«Необходимо преодолевать яд национализма, который присутствует в нашем мире»

Македонской церкви надо договариваться со всеми Православными Церквами, а не только с Болгарской, и, прежде всего, конечно, с Сербской Церковью

Священный Синод Македонской православной церкви - Охридской архиепископии, которая 50 лет назад в одностороннем порядке провозгласила свою независимость от Сербской Православной Церкви, обратился к Священному Синоду Болгарской Православной Церкви с просьбой признать себя Церковью-Матерью Македонской церкви.

Священный Синод Болгарской Православной Церкви решил создать комиссию по переговорам с Македонской православной церковью и начать консультации с другими Поместными Православными Церквами о восстановлении канонического статуса Македонской православной церкви.

23 ноября официальный сайт Болгарской Православной Церкви опубликовал сообщение о встрече президента Болгарии Румена Радева и Болгарского Патриарха Неофита. Патриарх Неофит принес с собой письмо Синода Македонской православной церкви, которая призывает к установлению евхаристического общения Болгарской Православной Церкви с «восстановленной Охридской архиепископией в лице Македонской православной церкви». Патриарх заверил президента в доброй воле Болгарского Патриархата в отношении поиска благоприятного решения. Этот вопрос должен быть обсужден в ходе заседания Синода Болгарской Церкви, в то время как вопрос об автокефалии будет обсуждаться с другими автокефальными Поместными Церквами.

Ситуацию комментирует в интервью «Русской народной линии» специалист по истории славянских и балканских стран, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик

Известие об обращении Македонской церкви к Синоду Болгарской Церкви о том, чтобы Болгарская Церковь признала себя Церковью-Матерью, следует считать, в известном смысле, предсказуемым. Потому что Болгарская Церковь для Македонской церкви сейчас единственная надежда на каноническое признание и на возможность возвращения в семью Православных Церквей. Потому что с 1968 года Македонская церковь находится в расколе практически со всеми Православными Церквями в мире и находится в том же положении, в каком была Болгарская Церковь с 1873 по 1945 год. 

Далеко не секретом является то, что раскол 1968 года и учреждение независимой Македонской церкви явился националистическим проектом, исходившим от Тито с целью ослабления Сербской Православной Церкви и идеи великосербства. Следует сказать, что македонский раскол — своего рода печальный результат того церковного национализма и парада суверенитетов, который начался в XIX веке, в том числе начиная с болгарской схизмы. 

Что касается Болгарской Церкви как Церкви-Матери с чисто канонической точки зрения, то ситуация здесь с исторической точки зрения является двусмысленной. Дело в том, что изначально Охридская архиепископия являлась, по сути дела, самоуправляющейся. Одно время Охридская архиепископия объединяла все македонские, болгарские и сербские земли. Но времена, как известно, изменились. Болгария стала Патриархатом, а Македонская церковь снизошла до статуса митрополии. 

Безусловно, необходимо искать выход из создавшегося положения, которое печально, и даже, можно сказать, почти катастрофично. Потому что уже около 50-ти лет православные македонцы не сообщаются со Вселенской Церковью. При этом они находятся в окружении албанцев. Албанцы же составляли значительное меньшинство, а через определенное количество лет они станут половиной населения Македонии, и тогда Македония рискует повторить судьбу Косово, а ее храмы и монастыри - судьбу косовских храмов. 

Безусловно, для македонцев нужна связь со Вселенским Православием, но она должна осуществляться на канонических основах и в условиях сохранения мира со всеми. В настоящей ситуации на момент раскола, именно Сербская Православная Церковь являлась кириархальной, т.е. Церковью-Матерью. Попытки же Македонской церкви вывести сейчас свое происхождение от болгарского экзархата, с одной стороны, имеют смысл для ситуации XIX века, когда, действительно, Болгарский экзархат частично распространялся в Македонии. А, с другой стороны, если брать еще большую историческую глубину, то подобного основания мы все же не находим. 

Безусловно, Македонской церкви надо договариваться со всеми Православными Церквами, а не только с Болгарской, и, прежде всего, конечно, с Сербской Церковью. Здесь необходимо взаимное прощение обид. Если македонцы обижаются на сербов за ряд запретов, в частности, за обструкцию дня антифашистского собрания народного освобождения Македонии, то и сербам есть что помянуть. В частности, долговременное тюремное заключение представителя Сербской Православной Церкви архиепископа Охридского и митрополита Скопийского Иоанна (Вранишковского)

Безусловно, необходимо искать разумный компромисс, необходимо преодолевать тот яд национализма, который присутствует в нашем мире и раздирает состав Христовой Церкви. Надеемся, что соборный разум Церкви, прежде всего, иерархий, найдет должный выход. 
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Re: «Необходимо преодолевать яд национализма, который присутствует в нашем мире»

Да-а-а. Я не очень хорошо разбираюсь в подобных вопросах, но кажется ничего хорошего. Македония относительно недавно стала независимой, наверняка вошла в ЕС и НАТО и тут ещё хочет Церковью свою. Естественно ничего путного во всё это время Македония не сделала ни в культуре, ни в политике, ни в экономике и скорее всего в церковных делах тоже ничего путёвого сама не может сделать. И видимо специально тянется к Болгарии, лишь бы подальше от Сербии и её влияния. Считаю что это плохо.

2. «Необходимо преодолевать яд национализма, который присутствует в нашем мире»

Следует сказать, что македонский раскол — своего рода печальный результат того церковного национализма и парада суверенитетов, который начался в XIX веке, в том числе начиная с болгарской схизмы.

Любопытно про болгарскую схизму. По моему церковным национализмом больше страдали греки в лице Константинопольского Патриархата, которые незаконно ликвидировали автокефалию Болгарской Церкви, имевшую её на протяжении столетий, наплевав на постановления своих же Соборов и хрисовулы византийских императоров, а затем объявили болгар схизматиками, когда оные посмели восстановить свою законную автокефалию.

Что касается Болгарской Церкви как Церкви-Матери с чисто канонической точки зрения, то ситуация здесь с исторической точки зрения является двусмысленной. Дело в том, что изначально Охридская архиепископия являлась, по сути дела, самоуправляющейся. Одно время Охридская архиепископия объединяла все македонские, болгарские и сербские земли. Но времена, как известно, изменились. Болгария стала Патриархатом, а Македонская церковь снизошла до статуса митрополии.

Болгария имела Патриархат ещё в X веке, когда никакой Охридской архиепископии не существовало, так как её территория была канонической территорией Болгарского Патриархата.

Попытки же Македонской церкви вывести сейчас свое происхождение от болгарского экзархата, с одной стороны, имеют смысл для ситуации XIX века, когда, действительно, Болгарский экзархат частично распространялся в Македонии. А, с другой стороны, если брать еще большую историческую глубину, то подобного основания мы все же не находим.

Да не уж то?! Подобные основания очень даже имеются и автор статьи легко может их найти, как и любой другой интересующийся историк, да думаю, что они должны быть автору хорошо известны. И чем дальше в историческую глубину, то видим всё больше оснований, если рассматривать происхождение бывшей Охридской архиепископии, на канонической территории которой территориально расположена нынешняя «Македонская» Церковь. Охридская архиепископия суть правопреемница и продолжательница автокефальной Болгарской патриархии (с 10 века), а до этого автономной Болгарской архиепископии времён Первого Болгарского царства распространявшегося на все болгарские земли со славяноболгарским населением, включая и македонскую область Не было никаких македонских земель в этническом плане. Что касается сербских земель, которые по словам автора, охватывала Охридская архиепископия (видимо имеется ввиду например Поморавие), то большей частью они стали сербскими намного позже в 18-19 вв, в ходе расселения сербов на северо-восток, восток и сербизации местного славяноболгарского населения. В ходе поэтапного завоевания Византией Болгарии в начале 11 века, престол Церкви переносился из Преслава на запад Болгарии и оказался в итоге в Охриде. Как изложено на сайте Сретенского монастыря (www.pravoslavie.ru/) в историческом экскурсе, касающегося истории православных церквей, в статье «Болгарская Православная Церковь»: «Завоевание Болгарии Византийской империей в 1018 году повлекло за собой ликвидацию Болгарского Патриархата. Охрид стал центром автокефальной Охридской Архиепископии, состоявшей из 31 епархии. Она охватывала прежнюю территорию Патриархата, о чем говорится во 2-м сигиллии Василия II (1020): «...нынешний святейший архиепископ владеет и управляет всеми болгарскими епископствами, которыми при царях Петре и Самуиле владели и управляли тогдашние архиепископы». Охридский архиепископ подписывался в протоколах соборов как «Архиепископ Болгарии», затем с 12 века «Архиепископ Первой Юстинианы и Болгарии». При восстановлении Болгарского царства в конце 12 века, в Северной Болгарии была создана независимая от греков Тырновская архиепископия, которая в 1235 году возведена в ранг Патриархии на Соборе в греческом Лампсаке. Ей был подчинён и Охридский диоцез, то есть был воссоздан прежний Болгарский Патриархат. Какое отношение к Охриду имеет Сербская православная церковь, которая существовала тогда в виде Печской архиепископии.? Позднее из-за политических коллизий Болгарская Церковь существовала в виде Охридской архиепископии и Тырновского патриархата, последний был незаконно ликвидирован греками после завоевания турками Болгарии. В 1787 году Константинополь ликвидировал незаконно и Охридскую архиепископию. Болгарский экзархат был воссоздан как правопреемник незаконно упразднённой Болгарской автокефальной Церкви, в том числе и Охридской арх иепископии. Его юрисдикция (по признанию турецкого султана и путём народных плебисцитов в епархиях бывшей Охридской архиепископии) распространялась и на основную часть Македонии, не только Вардарской, но и нынешней Эгейской (греческой). Было у болгар предложение учредить кафедру экзарха в Охриде, но её учредили в Царьграде. Таким образом, до 1913 г никогда территория Охридской архиепископии не являлась канонической территорией Сербской православной Церкви. Таковы исторические факты, о которых знает всякий церковный историк, неужели о них не знает уважаемый протодиакон? В 1913 году после Второй балканской войны Сербия захватила значительную часть исторической Македонии со славяноболгарским населением, насильственно переподчинила Охридскую, Битольскую, Велесскую, Дабарскую и Скопскую епархии Болгарского экзархата в состав СПЦ , 5 болгарских архиереев и болгарское священство были изгнаны, на место их сели сербы. И это автор считает каноничным деянием, и на этом основании Сербская Церковь является Матерью Церковью ? Солунская епархия экзархата тогда же была насильно присоединена к Элладской Церкви, а управляющий её, болгарский архимандрит, убит. Отголоски этих событий тянутся до сих пор и являются большей причиной раскола, а не только решение Тито. Тито лишь воспользовался этими настроениями. Поэтому в свете всей этой исторической картины, Матерью Церковью для «Македонской» Церкви является больше Болгарская православная Церковь. Дело тут не только в каком то «церковном национализме», а в исторической подоплёке настроений и восстановлении исторической справедливости. Насильно когда-то присоединённое в итоге отпадает. Всем можно было устроить свои церковные и государственные дела по своему разумению, но не болгарам. Тут сразу всплывает схизма и яд национализма.

1. «Необходимо преодолевать яд национализма, который присутствует в нашем мире»

«Необходимо преодолевать яд национализма, который присутствует в нашем мире» Пустой лозунг. Православие не в силах одолеть национализм.

АБС / 30.11.2017
Владимир Василик:
«Это попытка собрать новый Критский собор»
Патриарх Варфоломей, призвавший Православные Церкви обсудить вопрос о причастии в период пандемии, пытается тем самым продвигать свои модернистские идеи
04.06.2020
Настольная книга уроков мужества
Вышла в свет книга «Путь Архистратига. Преодоление зверя»
27.05.2020
Демонский смрад Франциска для всех слишком очевиден
Напрасно историк-ватиканист Алексей Юдин засыпает розами своего красноречия продукты жизнедеятельности так называемого папы
25.05.2020
Во всех разумных и достойных формах
Или как следует отметить 75-летие Великой Победы в условиях пандемии коронавируса
08.05.2020
Все статьи автора
"Архиепископ Йован (Вранишковский)"
«Македонское правительство нарушает религиозные свободы»
Македонские власти изъяли паспорт у архиепископа Охридского Иоанна (Вранишковского)
19.07.2018
«Необходимо преодолевать яд национализма, который присутствует в нашем мире»
Македонской церкви надо договариваться со всеми Православными Церквами, а не только с Болгарской, и, прежде всего, конечно, с Сербской Церковью
30.11.2017
Очередной «майдан» не состоялся!
По словам Валентина Лебедева, победа над путчем приведет к возвращению Македонии в лоно Православной Церкви
20.05.2015
Все статьи темы
Последние комментарии