Всю страну потрясло дело «хабаровских живодерок». Две студентки из Хабаровска брали животных «в добрые руки», а потом изощренно убивали, выкладывая видео и фотоснимки в Сеть. Обеим девушкам по 17 лет, они учатся в Тихоокеанском государственном университете, пишет Regions.ru.
Пока идет выяснение обстоятельств дела. Не исключено, что фигурантов в нем будет больше. Кроме двух подозреваемых, к зверствам могут быть причастны еще двое парней и девушка. Они тоже издевались над животными и снимали все на камеру.
Пока не выяснено, зачем молодые люди совершали эти садистские убытки. СМИ строят догадки – то ли это психическая перверсия (вроде бы так утверждают и сами обвиняемые: «Нам нравится убивать животных»), то ли сатанинская секта, то ли съемки некоего специфического «порно для извращенцев». Неясны и еще некоторые моменты (например, как подозреваемые попадали на охраняемую территорию, где совершались преступления), пишет «Лента.ру».
Во вторник, 25 октября, в Москве возле представительства Хабаровского края прошел стихийный митинг, в котором приняли участие около сотни человек. Собравшиеся призывали наказать виновных.
Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас предложил подумать о снижении возраста уголовной ответственности за жестокое обращение с животными. В его заявлении отмечается, что участились случаи жестокого отношения к животным, причем дети и подростки не только издеваются над животными, но и, рассчитывая на безнаказанность, выкладывают эти видеоролики в интернет.
«С целью положить конец подобного рода нарушениям российского законодательства и неприкрытому цинизму считаю необходимым ужесточить ответственность за совершение подобных деяний. В связи с этим, возможно, следует рассмотреть вопрос о снижении возраста уголовной ответственности по данной статье», - цитирует Клишаса его пресс-служба.
По его словам, комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству неоднократно высказывался на тему недопустимости снисходительного отношения к таким деяниям, хотя они и квалифицируются законом как преступления небольшой тяжести. Тем не менее, общественная опасность этих правонарушений высока, так как они всегда происходят умышленно и с полным осознанием последствий, отметил Клишас.
«Безусловно, подростки в этом возрасте уже осознают общественную опасность совершаемых деяний и способны нести за это ответственность», - заявил он.
Ему возразил первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков (КПРФ): «Я против снижения возраста уголовной ответственности по любым преступлениям для детишек, потому что на детей можно воздействовать другими способами, другими приемами. Мы не должны забывать, что многие из них просто не понимают, что делают. И надо иметь в виду, что несовершеннолетние лица, побывав в местах лишения свободы, становятся хорошим резервом для рецидивной преступности. У них там формируется психология, идеология и все остальное».
Вопрос о возможных наказаниях для хабаровских девиц широко дискутируется в обществе. Осудят ли их, накажут ли, но как? Задается вопросом психолог Михаил Барышев . «Дадут срок и посадят в тюрьму? А если они этого только и желают – пострадать за свою такую странную веру? Исправит ли их наказание той же тюрьмой? А может быть, лучше вместо тюрьмы их отправить для исправления в какой-то монастырь на церковное покаяние? В стародавние времена представители деструктивных культов были как раз постоянными клиентами монахов. И мне что-то подсказывает, что это может быть более эффективным, чем просто какие-то социальные работы, отбывание какого-то срока», - полагает Барышев.
«Как бы вы прокомментировали эту историю? Можно ли таких извергов называть «детишками», как это делает Синельщиков? Нужно ли снижать возраст ответственности за подобные преступления или же, руководствуясь лозунгом "они же дети", позволять им оттачивать свои садистские навыки до совершеннолетия? Каким должно быть для них наказание?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, считает, что это болезнь нашего общества. «Не исключено, что впоследствии эти девочки будут издеваться над людьми. Почему они делают такое? – задается он вопросом. - Значит, в семьях их поощряют?»
«Как-то я проходил мимо ребенка, который мучил котенка. Я попросил отпустить животное, но тут выскочила мама ребенка, и начала возмущаться: "это его котенок, пусть, что хочет, то и делает". Как-то один священнослужитель едва не выколол себе глаз, и когда сучок остановился в миллиметре от него, он вспомнил, как в детстве из интереса хотел выколоть глаз котенку. А если бы выколол? Люди не понимают, что ответственность им уготована еще в этой жизни. И наказывать нужно не только детей, но и родителей – хотя бы штрафом. Это все равно идет от них, они должны заниматься детьми. А они их защищают, а иногда и поощряют. И потом из этих детей, потренировавшихся "на кошках", вырастают преступники. А вообще все это следствие наших грехов. У нас гуманность осмеивается, святое материнство поругано, а жестокость поощряется. Нам всем нужно жить по-христиански, и тогда такого не будет», - заключил отец Георгий.
Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, сказал: «Русский религиозный философ Владимир Соловьев писал, что есть три основания нравственности: стыд, жалость и благоговение. Стыд возникает по отношению к равным себе. Благоговение – к тому, что выше человека, а жалость – к тем, кто ниже него. Именно это чувство часто неотличимо от любви и определяет нравственное отношение человека к животным».
«Многие недоумевают, почему "хабаровские живодерки" так поступали. Но мы забываем, что в каждом человеке есть темная сторона, зло, и иногда оно вырывается наружу. Эти люди мучили животных потому, что были уверены: они останутся безнаказанными. Если бы мы жили в другую эпоху, в другой стране, возможно, они бы мучили людей. Сейчас в мире есть места, где убийство человека не только не наказывается, но и поощряется - это места боевых действий в известных всем регионах», - отметил он.
«У этих девушек зло, которое есть в человеке, пока проявляется по отношению к животным, тем "малым сим", которые не могут ответить, а в другой ситуации проявится по отношению к людям. Но если им так нравится мучить животных, пусть поищут в Хабаровском крае тигров, попытаются помучить их, и посмотрим, что из этого выйдет», - предложил игумен.
«А возраст ответственности за такие преступления нужно снижать, - уверен пастырь. - За издевательства над животными необходимо наказывать со всей строгостью. Насилие по отношению к человеку - безусловное зло, но в некоторых случаях его можно объяснить какими-то причинами, а насилие по отношению к кошкам и собакам немотивированно, это проявление зла в чистом виде».
Священник Петр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, полагает, что «возраст ответственности за подобные преступления снижать не нужно. Я искренне считаю, что несовершеннолетние, попав в места лишения свободы, выйдут оттуда с искаженными представлениями. Не всякая жертва становится насильником, но всякий насильник – всегда жертва. Такое поведение таит в себе детские травмы, поэтому этим несовершеннолетним нужна реабилитация, серьезные психотерапевтические мероприятия, дабы преодолеть это. Просто так у людей такое поведение не формируется. За ним всегда следуют какие-то «хвосты». И то, что детей с жестоким поведением становится больше, говорит о том, что с ними чаще стали жестоко обращаться. А это выливается в жестокое поведение у них самих».
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, считает, что «это пример того, как человек, которого с детства не ограждали от вредной информации, впоследствии становится жестоким и агрессивным. Эти девушки пока не могут причинить вред людям (или пока не «созрели» до этого), поэтому издеваются над животными. Многие психологи говорят, что закоренелые преступники начинали как раз с насилия над животными. Это демонстрация агрессивности, которая есть в современных молодых людях - в том числе, в девушках (что особенно поражает)».
«Я ратовал бы за глубокое нравственное воспитание, которого в нашей системе образования, увы, почти нет. Конечно, дети должны воспитываться, прежде всего, в семье, но перед их глазами должно быть больше положительных примеров добра, целомудрия… В США, кстати, в последнее время пробудился интерес к целомудрию, там даже есть молодежные движения, куда входит по нескольку десятков тысяч человек, которые обещают его практиковать. У нас ничего этого нет, - посетовал он. - Все наши общественные молодежные организации в лучшем случае ориентированы на воспитание патриотического чувства. О милосердии, любви, духовности речи не идет».
«Мне кажется, - продолжил отец Николай, - возраст ответственности за подобные преступления снижать не стоит. А если понизить, несовершеннолетний, попав за колючую проволоку, впоследствии действительно может стать асоциальной личностью. Быть может, следует разработать для них комплекс мер, в том числе, психологическую помощь (возможно, принудительную - если у них наблюдаются отклонения в психике). Мне кажется, неплохо помогла бы и трудотерапия. Пусть они поработают на фермах, в зоопарках, в приютах для животных, научатся оказывать им помощь. Мне кажется, это могло бы помочь. Вряд ли мы добьемся эффекта, давая сроки».
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, полагает, что «дискуссия о степени наказания за такие преступления свидетельствует о несовершенстве законодательства. Оттого и требуют снизить возраст ответственности, ужесточить наказания. И если этот запрос поднимается, - а случай в Хабаровске хорошо это показывает, - значит, надо его выносить на более серьезный уровень, чтобы государство могло определиться, как действовать».
«Я не судья и не могу выносить конкретное суждение, но очевидно, что должна быть общая практика, которая не будет вызывать возражений и дискуссий, - предложил он. - Ведь общество не выступает на тему, как нужно относиться к другим преступлениям, - например, к убийству, воровству, - потому что уже сформировано отношение к этому. Вот и тут нужна понятная общеупотребительная практика, чтобы не было дискуссий».
«И надо смотреть не на вершину айсберга, то есть не на то, как наказывать девочек, - пояснил отец Андрей. - Вопрос в том, почему это случилось. Если молодые люди в США регулярно расстреливают одноклассников, это же явно имеет более глубинные причины, и вопрос не в том, чтобы посадить их в тюрьму, а в том, чтобы разобраться, почему возникает агрессия, когда в других странах этого нет. Так что и тут: если девочки проявили агрессию, то почему? Они же росли, читали какие-то книги, видели какую-то рекламу, смотрели какое-то кино».
«А если у нас каждый второй фильм пропагандирует насилие и секс, идеализирует мошенников и преступников, какое мы хотим увидеть поколение? Естественно из виртуальной реальности это будут переносить в реальную жизнь. Может, они из боязни не мучили и не убивали людей, но насилие явно стало следствием их внутренней эволюции. А как же общество – семья, школа, окружающая обстановка? Они несут ответственность. Легко критиковать девочек, но мы не задумываемся о том, что собой представляет современная система воспитания. Так что надо понять, откуда берется это, и тогда решать, какие меры общество может принимать», - заключил пастырь.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, сказал: «Оправдание "они же дети" выглядит не очень адекватно: дети бывают очень жестокими, и даже иногда более жестокими, чем взрослые, потому что не сформированная детская душа не имеет некоторых границ, в том числе и для зла. Так что для начала нужно попытаться разобраться в причинах: откуда такие дети появляются и что толкает их на такие преступления? Чаще всего это дети из неблагополучных семей с какими-то детскими травмами. И с такими детьми надо заниматься профилактикой, не дожидаясь преступления».
«Что касается наказания, то, думаю, оно должно быть суровым, потому что знание о суровом наказании очень часто предотвращает преступления. Возможны и смягчающие обстоятельства, то есть в каждом случае надо пристально и аккуратно все изучать и внимательно разбираться. Отправить в детскую колонию несознательного человека, по глупости совершившего что-то, - конечно, трагедия. А если это сформировавшийся преступник, пусть и малолетний, это совсем другое. И, разумеется, неплохо привлечь Церковь к этой работе», - считает отец Иоанн.