Ждать ли помощи от Церкви?

Православные священнослужители о необходимости развития дела милосердия

Новости Москвы 
0
329
Время на чтение 9 минут
Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, выступая перед слушателями курсов повышения квалификации для секретарей епархий Русской Церкви, в частности, сказал:

«В наше время развитие милосердия является важнее многого другого: современные люди не всегда верят словам и не всегда готовы выслушивать проповеди. Но когда они видят, что Церковь действительно помогает, то откликаются на эту любовь и заботу. Нужно, чтобы люди знали: священник – это тот, кто всегда поможет, никогда не нагрубит, ответит на просьбу, отдаст последнее, но не оставит тебя в беде… Ответы на просьбы людей должны быть не формальными "отписками", а ответами, выражающими сердечное расположение и готовность помочь».

«Насколько, на ваш взгляд, нынешнее положение в Церкви соответствует тому образцу, что описал владыка Пантелеимон? Возможно ли вообще приблизиться к этому образцу в нынешних условиях, когда реальная церковная община, где люди хорошо знают друг друга, - редкое исключение?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Ткаченко, директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге, отметил, что в условиях современного общества деятельное служение Церкви выражено не столько в словах проповеди, сколько в делах милосердия.

«Люди верят тому, что видят. Во многих приходах сейчас действуют социальные службы – они помогают бедным, кормят голодных, дают приют бездомным. Любовь к людям и к Богу проявляется в помощи нуждающимся: "Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25:40). Санкт-Петербургский детский хоспис, который я возглавляю, был создан по инициативе Русской Православной Церкви. И я каждый день убеждаюсь: все, что делают наши сотрудники, они делают с искренней верой и любовью в сердце. Никто у нас не отвернется равнодушно в ответ на просьбу ребенка или мамы, не пройдет мимо чужого горя и не откажется разделить чужую радость. На протяжении веков служение людям было основой самого существования Церкви, и я не думаю, что сейчас что-то изменилось», - заключил священник.  

Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, отметил, что у нас в стране социальная сфера очень развита, так что нет необходимости большому количеству людей рубить дрова, носить воду, сажать картошку.

«Помощь чаще нужна в виде совета, утешения, когда человеку просто одиноко, никто не хочет его выслушать. И бывает, что у человека есть все условия и удобства, а ему все равно некомфортно, потому что он ищет сочувствия, кому он интересен и нужен. Я вижу выход из положения в предоставлении человеку возможности совершать благие дела. Тебе плохо, что-то не клеится? - так пойдем вместе поможем другому! Например, мы ходим в реанимацию, где люди лежат в тяжелом состоянии, в ожоговом центре беседуем с людьми, с мамами в детской больнице, чтобы утешить их, - ведь детки болеют не просто сами по себе, а иногда и по грехам родителей, - бываем в местах лишения свободы, где тоже люди нуждаются в общении. И в правоохранительных органах бывает так, что излить некому душу, и Церковь тоже приходит на помощь. То есть Церковь там, где человеку нужно тепло, участие, сочувствие, доброе слово», - продолжил священник.

«Сегодня такая жизнь, что все живут отдельно, никто никого слушать не хочет. А когда с тобой делятся тишиной и покоем, миром, глубиной, светом, становится легче. И Церковь как раз находит нишу, где человек, получает необходимое ему утешение. На исповеди происходит то же самое. Да, Церковь занимается и иными делами: пытается заменить детские дома, организовывает волонтерские движения, уход за престарелыми людьми. В полной мере она не может это сделать, так как нет таких финансовых потоков и программ, как в обычном гражданском обществе, но показать достойный пример Церковь может», - заключил о. Александр.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, подчеркнул, что на самом деле окончательный образец - это Царство Небесное.

«Господь внутри нас, и, начиная с апостольских времен, настолько можно приблизиться к этому образцу, будучи в той или иной поместной Церкви, насколько хватает у человека решимости. Святые есть во все времена, они и суть образец. Не все святы, как преподобный Серафим Саровский или Антоний Великий, но в древности христиан именовали святыми не случайно. Хотя и тогда были разные люди в составе общин. Вообще это характеристика динамическая: сегодня человек не свят, а завтра сподобится. Нужна для этого мотивация, надо ставить и проповедовать задачу жизни во Христе и Христа ради. Ведь благотворительная и социальная деятельность важны не сами по себе, - они же не только в православии существуют, - а важно, чтобы это осуществлялось по-евангельски, когда во главе угла Христос и его заповеди. И когда это будет, то и цели найдут необходимые формы применительно к тому или иному времени и ситуации», - подчеркнул священник.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», отметил, что не только в современных условиях, но во все времена искреннее следование евангельскому идеалу было редкостью, а люди не сильно изменились за последние две тысячи лет.

«Чаще всего люди действительно не готовы следовать тем максимальным требованиям, которые Евангелие и Господь обращают к нам. Это касается, например, призывов отдать другому последнее, помочь ближнему своему. Как московский священник по личному опыту могу еще отметить, что на десять обращений о помощи только одно настоящее, остальное – обман. И это факт. И если обычный человек, следуя евангельскому призыву и не разбираясь в сути вопроса, может отдать последнюю рубашку, как делал это святой праведный Иоанн Кронштадский, то человек семейный уже так поступить не может. Кстати, жалованиие Иоанна Кронштадского отдавали потом его жене, потому что он его раздавал по дороге страждущим и не доносил до дома. Так что священнику приходится разбираться, насколько человеку нужна помощь в каждом конкретном случае. И это очень непростая задача, потому что мошенники, которые просят, изощрились делать это очень правдоподобно», - подчеркнул он.

«Обычно мы или раздаем каждому по копеечке, что ухудшает ситуацию, поскольку часто просят одни и те же нищие, которые еще быстрее деградируют за наш счет, либо мы помогаем тем, кого знаем, либо оказываем централизованно помощь профессионалов. Например, православная служба помощи "Милосердие" работает как раз под патронажем владыки Пантелеимона. Недавно они даже выпустили пособие для тех, кто хочет оказывать эту помощь. Да, в современной приходской жизни не все прихожане знают друг друга, но священник знает всех, и он может обратиться в проповеди к прихожанам с просьбой помочь такому-то человеку. Священники помощь перераспределяют адресно, и при многих храмах есть группы милосердия. Бывает ведь, что помощь нужна не только материальная: кому-то надо помочь собрать или оформить документы, кому-то доехать до вокзала и купить билет домой... Так что в наше время помощь должна оказываться профессионалами, и Церковью в том числе», - заключил о. Максим.  

Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, отметил: то, о чем говорит владыка Пантелеимон, заложено в основе христианства и жизни Церкви.

«Исключение – как раз такие случаи, когда священник проявляет к людям невнимание, равнодушие, не помогает, когда это нужно. Почему сейчас возникает ощущение, что служение Церкви недостаточное? – да потому, что в средствах массовой информации основное внимание уделяют отрицательным явлениям, скандалам. Это касается не только церковной, но и в целом общественной жизни. Из-за этого может сложиться впечатление, что у нас много плохого, а хорошего вовсе нет», - отметил священник.

«Между тем люди часто обращаются к священникам за помощью. Если человек в ней нуждается, он должен прийти в храм - хотя бы в ближайший, и пообщаться со священником. Он всегда выслушает человека, который пришел с каким-то вопросом - даже если он не глубоко духовный, а житейский. Священник обязательно постарается помочь. У нас при храме, где я служу, с 2007 года организовано общество милосердия для помощи пожилым прихожанам «Охтинские бабушки». Руководят им наши прихожанки. Каждый из членов общества опекает несколько человек. Мы не теряем связь и с пожилыми людьми, которые уже не могут посещать храм. А вообще помогать немощным людям, исповедовать и причащать их на дому – обязанность любого священника», - заключил о. Константин.

Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, признался, что не слышал, чтобы батюшки невнимательно относились к людям.

«Мне кажется, наоборот: плохое отношение, раздражительность - редкость. Может, священник просто устал, - пообщавшись, например, с психически нездоровым человеком. А в основном все батюшки к прихожанам, да и ко всем остальным людям относятся по-доброму, с любовью. А вообще священников часто переводят с прихода на приход. Наверное, это попущение Божие - чтобы прихожане сильно к ним не прилеплялись, не делали из священника идола, а шли к Богу. Может быть, поэтому возникают проблемы, о которых говорит владыка Пантелеимон. Но люди все равно обращаются в храмы за помощью, и ее получают», - добавил он.

«Есть и аферисты, которые под разными предлогами просят денег на выпивку. А некоторые, прикрываясь Церковью, обманывают руководителей предприятий, а потом исчезают с деньгами. А чаще всего приходят, когда у них какое-то горе: умер родственник, ребенок, погибли люди. В основном ведь обращаются к Богу, когда тяжело, а не в хорошие моменты жизни…», - заключил о. Георгий.

Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, признался, что ему «посчастливилось принадлежать к общине, где есть то, о чем говорит преосвященный Пантелеимон, - прежде всего, конечно, заботами замечательного пастыря, духовника, настоятеля протоиерея Владимира Воробьева, ректора крупнейшего духовного учебного заведения в мире - Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета».  

«В нашем храме, например, бесплатно совершаются требы. Все, что нас просят сделать - освятить, навестить, сослужить молебен, исповедовать, причастить с выездом или без, - мы делаем бесплатно. Сегодня это первое, что может предложить священнослужитель приходящему в храм. Если эта весьма известная, но быть может, недостаточно распространенная в Церкви практика получит распространение, то, о чем говорит владыка Пантелеимон, обретет реальные черты», - добавил он.

«Любой священнослужитель может предложить то, что на самом деле ему не принадлежит – благодать Божию, которую по власти, данной ему Богом, он может передать молящимся - даже несмотря на собственное недостоинство. Кстати, Святейший Патриарх Кирилл с первого дня своего патриаршества обратил серьезное внимание на подготовку и священнослужителей, и церковнослужителей: курсы, о которых идет речь, тому подтверждение. А особое внимание оказывают подготовке кандидатов в священство. Уже невозможность, как это было по вполне понятным причинам в 90-е годы, рукоположение без высшего духовного образования. Я как преподаватель высшего учебного заведения Русской Православной Церкви могу сказать: при всем нашем преподавательском и человеческом несовершенстве вопросам, которые затрагивает преосвященный Пантелеимон, в наших учебных заведениях уделяют большое внимание», - отметил батюшка.  

«С другой стороны, в каждом сообществе людей можно обнаружить всякого рода недостоинство, и сообщество священнослужителей не будет здесь исключением. Не случайно мы не раз слышали о каких-то трагических случаях с участием священнослужителей. Несовершенство человеческой природы означает ее греховность, так что и в таком сообществе может оказаться недостойное, противное тому, к чему призывает Святейший Патриарх Кирилл и чему учит сотрудников епархиальных учреждений владыка Пантелеимон», - заключил о. Филипп.  

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, заявил, что владыка Пантелеимон указывает нам направление движения.

«Так часто и бывает: сам Христос такой же. А наша жизнь - это вообще постоянная борьба, иногда даже кровавая. То есть это всегда импульс, движение. И в этом движении надо видеть главную цель и опасности с флангов. Когда мы развиваем благотворительность, то становимся плодородной почвой для всякого жулья, которое паразитирует на этом. Вдобавок это еще и повод для чванства, возношения и хвастовства, неразумного и нерационального использования ресурсов. Но все постепенно утрясается. Каждый тянет ношу, как может. Слова владыки крайне важны, они мобилизуют нашу волю, интерес. И не надо удивляться тому, что есть разница между тем, что здесь и сейчас, и указанным направлением. Это естественно, тем более в пути к христианскому совершенству, который конца не имеет», - заключил о. Макарий.

Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что в Москве, например, ситуация сложная.

«Все московское духовенство очень активно задействовано в социальных делах и благотворительности, много помогают людям. Почти все окормляют детдома, больницы, кто-то кормит бомжей на вокзалах, кто-то в школах уроки проводит. Каким-то образом это влияет на общественное мнение? Простые люди благодарны, а в СМИ отношение отрицательное, потому что как только Церковь начинает себя вести активнее, тут же появляются люди, которые начинают искать ошибки и противодействовать. Не дай Бог батюшка пришел в школу и высказал какой-нибудь спорный тезис! На него сразу можно вылить ушат помоев и объявить его еретиком», - добавил он.

«Так что двойственная ситуация. Иногда оказывается проще сидеть и ничего не делать, служить у себя в храме, исповедовать, причащать и все. Некоторые так и делают. С владыкой я полностью согласен. Социальная деятельность сегодня - это территория Церкви. Никто больше так не занимается благотворительностью как Церковь: благотворительных нецерковных организаций много, но все начинала именно Церковь, она действует постоянно и основательно, хотя у нее средств гораздо меньше, чем у многих нецерковных организаций», - заключил о. Иоанн.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Крымский» сценарий в Сирии
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.12.2024 07:59
Никита Хрущев пошутил: «Юра, ты там Бога то видел?»
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.12.2024 07:57
Причины крушения православной монархии в России
Новый комментарий от Александр Волков
14.12.2024 07:49
В Москве суд отправил в СИЗО экс-губернатора Рязанской области
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.12.2024 07:43
Злая сатира И.Е.Репина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
14.12.2024 06:56
Сирию сдали. Закономерный итог
Новый комментарий от Владимир Петрович
14.12.2024 04:15