«Литература удерживает человека от деградации»

Известные пастыри о самых выдающихся русских писателях

04.03.2016 552
«Левада-центр» ко Всемирному дню писателя провел опрос, попросив респондентов назвать самых выдающихся русских писателей (можно было называть несколько имен, без подсказок), пишет Regions.ru.

Первую тройку составили русские классики, выше всего ценящиеся и за рубежом: Л.Н.Толстой (45%), Ф.М.Достоевский (23%) и А.П.Чехов (18%). 

А.С.Пушкин, который для русских всегда был бесспорным «номером первым», оказался на четвертом месте (15%) – может быть, потому, что в народном сознании он «не писатель, а поэт». Н.В.Гоголь и М.А.Шолохов набрали по 13%, М.А.Булгаков – 11%. 

В списке нередко встречающихся имен фигурируют также И.С.Тургенев (9%), Максим Горький (7%), М.Ю.Лермонтов (6%), А.И.Солженицын (5%), И.А.Бунин, А.И.Куприн, Н.А.Некрасов (по 4%), А.С.Грибоедов, А.Н.Островский, Дарья Донцова и Борис Акунин (по 3%), В.П.Астафьев, Н.С.Лесков, В.В.Набоков, В.С.Пикуль, М.М.Пришвин, М.Е.Салтыков-Щедрин, Константин Симонов, А.Н.Толстой, В.М.Шукшин (по 2%). 

Корреспондент Regions.ru опросил священнослужителей, кого назвали бы главными русскими писателями они и почему. 

Священник Пётр Коломейцев, декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета, признался: «Для меня "писатель номер один" - все-таки Пушкин. В его произведениях столько мудрости, смысла... Очень нравится мне Чехов – писатель, остро чувствующий неправду, фальшь, лицемерие. Писал он образно, но при этом совсем не назидательно». 

«"Номер три", наверное, все-таки Достоевский, - отметил он. - У него была поразительная способность заглянуть в самые потаенные места человеческой души, куда никто не заглядывал. А Лев Толстой мне нравится как раз своей назидательностью. Но все-таки он утомляет морализаторством, оно у него нарочитое. Но, бесспорно, Толстой очень наблюдателен».

«Из советских писателей я бы выделил Алексея Николаевича Толстого. Да, у него есть идеологически выдержанные произведения - например, "Хождение по мукам". Но написано оно мастерски, читается взахлеб. И роман "Петр Первый" просто потрясает – в первую очередь, масштабом таланта автора. А его "Буратино?…" - это же азбука для родителей, воспитывающих подростков. Главный герой, в общем-то, разгильдяй, и все равно он побеждает. Наш Буратино даст сто очков вперед Пиноккио. "Приключения Пиноккио" – просто морализаторская сказка, а "Золотой ключик, или приключения Буратино" - уже шедевр», - убежден отец Пётр.

«Люблю я и Шолохова, и Бунина, и Пастернака. Почему-то не очень нравятся Солженицын, Шаламов и Платонов - мне кажется, у них "тяжелый слог", - полагает он. - А вот наших "шестидесятников" я читал с удовольствием, например, Вадима Шефнера - у него мудрые притчи». 

«Я прочел несколько вещей Владимира Сорокина, и был поражен - это очень талантливо, хотя, быть может, мрачно: "Тридцатая любовь Марины", "День опричника"... А вот Пелевин мне показался графоманом, который рассчитывает, что люди будут хвалить его произведения, дабы не показаться дураками. Но всегда же найдется тот, кто воскликнет: "А король-то голый!" А вообще я люблю авторов, в произведениях которых есть мудрость и любовь к человеку», - заключил пастырь.
 
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, сказал: «Я очень люблю Александра Сергеевича Пушкина – и в особенности его прозу. Нравится мне произведение Грибоедова "Горе от ума" - при всей несносности самого автора как человека. Выделил бы я и произведения Льва Николаевича Толстого - за некоторым вполне понятным исключением (я имею в виду так называемые "религиозные сочинения"). Нельзя не назвать и Федора Михайловича Достоевского, - и я бы не сказал, что Лев Николаевич как писатель значительнее его. Я бы добавил еще и Михаила Николаевича Загоскина: его роман "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году" - одно из радостных воспоминаний детства». 

«В ответах опрошенных прозвучали Лесков, Тургенев и Бунин - не могу сказать, что эти писатели были от меня далеки, - признался он. - Я бы также отметил мастера слова Антона Павловича Чехова. Еще я очень люблю Алексея Константиновича Толстого, которого считаю замечательным русским писателем, поэтому тоже с удовольствием отдал бы ему первые позиции». 

«Я не очень люблю Шолохова, но "Тихий Дон" мне нравится - не идеологическая его составляющая, но описание быта, нравов казаков. Мне кажется, это, по меньшей мере, поучительно. Так что с некоторыми оговорками в число выдающихся писателей я бы включил и этого автора», - заключил отец Филипп.
 
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, убежден, что «без Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого очень трудно представить себе русскую литературу и вообще понять Россию. Они показали то, что мы называем "русской душой". Чтобы понимать Россию XIX века, как и современную, надо почитать "Братьев Карамазовых", "Бесов", "Идиота". Это панорама русской жизни, которая в полной мере раскрывает всю глубину, красоту, а иногда ужас, который был в русской душе». 

«Толстой скорее мастер описания более приземленных душевных переживаний человека. В романах "Анна Каренина", "Война и мир" показана не духовная, а душевная составляющая переживаний человека, живущего на земле, но мыслящего масштабно. Толстой отошел от Православной Церкви, у него был свой взгляд на религию, свое учение о человеке, и как мастер он сумел очень ярко показать это в своих произведениях», - отметил он.

«У меня много любимых авторов. Я с удовольствием читаю Николая Лескова, Михаила Булгакова. А из поэтов, конечно, любимый Борис Постернак! – подчеркнул однофамилец поэта. - У современных авторов, на мой взгляд, одна серьезная проблема: система ценностей. Среди них многие прекрасно пишут, они отличные стилисты – это Захар Прилепин, Виктор Пелевин, - да даже Донцова и Улицкая хорошо владеют языком, но в конечном счете им нечего сказать. Или пишут о незначительных проблемах, или не видят глубоких смыслов, которые были в дореволюционной литературе и были связаны, как ни крути, с религиозностью. Поиск смыслов всегда характеризовал русского человека. А когда смыслов нет, остается только оболочка. Ярче всего это выражено в творчестве Набокова. Именно его произведения открывают дорогу постмодернизму, когда язык воспринимают как эквилибристику, умение красиво выражать полное отсутствие смыслов. И это характеризует не только современную отечественную, но и западную литературу. Религия ушла из современной жизни, общество ищет смыслы в других областях или не ищет их вообще. И в силу этого все становится мелким и примитивным, пусть красивым, как конфета, но не имеющим ничего интересного внутри».
 
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает, что «выдающийся писатель – довольно расплывчатая и условная формулировка. Конечно, для любого мыслящего человека литература - это элемент культуры, а культура - это элемент связи человека со своим первообразом. Культура помогает человеку избавиться от дефектов своей природы и вернуться к исходному богоподобному состоянию. Она удерживает человека от деградации. Приняв это в расчет, мы можем говорить о роли русских писателей в российской и мировой культуре». 

«В перечисленной первой тройке авторов я бы Чехова заменил на Пушкина, а Антона Павловича все же поставил бы несколько ниже. Льва Николаевича Толстого при всей трагедии его личности действительно поставил бы первым вместе с Федором Михайловичем Достоевским и Александром Сергеевичем Пушкиным. А из ХХ века я бы отметил, конечно, Василия Михайловича Шукшина, Андрея Платонова и Константина Симонова», - заключил отец Макарий.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Последние комментарии
Псевдонаучный бред под видом аналитики
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-06-03 11:16
Судный день Христианской Америки
Новый комментарий от Полтораки
2020-06-03 10:47
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от учитель
2020-06-03 10:22
«Корона» против семьи – кто победит?
Новый комментарий от София7
2020-06-03 10:14
Библейские уроки погромов в Миннеаполисе
Новый комментарий от Ioann
2020-06-03 09:34
Письма с фронта
Новый комментарий от Гость
2020-06-03 09:30