«Кроткий и смиренный сердцем»

Черты духовного облика митрополита Иоанна

0
927
Время на чтение 10 минут
9 октября 2017 года приснопоминаемому Санкт-Петербургскому Архипастырю Иоанну (Снычеву) исполнилось бы 90 лет. В связи с этой годовщиной «Русская народная линия» осуществляет проект «Владыка Иоанн: каким он был...». В рамках цикла мы намерены опубликовать воспоминания и размышления собратьев-архипастырей, помощников и духовных чад, людей, лично знавших Владыку.

Сегодня отмечается 22-я годовщина со дня кончины Архипастыря.

Своими воспоминаниями о владыке Иоанне делится в интервью «Русской народной линии» настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор Мемориального музея-квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте протоиерей Геннадий Беловолов:

Митрополит Иоанн мог бы искренне повторить вслед за Христом Его слова о Себе: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11.29). Кротость и смирение — были первые и главные черты духовного облика Владыки Иоанна, которые сразу обращали на себя внимание, производили глубокое духовное впечатление и оставались навсегда в памяти. Эти редкие и не очень популярные в наше время качества совершенно невозможно имитировать, невозможно казаться кротким, им возможно только быть. В этом смысле, без преувеличения, митрополит Иоанн уподобился Самому Христу. И в этом состояла тайна его обаяния и сила его воздействия на умы современников.
Я знал владыку, слышал его кроткий негромкий голос, слышал его слова...

Говорил он всегда тихо - и на амвоне, и на трибуне, и в личной беседе. Чтобы услышать владыку, нужно было напрягать слух и иметь внимание. Он никогда не кричал. Мне никогда не приходилось видеть, чтобы владыка Иоанн на кого-нибудь повысил голос. Это было противно его натуре. Но при всей тихости гласа его услышала вся страна, к нему прислушался весь народ, и самое главное, услышал в его голосе — голос правды Божией, голос своей совести.

Митрополит Иоанн стал голосом нашего народа. Это особая нелегкая миссия, которая дается Богом только самым кротким и смиренным, а также чистым сердцем.
Сейчас спустя 20 лет после кончины владыки Иоанна представляется драгоценным и священным каждое воспоминание о нем, каждая встреча, каждое слово.
Я знал владыку последние три года его жизни.

Я был рукоположен им в 1992 году во диакона (18 октября) и затем через месяц во священника (22 ноября). Поэтому я глубоко почитаю митрополита Иоанна как того, кто родил меня как священника Русской Православной Церкви. Конечно, благодать Божия действует через любого архиерея, но для меня очень дорого, что благодать священства я воспринял именно через руки и молитвы митрополита Иоанна.

Уже в самом этом действии проявилась вся его прозорливость и мудрость. Ведь я на момент рукоположения не имел семинарского образования, закончил филологический факультет университета, учился в аспирантуре, был научным сотрудником Мемориального Музея Ф.М.Достоевского. И я глубоко сомневался и не мог представить, как смогу быть священником, как возможно рукоположить музейного сотрудника не из системы, который не имеет даже семинарской корочки. Но он тогда сказал: «Пусть готовится».

Это было начало 1990-х годов, т.н. «перестройка». Церкви стали возвращать храмы, священников не хватало, семинарии не справлялись. Требовался особый призыв духовенства.

Вот тогда владыка Иоанн и пошел на неординарный и рискованный шаг - рукоположил несколько священников, минуя семинарии. Говорят, что нечто подобное было после войны, когда рукополагали солдат вернувшихся с фронта. Владыка брал ответственность на себя. Одним из этих призывников был и я.

Перед рукоположением я прошел практику служения в алтаре и на клиросе в сельской церкви на дальнем приходе, куда потом и был направлен. При рукоположении митрополит Иоанн благословил меня получить духовное образование, что я исполнил, окончив впоследствии Московскую духовную семинарию.

Эта первая встреча с владыкой принесла понимание, что это человек, который способен на неожиданные и креативные действия. Он показал мне, что священник с одной стороны, должен быть строгим хранителем канонов и традиций церкви, а с другой стороны, доверять людям и быть смелым, решительным и творческим работником у Христа и в какие-то моменты брать личную ответственность на себя.

Владыка был наделен старческим даром рассуждения и советования. Он пользовался любым случаем, чтобы наставить, утешить, подсказать.

Помню, как перед диаконской хиротонией на вечерней службе в церкви Смоленской Божией Матери на Смоленском кладбище 17 октября перед хиротесией во чтеца владыка благословил меня присесть рядом с собой в алтаре и стал подробно наставлять о священническом служении. Он спросил, кто у меня матушка, есть ли дети, где мы живем? Потом неожиданно сказал: «Запомни, что у тебя теперь есть еще одна семья — твой приход. Это твоя семья! Прихожане - твои домочадцы. Люби их, заботься о них, чтобы не было тщетным твое имя отца». Он говорил с любовью, положив свои руки мне на голову и на плечи. В тот момент я сам почувствовал в нем духовного отца, для которого я являюсь духовным сыном. Эти слова владыки храню до сих пор в сердце, руководствуюсь ими, любя своих прихожан и считая их всех своими чадами.
Будучи настоятелем дальнего прихода, я, к сожалению, не мог часто встречаться с владыкой. Большей частью это были встречи по какими-то церковным делам, когда я приходил на прием к митрополиту. Тогда епархиальное управление располагалось еще в здании духовной академии на Обводном канале. Я брал у него благословение на строительство храмов, на установку крестов, на разные приходские дела и начинания, на общественные инициативы. В коридоре обычно сидела целая очередь батюшек с бумагами в руках. Если владыка не успевал, он выходил в коридор и прямо там решал вопросы.

Помню, с какой радостью воспринял владыка идею построить в Санкт-Петербургской епархии первый храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в поселке Подборовье. Он был глубоким почитателем памяти Всероссийского пастыря и продолжателем его служения. Весной 1995 года я получил письменное благословение на строительство, 9 мая мы заложили храм по образцу часовни на родине св.Иоанна Кронштадтского в селе Сура. По молитвам митрополита Иоанна храм без какой-либо спонсорской помощи силами прихода был построен всего за два года. К сожалению, освящался храм уже после кончины владыки, но прихожане считают этот храм духовным детищем митрополита Иоанна.
Многие благословения митрополита Иоанна имели неожиданное продолжение в долгосрочной перспективе. В 1994 году я обратился к владыке с прошением благословить установку креста на Дымском озере у камня среди воды, на котором по преданию молился преподобный Антоний Дымский. Когда я пришел на прием к владыке, была большая очередь. В конце секретарь сказал, что на сегодня прием окончен. Я огорчился, что не успел попасть. Но вдруг владыка вышел из кабинета и прямо в коридоре взял мое прошение, прочитал его, сказал: «Очень нужное и большое дело», - и тут же написал резолюцию: «Благословляю». Это отсутствие «бюрократизма» меня всегда поражало. Владыка оставался владыкой в любое время и в любом месте. Крест на озере был установлен в ночь с 6 на 7 июля 1995 года. Прошло уже более 20-ти лет, а крест на воде стоит и поныне (хотя, естественно, и поновлялся). Но самое интересное, что именно этот крест стал «точкой отсчета» для возрождения самого Антониево-Дымского монастыря. Первые годы мы приезжали в разоренный монастырь на праздник Антония Дымского с сельскими прихожанами на одной-двух машинах и возродили чин благодатного купания с плаванием вокруг камня. Потом омовение у креста привлекло множество паломников из Питера и Тихвина. А после открытия Тихвинского монастыря в 1997 году на Дымское озеро приехали первые монахи во главе с игуменом Александром (Гордеевым). Здесь они увидели огромное количество народа, узнали старинную духовную мудрость о том, что «кто у Антония не бывал, того Тихвинская Богоматерь не принимает» и поняли, что без Дымского монастыря им не возродить и Тихвинский. Они взяли Дымский монастырь как скит своей обители. Незадолго до возвращения Чудотворной иконы Тихвинской Богоматери из Америки были обретены мощи преподобного Антония. Ныне Дымский монастырь — самостоятельная возрождающаяся обитель. А все началось с того креста, который благословил установить прямо на бегу в коридоре митрополит Иоанн...

Как известно, митрополит Иоанн проводил открытые встречи с общественностью Санкт-Петербурга. Концертный зал у Финляндского вокзал стал его общественной кафедрой. Эти встречи владыки собирали полный зал людей и стали уникальным духовным событием в жизни культурной столицы, которая при митрополите Иоанне безусловно стала духовной столицей России. Думаю, что все историческое значение этих встреч еще до конца нами не осознанно. Они не имели аналогов ни до революции, ни после. Кстати, именно рядом с этим местом вождь мирового пролетариата в 1917 году выступал на броневике, призвав к свержению законного строя России. И символично, что на этом же месте спустя 75 лет прозвучал призыв к возрождению Русской Земли. Сейчас в Петербурге обсуждается идея памятника митрополиту Иоанну. Безусловно, владыка заслужил памятник в своем кафедральном городе и когда-нибудь он обязательно будет установлен. Высказываются разные мнения о месте его установки. Я считаю, что лучшим местом для памятника митрополиту Иоанну была бы как раз именно площадь перед Финляндским вокзалом, а точнее — место известного памятника с поднятой рукой.

Но владыка выступал на многих площадках нашего города. Это была его апостольская проповедь «к городу и к миру».

Мне особенно запомнилась его встреча с общественностью в Доме кино. Была презентация православного фильма. Меня также пригласили на нее. Я знал, что будет митрополит и пришел пораньше, чтобы встретить его. Но придя минут за 30, я застал владыку уже в кабинете директора. Кстати, митрополит Иоанн был всегда пунктуален и не любил опаздывать. Мне уже в фойе сказали, что владыка чувствует себя слабо. Действительно, в кабинете я увидел, что владыке не здоровится. Первым вопросом я поинтересовался, как его самочувствие. Он неожиданно ответил: «Батюшка, да что Вы все про мое здоровье? Главное – здоровье нашей матушки-России. Чтобы она была здорова! Будет она здорова, и мы все будем тогда здоровы».

Тогда меня поразило, как на самый обычный вопрос Владыка может дать глубокий духовный ответ. Тогда я понял, что для него главное и чем он действительно живет. Боль России — это боль его сердца. Он как будто был соединен единой кровеносной системой с матушкой-Россией. Здоровье России — его собственное здоровье, самочувствие народа — его собственное самочувствие. Это есть патриотизм в высшем смысле этого слова.

Он никогда не отделял себя от своей паствы. Это была его большая семья.

В сегодняшний день хочу вспомнить и о моей последней встрече с владыкой Иоанном. Это произошло за три недели до его кончины. Мне неожиданно позвонили из епархии и передали, что владыка вызывает меня срочно к себе. Я терялся в догадках о причине. Тут же приехал из Сомино. Было уже поздно, позвонил помощникам митрополита, и мне сказали, что надо приехать прямо к нему в резиденцию на Каменный остров. Я был в полном недоумении: какая проблема могла вызвать такой поспешный мой визит?

Я увидел владыку в его домашней телогрейке, он был в простом сером подрясничке, от него веяло домашним теплом. Владыка пригласил меня в комнатку наверху, где он любил читать, там же была его библиотека. Он, извинившись, положил ноги на кушетку, посетовал на свою болезнь ног, попросил молитв. Такое доверие меня тронуло. Потом митрополит Иоанн неожиданно спросил меня: «А вы знаете греческий язык?» Я ответил, что учил в университете, в аспирантуре, читать умею. Тогда он спросил, а смогу ли я сослужить на греческой литургии? Я был в еще большем недоумении, ответил, что никогда не сослужил, но думаю, что справлюсь. Тогда Владыка рассказал, что на Кипр из Петербурга едет высокая делегация во главе с вице-мэром, чиновниками, деятелями культуры. Там будет заключен договор о побратимских отношениях Санкт-Петербурга с культурной столицей Кипра городом Пафос. В составе делегации должен быть представитель митрополии, который мог бы сказать слово и также сослужить на греческом. Владыка сказал, что в связи важными делами не может поехать и решил послать меня.

Для меня это было полной неожиданностью. Я не думал, что владыка Иоанн так внимательно относится ко мне, знает о моем греческом, да еще и благословляет выполнить столь высокие и ответственные представительские функции. Я мог ответить только одним словом: «Благословите, владыка... Когда нужно ехать?» - «В начале ноября...».

Дальше Владыка, укрывшись пледом, предался воспоминаниям. Он, как оказалось, сам бывал на Кипре. Особенно его поразил город Ларнака, в котором первым епископом служил сам Лазарь Четырехдневный. В главном соборе Ларнаки хранится честная глава святого Лазаря. Владыка стал живописно представлять главу святого, очерчивая в воздухе руками овал, он сказал, что эта глава – как пасхальное яичко. «Обязательно помолитесь у этой главы, Это великая святыня. Представляете, глава человека, который умер и был воскрешен...» Потом он остановился и неожиданно попросил, чтобы я обязательно помолился о нем у главы св.Лазаря. В этот момент владыка был как-то особенно растроган, так что я заметил на его глазах слезы. Думал ли я, что окажусь у главы св.Лазаря в день кончины митрополита Иоанна и сам заплачу там уже о владыке Иоанна.

Поездка на Кипр стала для меня большим событием. Действительно, все мы стали участниками заключения договора между городами. Я при этом произнес с высокой трибуны в актовом зале приветственное слово, сказав, что наши города особенно объединяет имя апостола Павла, который начал свою проповедь народам в городе Пафос, будучи его покровителем, а также является покровителем и Санкт-Петербурга, вместе с апостолом Петром. Я сподобился сослужить на литургии кипрскому архиепископу Хризостому в знаменитом монастыре Неофитос близ Пафоса, где мне собственно и пригодилось знание греческого языка.

3 ноября после официальных мероприятий у нас была культурная программа - экскурсия по городу Пафос. Когда мы были у столпа бичевания апостола Павла, к нам пришел представитель греческой стороны и сказал: «Я вас должен очень огорчить, пришло известие из Петербурга о том, что вчера вечером умер ваш митрополит Иоанн».

В тот момент мы были вместе с известным церковным историком Николаем Симаковым и были поражены этим известием. Как всегда, в таких случае разум противится принять реальность. Мы переспрашивали, нет ли какой ошибки? Хотели тут же лететь назад в Санкт-Петербург. Но так как мы были в составе делегации, это оказалось невозможно.

Именно в этот в день по программе у нас должна была быть поездка в город Ларнаку. И я вспомнил о благословении владыки Иоанна помолиться о нем у главы св.Лазаря и обещал ему это сделать. Мы тут же поехали в Ларнаку. Первую свою панихиду о дорогом владыке Иоанне я отслужил у главы Лазаря Четверодневного. В соборе узнав о кончине митрополита, мне разрешили облачиться и послужить панихиду, при этом вынесли главу Лазаря посредине храма. В тот момент я понял, что владыка Иоанн послал меня на Кипр помолиться у главы Лазаря, предчувствуя свою кончину. Я воспринял это как особое благословение поминать митрополита всегда и везде на всех службах, что и совершаю.
Отвлекаясь от собственных воспоминаний, хочу сказать о значении митрополита Иоанна для нашей истории. Он безусловно фигура историческая, который не только принадлежит истории, но и сам повлиял на русскую историю.

Владыка Иоанн совершил прорыв в блокаде русской истории. Он посмотрел на нее с пастырской любовью ко всем героям, деятелям и участникам. И многих, кого осуждали фарисействующие историки, таких исторических личностей, как например, Иван Грозный, Павел Первый, Николай Второй, владыка защитил, став их историческим адвокатом. Он их воспринимал как часть своей истории, как часть своей России. Не будучи историком, но, будучи пастырем, он смог взглянуть на историю по-отечески по-братски, что и завещал нам. Владыка во многом открыл нам нашу историю, сделав ее частью нашей современности.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: «Кроткий и смиренный сердцем»

доление смуты, с. 101 Надо быть реалистами. Ни казарменный социализм, ни дикий капитализм не пригодны для России. Стоит забыть обо всех «измах», прекратить насиловать страну в угоду непомерным аппетитам новоявленных «собственников» и действовать, исходя из христианских, традиционных особенностей нашей жизни. Русская симфония, с. 406 Лишь величайшее напряжение всех народных сил да милость Божия позволили России «переварить» отраву коммунизма, в значительной мере нейтрализовать его разрушительную сущность, буквально утопив в собственной крови богоборческие порывы марксистской квазирелигии. Более того, даже после учиненного всероссийского погрома русская цивилизация, заключенная в уродливую «советскую» форму, осталась все же стихийно духовной. Жестокими антихристианскими гонениями была загнана в подполье лишь ее «сознательная», церковная часть. В то же время мощное инстинктивное стремление сохранить «надмирные» идеалы русской жизни столь сильно деформировало коммунистическую идеологию, что даже она приобрела в России «идеационный» характер религиозной веры, выдвинув на первый план все ту же задачу воплощения в земную жизнь абсолютных ценностей справедливости, братства и им подобных. Доктрина коммунизма узурпировала, извратив и опошлив, те неисчерпаемые источники могучей религиозной энергии, которые веками питали русскую жизнь, обеспечивая духовное здоровье народа и величие державы. Но такая узурпация имела свои неизбежные «издержки». Главная из них заключалась в том, что - в своем большинстве - благонамеренные и доверчивые русские коммунисты принимали всерьез все провозглашенные лозунги. Они бесхитростно и рьяно стремились к созидательному труду, искренне намереваясь строить то сказочное царство всеобщего братства, о котором твердило «единственно верное» учение. Разрушительная, губительная сила дьявольского «совдеповского» механизма в этой вязкой благонамеренной среде слабела год от года, несмотря ни на какие усилия «посвященных» механиков, безраздельно, казалось, контролировавших все его важнейшие элементы. Русская симфония, с. 317 Прямое порабощение народа - предприятие в России практически невыполнимое, поэтому методы непосредственного насилия сочетались у большевиков с активным идеологическим, агитационным воздействием. Для прикрытия своего губительного содержания такая идеология неизбежно должна драпироваться в одежды человеколюбия. Притом чем более жестокой и человеконенавистнической становилась она в своей реальной повседневной практике, тем более «возвышенной», «идеальной», запредельной должна была быть ее официальная, пропагандистская цель. Именно так - используя псевдомессианские мотивы «последнего и решительного боя», спекулируя на естественном многовековом стремлении людей к «царству всеобщего братства и справедливости», разрушителям удалось обольстить русский народ, замутить и исказить его исконное христианское самосознание, искалечить и растлить соборную душу России, привычно, легко и быстро откликавшуюся на всякий мессианский зов. Народ согрешил, поверив лукавым вождям и лживым пророкам, - он поддался дьявольскому соблазну: собственными усилиями, без Бога построить «рай на земле». Только такая великая, всемирная, абсолютная цель могла в какой-то мере оправдать в глазах русского человека те неимоверные жертвы, которые год за годом требовала от него «пролетарская» власть. Русская симфония, сс. 316-317 Практически сразу же после революции в административно-управленческом сословии СССР сложились две фракции, две различные партии, непримиримые по своему отношению к стране, в которой они властвовали. Одна часть искренне ненавидела Россию и ее народ, видя в ней лишь полигон для испытания новых идей или запал для взрыва «мировой революции». Вторая, в меру своего искаженного понимания, все же радела об интересах страны и нуждах ее населения. Борьба между этими фракциями длилась - то затихая, то разгораясь с новой силой, но не прекращаясь ни на миг - вплоть до уничтожения СССР в 1991 году.
Lucia / 03.11.2017, 10:19

1. Re: «Кроткий и смиренный сердцем»

Спасибо автору. Совершено согласна с тем, что взгляд на историю у многих людей исправился именно благодаря вл. Иоанну. А вот слова автора "Это было начало 1990-х годов, т.н. «перестройка». Церкви стали возвращать храмы, священников не хватало, семинарии не справлялись. Требовался особый призыв духовенства." - да, именно так. и если б не перестройка. которую некоторые так ругают, разве открыли бы храмы? Нет! и до сих пор в Казанском соборе Петербурга был бы позорный музей атеизма. Люди рыдали от радости, когда сбивали эти подлые буквы.
Lucia / 03.11.2017, 07:55
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
В обществе преодолён страх технологической революции
О правильном отношении к новым технологиям – ИИ, нейросети, биоинженерии
18.04.2024
«Неужели всё это будет?!»
О встрече Путина со старцем о.Иоанном Крестьянкиным в 2000 году
11.04.2024
«Страдание и смерть за Христа стали её свободным выбором»
К 85-летию мученичества св.Параскевы Известковской (Кочневой)
08.04.2024
Косоворотке — быть!
Путин и Алиханов разыграли блестящий пиар-ход по презентации русского традиционного мужского одеяния
05.04.2024
«Это был символический расстрел самой России»
На месте «Крокуса» нужно воздвигнуть Храм памяти жертв теракта во имя Сорока Мучеников Севастийских
01.04.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Апографъ
19.04.2024 19:13
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05