунизм,социализм.....Что в них русского? Даже названия по -русски не подобрать.||||------------------------Но капитализм трогать не будем. Это название для Вас родное и близкое.Все русские его произносят с глубочайшим восторгом.Умилительно.Это ваше слово - капитализм. Заберите его вместе с империализмом, нудизмом, атавизмом, атеизмом, дарвинизмом, фрейдизмом, маоизмом, дадаизмом, мазохизмом и олимпизмом.

ПОДДЕРЖИВАЮ!
Абазинский / 07.12.2017, 05:04

18. Ответ на 6., Андрей Карпов:

"ой, национализм! вы шо, майдана захотели!?"Национализм - это действие. Хотя бы заявка на действие. Если нет причин действовать, о национализме не говорят. А когда о национализме говорят в стране, где национализм не является государственной идеологией, то вектор действия является отрицательным по отношению к действию власти. Не власть его позиционирует как отрицательный, нет, сами националисты оказываются (в мягкой формулировке) критичны к власти. Как ни крути, национализм - это дестабилизирующий фактор. Грозит ли он майданом? В конце концов, это определяется количеством националистов. Ну и их качеством тоже. Но количество имеет решающее значение. В малых множествах может быть случайная высокая концентрация качества. В больших множествах естественным образом выделяется качественная фракция, а выделившее её большинство оказывается с иными характеристиками. Также выделяется, скажем так, "лёгкая фракция", которая легко может совершать откровенные глупости... Игры, заканчивающиеся майданом, начинаются с теоретических (словесных) упражнений достойных людей.

Может быть правильнее перейти от "национализма" к этногенетическому сознанию? Не пора ли признать очевидное - русско-евразийский этногенез?!
Абазинский / 07.12.2017, 05:02

17. Ответ на 2., Андрей Карпов:

Конечно, можно кого угодно назвать националистом. Я - русский националист. Вы- русский националист. Вопрос не в этом. ВОпрос в том, что из этого следует. Какова программа националиста. Национализм - не статус, не статика, это проект, проактивный заряд. Нельзя просто быть националистом. Из этого обязательно будет нечто следовать. ЧТо? Так ли хорошо мы можем дать в этом отчет, как хорошо у нас получается тасовать цитаты и исторические события?

Ребята, вы просто заигрались в национализм. Слова, слова....
Абазинский / 07.12.2017, 04:58

16. Ответ на 1., Павел Тихомиров:

Ув. Валерий Васильевич, шовинизм – это – согласно Брокгаузу и Эфрону – всего-лишь экзальтированная форма патриотизма. Название термина восходит к наполеоновскому ветерану месье Шовену, который стал персонажем уличных кукольных театров. Его амплуа было вроде как комедийным, но, на самом деле, он выполнял роль того, кто напоминал бы французам о былом величии.Суть его проповеди сводится к фразе, ставшей благодаря нашему отечественному кинематографу крылатой:«За державу обидно!»Вот такой он, Шовен.Я, кстати, позиционирую себя в идеологических пикировках в качестве великодержавного Русского Шовиниста.Мне горько за державу.ПС(К Евреям, Узбекам и Украинцам с Американцами отношусь по братски).

Для начала: Николя Шовиньи был образцовым солдатом Наполеона. Любил императора, даже после его смерти. Этот случай патриотизма попал на язык литераторам. А после был трансформирован в нечто неудобоваримое - "шовинизм".
Абазинский / 07.12.2017, 04:54

15. Ответ на 12., Павел Тихомиров:

Безусловно, для России путь в Русскую Республику гибелен. Это совершенно прописные истины, которые все, кто в теме, уже давно усвоили как таблицу умножения.

Добавлю, тут есть такая "тонкость". Этот путь гибелен исключительно по прагматическим соображениям или по каким-то ещё? Возможно, более высоким. Если только по прагматическим, то нам, по большому счёту и в некоей долгосрочной перспективе и правда нечего делать в одном государстве с нашими нерусскими и некрещёными собратьями (или просто соседями?), хотя до поры нам приходится друг друга терпеть. Вы в самом первом комментарии сказали, что относитесь к ним по-братски. Да, тут либо мы братья (по крайней мере, пытаемся быть ими, возлюбить друг друга и не оставили великую мечту о человеческом братстве), либо... либо по большому счёту правы националисты, хотя их правота в любом случае в итоге гибельна.
Кирилл Д. / 06.12.2017, 22:50

14. Ответ на 12., Павел Тихомиров:

Добавлю кое-что. Для одних государство - это инструмент , который может способствовать сбережению народа (но может и не способствовать), для других - народ - это строительный материал для каркаса государства.Правы по своему и те, и другие.

Или не прав никто. Государство - это наш инструмент, которому мы, в то же время, обязаны служить и даже являться для него строительным материалом. А вот ещё... Мы можем сказать, что Бог, Церковь - это просто инструменты нашего спасения? Может, до какой-то степени и можем. Но это будет как-то не того, в любом случае. Конечно, я не уравниваю государство с Богом и Церковью (хотя, когда был Царь - помазанник Божий, некоторое уравнивание даже было). Просто к тому, что не всё в этом мире вписывается в линейную логику, в "или-или".
Кирилл Д. / 06.12.2017, 22:11

13. Ответ на 12., Павел Тихомиров:

Павел, я с Вами и согласен, и не согласен. Хорошо, государство - это просто инструмент. С другой стороны, Вы бы до 1917 сказали, что Царь - это просто инструмент? Сказать "русский народ рассматривается и используется как строительный материал для Империи" вполне можно было бы и до 1917, и обвинить верноподданных монархистов во властецентризме. Разве нет? Русский народ впрягался и жертвовал жизнью за Веру, Царя и Отечество - именно в такой последовательности, считал эти вещи священными, выше и важнее себя. Но именно поэтому достиг всего, чего достиг. Стал великим народом - носителем великой миссии, а не превратился в "этнографический материал". Это отношение было перенесено в значительной степени в советский период. Но постепенно деградировало. Собственно, одна из граней советского периода - это наш путь либерализации и вестернизации. И сейчас для нас ничего сакрального в государстве нет - это такой приобретаемый в политическом супермаркете предмет потребления, должный выполнять определённые функции с целью облегчения и улучшения условий нашего физического существования. И уж ни о какой там дурацкой феодальной верности сюзерену речи нет - сюзерен является нашим обслуживающим персоналом. Его задача - улучшать нам жизнь. Мы ему за это деньги (налоги) платим. Насчёт того, в чём прав или неправ о.Д.Сысоев, царствие ему небесное. Я тоже об этом думал. Кажется, тоже лет 5 назад. Я скажу, в чём он, как мне кажется, неправ. Не в том, что Христос, в принципе, главнее и важнее России и любой страны. Это очевидно для христианина. Но о. Даниил, почему-то, превратил это в концепцию "уранополитизма". А ведь достаточно быть просто христианином, "-измов" изобретать не надо. Христос для христианина выше и Отечества, и родителей, и братьев, и жены, и детей, и друзей, и себя любимого... Но разве мы будем говорить, что для христианина любовь к родителям, жене (мужу), детям, братьям не обязательна? Нет, конечно, не будем. Мы будем из того, что Христос главнее родных отца и матери, делать какую-то отдельную концепцию? А о. Даниил говорил о необязательности патриотизма. И сам факт провозглашения "уранополитизма" говорит о том, что он зашёл не туда. Что ему как бы "мало" христианства, чтобы правильно расставлять приоритеты. Что христианство должно быть "дополнено" некоей социальной концепцией - в данном случае, построенной на отвержении патриотизма. Это то же (если не хуже), что христианский социализм, христианский либерализм или христианский национализм (вот, кстати, Ильин). "Привяжи" к христианству какой-нибудь "дополняющий" его "изм" - и этот "изм" станет для тебя, чуть раньше или позже, главнее христианства, хвост завиляет собакой. Да, в концепции о. Даниила и русский народ, вообще-то, пустой звук. А само провозглашение "уранополитизма" и, как следствие, "уранополитов" - людей, его придерживающихся, также означает просто-напросто (пока неявное) выделение себя в касту избранных. Это, на самом деле, замешано на гордыне и ощущении собственного превосходства. Мы - "граждане Неба", мы выше людей, имеющих земные привязанности. А ведь мы, на самом деле, никакие не граждане Неба. Вот помрём - тогда и будет понятно, дадут нам вообще в эту страну визу или нет. Не знаю, понятно ли я объяснил, что думаю по этому поводу.
Кирилл Д. / 06.12.2017, 22:04

12. Ответ на 10., Кирилл Д.:

Националистом и имперцем одновременно быть нельзя.

Кирилл, тут А.В.Карпов предлагает определиться с терминологией, и он, пожалуй, прав. Вы верно отметили, что национализм реально воплотился либо в проекте условных младотурок, либо в многочисленных проектах условных бандеровцев. Поэтому у нас и получается так, что если человек позиционирует себя в качестве националиста, то ему тут же предлагают ответить на вопрос о формах политического воплощения своего чувства. Безусловно, для России путь в Русскую Республику гибелен. Это совершенно прописные истины, которые все, кто в теме, уже давно усвоили как таблицу умножения. тут, скорее вопрос столкновения властецентристов с народолюбами. Для одних государство - это инструмент , который может способствовать сбережению народа (но может и не способствовать), для других - народ - это строительный материал для каркаса государства. Правы по своему и те, и другие. Позиционировав себя в качестве шовиниста, я выразил своё отношение к тому жалкому состоянию, в котором,на мой взгляд пребывает Отечество. А позиционировав себя в качестве националиста, я просто показал, что считаю государство инструментом, а не народ - строительным материалом, если не сказать - пылью. Тут ситуационные позиционирования, не имеющие глубинного смысла вне обсуждаемого контекста. Делать государство или народ идолом никто не собирается. Грезить о России условного Ататюрка или же И.Стрелкова/М.Калашникова - никто не грезит. Я вообще постепенно склоняюсь к тому, что покойный о.Д.Сысоев не так уж тотально неправ, как это казалось ещё лет 5 назад. Ну вот так.
Павел Тихомиров / 06.12.2017, 21:14

11. Re: О патриотизме, национализме и прочих «–измах»

Мне кажется, недостаточно ждать чего-то от президента. Он же не экстрасенс?
Lucia / 06.12.2017, 20:40
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Васильевич Габрусенко
Все статьи Валерий Васильевич Габрусенко
Бывший СССР
Причины крушения православной монархии в России
Внешнего, декоративного христианства недостаточно для мира
13.12.2024
День памяти святого апостола Андрея Первозванного
Также сегодня мы вспоминаем «первого русского солдата» С.Л.Бухвостова, казака-героя К.Недорубова и поэта И.Ф.Анненского
13.12.2024
Со святыми упокой
1.Записки о поминовении старших братьев
12.12.2024
Об истории российского конституционализма
Президентская библиотека – ко Дню Конституции Российской Федерации
12.12.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
13.12.2024 16:55
Злая сатира И.Е.Репина
Новый комментарий от Vladislav
13.12.2024 16:47
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Алексей Ощепков
13.12.2024 15:54
Как Андреевский флаг отобрали у Андрея Первозванного
Новый комментарий от Мирянин
13.12.2024 13:32
120 лет со дня рождения Клиффорда Саймака
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.12.2024 12:29
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.12.2024 11:14
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.12.2024 11:07