Замсекретаря Генсовета партии Сергей Железняк заявил: «Основой стабильности российского общества должно оставаться единство народа нашей страны, состоящего из людей разных национальностей и вероисповеданий. Необходимо не просто сохранить, но всесторонне укреплять идентичность и поддерживать уникальность российского народа, которая заключается в многовековом содружестве, соратничестве и сотворчестве. Это залог социальной стабильности и устойчивого развития России, основа суверенитета и независимости нашей страны».
«Прививку от экстремизма и национализма необходимо делать в самом раннем возрасте путём выстраивания грамотной государственной политики в области образования, воспитания и культуры… Мы предлагаем качественно изменить системные подходы к изучению отечественной истории, истории народов нашей страны, патриотическому воспитанию и формированию в общественном сознании глубокого уважения к культуре и традициям представителей всех национальностей и конфессий», - заявил Железняк.
Предлагается, в частности:
- С участием научного сообщества и национальных объединений разработать «канон истории народов России в рамках общенациональной истории страны»;
- Сформировать систему подготовки и повышения квалификации чиновников, чья деятельность касается вопросов межнациональных отношений;
- Включить историю в приоритетный блок изучения и проверки знаний дисциплин гуманитарного блока;
- Придать развитию внутреннего туризма статус национального проекта.
«Как бы вы прокомментировали эту программу? Что, на ваш взгляд, более всего необходимо для того, чтобы в нашей стране люди ощущали себя прежде всего ее гражданами, а уже потом представителями такого-то народа и вероисповедания?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, полагает, что самый главный вопрос заключается в том, как воспитать у нашего народа причастность к своей стране, к своим традициям.
«Действительно нужно это делать с молоком матери. Опыт нашей страны – это воспитание детей с малолетства в вере: даже грамоте учили по Библии и Псалтыри, и раньше наш народ Псалтырь наизусть даже когда не умел читать и писать, с детства было уважение к святыням. Так что нужна система воспитания с самого малого возраста, и она не может быть вольная по желанию родителей. Например, стоит обратить внимание на опыт Израиля, как там воспитывают народ, священнослужителей, как государство их во всем поддерживает. Там по большому счету закон на втором месте, на первом месте – духовность, и у нас она должна выйти на первое место. Потому что закон всегда догоняет, а религиозность должна светить и указывать направление. И этой религиозности нам сейчас очень не хватает, ее нужно культивировать во всех отношениях», - продолжил священник.
«Но я бы начал с регионов, которые не знают, куда деньги девать: направил бы средства из бюджета на восстановление разрушенных храмов. И чтобы это делали не нанятые мигранты из республик Средней Азии, а свои местные строители, чтобы молодежь в этом участвовала, чтобы детей возили не в зоопарк, а на восстановление храма, чтобы с детства помнили, как собирали храм по кирпичику. Можно проводить детские лагеря там, где святые места. Так с детства будет воспитываться духовность и любовь к своему Отечеству», - заключил о. Александр.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что это вполне разумные идеи.
«Безусловно, чиновники должны быть грамотными в вопросах национальных традиций, духовной культуры, нравственных основ тех или иных религиозных направлений применительно к этносам, которые входят в состав нашего государства. Очевидно, что это все необходимо и полезно для осуществления здравой внутренней политики», - добавил он.
«Важно, что государство должно заявить о приоритетах. Проблема в том, что у нас это делают лишь исподволь, а не прямо. Последние 20 лет деньги, дух сребролюбия - главный критерий всего. России надо от этого уходить. Не должно быть главным критерием стяжание материальных ценностей по образцу западного общества развитого потребления. Должны быть другие приоритеты и в государственной управленческой политике, нужна политика народосбережения», - подчеркнул священник.
«И если приоритеты будут ненавязчиво христианскими без принуждения кого-либо к оправлению культов, к воцерковлению, это было бы благом. Тогда можно идейную составляющую внутренней общественной жизни ясно сформулировать в этом ключе», - заключил о. Андрей.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, полагает, что здесь не должно быть крайностей.
«Помнится, в 90-е годы отменили «пятый пункт» паспорте (сведения о национальности). Но ради того, чтобы быть гражданами одной страны, нельзя терять свое национальное достоинство, особенности, культуру, этим нужно гордиться. И нужно развивать национальную культуру всех народов, чтобы люди не чувствовали себя в нашем обществе обиженными», - отметил он.
«Думаю, в программе так же следует отметить вот что: содружество различных национальностей, вероисповеданий в России сформировалось именно под влиянием православного мировоззрения. Оно способствовало пониманию того, что все мы братья и должны поддерживать друг друга. Россия всегда была православной, это наш русский народ сделал страну такой, какой мы ее сегодня видим», - продолжил священник.
«Каким должен быть подход при изучении отечественной истории? Историю России нельзя изучать, не зная культуры ее народов, обстоятельств присоединения их к нашей общей семье. Необходимо более глубокое изучение истории России, этому предмету нужно уделять особое внимание. А к развитию туризма и так располагает сегодняшняя внешнеполитическая ситуация. К тому же, посещая различные места, можно прикоснуться к истории России, лучше узнать страну, в которой живешь. Так что в целом программа правильная, соответствует курсу государственной межнациональной политики. Я бы только предложил ее немного подкорректировать, изучив затронутые вопросы более глубоко», - заключил отец Константин.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что вопрос поднят очень важный, произнесено много правильных слов.
«Я почти со всем согласен, но хотел бы обратить внимание на две вещи. Первое - почему-то говорится только об изучении отечественной истории. Современная Россия – это не Россия XVII века, а государство с имперским размахом и взглядом на окружающий мир. Чтобы быть империй, нужно использовать лучший опыт, который, безусловно, есть у других народов. Так что замыкаться только на отечественной истории было бы неправильно», - сказал отец Александр.
«Во-вторых, у каждого народа, в том числе нашего, есть исторически ошибки. Чтобы эта программа действительно реализовывалась, входила в наше сознание, нужно обращать внимание и на наши исторические ошибки, уметь их исправлять и не бояться признавать. Иначе у людей будет что-то вроде раздвоения сознания. С одной стороны, в школе говорят, какие мы великие, а наши оппоненты, не желающие величия нашего народа и государства, будут постоянно указывать на наши исторические ошибки, которые мы не хотим признавать – мол, все у нас хорошо», - продолжил священник.
«Умение видеть свои ошибки, наличие мужества, чтобы о них сказать – все это завоевывает сердца людей, учит масштабно смотреть на события. Вот тогда не нужно будет бояться вражеской пропаганды. Она-то как раз ведется масштабно, целенаправленно, очень грамотно, а мы все время отстаем. Занимаем оборонительную позицию и ведем вялую борьбу именно потому, что не хотим важность серьезного анализа исторической правды», - отметил он.
«Но в истории тех, кто ведет с нами информационную борьбу, множество ошибок и преступлений, как говорится: "Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи". Так вот: нам нужно переходить к активным наступательным информационным действиям. Не нужно бояться вступить в открытую информационную конфронтацию, не надо бояться ударов, которые нам нанесут – мы должны уметь их парировать, а еще лучше наносить опережающие, которые были бы сокрушительными для нашего информационного противника. Если бы все это прозвучало в представленной программе, на мой взгляд, украсило ее бы и дополнило бы», - заключил отец Александр.
Иерей Вячеслав Кочкин, благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Адамовки, отметил, что Россия - многонациональное, многоконфессиональное государство, и каждый человек, независимо от религиозного и национального самосознания, ее полноправный гражданин.
«И здесь недопустимы всяческие спекуляции, особенно с историей. Предложение разработать "канон истории" звучит для меня - человека, имеющего светское образование - очень странно. Что это означает? Будет разработан новый подход к истории? Почему бы просто не изучать ее по документам, отражающим процессы в жизни нашей Родины, не только с 1917 или 1992 года, но с самого начала ее существования? Разные подходы к написанию учебников, разумеется, отражают мировоззрение их составителей, но это все-таки история - объективная наука, есть документы, которые нужно знать и нельзя замалчивать», - продолжил он.
«Непонятно мне и предложение "включить историю в приоритетный блок изучения и проверки знаний дисциплин гуманитарного блока". У нас то географию хотят сделать приоритетным предметом, то историю. Такое ощущение, чиновники сами не могут определить, что важней. То же и с патриотизмом. Давайте сначала дадим определение этому слову, а потом будем разбираться. А то у нас и Грызлов патриот, и Ходорковский. В общем, слова красивые, но не нужно ими разбрасываться. Придать им смысл - задача зрелого гражданского общества», - отметил священник.
«Я опасаюсь, что в процессе политической агитации предвыборные программы превратятся в "соревнования красного словца". К истории нужно относиться с уважением и почтением, извлекая из нее уроки. А наш уникальный опыт добрососедских отношений – это как раз то, на чем держится Россия, несмотря на происки наших врагов», - заключил отец Вячеслав.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, напомним, что мы знаем из истории демократических институтов, из мировой истории, что никогда никакие политические программы не выполнялись – по крайней мере, так, как заявлялись.
«Это лишь способ завоевания голосов электората и манипулирование сознанием. И это, наверное, даже хорошо. Сначала боролись за права трудящихся, потом за права женщин, за их равноправие, за права животных, извращенцев и так далее. Это бесконечный процесс. Электорат пресыщается одним – значит, нужно дать ему что-то другое, радикальное, чтобы он увлекся и проголосовал так, как нужно», - отметил он.
«А уж в российских реалиях даже видимости исполнения предвыборных обещаний, наверное, не стоит даже ожидать. Вспомните любые обещания, данные нам перед несколькими последними выборами в Федеральное собрания или какими-то иными, и соотнесите это с тем, что есть сейчас. Но это правила игры, и они более-менее устраивают общество, и, хотя стоит игра очень дорого, мы как-то с этим живем», - продолжил священник.
«Основа национальной идентичности народов России – это признание и понимание ведущей роли русского народа, признание как единственной национальной идеи – идеи православия, православной культуры. Единственный шанс на будущее нашей страны - поддержка, создание, укрепления института семьи, причем многодетной, русской семьи. Мы знаем: основой нашего государства был русский народ, самый многодетный, и в силу этого трудолюбивый, талантливый и творческий. Благодаря нему страна выдержала все испытания. Она пережила две мировые войны, заплатив за это большую цену, революцию и геноцид русского народа, который устроили победители, десятилетия планомерной политики деградации русского народа. Все это наша страна пережила и все еще "трепыхается", хотя другие народы, которые были собраны вокруг русского народа и благоденствовали благодаря нему и вместе с ним в российском государстве, занимают сейчас куда более активную позицию. Численно пока, может, его не превосходят, но по созидательной энергии уже опережают», - подчеркнул он.
«Думаю, если мы не сможем сегодня правильно расставить акценты, процессы, начавшиеся в советскую эпоху, а в последующую четверть века не подвергшиеся существенным изменениям, постепенно приведут к исчезновению сначала государствообразующего русского народа, а потом и государства, так как наша страна создана многими народами разного вероисповедания, но образовалась она вокруг русского народа», - заключил отец Филипп.