Как сообщалось, 13 июля Священный Синод Русской Православной Церкви назначил главой Симбирской митрополии митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия. При этом, как отмечалось в синодальном постановлении, «Синод выразил благодарность Преосвященному Анастасию за многолетние архипастырские труды по укреплению Православия в Татарстане, которые отмечены многократным увеличением приходов, реставрацией и строительством храмов и монастырей, а также за осуществление доброжелательного и конструктивного диалога с мусульманскими общинами и утверждение мира и согласия в регионе».
Однако, это решение Синода вызвало волнения в Симбирской митрополии. 15 июля в сети Интернет было распространенно Обращение симбирской паствы к митрополиту Феофану, в котором, в частности, отмечалось: «когда мы узнали о том, что Вас, горячо любимого нами Архипастыря, перевели на Казанскую кафедру, то сердце наше наполнилось болью и огорчением. Однако, еще большей болью отозвалось назначение на древнюю Симбирскую кафедру митрополита Казанского Анастасия».
Авторы обращения напоминают, что в документе «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви», принятом 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором, определены средства, которыми митрополит Анастасий, обвиняемый некоторыми в нетрадиционной сексуальной ориентации, должен был воспользоваться для прекращения клеветы в свой адрес, а, поскольку, он является митрополитом, то значит и Казанской митрополии.
«Ничего из перечисленного митрополитом Анастасием не было сделано. Материалы, позорящие его, находятся в свободном доступе в сети Internet, и он не обратился в Церковный Суд для защиты своего имени. Поэтому мы, как верные чада Русской Православной Церкви не можем принять митрополита Анастасия как Управляющего Симбирской епархии до тех пор, пока он не поступит согласно 90 правилу Карфагенского собора и не очистит свое доброе имя», ‒ отмечают авторы обращения и просят владыку Феофана донести до владыки Анастасия их позицию, «которая основана не на желании внести раскол или разделение в Симбирской Церкви, а, единственно, на твердом убеждении, что каноны Церкви, касающиеся нравственного образа архипастыря, должны соблюдаться неукоснительно». Отмечая, что «к священникам Симбирской епархии ежедневно обращаются множество людей, которые крайне смущены дурными слухами о митрополите Анастасии», авторы обращения указывают, что эти люди находятся «на грани оставления нашей Церкви», в связи с чем просят владыку Анастасия «пожалеть "малых сих"», «явить подвиг христианского смирения и уйти на покой, или же проявить иной вид мужества, и судебно-каноническим путем доказать напрасность обвинений в свой адрес». В противном случае, предупреждают авторы обращения, конфронтация верующих с новым митрополитом станет неизбежной.
«Поддержите это обращение, если вам не безразлична судьба нашей епархии и каким будет её лицо», ‒ призвал верующих протоиерей Иоанн Косых на своей странице в социальной сети «ВКонтакте».
18 июля в Интернете появилась видеозапись, на которой отец Иоанн Косых и иерей Георгий Рощупкин во время уличного молебствия оглашают Обращение к митрополиту Феофану и выражают озабоченность в связи с назначением митрополита Анастасия на Симбирскую кафедру.
Тем временем, 20 июля митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий официально прибыл в Ульяновск, сообщает сайт Симбирской митрополии. Встреча архиерея состоялась на территории Спасо-Вознесенского кафедрального собора Ульяновска. Митрополита Анастасия приветствовали епископ Барышский и Инзенский Филарет, епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор, Симбирское духовенство. От лица духовенства главу митрополии приветствовал епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор, сказавший в приветственном слове, что усматривает в этом назначении «промысел Божий», так как раньше Симбирская кафедра ранее была частью Казанской митрополии.
В тот же день, в канун праздника Казанской иконы Божией Матери, митрополит Анастасий совершал Всенощное бдение в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе Ульяновска. Собравшиеся у храма несколько десятков верующих, завидев митрополита, начали громко кричать: «Анаксиос!» (с греческого - «Недостоин!»). Священники и несколько казаков, обеспечивавших общественный порядок, окружили митрополита, чтобы тот с иконой в руках мог войти в собор. После этого толпа прихожан с громкими криками начала прорываться в храм. Казаки пытались сдержать натиск верующих, но безуспешно. Очевидцы происшедшего говорят: массовой драки удалось избежать лишь по чистой случайности. Но без мелких потасовок дело не обошлось.
Вместе с разгневанными прихожанами к собору явились и священники Иоанн Косых и Георгий Рощупкин, возглавившие акцию протеста. «Мы не обвиняем владыку Анастасия, мы знаем, что в обществе об этом стали говорить. Об этом писали в прессе, в интернете, об этом очень много было статей», - заявил собравшимся верующим протоиерей Иоанн Косых. По его мнению, после волны слухов и обвинений митрополит Анастасий должен был либо «очистить свое имя», либо «уйти на покой и сказать: я не буду защищать свое имя, не хочу с ними воевать». «Но владыка Анастасий этого не сделал. И полтора года уже навет этот на Казанской митрополии», - сказал священник. Он объяснил, что борется исключительно за то, «чтобы Симбирская епархия не именовалась содомской и гоморской».
По словам протоиерея, ему и иерею Георгию Рощупкину «уже угрожали». «Нам сейчас предлагают - вы замолчите, согласитесь на это. Нас обещали выгнать из храмов, а меня и из квартиры, потому что у меня нет жилья», - сказал отец Иоанн. Он также предупредил, что «все таинства, которые совершаются священником или митрополитом, который нарушил каноны, недействительны». «Поэтому прошу вас молиться», - обратился он к пастве.
По словам священника Георгия Рощупкина, «они решили идти до конца в соблюдении канонов Церкви». «Нам уже угрожали запрещением служения, - подтвердил он. - Одно беззаконие ведет за собой следующее беззаконие». Он также заявил собравшимся, что «на нашу землю сейчас пришла беда» и «великая кара постигнет нас в ближайшее время».
Тем временем, по завершении Всенощного бдения митрополит Анастасий обратился к верующим с архипастырским словом, в котором попросил прощения у верующих в том, что его приход на Симбирскую кафедру «послужил поводом для того, чтобы разнузданные последователи Кураева устроили вот этот бесшабашный акт, который возмутил всех нормальных верующих людей». «Я прибыл сюда не по своей воле, ‒ пояснил он, ‒ а изволением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода. Я прослужил Церкви 46 лет, и, если бы я недостоин был этого, то, наверное, Святейший Патриарх прекратил бы мое пастырское служение».
«Пусть Господь судит каждому по делам своим, ‒ продолжил владыка. ‒ То, что свершилось, найдет возмездие у Господа. Мой духовный отец Иоанн Крестьянкин по навету таких же людей 7 лет отбывал тюремное заключение. И те, кто сегодня в храме высказал свое недовольство, я уверен - это не православные, не верующие люди. Для нас смысл нашей жизни ‒ приобретение Царства Божия, служение Господу, это возрождение себя к вечной жизни, возрождение потерянного в себе образа Божия. Если мы кричим, беснуемся, то далеки мы от Господа». Сказав далее, что для него это испытание, митрополит Анастасий выразил надежду, что верующие Симбирской митрополии поддержат его в трудную минуту.
По данным СМИ, после происшедшего у архиерея случился сердечный приступ. «Но уже на следующее утро Анастасий провёл службу как ни в чём не бывало. Во всяком случае виду он не подавал и выглядел вполне здоровым и уверенным. Но, похоже, что случившийся скандал всё же оставил свой отпечаток ‒ в храме собралось очень мало прихожан», ‒ пишет сайт «Главные новости Ульяновска».
На следующий день, 21 июля в Спасо-Вознесенском соборе Ульяновска состоялась первая Литургия нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия. «Несмотря на все перенесённые напасти последних дней, владыка выглядел довольно бодрым и уверенным, и заверил, что впредь готов продолжать служение Церкви», - отмечает портал. «В конце в своём обращении к пастве владыка рассказал о своём отношении к произошедшему накануне случаю. Заметно было волнение ‒ по ходу речи Анастасий даже немного заикался. И речь его звучала искренне, скорее всего, он не готовил ее заранее», ‒ считают журналисты.
«Вчерашнее событие потрясло и Святейшего Патриарха, и наших синодальных архиереев. Все поняли, что здесь какой-то "майдан" организуют. Думаю, что с вашей помощью, дорогие отцы, братья, сёстры, таких выступлений больше не будет. Надо больше молиться, надо вручать себя руководству царицы небесной. Если будем чувствовать присутствие Господа в нашей жизни, то не нужны будут никакие крики. Там где крики, там где возмущение, там беснование. Помните, что то свиное ненавистное стадо, которое шумело-шумело, но, по словам Господа, было низвержено в адскую бездну озера. Так получится с теми, кто восстаёт против Святейшего Патриарха, против решения Священного Синода», ‒ сказал митрополит Анастасий. «Господь привёл меня сюда, и если суждено будет, то у престола готов буду принять мученическую смерть от рук таких людей. Но отказываться от призвания Господа я никогда не буду», ‒ заявил архиерей в своей проповеди.
По окончании службы митрополит Анастасий отказался от встречи с журналистами. Ситуацию прокомментировал его секретарь иеромонах Филарет (Кузьмин). «То, что произошло, возмутило всех верующих. Эта толпа, спланированная и привезённая преимущественно профессиональных митингующих, устроила практически настоящую вакханалию. Они не только нарушают основные нормы государственного законодательства, но и попирают основные принципы церковного единства, то есть нарушают волю Святейшего Патриарха Кирилла, который направил сюда на служение митрополита Анастасия», ‒ заявил священник.
По его словам, обвинители должны предоставить доказательства вины митрополита. «Существуют принципы, по которым обвиняемый не должен доказывать свою невиновность. Это должен доказывать тот, кто предъявляет обвинения. Попирая всякую этику и церковный суд, эти люди учинили такое своеволие, бардак, раздрай, внося смущение в души верующих. Митрополит Анастасий призывал их покаяться и решить все проблемы мирным способом, как это принято в обществе, или через церковный суд, если у них есть доказательства», ‒ сообщил секретарь митрополита.
По мнению иеромонаха Филарета, любые конфликты в Русской Православной Церкви должны решаться с помощью диалога и церковного суда, однако, по его данным, ни протоиерей Иоанн Косых, ни иерей Георгий Рощупкин туда не обращались.
Источник в Русской Православной Церкви сообщил «Газете.Ru», что «ситуация в Ульяновске очень сложная». «Сейчас идут переговоры, стремительных решений тут быть не может. Надо немного подождать», - отметил собеседник издания.