Превратить святыню в узор

Слово протоиерея Александра Шаргунова в 21-ю Неделю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
790
Время на чтение 4 минуты
Сегодня память святых отцов VII Вселенского Собора, последнего из Вселенских Соборов, утвердившего иконопочитание. В нем — полнота всех догматов, всех тайн нашей веры. Бог стал человеком, и человек призван стать по дару Христа богом. Бог, невидимый никем, стал видимым, и Он может быть изображаем на святых иконах. И здесь тайна Воплощения Божия.

Антихрист, учит нас святая Церковь, прежде всего будет противиться именно тайне Воплощения, без которой не может ни один человек осуществить свое призвание. Тайна Воплощения связана с тайной всепревосходящей чистоты Приснодевы, благодаря которой Бог стал человеком. И тайна развоплощения, уподобления человека скоту, как говорит Писание, связана с «тайной беззакония» — в нецеломудрии, в растлении. То, что мы наблюдаем сегодня в неслыханном масштабе.

Враг рода человеческого, ненавидящий святыню, борясь с иконопочитанием, воздвиг гонение на святые иконы, как это было в древние времена иконоборчества и как это было в недавние времена гонения на Церковь, когда уничтожались храмы и иконы. А теперь он стремится к тому, чтобы эти иконы были просто украшением, по существу, идолом, которому поклоняются люди, — «замечательными произведениями искусства».

Раньше некоторые верующие прятали свои иконы, боясь, что кто-то увидит их, им не хватало мужества открыто их выставлять. А теперь часто иконы продаются рядом с самыми растленными картинками. То есть для сатаны важно сейчас превратить святыню просто в узор, в одно из явлений жизни наряду с самым мерзким грехом.

Обратим сегодня внимание на то, что в Евангелии об исцелении сына вдовы Наинской Господь показывает нам, как важно, чтобы эта верность истине, устремленность к Богу и способность сострадать другим людям всегда присутствовала в нас. Когда Спаситель появляется у городских ворот в сопровождении огромной толпы, неотступно следовавшей за Господом, им встречается похоронная процессия других людей, которые не оставляют женщину в ее страшном горе. Она потеряла мужа, а теперь единственного сына, и люди не знают, чем можно утешить человека в этой беде. Одним своим молчаливым присутствием они как-то разделяют с ней то, что она переживает. И вот эти два потока соединяются в один, и Господь совершает чудо.

Совершает одним словом — не так, как пророки, о которых мы естественно сейчас вспоминаем. Илия трижды простирался над умершим отроком и воскресил его. Также его ученик Елисей дыханием своим возвратил жизнь умершему юноше. Господь в знамение того, что эти пророчества о Кресте, о даровании Духа Святого человечеству исполнятся в Нем, совершает чудесное исцеление одним словом. Он так глубоко входит в человеческое горе, что оно становится Его собственным горем. Он действительно готов умереть за каждого человека и каждому человеку даровать новую жизнь.

Бог посещает народ Свой, когда тот переживает великие испытания. Мы спросим, каково историческое значение этого события, когда временно возвращается жизнь этому юноше, жителю города Наина? Разве не умрет он снова через короткое время — лет через десять, может быть, или через пятьдесят? Разве мы не знаем, что Христос Воскресший дарует всем Своим новую вечную нетленную жизнь? Что значит это событие? Оно означает, во-первых, что Господь имеет власть над жизнью и над смертью, а также показывает нам, как Господь бережно относится к нашей земной жизни и как Он хочет иногда продлить наши дни, чтобы жизнь наша углубилась, чтобы мы более готовыми предстали перед Судом в вечности.

Народ Израиля в течение долгих веков имел очень скорбную историю — историю крушения, пленения, рабства и поражения. И в то же время в нем жива была вера в то, что он народ Божий, что он принадлежит Богу. И чем больше становились эти поражения, тем неизбежней делалась его надежда на Единого Бога. Тем яснее он видел, что когда замысел Божий исполнится до конца и правда Божия восторжествует совершенно, когда любовь Божия будет познана людьми — тогда наступит абсолютно иное: иной мир, другая жизнь. К этому устремлялся богоизбранный народ Израиля.

Надо, чтобы и наш православный народ, хранитель истинной веры, в страшных скорбях, которые он пережил в течение минувшего столетия и которые не кончаются, понял, для чего ему это дается. Для того чтобы восходя от поражения к поражению, видя одно предательство за другим, он все более надеялся на Того, Кто всегда с ним, если он не отступит от Него. И чтобы, в конце концов, эта устремленность ко Второму Пришествию Христову, к встрече с Господом была оправданной. Чтобы за все скорби Господь воздал верным Ему прежде всего, конечно, вечной жизнью, духовным утешением. Господь в силах изменить любое наше состояние, что бы с нами ни происходило, даже если это состояние смерти. Даже если мы уже мертвы грехом и из-за этого начинаем терять все, что делает жизнь жизнью, Господь в состоянии снова восстановить нашу жизнь этим пасхальным Своим словом «восстань!», обращенным к человеку или к народу.

Человек может быть мертвым, как мы мертвы к нуждам и страданиям других людей. Человек может быть мертвым к стыду, чести и достоинству. Он может быть настолько безнадежно мертвым, что просто плыть по течению грязного потока жизни вместе с мусором, как мертвая рыба. И Господь в состоянии восстановить жизнь этого человека. Миллионы и миллионы людей, как свидетельствует сокровенная история Церкви, опыт бесчисленного множества святых и неизвестных миру людей говорят о том, что Господь может восстановить мертвую жизнь, и что Его прикосновение к ней не утратило своей прежней пасхальной силы.

Будем молиться о нашем полумертвом или мертвом, как кому-то кажется, народе, чтобы Господь совершил все это. Будем помнить о том, что судьба Отечества нашего, судьба всего мира зависит от Православной Церкви. Во-первых — от того, насколько мы верны Христу, насколько мы идем в том потоке, который неотступно следует за Христом. И во-вторых, насколько мы сострадательны к тому горю, которое переживают люди. Если эти два потока соединятся в одно, то на этом пересечении совершится крестное спасение нашей России. И Господь продлит ее жизнь еще на десять или на пятьдесят лет. Исполнится то пророчество, о котором говорит преподобный Серафим, что Россия не будет богатой, но она процветет еще Православием. И как бы ни было кратко то время, это будет драгоценное время для очень многих людей, чтобы они могли приготовиться ко Второму Пришествию Христову.

Это произойдет только тогда, когда мы будем Церковью, когда Церковь и каждый из нас в Церкви явит миру, что он — икона, образ Божий. Что через него присутствие Божие ощутимо и зримо действует в мире.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Превратить святыню в узор

Хорошо, что ещё остались священники, для которых Бог - Путь,Истина и Жизнь.
АБС / 25.10.2015, 17:06

1. Re: Превратить святыню в узор

Разве гегелевский Абсолютный дух не есть то же самое, что и Воплощение. Разумеется то же самое, только по философски сказанное. Так почему же философию Гегеля считают субъективной? Да потому, что кое-кто внес такие поправки в философию Духа Гегеля, что сделал ее плоской. Речь идет о марксизме-ленинизме. Подлинный абсолютный дух по Гегелю объясняет , философски, то, что религия называет Воплощением. Здесь философия и религия совпадают в своем апогее.Но это только философия Гегеля, как философский источник, пусть и трудно воспринимаемый в силу на разработанной терминологии...
Бондарев Игорь / 25.10.2015, 07:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Каждый из нас должен Богу больше, чем может заплатить
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50)
20.04.2024
Неслучайно в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы звучит это Евангелие
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (Мк, 35 зач., 8, 27—31)
20.04.2024
Слава рода человеческого уже началась
Похвала Пресвятой Богородицы
19.04.2024
Бог усмотрит
Слово в пятницу 5 седмицы Великого поста
19.04.2024
Наш Пост достиг вершины
Слово в среду 5-й седмицы Великого поста
17.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Грязь физическая намекает на грязь нравственную»
Мы должны быть чистоплотными в помыслах и в делах, и во всем остальном
20.04.2024
Неувядаемый цвет
16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
16.04.2024
Что значит покаяться?..
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его «Лествице»
15.04.2024
Кто первым входит в рай
Слово на Пассии. Евангелие от Луки
14.04.2024
Лествица духовного восхождения
Неделя 4-я Великого поста (Мк, 40 зач., 9, 17—31)
13.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.04.2024 23:11
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
20.04.2024 23:04
Как жить людям среди всех этих бедствий?
Новый комментарий от Русский Иван
20.04.2024 20:51
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Константин В.
20.04.2024 20:07