Наше солнышко

Рассказ Игоря Евсина о скопинской старице Феодосии (Косоротихиной) ко дню ее памяти

Матушка Феодосия Скопинская 
0
1249
Время на чтение 5 минут
Схимонахиня Феодосия, в миру Наталья Никифоровна Косоротихина (4.11.1923/†15.05.2014), была из тех подвижниц веры и благочестия, которые не только напоминали людям о христианском долге, но и имели от Бога великие дары рассуждения, утешения, прозорливости. А ещё матушка Феодосия имела дар дерзновенной молитвы пред Господом, благодаря которому могла помогать людям в их житейских нуждах, в тяжёлых жизненных обстоятельствах и исцелять даже неизлечимо больных. Хотя сама она была парализована. 

Случилось это в середине 1950-х годов. Наталья работала вместе с мужчинами около кузова и вдруг боковой борт грузовика упал прямо на них. Кроме того, на рабочих повалился кирпич. Удар бортом был настолько сильным, что, пока приехала скорая помощь, один из рабочих скончался. Наталья также не подавала признаков жизни, и её вместе с мужчиной отвезли в морг. Там одна из санитарок, посмотрев на неё, сказала: «Странное у неё лицо… Совсем живое...» 

Взяла санитарка зеркальце, приложила к носу Натальи, узнать, дышит она или нет, и увидела, что зеркальце запотело. Значит жива была Натальюшка!

 Оказалось, что от полученной травмы она не могла ничего говорить, даже пошевелиться не могла и впала в бессознательное состояние – в кому. 

Сначала Наталью поместили в скопинскую больницу. Делали уколы, ставили капельницы, кормили через трубочку жидкой пищей. Через некоторое время её перевели в Рязань, в клиническую больницу. Сёстры попеременно ухаживали за ней, но ездить в Рязань постоянно не могли. Стали уговаривать врачей выписать Наталью. Но главврач наотрез отказался сделать это: 

– Она же в коме – говорил врач, – да ещё с тяжёлыми травмами позвоночника. Без врачей вы не сможете за ней ухаживать. И неизвестно, придёт ли она когда-нибудь в сознание. Наталью на обследование в Москву перевести надо, а вы в деревню её хотите забирать. Нет, не могу я её вам отдать…

И тогда младшая сестра Ольга обратилась к своему мужу. Рассказала ему всё и попросила, что-нибудь сделать, чтобы забрать Наталью из больницы. 

– А кто за ней будет ухаживать? – спросил он Ольгу.

– Я буду ухаживать.

Муж Ольги был офицером, часто менял место службы, постоянно бывал в командировках. Так что в сложившейся ситуации вопрос для Ольги стоял ребром – либо быть с мужем, либо жить с сестрой. Ольга выбрала сестру. Её муж оказался очень благородным человеком, всё понял и помог выписать Наталью из больницы. Он дал главврачу расписку, что берёт больную на своё попечение и под свою ответственность.

В то время у Косоротихиных в соседнем с Велемьей селом Новые Кельцы жили родственники по материнской линии. Ольга с Натальей переехали к ним, поскольку в селе был свой медицинский пункт. Наталья стала находиться под присмотром фельдшера этого пункта. Кроме того, Ольге помогала ухаживать за Натальей тётя их двоюродная сестра Устинья. 

Ольга продолжала работать в тресте «Октябрьшахтострой» и вскоре получила от работы небольшой дом в посёлке Октябрьский, куда она и переехала с Натальей, так и не вышедшей из комы. Ухаживать за сестрой Ольге помогали не только родственники, но и соседи, и даже учителя местной школы. Приходил врач, делал уколы, ставил капельницы. Хотя Наталья не выходила из комы, но рефлексы у неё срабатывали. Её удавалось кормить не только через трубочку, но и с ложечки. 

...Шло время. Девятнадцать лет Наталья пребывала в коме. Девятнадцать лет несла Ольга подвиг христианского самоотвержения, ухаживая за своей сестрой. Постепенно Наталья начала приходить в себя. Сначала стала реагировать на разговоры, то есть слышать. Потом стала потихоньку приоткрывать глаза. Признаки сознания у неё обнаружились после того, как умерла её сестра Фёкла Анна. Во время похорон Наталья вдруг стала вести себя беспокойно, застонала и даже заплакала. Впоследствии, когда она пришла в себя и ей сказали о смерти сестры, она ответила: «Я знаю, знаю». Но одними из первых её слов, сказанных после выхода из комы, были слова о Божией Матери. «Зачем вы мне есть давали? – сказала Наталья. - Меня ведь сама Божия Матерь кормила…».

Вскоре Наталья стала наизусть читать молитвы, псалмы, главы из Евангелия. Ольга этому очень удивилась, ведь она знала, что сестра была неграмотной и не умела читать книги – ни молитвослов, ни Псалтирь, ни Евангелие.

– Откуда ты всё знаешь? – спросила Ольга.

– Меня, Оленька, там… научили… – ответила ей Наталья.

В сознание Наталья пришла в 1973 году, но подвижность так и не обрела. Парализованная после тяжёлой травмы, она на всю оставшуюся жизнь осталась прикованной к постели. Это был подвиг мученичества. В течение сорока лет матушка Феодосия часто испытывала сильнейшие боли и всё время оставалась неподвижной. Были, конечно, и улучшения, когда её могли немного приподнять и подложить под спину подушечку. Но это случалось редко. При этом она не теряла бодрости духа и прямо светилась радостью и любовью. За этот, исходивший изнутри свет почитатели матушки называли её «наше солнышко».

А многие священники, знавшие матушку Феодосию, называли этот свет Горним светом, которым Господь просветил простую деревенскую девушку, когда она находилась между жизнью и смертью. Свет радости и любви, Горний свет излучали глаза матушки и её обрамлённое простеньким, аккуратным белым платочком лицо, которое только одно и оставалось многие годы подвижным. Наше солнышко…

Когда в скопинской округе узнали, что после девятнадцати лет «летаргического сна» очнулась и пришла в сознание Наталья Косоротихина, обыватели сразу заинтересовались этим. «Как так? – говорили они между собой. – Девятнадцать лет спала и вдруг проснулась? Надо сходить посмотреть на это чудо». Можно осуждать посетителей матушки Феодосии за любопытство, а можно и задуматься – не сбывались ли над ними евангельские слова: «Прииди и виждь» (Ин. 1, 45–46). И приходили, и смотрели. И удивлялись тому чуду, что тяжелобольной, совершенно парализованный человек радуется жизни, всех примечает, всем улыбается, всем говорит утешительные слова и светится, светится «наше солнышко».

Даже не любопытствующий, а глубоко верующий человек, игумен Серафим (Котельников) признавался: «Само по себе это уже было чудо, что мы матушку знали, видели и общались с ней. Это чудо, которое Господь дал нам в помощь…».
 
Матушка Феодосия пришла в сознание и стала принимать посетителей в годы оскудения веры у людей, живущих в советское атеистическое время. Но «Дух дышит, где хощет» (Ин. 3, 8), и можно сказать, что на скопинской старице почила благодать Святого Духа, через которую приходившие к матушке люди обретали веру. А приходили они к ней в силу сложившихся жизненных обстоятельств. А почему они так складываются? Не потому ли, что Господь Промыслом Своим создаёт в нашей жизни такие ситуации, благодаря которым мы можем укрепиться в вере? Так сложные жизненные обстоятельства приводили к матушке Феодосии множество людей, а она, помогая всем нуждающимся, направляла их на путь исправления, на путь покаяния и упования на Господа. 

Хорошо написала о возгревании матушкой Феодосией православной веры в душах людей монахиня Мария (Сладкова). Однажды она побывала у скопинской старицы со своим духовным наставником протоиереем Алексием Крыловым. Во время обратной поездки монахиня Мария спросила отца Алексия о том, что он думает о скопинской старице. И он ответил так: «Всякая река течёт из родника. Не будет родника – высохнет река. Православная вера подобна роднику. Не будет в мире православной чистоты – не будет и духовной красоты».

«Матушка была для нас этим самым родником, чистым и светлым, который, разрастаясь в широкую реку всепрощающей любви, вёл нас к Богу», – заключила монахиня Мария.

Игорь Евсин, поэт, прозаик, публицист

Впервые опубликовано на сайте ИМ Зерна
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Васильевич Евсин
Завтрашний день
Что означает заповедь не заботиться о нем
30.06.2018
Новые чудеса блаженной Матроны Анемнясевской
Из книги «Матронушка. Рассказы об Анемнясевской блаженной»
04.04.2018
Легко ли быть владыкой?
Новая книга о митрополите Симоне (Новикове) /1928-2006/
11.02.2018
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) на Рязанской земле
Игорь Евсин о служении всероссийского старца в Рязанской епархии
06.02.2018
Все статьи Игорь Васильевич Евсин
Матушка Феодосия Скопинская
Все статьи темы
Последние комментарии
Рецензия на сериал «Плевако»
Новый комментарий от Фиалка
22.11.2024 12:22
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
22.11.2024 12:22
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.11.2024 12:08
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Сергей Швецов
22.11.2024 12:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 11:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Человек
22.11.2024 09:58
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.11.2024 09:56