Вчера, 23 мая, в Санкт-Петербурге прошло юбилейное заседание дискуссионного клуба «Консервативная перспектива». Клуб представляет собой совместный проект «Русской народной линии», Санкт-Петербургского отделения «Русского Собрания» и Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России (СЗИУ РАНХиГС).
Эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук профессор Юрий Васильевич Косов напомнил, что в мае 2017 года исполнился год дискуссионному клубу «Консервативная перспектива». На этой площадке обсуждаются острые, злободневные вопросы современной политической жизни.
Тема молодежного экстремизма поставлена недавними событиями, в ходе которых молодежь была вовлечена в протестную деятельность. Вовлечение молодежи в экстремизм вызывает озабоченность. Участники заседания должны не только констатировать наличие проблемы, но и попытаться в ней разобраться, считает профессор Косов. В последнее время наблюдается активизация молодежи по всем спектрам, включая экстремистское направление.
Главный редактор «Русской народной линии», председатель международной общественной организации «Русское Собрание» Анатолий Дмитриевич Степанов отметил, что тема молодежного экстремизма актуальна, у всех на слуху. Сейчас это первостепенная тема. Молодежный радикализм - явление не новое. В революционные события начала XX века также вовлекались молодые люди, которые участвовали в том числе и в терроре. Но в то время молодые радикалы оправдывали свою экстремистскую деятельность псевдорелигиозными соображениями. Например, Каляев считал миссией совершенное им убийство Великого князя Сергея Александровича. Спецификой современного молодежного радикализма является тот факт, что первостепенную роль в нем играет исламский радикализм.
С основным докладом «Исламский радикализм в молодежной среде» выступил член «Русского Собрания», публицист и исламовед Раис Равкатович Сулейманов. Докладчик напомнил, что в 90-е год в России происходило религиозное возрождение. Этим духовным порывом воспользовались страны Ближнего Востока, прежде всего Турция и Саудовская Аравия. Российские мусульмане рассматривались этими странами как объект для реализации своих геополитических интересов. В то время этот процесс считался естественным явлением и не встречал сопротивления со стороны довольно слабого федерального центра, а правящая элита на Кавказе и вовсе покровительствовала арабским миссионерам. В итоге потоку арабских миссионеров в нашу страну был дан зеленый цвет. В России открываются учебные заведения и благотворительные фонды. Осуществляется зарубежное обучение нашей мусульманской молодежи.
Власть обратила внимание на эту проблему только с начала 2 Чеченской войны, когда выяснилось, что среди террористов есть студенты учебных заведений, открытых арабскими проповедниками. Тогда государство взяло религиозную сферу под свой контроль. С 2003 по 2007 годы закрываются благотворительные фонды и турецкие лицеи.
Эксперт задается вопросом, а что привлекает нашу молодежь в исламском радикальном движении. И отвечает: ложно понимаемая идея борьбы за справедливость и идеальное общество и протестность, так как исламский радикализм воспринимается как яркая форма протеста. Процесс вовлечение молодежи в исламский радикализм становится более массовым. Об этом свидетельствует и официальная статистика. По официальным данным, в террористической организации ИГИЛ находятся 4000 россиян. Исламистская идеология пользуется популярностью. С 2015 по 2017 годы ИГИЛ приобретает экстерриториальный характер, филиалы открываются по всему миру. Но существуют и автономные, не зависимые от ИГИЛ, группы исламистов. В частности, по мнению исламоведа, теракт в Санкт-Петербургском метро совершили террористы-одиночки. В исламистское движение вовлекаются не только этнические мусульмане, но и русские люди в широком смысле слова. Вербовка происходит через ближнее окружение; иногда этот процесс связан с любовной романтикой (показательный случай - вовлечение русской студентки Карауловой).
Группами риска являются: невоцерковленная молодежь, не укорененная в религиозной традиции; мигранты. Миграция - архиважная проблема. Число мигрантов в России увеличивается. Эксперт отмечает, что правительство не готовы ввести визовый режим со странами Средней Азии. Мигрантская молодежь нуждается в адаптации и социализации.
Одна из причин исламского радикализма в России - раздробленность мусульманской общины, существование альтернативных общин, конкуренция между ними.
Государство борется не с причиной, а со следствием. Когда власть поняла, что зарубежное религиозное образование - огромный фактор риска, она стала заниматься религиозным образованием.
Вовлечение в исламизм происходит и в уголовной среде, и даже в армии, и в Интернете. Тенденция грустная, выводы пессимистические, заключил исламовед.
Руководитель отдела внешних связей Центра исследований сетевого общества Федор Викторович Турыгин выступил с докладом «Молодежный экстремизм в сети Интернет». В Интернете распространен политический экстремизм. Сеть имеет две особенности - неконтролируемость и развитие малых сообществ. В сети представлены как неонацистские и ксенофобские группировки, так и антигосударственные (антиправительственные) группы. Что же касается последних, то существует тонкая грань между экстремизмом и обоснованным недовольством несовершенством частей системы. В Интернете сложно определить лидеров, так как группы развиваются автономно. По определению, государству сложно взаимодействовать с неформальными структурами в сети, по причине несовпадения систем принятия решений и многих других. Для преодоления данного барьера предлагается как создавать благоприятные условия для самостоятельного развития сетевых структур, так и заимствовать лучшие практики сетевой координации общественников для системы государственного управления.
Заместитель председателя Санкт-Петербургского регионального отделения Евразийской Молодежной Ассамблеи Вячеслав Сергеевич Тайдаков представил доклад на тему «Противодействие молодежному экстремизму через развитие русской культуры». Докладчик связывает радикализацию настроений с ухудшением экономической ситуации в стране. По данным МВД, подавляющее большинство радикалов - это люди от 20 до 30 лет. Выступающий рассказал об угрозе правого экстремизма. Вовлечение осуществляется под видом культурной, научной и спортивной деятельности. Эти организации обвиняют власть в дискриминации русских и игнорировании славянской культуры. Вовлечение молодежи с эти организации способствует отсутствие со стороны государства альтернативы. Правый экстремизм распространен в мегаполисах и крупных городах.
Данную проблему невозможно решить только запретительными мерами. Необходима профилактика. Надо предоставить молодежи альтернативу экстремистской деятельности.
Далее Вячеслав Тайдаков представил проект «Русский дом». Этот проект направлен на изучение наследия русского народа, деполитизацию этничности, формирование общероссийской идентичности, противодействие экстремизму, повышение уровня патриотизма, сохранение и пропаганду традиционного искусства. В рамках проекта осуществляется патриотическое воспитание и просвещение в духе русской культуры. С этой целью создан музей «Прикоснись к истории».
Председатель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Константин Головатский выступил с докладом «Религиозный экстремизм в молодежной среде». Религиозный экстремизм есть стремление перестроить мир, исходя из религиозных убеждений. Для этих убеждений характерна нетерпимость к инакомыслию и насилие как основной метод воздействия. Есть основания также говорить о религиозно-политическом экстремизме, т.е. деятельности, прикрывающейся религиозной риторикой и направленной на свержение государственного строя. В этом проявляется тесная связь между политикой и религией, ведь религиозные взгляды подразумевают в том числе и представление об определенном политическом устройстве. Религиозный экстремизм имеет две составляющие: идеологическую, которая проявляется в форме религиозного фанатизма, и практическую, проявляемую в виде терроризма.
Религиозный экстремизм - серьезная проблема, отмечает священник. Причем он связан не только с исламизмом, но и с разными сектами, культами и болезненными отростками религиозных конфессий. Религиозный экстремизм также связан с нацизмом (пример - гитлеровская Германия).
Молодежь - наиболее уязвимая часть общества. На молодых людей влияют многие факторы: сверстники, родители, авторитеты, их психологические особенности (агрессивность), юношеский максимализм, социальные проблемы (неустроенность). К религиозному экстремизму подталкивает также идеология современного общества потребления, чьи ценности не дают ответа на важнейшие вопросы бытия. А ведь у молодых людей есть запрос на религию, на поиск ответов на эти важные вопросы. Благоприятными условиями для распространения религиозного экстремизма является духовный вакуум, духовно-нравственная дезориентация и религиозное невежество. Но только лишь изучение религиозной культуры проблему не решит. Ведь религия - это образ жизни, именно поэтому важна идентификация с религиозной традицией. Группы риска: выходцы из неблагополучных семей, «золотая молодежь», представители субкультур и члены экстремистских, неязыческих организаций.
Запретительные меры малоэффективны, поскольку усиливают мотивацию молодежи, которая уходит в подполье. Необходимо духовно-нравственное просвещение. Нужен диалог с молодежью. Усилия в этой сфере недостаточны. Нередко диалог подменяется демонстрацией количества, показушностью, пропагандизмом, проведением многочисленных мероприятий. Все это отталкивает молодежь. Нужен разговор о вере, нужны учебные программы. В этом деле усилия государства, Церкви и общества должны быть объединены.
Далее докладчики ответили на многочисленные вопросы присутствующих. Затем состоялись короткие выступления участников заседания.
Профессор кафедры истории и политологии Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук Александр Иванович Кугай различает два вида экстремизма - организованный и индивидуальную индоктринацию. Со вторым видом бороться сложнее. Экстремизм мотивирован высокими целями: в начале XX века он сосредотачивался вокруг красного знамени, теперь - вокруг зеленого знамени. Религии между собой не воюют, воюют люди, использующие религию в своих политических целях. Экстремизм обладает шизоидной природой, для него характерна суженая идентичность. Преодолеть экстремизм можно построением такой системы образования, которая будет обучать жизни в лабиринте идентичностей.
Заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, директор Центра этнорелигиозных исследований, председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин предостерегает от использования понятия «исламский радикализм». Надо говорить о псевдорелигиозном экстремизме. В Российской Федерации действует хорошее законодательство в религиозной сфере и удовлетворительное в сфере национальных отношений. Также священник выступил против понятия «свобода совести», навязанного либералами. Свобода совести - это по сути бессовестность. Отец Александр призвал уходить от этой англоязычной модели, которая ведет нас по ложному пути. Молодежь сегментирована на более 100 групп. Для каждой группы необходимо свое предложение, соответствующее запросам молодых людей. Универсальных средств нет.
Член правления Общества православных врачей Санкт-Петербурга, врач-педиатр высшей квалификационной категории Николай Федорович Жарков обратил внимание на то, что исламисты привлекают в свои ряды посредством извращенного толкования Корана.
Сотрудник Интерпола, преподаватель Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого кандидат технических наук Алексей Алексеевич Ковригин рассказал о своих технических разработках систем защиты от терроризма.
Старший преподаватель Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, кандидат психологических наук Инна Борисовна Стражмейстер отметила, что до развала СССР не было такого расцвета террора, как в настоящее время. При социализме людей не делили по религиозному признаку, были общие ценности. Поэтому надо вернуться к социализму.
Член армянской общины Санкт-Петербурга аналитик Ваган Рафаэлович Бабаханян выразил возмущение дискриминацией армян в России.
По мнению кандидата исторических наук Алексея Юрьевича Днепрового, главной причиной экстремизма является цивилизационный кризис. Причина религиозного экстремизма - религиозное невежество. Поэтому необходим учебник по истории Православия, по исламу. Нужны практические действия, нужна пропаганда, необходимо бороться в Интернете.
Студентка юридического факультета Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, студентка богословского факультета Славяно-Греко Латинской академии (Санкт-Петербург) Валерия Викторовна Шевченко рассказала об опасности неоязычества. Неоязычество обычно прикрывается патриотизмом и высокими моральными ценностями, оно противопоставляет себя Христианству, называя последнее еврейской религией, себя же отождествляя со славянской (русской) культурой.
Доцент кафедры конфликтологии Института философии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук Георгий Васильевич Зазулин призвал гасить очаги напряженности. Остановить экстремизм запретами невозможно. Нужна государственная идеология, государственный патриотизм, необходимо предлагать проекты образа будущего, в вузах надо ввести политическое просвещение.
Председатель фонда возрождения христианских ценностей «Священная лига Святого Георгия», председатель Северо-Западного отделения «Византийского клуба» Сергей Викторович Егоров призвал Церковь выйти в народ и осуществлять миссию среди населения.
Студент факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Коваленко считает причиной молодежного экстремизма неэффективность институтов социализации - семьи, школы, вуза. Чтобы победить молодежный экстремизм, необходимо подкорректировать общественный договор и социальные институты. Необходимо создавать благоприятные условия: работа, социальное обеспечение и здравоохранение.
Доктор геолого-минералогических наук Сергей Кириллович Симаков полагает, что исламский экстремизм есть реакция на историческое унижение региона - Ближнего Востока.
Сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством протоиерей Димитрий Василенков отметил, что экстремизм - это средство достижение целей. Цели экстремизма таковы - переформатирование общества, попытка взорвать ситуацию изнутри, дестабилизировать межнациональные отношения в России. С этой целью создаются ударные отряды, которые паразитируют на бытовой ненависти людей. Неоязычество направлено на социально активную молодежь, неравнодушную к судьбе Родины. Этот процесс исходит извне и направлен он на разрушение России. Наша страна, где существует много религий, может повторить опыт Югославии, взорванной на национальной основе. Мы имеем дело с серьезной, болезненной проблемой, решение которой должно носить комплексный характер.
По мнению члена правления Брянского землячества в Санкт-Петербурге «Пересвет» Александра Павловича Цыбульского, молодежи важна справедливость. Коррупция, несправедливость, социальная напряженность - условия для распространения молодежного экстремизма.
Главный редактор «Русской народной линии», председатель международной общественной организации «Русское Собрание» Анатолий Дмитриевич Степанов в заключительном слове напомнил, что Россия имеет уникальный опыт мирного сосуществования многих народов. Русский народ обладает качеством объединять вокруг себя разные народы, и в этом заключается фундаментальное отличие русской колонизации от западной. Необходимо, чтобы каждый человек противостоял экстремизму на своем месте. Конечно, главная роль отводится государству. Но важно также участие в этом деле Церкви и общества. Если исторически оценивать период развития России с 2000 по 2017 год, то видно, что в нашей стране произошли колоссальные изменения, которые помогают воспитывать душу и с оптимизмом смотреть в будущее.
Заседание завершилось чаепитием, оживленная дискуссия продолжалась в кулуарах.
Во вчерашнем заседании дискуссионного клуба «Консервативная перспектива» также приняли участие: заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев, член Собора православной интеллигенции, капитан 1-го ранга Александр Петрович Беляков, православный правовед Павел Иванович Дмитриев, преподаватели, аспиранты и студенты Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России и другие.
Предыдущие заседания дискуссионного клуба «Консервативная перспектива»:
1 заседание - Идеологи пришли на смену политтехнологам.
2 заседание - «Александр Панарин - пророк в своем отечестве».
3 заседание - «Думские выборы в России и выбор России».
4 заседание - Стратегия национальной безопасности России в редакции 2015 года.
5 заседание - «От "Русской Доктрины" к Доктрине Русского Мира».
6 заседание - «Уроки Февраля: к 100-летию революции в России».
7 заседание - «Будущее Новороссии и Русского Мира».
8 заседание - Показ фильма «Сирия: война миров» и обсуждение сирийского конфликта.