«Он метался между иудаизмом и христианством»

О присуждении Нобелевской премии по литературе за 2016 год Роберту Аллену Циммерману, более известному под псевдонимом «Боб Дилан»

Бывший СССР 
0
2026
Время на чтение 5 минут
Нобелевская премия по литературе за 2016 год присуждена известному автору, исполнителю и композитору из США Бобу Дилану «за создание новых поэтических выражений в рамках американской песенной традиции», сообщает РИА Новости. Об этом 13 сентября в Стокгольме сообщила Шведская академия, отвечающая за присуждение награды.

Постоянный секретарь Шведской академии Сара Даниус заявила, что решение академиков присудить награду Бобу Дилану было единодушным. «Он создает стихи, которые предназначены для исполнения. В этом творчество Дилана уходит корнями в традиции древних греков, поэзия которых также часто исполнялась определенным образом. В творчестве Дилана отразились глубокие традиции, они соединены с музыкой на высоком художественном уровне», — сказала она в интервью шведскому телевидению SVT.

Решение Шведской академии прокомментировал в интервью «Русской народной линии» участник легендарного Ленинградского рок-клуба, православный публицист Дмитрий Львович Карпов:

«По национальности он еврей. Настоящее имя - Роберт Аллен Циммерман. Псевдоним "Дилан" он взял в честь английского поэта. Значительную часть своей жизни он метался между иудаизмом и христианством. Один из римских пап подарил ему четки. 

Все его искусство и вся его поэзия пронизаны именно религиозными темами. В их основе монотеизм. Он писал песни и на политические темы, очень много у него антивоенной лирики, но то, что религиозная тема проходит через все его творчество, — это факт. Во всяком случае, на двух русскоязычных исполнителей — на Бориса Гребенщикова и Майка Науменко - он оказал огромнейшее, я бы даже сказал, определяющее влияние. И как бы ни относиться к творчеству Боба Дилана, но я могу подписаться под каждый словом его песни «Father of Night, Father of Day»: 

Отец ночи, Отец дня,
Отец, тьму отгоняющий прочь от меня.
Отец, тот, что стаю научит летать,
Отец радуг в небе, что мне не достать
Отец – дня начала и ночи конец,
Отец чернокожих и белым Отец.

Отец – строитель вершины, что так высока,
Кто в небе оформил все облака,
Отец одиночества и огорчений,
Отец тихой ночи и дня приключений.

Отец урожая, Создатель зерна,
Отец холодов и Хранитель тепла.
Отец атмосферы, деревьев и пашен,
Кто жить заставляет в сердцах, в памяти, павших.
Отец ночи, Отец дня,
Отец, тьму отгоняющий прочь от меня.
Отец, тот, что стаю научит летать,
Отец радуг в небе, что мне не достать
Отец одиночества и огорчений,
Отец тихой ночи и дня приключений.

Отец ночи, Отец дня,
Отец, тьму отгоняющий прочь от меня.

Отец, Отец
Отец – источник для рек и для ручья.
Отец, Отец
Отец, кто тьму гонит прочь от меня.
Отец, тот, что стаю научит летать,
Отец радуг в небе, что мне не достать

Отец урожая, Создатель зерна,
Отец холодов и Хранитель тепла.
Отец мгновений и дней наших шквал,
Отец всех торжеств и наших похвал.
 
(Перевод с английского Александра Булынко)

Что касается литературной, поэтической оценки его творчества, то в этой области я совершенно некомпетентен. Я даже не знаю, существуют ли лицензированные литературные переводы текстов Боба Дилана. Хотя существует масса любительских переводов. О переводах можно говорить отдельно. Возьмем не малоизвестного поэта Боба Дилана, а например Уильяма Шекспира. Зададимся вопросом, а кого мы собственно читаем? Шекспира или Маршака? Шекспира или Пастернака? Очень трудно сказать. Например, существует около 10 переводов на русский язык моего любимого Сонета 66 Шекспира. Они все разные, но все они не имеют никакого отношения к Шекспиру и уж тем более к архаичному английскому языку, на котором писал Шекспир. Когда мы говорим об иноязычной литературе, то мы должны отдавать себе отчет в том, что всегда имеем дело с интерпретацией иноязычного текста. Особенно, когда речь идет о современной поэзии. 

Мы жили в Советском Союзе. Экономическая жизнь и те реалии, в которых мы жили, не имели ничего общего с той реальностью, в которой жил Боб Дилан. Нам почти ничего не было понятно из того, о чем писал в своих песнях Дилан. Например, в СССР не существовал такой напиток как йогурт. Когда мы стали встречать в английском языке это непонятное слово, мы думали, что это какой-то экзотический напиток индийских йогов. А то, что это что-то наподобие нашего кефира или ряженки, нам и в голову не могло прийти, ни в одном словаре мы не могли найти это слово. Зато теперь йогурт вошел в нашу повседневную жизнь. А что говорить о более сложных вещах. 

Боб Дилан в первую очередь, конечно, поэт-песенник. 

Мне стыдно, что в современной России никто даже близко по религиозному пафосу ничего не написал. Его песня «Father of Night, Father of Day» - очень хороший, не нравоучительный текст, наподобие спонтанной благодарственной молитвы. У нас никто ничего подобного не написал. Просто ни у кого даже мысли благодарить Бога в таких выражениях не возникает. А у Дилана это происходит как будто бы между прочим. 

Нужно иметь в виду, что его уровень как музыканта ниже среднего, как у нашего Высоцкого. Слово в творчестве Дилана всегда было определяющим. В течение жизни, став популярным и богатым, он смог сотрудничать со многими выдающимися исполнителями. Например, у этой песни «Father of Night, Father of Day», особенно в исполнении самого Боба Дилана, мелодия вообще была примитивнейшая. Но дальше эти песни жили, становились народными. Это очень важно, что Дилан стал народным поэтом, его песни поет множество людей. Огромное количество его песен стали более популярны в исполнении других людей. В исполнении других музыкантов песня «Father of Night, Father of Day» стала религиозным гимном. Боб Дилан написал сотни песен, которые стали народными. Их поет народ. Эти песни явно лучше песен Сергея Шнурова. 

Я могу сказать, что религиозная тематика синглов Боба Дилана составляла больше половины. Конечно, возможно, это был сценический образ, а в жизни он был безнравственным человеком. Не исключено, что в его творчестве имело место лицемерие, что его сценический образ был более возвышенным, чем его образ жизни. Но с таким противоречием мы постоянно сталкиваемся. Кто писал самые возвышенные и религиозные стихи на русском языке? Федор Тютчев. Но ведь в жизни Тютчев был гораздо более безнравственным человеком, чем даже Сережа Шнуров. Он соблазнял девушек, используя свое служебное положение, будучи дипломатом. Но ведь это же не вычеркивает его из русской поэзии! Выше Тютчева в русской религиозной поэзии никого нет. Если бы был современный русский поэт, который написал бы столько религиозных песен, сколько написал Дилан, то я был бы горд за русский язык. 

Боб Дилан не был и сейчас не является русофобом. России он ничего плохого не делал. Я не знаю ни одной его песни, которая порицала бы нашу страну. В СССР к нему отношение было очень хорошим, ценилось то, что он резко осуждал войну во Вьетнаме. Вообще в антивоенном движении конца 1960-х годов он принял активное участие. Я помню только одну советскую публикацию в журнале «За рубежом», в которой была дана критическая оценка Дилану, но именно за богоискательство. В статье говорилось, что он бичует пороки буржуазного общества, но он реакционен в том, что нашел выход не в классовой борьбе, а в богоискательстве. А это в советское время строго осуждалось. Тогда считалось, что настоящий борец за освобождение рабочего класса должен взять камень и пойти громить Bank of America». 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

29. Re: «Он метался между иудаизмом и христианством»

"Мне стыдно, что в современной России никто даже близко по религиозному пафосу ничего не написал. ЕУ нас никто ничего подобного не написал. Просто ни у кого даже мысли благодарить Бога в таких выражениях не возникает. А у Дилана это происходит как будто бы между прочим". Вообще-то квазирелигиозные песенки есть и у наших рокеров (сколько угодно!) Взять хоть "Серебро Господа моего" у БГ или "Прогулки по воде" у Бутусова. И ничем они не хуже (лучше!) рыхлого дилановского опуса. И ровно такое же имеют отношение к христианству (т.е. никакого). Фокус в том, что с вручением Нобелевки Дилану снят некий рубеж: теперь можно давать кому угодно - Мику Джеггеру, Леди Гаге, Вилли Токареву (как альтернативный вариант)... Но, как сказала Ахматова по поводу невручения ей Ленинской премии: "Их премия. Кому хотят, тому и дают".
Пионер Петров / 17.10.2016, 08:31

28. 27.Потомку подданных Императора Николая II."Все для человека,все ради человека".

Уважаемый Потомок,если позволите,впредь обращаться так,без титла,для краткости. Высоцкий,- продолжатель дела Гузенко,но у него, нет натурализма,вроде "выковыривания чужой крови из под ногтей". Вот это, если хотите, действительно в "ветхозаветном духе",потому Высоцкий, так любим в народе и популярен,отсюда громадное количество подделок и поделок под Высоцкого,да и потом, стоит ли заниматься тем,чтобы искать сучец в глазу ближнего своего. Высоцкий, безусловно, останется в памяти как образец НАРОДНОЙ гражданской лирики. Цой, из всей той когорты,что величала себя "андеграундом",стоит в стороне и представляет романтическое направление в популярной музыке,в контексте-народной,так это слово переводится с латыни,не путать с коммерческой "поп-музыкой",впрочем,как у и всякого творческого человека, не все одинаково хорошо,поелику человек не Господь Бог. Цой,как и Высоцкий,человек,сумевший выразить не только дух времени,потому их песни,по крайней мере,лучшие из них,будут слушать всегда,пусть и не все. Эти песни о вечном-о людях вообще и в России в частности,а в России, жизнь, всегда была тяжелой,но Москва,как известно- Третий Рим,потому то,что происходит в России,имеет прямое отношение ко всему человечеству. Человечество правда,пока, этого не признает-смотрит на Америку,но не все и так будет не всегда. И это большое счастье-родиться и вырасти в России и в России умереть. Это и есть Жизнь,как бы она не складывалась,потому что в России всегда,как бы это не пытались поломать, в центре внимания(на Святом Месте) всякого творчества,хоть исторического,хоть политического,любого,если это творчество,конечно, находится Человек,потому что философия жизни, в России,от века проста,-"всегда и во всем подражать Христу" и что то пока не слышно,чтобы русские люди, от этой жизненной позиции, ДОБРОВОЛЬНО отказались.
Писарь / 16.10.2016, 20:00

27. Ответ на 26., Писарь:

ее не получит, ни Цой, ни Высоцкий и не потому что русские и не потому что национальные

Из Цоя не знаю ни одной строчки, а вот Высоцкого наслушался в молодые годы предостаточно. Назвать "русской национальной" песенку Высоцкого о волхвах невозможно в принципе. По содержанию - это мелкая месть автора-хазарянина Олегу. А песенка о плотнике Иосифе? Назвать эту вещь национальной могут только иудаисты.

26. 18.Павлу Тихомирову.

Уважаемый Павел Тихомиров. Это явление безусловно присутствует,и разве кто его оправдывает,однако ему подвержены не все, НО ЧАСТЬ,просто потому,что не все являются поклонниками Задорнова и в качестве доказательства,я Вам процитировал,по ВАШЕЙ ПРОСЬБЕ, "без гугла",первое что пришло в голову,(очень кстати к случаю) стихи человека,которому тоже дали Нобелевскую Премию,в целях заступиться за тех людей,что ЛЮБЯТ КУЛЬТУРУ,потому видят в других людях,в американцах в частности,тоже людей и не смешивают государственную политику на "рынке культурных услуг", с творчеством,пример тоже привел. Однако,я хотел бы извиниться,-полез в дискуссию,а по сути дела- вломился в открытую дверь,да еще, в этом, хватило ума,упрекнуть Вас. Просто, до сегодняшнего дня,не знал,что согласно завещанию Нобеля,ПРЕМИЯ ДАЕТСЯ ТОЛЬКО И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ(подозреваю,что это категорическое условие и в других областях,где дается премия). Это безусловно премия ЧАСТНАЯ,в классовом смысле-буржуазная,поелику духовная основа буржуазии-идеализм,в философском смысле. Теперь понятно, почему Нобелевскую Премию дали Дилану и никогда ее не получит, ни Цой, ни Высоцкий и не потому что русские и не потому что национальные, к примеру и почему отказали в Премии "мужицкому графу"- Л.Толстому. Еще раз великодушно прошу меня простить. Больше вопросов не имею.
Писарь / 16.10.2016, 11:17

25. Дмитрий, изучите предмет!

Дмитрий, Дилан свои стихи вовсе не Богу посвящал! Он имел и имеет ввиду совершенно другого "отца"! Это примерно, как в Вышей историей с йогуртом))) Дилан продал душу "to the cheif commander"(его же цитата и признание, зафиксированное на плёнке)))... отсюда и ноб.премия(свои своих же поощряют - за преданное "служение"...), отсюда и успех и "народная любовь" при, как Вы сами упомянули, посредственной музыке и... про стихи мы уже поговорили... Так что, простите, Дмитрий, здесь гораздо всё прозаичней... к сожелению.
Aledelem / 15.10.2016, 13:32

24. Ответ на 21., рудовский:

кстати, стихи у Моррисона неплохие.

Дык, он еще и Бога искал и о Христе писал
Михаил Москва / 15.10.2016, 10:10

23. Re: «Он метался между иудаизмом и христианством»

Неужели кто-то и правда думает, что выбор был обусловлен литературными достижениями? Надо было дать премию американцу, и ее дали. Логически продолжается ряд, в котором Дилану предшествует прошлогодняя Алексиевич, и более ранний "миротворец" Обама, и издевательства на Олимпиаде. Дилан если и метался, то между протестантизмом и иудаизмом, причем в первом случае уклон был в баптизм, а во втором в хасидизм. Поэтому стоит быть аккуратнее с восторгами по поводу его религиозного пафоса. "Дилан утверждал, что однажды в отеле ему явился Христос. «Иисус предстал предо мною как Король и Господь», — говорил он, — «Он положил руку мне на плечо, я физически ее осязал. Я чувствовал трепет во всем теле. Великолепие Господа свергло меня и подняло обратно»." https://goo.gl/EmNLNw
Андрей Киселев / 15.10.2016, 10:08

22. Ответ на 19., рудовский:

Нобелевский комитет - это частная контора со своими правилами. Надо это понимать и помнить.

)) Согласен с Вами. Частная еврейская лавочка. Как-то Вы ловко обошли эту сторону моего замечания.

21. Re: «Он метался между иудаизмом и христианством»

Михаил Москва кстати, стихи у Моррисона неплохие. Ну а закинуться "колесами" или абсентом - милое дело*, как говорится)) * - сарказм, конечно.
рудовский / 15.10.2016, 08:31

20. Ответ на 6., Павел Тихомиров:

Рок-поэзия – это тоже литература.

Специфику данного рода "литературы" подчёркивает судьба безусловного гения этого жанра Джима Моррисона. Рок-поэты, видимо, вообще без веществ ничего не писали. От того самого американского Джима до нашего отечественного Егора
Михаил Москва / 15.10.2016, 07:53
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Львович Карпов
Из каждой смуты Россия всегда выходит более сильной
К 400-летию преодоления Смутного времени
29.10.2012
Пропаганда наркомании на деньги налогоплательщиков
Несколько слов о фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой»
30.12.2011
Все статьи Дмитрий Львович Карпов
Бывший СССР
БРИКС: в чем образ будущего?
Подход должен быть творческим, оригинальным, не копирующим слепо прошлые проекты, хотя из них и есть, что позаимствовать
23.11.2024
День памяти священномученика Августина
Также сегодня мы вспоминаем генерал-адмирала Ф.М.Апраксина и поэта П.А.Вяземского
23.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06