Сегодня в Екатеринбурге прошло одиннадцатое судебное заседание над кощунником-покемоноловом Русланом Соколовским, сообщает Life66. Завтра состоится двенадцатое судебное заседание.
Напомним, что на предыдущем судебном заседании мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман выступил свидетелем защиты. Он заявил, что лично посмотрел ролики блогера с улыбкой и считает, что Соколовскому присущ юношеский нигилизм. «Основные претензии у меня к нему стилистические, - так сказать, лексические, потому что есть вещи, которые таким языком проговаривать нельзя. Если это полемика, то должен был быть выбран другой язык», - подчеркнул мэр.
«Лев Толстой позволял себе совсем не такие вещи, как Соколовский. Он оспаривал догматы, очень серьезно шел против Церкви, - но в этом случае светская власть и Николай II в частности - никто не вмешивался в ситуацию, Церковь решала сама свои проблемы», - заявил Ройзман.
Протоиерей Всеволод Чаплин возражает Ройзману в своем блоге: «Толстой мог все это делать - и сейчас многие поступают так же. Но не кощунствуют, как не кощунствовал Толстой».
«Невозможно оскорбить Бога», - сказал далее Ройзман. По его словам, Соколовский не понимал, что делал, и не разжигал никакой розни. «Какая там рознь, я видел, как рознь разжигают», - заключил глава Екатеринбурга.
Как заявил Ройзман журналистам после своего выступления, он верит, что «здравый смысл и разум восторжествуют». «Я не понимаю, - признался мэр, - как можно оскорбить чувства верующих. Где Бог и где Соколовский?».
По его мнению, оптимальным разрешением конфликта было бы серьезное общественное порицание Соколовского и еще ряд мер. «Прослушать курс лекций по основам человеческой этики. Еще как условие - получить высшее образование, отработать что-нибудь на благоустройство города или в приютах города», - предложил Ройзман.
«В чем вы бы согласились с Ройзманом - а в чем, может быть, его оспорили? Заслуживает ли, по-вашему, Соколовский наказания - и какого? Не кажется ли вам, что от грязных оскорблений нужно защищать не только Церковь и верующих, но и всех граждан в принципе?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, напомнил, что «у древних иудеев самым страшным наказанием для таких людей, как Соколовский, было то, что за них никто не молился, никто не поминал добрым словом. Поступок молодого человека к добрым делам и к делам спасения не имеет никакого отношения. Это пустое препровождение времени и легкое беснование. Поэтому хорошего отношения к таким играм в храме не будет. Наказание ему должен выносить суд в соответствии с законами».
«Жалко таких людей, ему можно посочувствовать, как больному. Это как серая пелена, зловонный туманчик, - пояснил он. - И каждый выбирает свой путь, но нужно помнить, что за все нужно отвечать перед Богом. Конечно, он не бывает поругаем, но люди не знают, что делают. Как говорил Святитель: "Прости им Отец небесный, ибо не ведают, что творят"».
Протоиерей Симеон Антипов, благочинный Кувандыкского и Медногорского округов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Кувандыке, сказал: «Я тоже очень люблю историю и часто размышляю по поводу Октябрьского переворота - как такое могло произойти? Столько на Руси было святых, сколько было верующих, и вдруг в одночасье все рухнуло. В фильме Никиты Михалкова "Утомленные солнцем" один офицер задавал вопрос: "Как могло такое с нами случиться?" Так и здесь. Что, этому блогеру нечего было больше делать, как лезть в храм и кощунствовать? А если он останется безнаказанным, дальше, значит, можно замахнуться на что-то более серьезное. Например, сплясать в храме, как "Пусси Райот". Ну а что такого, "детишки" же "играют"!»
«Это камни, брошенные в чувства верующих, - считает пастырь. - Да, мы готовы подставить правую щеку, если нас ударить по левой, но это нужно пресекать - тем более, если речь идет о мэре города. Понятно, что в тюрьму сажать Соколовского не нужно, но следует сделать ему такое внушение, чтобы повторять подобное не захотелось. Есть много воспитательных мер. Иначе потом он зайдет в алтарь, или с пистолетом в мэрию, в кабинет к градоначальнику - показать ему, кто тут власть. Мы все это видели на Украине. Такого в принципе быть не должно. Люди в храме молятся, проливают слезы за близких - в том числе за этого парня. А он там хулиганит, гадит, ему хочется там играть! Это непорядок. Власти должны оберегать всех граждан, и православных в том числе. Надо, чтобы ни у кого мысли не было зайти в храм и что-то сделать неподобающее. Вот об этом Ройзман и должен думать».
Иерей Святослав Шевченко, председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии, отметил, что «в российской истории есть, чему поучиться. В частности, нигилисты, - о чем упомянул мэр Екатеринбурга. Они начинали с лозунгов, а заканчивали подрывами городничих и прочих представителей власти - то, что мы сегодня называем терактами. Вот что они делали. Именно нигилисты затопили страну кровью, они были в первых рядах во время революционных лихолетий. Нигилизм - не просто отрицание чего-либо, это агрессивное навязывание своей точки зрения - что и делал видеоблогер Соколовский».
«В чем я согласен с Ройзманом? - вопрошает он. - Давайте вспомним так называемый «панк-молебен» в 2012 году. Считаю, что приговаривать таких людей к тюремным срокам значит делать из них мучеников, подливать масла в огонь. Я предложил бы попросить благословения Священноначалия и собрать в екатеринбургском храме пресс-конференцию, пригласив как можно больше журналистов, во время которой вручить блогеру Соколовскому швабру с тряпкой, чтобы он убрал храм, в котором нагадил. Думаю, такая форма исправления более действенна. Этим людям необходима слава - так надо показать ее обратную сторону».
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, напомнил: «Бог поругаем не бывает. Христос и пришел на поругание. То, что Господь выслушивал в свой адрес, издевательства, которые он претерпел, - все это показывает: Бога точно защищать не надо. А что касается чувств верующих - мне кажется, когда вера у человека сильна, его тоже оскорбить трудно. Верующий человек с сожалением смотрит на кощунника, может еще и помолиться за него. Силой учить людей нравственности не нужно - опять же Господь не так себя вел. Он пришел не покарать, все зло свершилось над ним. Есть какие-то общечеловеческие нормы морали, которые нельзя переступать, но тут еще речь и о законе, который должен быть един для всех».
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что «Бога оскорбить нельзя, потому что творение не может оскорбить своего Создателя. Но есть вещи, которые называются хамством. И мне почему-то кажется, что господин мэр лукавит. Должностному лицу говорить такое не пристало, это противоречит нравственным нормам. Речь же не идет о том, чтобы посадить Соколовского в тюрьму или придумать для него какую-то экзекуцию. Нет. Но нужно дать его действиям оценку, и после этого мы поймем, вправе ли называться людьми».
«Взрослый совершеннолетний человек заходит в место, которое свято для тысяч людей - и делает гнусные вещи сознательно. Для чего? - Чтобы вызвать эмоции, спровоцировать людей, унизить их, - уверен пастырь. - И говорить, что он не будоражит общество, нельзя. Кто дал ему право оскорблять? А тут он еще и чувствует поддержку со стороны власти. Это может завести слишком далеко. Не угодит ему чем-то мэр, так он, пожалуй, зайдет к нему в дом и, например, побьет его детей. И наверняка найдется кто-то, кто одобрит и эти действия - у любого чиновника есть враги. Если мы начнем поддерживать откровенное хамство и хулиганство, общество станет неуправляемым. Думаю, решать судьбу этого молодого человека нужно в соответствии с действующим законодательством. Если мы сами не можем ему воспрепятствовать, это сделает суд. И только он может назвать его виновным или нет - а не господин Ройзман».
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, сказал: «Если человек уходит в виртуальный мир, для него покемоны важны, а реальный мир для него - невнятный отголосок. Но мы же реальные люди. Я вот настоящий реальный батюшка, и что для меня эти покемоны? Существа из некоей запредельности. Я в блогах могу общаться с реальными людьми, и виртуальный мир для меня имеет смысл только как связь между реальными объектами».
«В виртуальном мире ценности реального мира равны нулю. Если я влюбился в виртуальный образ, это все - смерть, потому что вытесняет из души реальные чувства, - пояснил он. - От этого нужно бежать бегом. Сейчас игрушки предлагают в качестве героя покемона, а потом возникнут соблазнительные фигуры. И это будет не пошлый и злой дьявол с рогами, - он всегда предстает в качестве симпатичного существа. У меня есть роман "Всемирный полдень" - как раз о том, как бесы пытаются через людей изменить этот мир, чтобы он помог им из ада проникнуть прямо в рай. С Соколовским произошло то же самое - он увлекся покемонами и начал подыгрывать бесам. Это надо запрещать на уровне закона. Пускай педагоги думают, как найти правильные и серьезные аргументы для подростков. Не знаю, нужно ли этому парню судебное заключение, но какие-то санкции в отношении компьютерных компаний, которые создают такие игры, нужны. Надо бы напрячься и сформулировать, что людям можно продавать, а что нельзя».