Смотрела вполглаза завершающий день этого безпрецедентно разрекламированного события. Финальная расстановка сил была заранее предопределена, ибо такова сегодняшняя повестка дня на международной арене. Сначала допустили к конкурсу произведение с явно выраженным политическим подтекстом, что строжайше запрещено многолетними правилами самих же устроителей, — песню «1944» в исполнении украинской певицы с крымско-татарскими и армянскими корнями Джамалы (Сусанны Алимовны Джамаладиновой) о насильственной депортации Сталиным крымских татар. А затем путём никак объективно не проверяемых плутовских голосований некоего «профессионального жюри» и телефонных звонков зрителей вывели представительницу Украины с её угрюмой песней-плачем на первое место. И всё для того, чтобы сделать ещё горячее противостояние России и Украины, сфокусировав его на ситуации в Крыму.
Ещё задолго до начала конкурса читала заявления в прессе, что в случае победы Джамалы Украина будет настаивать на проведении конкурса в столице Крымской автономии — в Симферополе, а то и в Ялте и даже в Севастополе. Партитура «Третья мировая война: Апокалипсис» разыгрывается блестяще. И мы этих «высоких зрелищ» зрители. А пока брэнд «Евровидение-2016» зашкаливает по шкале смысловой абсурдности и оплеух традиционной морали и нравственности: ныне заокеанская Австралия – в лидерах у анонимного жюри, американец Джастин Тимберлейк в роли почётного гостя, дающего европейцам уроки певческого и танцевального мастерства, посланница целомудренной Армении, в которой ещё недавно на публике нельзя было встретить женщину в брюках, беззастенчиво поёт в трусах...
Джамала в одном из интервью призналась: «Эта песня («1944») об истории нашей страны, в частности, о трагедии крымских татар, которые были репрессированы. Несмотря на название, которое отправляет нас в далекий 1944 год, песня о том, что нужно помнить прошлое, чтобы не повторять ошибок в будущем. Без прошлого нет страны и культуры».
Что касается моего личного мнения, то я за игнорирование впредь такого не музыкального и творческого, а коммерчески и политически ангажированного конкурса как «Евровидение», съедающего впустую огромные бюджетные средства. Но если всё же участия в этой буффонаде в дальнейшем не избежать, предлагаю представителю от России в следующем году спеть песню о засевшей в генетической памяти нашего народа трагедии 300-летнего татаро-монгольского ига.
Паче чаяния тенденция расширения географии участников «Евровидения» продолжится и, кроме представителей таких отнюдь не европейских стран, как Австралия и Израиль, появится американский конкурсант, то дерзну предложить делегировать не стопроцентного янки, а американца — потомка тех японцев, которые пережили в годы Второй мировой войны депортацию, и назвать композицию «1942». Ведь именно в этот год в США — самой цивилизованной и демократической стране мира, находившейся за морями-океанами от театра военных действий, 120 000 японцев по постановлению Верховного суда США были лишены гражданских прав и помещены в концентрационные лагеря.
Как-то на одном из семинаров в нью-йоркском Колумбийском университете канадским, с украинскими корнями, кинодокументалистом был показан фильм о его личной семейной драме. В начале 1990-х годов на чердаке своего дома он обнаружил тщательно припрятанные бумаги, из которых явствовало, что его дед, карпаторосс, в 1910 году вместе со своими земляками решивший попытать счастья в Канаде, в годы первой мировой войны был интернирован, находился в заключении, а после освобождения несколько лет вынужден был еженедельно отмечаться в полицейском участке. Найденные документы повергли внука в шок, так как любимый дедушка, пока был жив, никогда об этих трагических страницах в своей биографии не распространялся. Режиссёр отправился в библиотеки и архивы и выяснил, что, оказывается, с 1914-го по 1920-й год более 8 тысяч галичан и русинов, граждан Австро-Венгрии, приехавших накануне первой мировой в Канаду на заработки, были арестованы, лишены собственности и имущества как потенциальные внутренние враги, помещены за колючую проволоку и использовались на тяжелых физических работах... Так, может, на следующем конкурсе «Евровидения» какой-нибудь певун-канадец из многочисленной украинской диаспоры представит на песню о депортации украинцев под названием «1914-1920»?.. Уж коли решили политизировать песенный конкурс, надо быть последовательными.
Инна Анатольевна Симонова, кандидат исторических наук, член Союза писателей России
1. Re: Победа Джамалы