«Он без ропота, с благодарением нёс свой крест духовника»

Слово протоиерея Артемия Владимирова о преподобном Амвросии Оптинском

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы  Пастырская проповедь 
0
472
Время на чтение 6 минут
22 октября 2016 г. на всенощном бдении в храме Всех Святых в Москве известный священник, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе протоиерей Артемий Владимиров произнес проповедь о преподобном Амвросии Оптинском

Жизнь этого замечательного человека внешне совершенно лишена была каких бы то ни было значимых событий, он десятки лет не выходил из своей кельи, и занимался «вычерпыванием страстей и греховных помыслов». В глубине его души горела благодатная свеча непрестанной молитвы к Богу. Преподобный Амвросий, не выходя из своей кельи, обнимал всю вселенную, всё человечество своей любовью, равно как и каждого конкретного человека, к нему обращавшегося. Преподобный Амвросий не был мучеником или исповедником веры, но каждый день он без ропота, с благодарением нёс свой крест духовника, священника, который, подобно атланту, поддерживал человеческий род своими молитвами,  своей жертвенной любовью.

Предлагаем вниманию читателей полный текст проповеди.

Поздравляем вас, дорогие братие и сестры, с воскресным днём, восемнадцатым после праздника Святой Пятидесятницы!

Завтра, и уже сегодня вечером Церковь совершает память преподобного Амвросия, великого Оптинского старца, подвиги которого пришлись на духовный расцвет Оптиной пустыни. 

В понедельник свершаем память всех Оптинских старцев от начала девятнадцатого века до начала двадцать первого столетия сиявших в этой обители. 

На наступающей седмице отметим в среду день Иверской иконы Божией Матери. Образ этот именуется «Вратарницей» не только на Афоне, но и у нас в столице ради Иверской часовни, которой открывается вход на Красную площадь. И в пятницу – день замечательного церковного писателя, исповедника, молитвенника, святителя Афанасия Ковровского, смиренный и благостный облик которого поучает нас и в отчаянных обстоятельствах не отчаиваться, а ведь он большую часть своей жизни как епископ провёл в тюрьмах и ссылках в довоенные годы. 

Готовясь к празднику святого Амвросия Оптинского, вспомним, как часто тот изображается на картинах лежащим в своей келье – небольшом помещении в скиту, где протекала жизнь этого замечательного человека, внешне совершенно лишённая каких бы то ни было значимых событий. А ведь большинство из нас действительно не умеют быть наедине с самими собою. Им наскучивает однообразный интерьер собственного дома, часто люди пытаются разнообразить свою жизнь внешними визитами, путешествиями – в этом, конечно, ничего дурного нет: «на всяком месте да благословит душа моя Господа» (См.:  Пс. 102, 22 «Благословите Господа, вся дела Его на всяком месте владычества его: благослови, душе моя, Господа») – воспевал царь Давид ещё за тысячу лет до Рождества Христова. 

Но иные недоумевают, что же в жизни, облике преподобного Амвросия было такое, что он сотворил и сделал, не выходя из кельи в течение десятков лет, что достиг замечательного просвещения Духа Святого? Ему Бог открывал многое из судеб людей, он даже разумел грядущее, хотя и скрывал свои дары, а любовь Христова, в его душе почивавшая, притягивала к нему, как магнитом, сотни, а может быть, тысячи людей, приезжавших в Оптину со знанием, что здесь Сам Бог говорит устами Своего избранного сосуда. Такова жизнь истинных иноков, жизнь истинных христиан: внешне не броская, кому-то, может быть, совершенно не интересная, однако глубоко таинственная. 

Если бы мы могли заглянуть в душу преподобного  Амвросия! А там, в заветной глубине, мерцала благодатная свеча непрестанной молитвы к Богу. Эта свеча своими лучами уводила ум преподобного Амвросия в глубины его естества, как об этом говорит царь Давид: «приступит человек, и сердце глубоко» (Пс. 63, 7). Не просто глубоко, а совершенно бездонно. И можно всю жизнь находиться на одном месте, и всю жизнь в луче Божественной благодати исследовать свою падшую природу, высматривать в тёмных закоулках и извилинах своей души гнездящиеся там страсти, неизжитые корни греховных мыслей и чувствований. И не просто разглядывать их, но соединять это самопознание с обращённостью к Небесному Отцу, совмещенному с молитвою об очищении, прощении, исцелении этой кровоточащей язвы человеческой души.

«Сердце человека – глубокие воды, –  говорит царь Соломон, –  но муж разумный вычёрпывает их» (См. Прит. 20, 5: «Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их»). Вот этим вычерпыванием страстей и греховных помыслов и занимался батюшка Амвросий, который, просыпаясь ещё затемно, слушал весь суточный круг богослужения, не выходя из кельи: ему читали его келейники по церковным книгам службу. Читал Священное Писание, размышлял над ним, и, конечно, принимал уже в годы духовной зрелости десятки, сотни и даже тысячи людей. Казалось, это не под силу дряхлому и немощному старцу, чрез которого и в немощи которого действовала почти явственно, осязаемо, видимо великая сила Божья. 

«Мы не знаем, о чём помолимся, – пишет святой апостол Павел в своём послании, – но Дух Святый наставляет нас и неизреченными воздыханиями ходатайствует о спасении душ наших» (Ср. Рим. 8, 26: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными»). Когда Дух Святой, благодать Его, раскрывается в сердце смиренного, всегда молящегося, чуждого лукавства инока, тогда он умом воистину восходит в «области заочны» (Пушкин А.С., стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны...»), как пишет об этом русский поэт. Дух Божий проницает самые глубины Божии. Апостол Павел свидетельствует, что энергия Святого Духа, действующая в молитвеннике, напечатлевает в его сердце богопознание,  раскрывает ему великие и неизреченные тайны Святой Троицы, живущей во свете неприступном. 

Вот таким таинником, созерцателем Божественной благости, величия, могущества был преподобный Амвросий, которого можно было принять за обыкновенного старичка, в изнеможении лежавшего на своей кушетке. Но когда он начинал с вами беседовать и улыбка озаряла его лицо, вы чувствовали, начинали чувствовать своим сердцем, что слова, исходящие из уст старца, проникают в самую глубину человеческой совести. Это не просто ласковые тёплые слова, утешающие человека, но слова, произнесённые со властью, слова вещие, которые обнажали слушателю до тех пор неведомые ему самому тайны души, тайны жизни его, наставляли, выправляли и указывали путь ко спасению. 

Преподобный Амвросий, не выходя из своей кельи, обнимал всю вселенную, всё человечество своей любовью, равно как и каждого конкретного человека, к нему обращавшегося. Думается, что преподобный Силуан Афонский был духовно младшим собратом преподобного Оптинского подвижника, а ведь святой Силуан имел благодать плакать о спасении всего человеческого рода, и прежде него живших, и современных ему людей, и даже о последующих поколениях. Так удивительно действует Дух Святой в сердцах, уготовавших Ему место. 

Таким образом, каждый день, который наступал в жизни святого Амвросия, был для него откровением, приносил ему чудные познания, озарение. Благодаря присущей ему благодати он, как мы выясняем, созерцал совершенно сокрытые от обыкновенных людей вещи и в 1891 году, когда наступил последний день его жизни, преподобный Амвросий, будучи в Шамординой пустыни, которую он устроил и духовником которой он был, подавая крест многочисленным сёстрам – их было более тысячи тогда в обители новоустроенной, говорил с присущей ему светлой улыбкой: «как сладостно страдать за Христа». 

Преподобный Амвросий не был мучеником или исповедником веры, но каждый день он без ропота, с благодарением нёс свой крест духовника, священника, который, подобно атланту, поддерживал человеческий род своими молитвами,  своей жертвенной любовью. Сколько бы мы не размышляли о святом Амвросии, никогда не скажем о нём в ту меру, какую он достиг, но советуем всем, кто ещё не брал в руки его жизнеописание, или не знаком с его письмами (одни из них обращены к мирянам, другие к иночествующим), не читал его малых изречений, пронизанных замечательной мудростью и нравственной силой, рекомендуем ознакомиться с наследием этого великого русского святого, по которому мы можем составить удовлетворительное представление об истинном христианстве, об истинном молитвенном делании, о том, что есть служение инока, не только ради спасения его собственной души, но и ради спасения всех его современников.

Итак, продолжая нашу службу, будем сейчас воздавать честь иконе преподобного Амвросия, помазываться и готовиться к завтрашней воскресной Божественной литургии. Аминь. 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Артемий Владимиров
«Борьба с плотскими страстями». Встреча с прихожанами
Алексеевского ставропигиального женского монастыря
13.11.2024
«Усекновение главы св. Иоанна Предтечи».
Тема вопросов: Целомудрие
11.09.2024
«Державная Русь и державный Владимир».
Проповедь на праздник святого равноапостольного князя Владимира
30.07.2024
Все статьи Протоиерей Артемий Владимиров
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти святителя Иннокентия Иркутского
Сегодня мы также вспоминаем русского государственного деятеля Д.В.Дашкова и математика П.Н.Чебышева
09.12.2024
Человек чести
Слово в день памяти святителя Филарета Московского
02.12.2024
«Пушкин умножает мощь русского оружия»
В болезненном мороке и оголтелой злобе на Украине вновь снесли памятник поэту
27.11.2024
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Пастырская проповедь
Не бойтесь приближающихся бедствий
Евангелие субботы (Лк, 67 зач., 12, 32—40)
14.12.2024
Причины крушения православной монархии в России
Внешнего, декоративного христианства недостаточно для мира
13.12.2024
Закон святости
Слово в день памяти святого апостола Андрея Первозванного
13.12.2024
Есть слова, которые меняют течение истории
Евангелие пятницы (Лк, 101 зач., 20, 19—26)
13.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
При нынешней системе проблему демографии не решить
Новый комментарий от РомКа
14.12.2024 09:46
Смысл поражения Православной монархии
Новый комментарий от Александр Волков
14.12.2024 09:39
Заимствование политических форм небезобидно
Новый комментарий от Александр Волков
14.12.2024 09:01
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 09:00
«Крымский» сценарий в Сирии
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.12.2024 07:59