itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Из ректоров в проректоры

Раис Сулейманов о причинах перемещения игумена Евфимия (Моисеева) на должность первого проректора Казанской духовной семинарии

Проблемы церковной жизни 
0
1043
Время на чтение 10 минут
В четверг, 22 октября, на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о назначении на пост ректора Казанской духовной семинарии татарстанского митрополита Феофана (Ашуркова), что автоматически означает снятие с этой должности прежнего ректора игумена Евфимия (Моисеева). Таким образом, завершилось 1,5-годичное его нахождение с 19 марта 2014 года во главе этого учебного заведения, куда он пришел с поста заместителя председателя Издательского совета Московской Патриархии.

В чем же причины такой отставки? Я выскажу свою точку зрения на этот счет. Когда в марте 2014 года игумен Евфимий прибыл в Казань, ему досталось непростое учебное заведение. Основанное в 1997 году как Казанское духовное училище и преобразованное в 1998 году в Казанскую духовную семинарию, православное образовательное учреждение имело крайне дурную репутацию. В Казани семинарию воспринимали как рассадник содомии и разврата. Разговоры о том, что руководство семинарии участвует в сексуальных домогательствах молодых семинаристов, стали притчей во языцех. Давайте будем откровенны: это имело место быть, и это нанесло серьезный удар по авторитету Церкви. Об этом говорили в Татарстане повсеместно: в Патриархию регулярно шли жалобы, однако на эту проблему обратили внимание только в конце 2013 года, когда прибыла специальная комиссия из Москвы во главе с первым заместителем председателя учебного комитета Русской Православной Церкви протоиереем Максимом Козловым, которая попыталась расследовать факты гомосексуального разврата семинаристов со стороны ректората трехлетней давности.

Итогом этого вначале стала отставка с поста проректора Кирилла (Илюхина), которого, правда, вместо полного изгнания из рядов Церкви перевели в Тверскую митрополию. Именно тогда информацию об этом «голубом скандале» опубликовал в своем блоге протодиакон Андрей Кураев, тем самым, придав ее огласке. Вслед за этим многие подвергшиеся домогательствам семинаристы перестали молчать, и поток публикаций на тему того, что происходит в стенах Казанской семинарии стал уже огромный: об этом стали открыто писать федеральные СМИ. В итоге возглавлявший семинарию с момента ее создания татарстанский митрополит Анастасий (Меткин) был снят с поста ее ректора и 19 марта 2014 года на его место был назначен игумен Евфимий (Моисеев). С его приездом из Москвы многие православные в Татарстане связывали большие надежды.

Во-первых, игумен Евфимий считается человеком строгих монашеских принципов, и это огромное преимущество и очень хорошее и ценное качество для православного священнослужителя в современной России. Уж поверьте, о том, что творилось в Казанской семинарии долгие годы, были прекрасно осведомлены и простые прихожане, и люди неправославные. Например, мусульмане Татарстана были осведомлены о творимых в митрополии случаях разврата, и очень удивлялись тому, как такое может происходить, ведь гомосексуализм является грехом и в христианстве. Об этом шли разговоры и в мечетях Казани. Поэтому то, что новый ректор был строгих монашеских принципов и настроен был себе подобрать таких же проректоров, было в глазах всего общества его огромным преимуществом перед его предшественником.

Во-вторых, игумен Евфимий после назначения его ректором Казанской семинарии в марте 2014 года озвучил очень хорошую идею, которая укрепила бы положение Православия в Татарстане: а именно - он заявил о важности возрождения Казанской духовной академии. Слава, признание и авторитет этого крупнейшего православного учебного заведения XIX-начала ХХ вв. до сих пор известна по всему миру. Более того, все даже рассчитывали на то, что о.Евфимий только пока ректор семинарии, а дальше он возглавит Казанскую духовную академию. Образованный (имеет светское и религиозное образование, кандидат богословия) и находящийся в расцвете сил, отец Евфимий (ему сейчас 43 года) очень хорошо подходил на роль будущего ректора академии.

В-третьих, самого игумена Евфимия многие в Татарстане воспринимали тогда как человека, который может сменить на своем посту окончательно дискредитировавшего себя митрополита Анастасия (Меткина). У него была поддержка самого Патриарха Кирилла, и самое важное – он не был связан с правящей в Татарстане этнократией. Владыка Анастасий же получил прозвище «сарайского епископа» именно за то, что во всем угождал местным властям даже тогда, когда притесняли его же паству, например, русских лишили возможности изучать русский язык в полном объеме, а кряшенам (православный тюркоязычный этнос) не разрешали этнически самоопределяться, заставляя во время переписи записываться татарами. «Сарайским епископом» его именовали по аналогии с епископами в Сарае, столице Золотой Орды, которые благословляли и поддерживали монгольских ханов во время их набегов на русские княжества. Поскольку отец Евфимий как «варяг» не был ничем связан с Казанским Кремлем, не был гомосексуалистом, имел поддержку Патриарха из Москвы, он виделся куда более желанным на роль митрополита.

Попробуем теперь оценить период 1,5-годичного ректорства во главе Казанской семинарии игумена Евфимия. Для объективности я перечислю плюсы и минусы его деятельности на этом посту. Начнем с плюсов. Первым положительным его действием я назвал бы открытие регентско-катехизаторского (женского) отделения в семинарии, главной задачей которого является воспитание регентов церковных хоров, певчих, псаломщиков и катехизаторов. Известно, что это вызвало резкое недовольство митрополита Анастасия и его «нетрадиционного» окружения. Семинарию необходимо было отмыть от гей-репутации, и отец Евфимий правильно сделал, что открыл это отделение. Отметим, что, например, в Российском исламском университете в Казани тоже учатся девушки. И это нормально, что многие из них в будущем становятся женами имамов.

Вторым плюсом я бы назвал постройку спорткомплекса в семинарии. Правда, речь о строительстве этого нужного объекта шла давно, и деньги на это выделило правительство Татарстана, но так или иначе построен спортзал был именно при игумене Евфимии. Отметим и то, что архитектурный комплекс семинарии достался ему в полузапущенном состоянии. Здание, которое было построено с конструктивными нарушениями, холодное, внутри уже порядком обветшало, крыша проржавела, всё пошло трещинами, в семинарской церкви Иоанна Кронштадтского появился опасный грибок. Игумену Евфимию и его новому завхозу пришлось заниматься хозяйственными делами при практически полном отсутствии финансирования ремонта. Наследство от владыки Анастасия осталось ему незавидное: у многих семинаристов даже нет прописки, а часть зданий (в частности, коттедж) юридически было оформлено на приближенных митрополита Анастасия и его самого, туда вообще доступа не было и нет.

В-третьих, это межрелигиозный диалог: отец Евфимий наладил очень активное сотрудничество с мусульманами, прежде всего с Российским исламским университетом. Ранее в 2010 - 2013 гг. всё это, в том числе и межрелигиозные спортивные матчи, круглые столы, организовывалось на уровне руководителя Отдела по работе с молодежью Казанской епархии Александра Хохлова, который был противником обособления христианской молодежи и семинаристов, считая, что лучшим способом для преодоления взаимного отчуждения, подозрительности и предубеждения между христианами и мусульманами могут быть совместные мероприятия. Отец Евфимий эту работу вывел на новый уровень. Более того, игумен Евфимий, лоббируя воссоздание Казанской духовной академии, понимал, что главной «фишкой» академии еще в дореволюционное время было именно исламоведение: на русский язык Коран в России перевел в 1878 году как раз профессор КазДА Гордий Саблуков, значительная масса трудов по исламу были изданы тогда в России именно преподавателями этого вуза. Понятно, что в те годы исламоведение в стенах православной академии развивалось в качестве дисциплины, служащей для целей миссионерской работы с мусульманами, но тем не менее, никто не ставит под сомнение авторитет тех ученых, которые, работая в КазДА, изучали исламское вероучение и оставили большое научное наследие. Соответственно, в стенах возрождаемой Казанской духовной академии крайне важно восстановить исламоведение как научную дисциплину, но уже в новых реалиях. Отсюда и деятельность о.Евфимия по сближению с мусульманами: православные должны больше знать о мусульманах, как и мусульмане о православных. По многим вопросам между обоими религиозными группами гораздо больше общего, что и может служить положительным фактором для мирного сосуществования и взаимодействия.

Настоящим событием в православной жизни не только Татарстана, но и всей России, стало появление в июне 2015 года короткометражного фильма (презентационного ролика) Казанской духовной семинарии «Братство», который за четыре месяца в одном только «Ютубе» просмотрело около 113 тысяч человек. Снятый с участием профессиональных актёров в современной стилистике, он обличает такие человеческие пороки, как «Гнев», «Алчность», «Гордыню», «Чревоугодие», «Уныние», «Зависть». Говорят, что митрополит Анастасий и его «нетрадиционное» окружение сразу же невзлюбили этот ролик, углядев в нём откровенный намёк на собственную греховную жизнь. И это только лишний раз доказывает, что он попал в точку. Очевидно, что основная заслуга в появлении столь смелого и популярного ролика принадлежит, в первую очередь, ректору игумену Евфимию.

Из плюсов я бы также отметил структуризацию хозяйственного обеспечения семинарии и учебного процесса, подготовку учебных программ, создание факультативов по татарскому и арабскому языкам, организацию паломнических поездок семинаристов к святыням, а также то, что отец Евфимий старался выйти к светскому обществу посредством СМИ: для этого использовалась известная казанская интернет-газета «Бизнес-Онлайн», в которой периодически ректором публиковались публицистические статьи, пользующиеся популярностью среди интеллектуальной публики. На фоне своих косноязычных предшественников о.Евфимий предстал в весьма выгодном свете, что способствовало укреплению положительного имиджа православного духовенства.

Также как положительное изменение, привнесенное о.Евфимием, я бы назвал создание спокойной и доверительной атмосферы в семинарии между семинаристами и преподавателями после предыдущей администрации с ее слежками за учащимися, доносительством, стравливанием и запугиванием.

Теперь перечислим минусы. Широко анонсируемая идея воссоздания Казанской духовной академии за 1,5 года так и осталась пока идеей. Митрополит Анастасий после смещения с поста ректора Казанской семинарии никак не реагировал на эту идею, и ее лоббированием и проработкой целиком занимался о.Евфимий. Однако было видно, что много было шараханий из стороны в сторону, особенно по вопросу места размещения академии. Совершенно непонятно, почему от идеи возвращения исторического здания академии по адресу ул. Николая Ершова, д.2 быстро отвернулись. Стали озвучиваться планы о строительстве нового здания, причем в совершенно разных местах: на территории Богородицкого монастыря или на территории Воскресенского монастыря в Казани. Рассказывали, что о.Евфимий даже предлагал построить православную академию в Иннополисе (создаваемый последние несколько лет властями Татарстана наукоград вдали от Казани). Возможно, подобные метания были связаны также с «советами», которые давали о.Евфимию в различных властных инстанциях. Все ждут, что академия вернется в свое историческое здание (сейчас там располагается больница), а не на другое место. Впрочем, пока все это только предложения без каких-то действий.

Другой минус в период ректорства о.Евфимия - отсутствие внятной кадровой политики. Семинарию покинула часть преподавателей, проработавших в ней много лет, вместо них были привезены москвичи: по идее ничего в этом плохого нет, потому что все знают, что новый начальник – это новая команда. Но прибывшие «москвичи» стали получать «московские» зарплаты, тогда как многие местные преподаватели жаловались, что получают «казанские» оклады. Люди роптали, это было слышно на приходах. Поговаривали, что и сам ректор живет на «московскую ногу» и часто бывает в разъездах, оставляя вместо себя «на хозяйстве» заместителей. Справедливости ради скажем, что трудно в Казани найти скромно живущего ректора, и возможно, у о.Евфимия не было других вариантов заманить людей из Москвы на «казанские» зарплаты. Тем более, что много средств уходило на организуемые им поездки по святым местам и на конференции, что способствовало установлению международных и внутрироссийских связей семинарии. Сам же его повседневный быт в Казани назвать роскошным язык не поворачивается. Впрочем, сейчас эти «москвичи» уже уехали: это связано с политикой нового митрополита Феофана (Ашуркова), приехавшего из Ульяновска и занявшего казанскую кафедру с 13 июля 2015 года. Тот сразу урезал зарплаты до «ульяновского» уровня: и «москвичи» уехали обратно в столицу.

Однако общая моя оценка как эксперта, внимательно отслеживающего ситуацию в этнорелигиозном пространстве Поволжья, при характеристике о.Евфимия как ректора Казанской семинарии положительная: ему удалось за короткое время исправить репутацию семинарии, как «голубого» заведения. Даже протодиакон Андрей Кураев ни разу на него «не наехал». А это – многого стоит. Поэтому в историю Православия в Татарстане о.Евфимий войдет именно как избавитель Казанской семинарии от содомии. Уже только за это его имя должно быть записано в анналы местной истории.

Теперь о причинах того, почему же все-таки игумена Евфимия сместили с должности ректора Казанской семинарии. С приездом в Казань о.Евфимия в церковной жизни возникло два центра силы, появилась оппозиция епархия-семинария, хотя о.Евфимий и неоднократно заявлял, что этого не должно быть, это ненормально. Ректор стал слишком самостоятельной и независимой фигурой – его принимал президент, он был вхож в кабинеты высоких начальников, отвечавших за отношения с религиозными организациями.

Поэтому неудивительно, что митрополит Феофан, чтобы подчеркнуть, что с его вступлением на Казанскую кафедру в епархии остается только один центр силы – правящий архиерей, и инициировал процесс перемещения о.Евфимия на должность первого проректора. И дело здесь не в амбициях нового владыки. Следует признать, что с церковно-политической точки зрения это совершенно закономерный шаг, который должен был избавить от двойственности восприятия ситуации тех, кто еще не понял сути происшедших изменений или сделал вид, что не понял.

Еще одна причина отставки – большое количество доносов, которые шли на игумена Евфимия в Патриархию – недоброжелателей в Казани у него хватает. Видимо, новый ректор оказался не слишком искушенным в аппаратной борьбе.

Как бы то ни было, теперь появилась надежда, что обновленная семинария, пользуясь всецелой поддержкой правящего архиерея как своего нынешнего ректора и используя наработки, сделанные предыдущим ректором за последние полтора года, начнет поступательное движение к той цели, которая давно является предметом чаяний православных не только Татарстана, но и всей России – возрождению Казанской духовной академии. Надеюсь, как у Патриарха, так и у правящего казанского архиерея хватит мудрости для того, чтобы в полной мере использовать богатый интеллектуальный потенциал игумена Евфимия во благо Православия и казанской духовной школы.

Раис Сулейманов, политолог, председатель Казанского отделения Русского Собрания, эксперт Института национальной стратегии
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Раис Сулейманов
«Ислам в Поволжье: традиционные ценности, вызовы, перспективы»
В Йошкар-Оле состоялись третьи Хафизитдиновские чтения
08.03.2022
«Мусульманское духовенство в Поволжье подвержено социальному расслоению»
В Казани прошла конференция «Повседневная жизнь имама в России и его место в развитии исламской культуры населения: исторический опыт и современное положение»
01.12.2021
Об опасности неосуфизма в России
В Казани прошла конференция «Суфизм на постсоветском пространстве: современное положение и историческая преемственность»
26.05.2021
Антиутопия в современном русском литературном андеграунде
Рецензия на роман Владимира Коваленко «Ничто, или Тому, кто придет после» (М.: Magreb, 2021. - 160 с.)
27.04.2021
«Заметное событие в российском религиоведении»
В Казани прошёл IV конгресс Русского религиоведческого общества
26.04.2021
Все статьи Раис Сулейманов
Проблемы церковной жизни
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Синод выразил решительное несогласие с учреждением «Румынской Православной Церкви в Украине»
Владимир Легойда рассказал о некоторых решениях, принятых на заседании Священного Синода
13.03.2024
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40