9 октября 2017 года приснопоминаемому Санкт-Петербургскому Архипастырю Иоанну (Снычеву) исполнилось бы 90 лет. В связи с этой годовщиной «Русская народная линия» осуществляет проект «Владыка Иоанн: каким он был...». В рамках цикла мы намерены опубликовать воспоминания и размышления собратьев-архипастырей, помощников и духовных чад, людей, лично знавших Владыку.
Своими воспоминаниями о Владыке Иоанне делится в интервью «Русской народной линии» клирик Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы города Омска, войсковой священник Омского кадетского корпуса, руководитель отдела культуры Омской епархии, духовник Омского филиала Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г.Разумовского, духовник Школы-интерната среднего общего образования № 9 имени Маршала Советского Союза Д.Т.Язова иерей Олег Ганженко:
Господь сподобил меня общаться с Владыкой Иоанном. Когда-то я был актером на «Ленфильме» - играл небольшие эпизодические роли. И однажды меня пригласили на роль батюшки, совершающего Таинство венчания. Я поехал к Владыке за благословением, которое он мне преподал. Затем мы часто беседовали и общались. Иногда я заезжал к нему в митрополичью резиденцию на Каменном острове. В перестроечные годы в обществе были брожения и духовные шатания. Я все это видел, прожив в Ленинграде 20 лет. Как-то я прочитал в газете «Смена», как бандитские группировки поделили между собой районы города. Вначале казалось, что мне снится страшный сон, но так, к сожалению, всё было на самом деле.
Как-то я ехал на трамвае от площади Восстания и заметил надпись на бетонной стене: «Всеобщая дебилизация». И рядом были нарисованы масонские символы. Несведущие люди не знали, что они означают, а я в этом деле был достаточно информирован.
В одной из бесед с Владыкой я признался, что складывается чувство, будто в обществе царит духовная шизофрения. «Нет, дорогой мой, - ответил он мне, - не раздвоение, а разсемерение. И каждая частичка души конфликтует с другими частичками. В этом хаосе не разберется ни один священник - только Господь». Запутанные души у людей. Когда я прочитал его книгу «Битва за Россию» из цикла «Самодержавие духа», то был потрясен до глубины души. Не спал всю ночь, потому что Владыка затронул струны моей души и боль сердца за Россию - настолько было грамотно и убедительно написано. Я читал огненные пылающие строки. Не бахвалясь, могу сказать, что считаю Владыку пророком того времени. Он единственный назвал истинных врагов России - жидомасонов. После его слов «Би-би-си» и «Голос Америки» поливали его грязью и называли русским фашистом, экстремистом и агрессором. Я ему тогда сказал: «Владыка, оказывается, возрождение России для Запада является фашизмом». «А ты как думал, чадо мое. Еще как!» - ответил он мне.
Я помню, как один подполковник во время Чеченской войны писал Владыке, что восемь месяцев не получал зарплату, а его сын в метро упал в голодный обморок. Он признавался, что от отчаяния был готов застрелиться из табельного оружия. «Но когда я прочитал Вашу книгу "Битва за Россию", - пишет подполковник, - вы в меня вдохнули силы. Низкий поклон Вам и благодарность от офицеров России. Дай Бог Вам здоровья».
Вот что значит голос пастыря! Владыка Иоанн - Гермоген ХХ века, который написал воззвание к русскому народу.
Также я прочитал книгу «Самодержавие духа». Я всегда с великим уважением относился к личности Царя Иоанна Грозного. И никак не мог понять, такая потрясающая личность, столько сделавшая для России, и вдруг его наделили качествами пьяницы, гуляки и т.д. Что-то не смыкается. И когда я прочитал у Владыки про Иоанна Грозного, то понял, что внутренне не ошибался. Опричнина - это военный орден по борьбе с инакомыслящими, возглавляемый Царем. Я по-хорошему горжусь, что ношу его благословение. Я приходил ночью в Александро-Невскую лавру, где лежал Владыка перед погребением. Проститься с Архипастырем пришли тысячи и тысячи людей. На похоронах я не присутствовал по различным причинам. Я был знаком с его врачом Татьяной, которая рассказала мне обстоятельства смерти Владыки. По своему обыкновению он всегда всех благословлял, но перед смертью поклонился и обратился с такими словами: «Дорогие братья и сестры, благословите меня грешного». Все оторопели - митрополит просит благословения. Видимо, Владыка предчувствовал свой скорый уход из земной жизни. Поэтому все его слова живы!
Помню, как однажды пришел к Владыке по очередному делу, увидел, как он благословлял добровольцев на войну в Югославию. Владыка Иоанн сказал, что сербы - наши братья и сестры.
Я всегда чувствую его тепло и его мягкий голос. В его мягкости чувствуется огонь и потрясающая глубина. Владыка Иоанн является ярчайшим представителем и выразителем земной Церкви воинствующей. Он настоящий воин Христов. Везде и всегда, особенно в работе с молодежью, я говорю, что исповедую Церковь воинствующую. Я воин Христов. Об этом говорил Святейший Патриарх Алексий II на встрече с молодежью. Почему мы забыли, что являемся Церковью земной и воинствующей? Мы - воины Христовы. Если мы не возродим это понимание, то нас физически уничтожат. К сожалению, наши враги многого добились.
Я как священник связан с казачеством и окормляю Омский филиал института Разумовского - единственный вуз в России, который имеет статус «Казачий». А духовником казачьих войск России является митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Однажды я ему сказал: мы должны исповедовать и возрождать к жизни нашу Церковь земную и воинствующую. Мы должны воспитывать настоящих воинов Христовых, жертвенную молодежь, которая с горящими глазами будет стоять за Христа.