«Разрушение религиозного здания может привести к непредсказуемым последствиям»

Известные пастыри рассуждают о том, нужно ли сносить незаконно возведенную мечеть в Пятигорске

Новости Москвы 
0
329
Время на чтение 8 минут
Председатель Духовного управления мусульман Ставропольского края (ДУМ СК) муфтий Мухаммад Рахимов обратился к Президенту России Владимиру Путину с просьбой вмешаться в создавшуюся ситуацию вокруг строительства мечети в Пятигорске, пишет портал Regions.Ru

Суть дела состоит в следующем: несколько лет тому назад один из состоятельных представителей мусульманской общины Пятигорска передал в распоряжение мусульман собственный дом, где сначала была зарегистрирована мусульманская община города, а позднее и служебное помещение ДУМ СК. Около трех лет назад община стала строить на этом участке, находившемся в статусе частного домовладения, мечеть, не имея на то разрешения. Администрация города добилась прекращения строительства и распорядилась мечеть снести. Мусульмане же снесли только минарет, а против сноса мечети категорически возражают. 

«Бульдозеры, которые приблизятся к мечети, чтобы снести ее, призовут сюда тысячи мусульман со всего Северного Кавказа, которых придется усмирять уже не бульдозерами, а танками», - пишет муфтий Президенту. По его словам, среди мусульман Пятигорска «уже ходят разговоры о создании отрядов самообороны для защиты единственной недостроенной мечети в городе и организации митингов у краевой и городской администрации». 

Иными словами, предлагается задним числом оправдать нарушение закона (пусть и совершенное из благих побуждений: в Пятигорске нет ни одной мечети) под угрозой массовых беспорядков на религиозной почве. 

Муфтий заверяет, что представители Духовного управления мусульман Ставрополья будут делать все возможное, чтобы не допустить возмущения со стороны представителей общины. 

«Как бы вы прокомментировали слова муфтия? Допустимо ли религиозным организациям нарушать закон, пусть даже из благих побуждений? Как следует разрешать подобные ситуации?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям

Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, заявил: «Сегодня запрещают строить мечети мусульманам – завтра будут запрещать всем. Запретят носить крестики, женщинам - платки. Как духовное лицо я против». 

«Бывает, храмы строят, а только со временем нормально их регистрируют. Если мы начнем разрушать в одном месте, пойдет цепная реакция. Это страшно. А потом, зачем сейчас разжигать ненависть к правительству? Нельзя разрушать то, что уже построено, тем более в наше трудное время, когда не хватает средств, материалов. Есть и другой аспект. Человек, который трудился, радуется, что оставил что-то после себя. И разрушать это нехорошо. Я думаю, здесь нужно найти компромисс. Не нужно издеваться над трудом и религиозными чувствами людей, которые духовно соединили себя с этим местом», - считает владыка. 

Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, член Общественной палаты России, сказал: «Думаю, в любом случае было бы мудрым создать согласительную комиссию, где бы полюбовно и мирно решали вопрос. Посылать бульдозеры - это не решение, а как раз нагнетание конфликта. У нас при Общественной палате РФ будет создан Общественный институт медиации, где будут подобного рода события разбирать и пытаться разрешать». 

«Конечно, - продолжил пастырь, - тут требуется довольно серьезный анализ на месте, изучение мнения жителей, - какая ситуация вообще в Пятигорске вокруг исламских общин, представители каких муфтиятов там занимаются строительством и т.д. То есть много разных вопросов, которые требуют массы согласований. Если всего не знать, можно дать неграмотное заключение. Оценочное суждение тут невозможно, - только общественная проработка согласительной комиссии, которая, используя различные системы договоренностей, умиротворяя, попыталась бы решить все вопросы». 

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, считает, что должны быть четкие разграничены полномочия между религиозными организациями и государством. «Разрешение на строительство культовых сооружений должно дать государство исходя из целесообразности, - отметил он. - И неважно, храм это, мечеть, синагога, дацан или еще что-то. Государство регулирует данные вопросы, чтобы не было хаоса и беспорядка. Согласно библейскому учению меч земной власти находится в руках государства, а духовный меч в руках у духовенства. И духовенство не имеет права перехватывать меч у государства. Поэтому религиозная организация должна испросить разрешения». 

«Например, православные купили бы жилой дом, а потом стали строить на этом месте храм, - но строительство храма у нас должен благословить архиерей, а он не благословит, если не получил разрешения на строительство у госорганов. Пожалуйста, используйте как молитвенный дом, где совершают келейную молитву. Любой христианин или мусульманин может молиться у себя дома или во дворе. Пришли гости - можно вместе помолиться, но превращать дом в культовое сооружение, где жить не положено, а только совершать богослужебные ритуалы - это лукавство, и государство совершенно правильно реагирует на подобного рода действия, иначе в стране будет хаос, а хаос приводит к столкновениям. Вот чтобы этого не было, государство поступает правильно, настаивая, что если это дом для жилья, то живите, а если хотите построить культовое сооружение, то напишите заявление. Органы рассмотрят, дадут разрешение или посоветуют перенести строительство в другое место, или не разрешат, это уже их дело. А нам остается только смириться: Бог гордым противится, а смиренным дает», - заключил отец Сергий. 

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что власть должна идти навстречу верующим. «Если нет весомых причин, по которым здание не может находиться в этом месте, кроме административно-бюрократических, можно уже по факту, задним числом, разрешить строительство, - полагает он. - Если спросить, кто виноват в сложившееся ситуации, я бы сказал: а куда смотрели власти, когда шло незаконное строительство? Теперь храмовое здание уже построено, и сносить его потому, что какой-то чиновник вовремя не дал разрешение, - дикость». 

«Конечно, - продолжил отец Александр, - нужно сделать так, чтобы это не превратилось в норму, иначе каждый начнет делать что захочет, но и занимать крайнюю позицию в этом конкретном случае, мне кажется, не нужно. Крайние меры всегда односторонни и плохи. Нужно прийти к какому-то общему мнению, например, наложить на виновных административное взыскание. Разрушение построенной мечети ударит по верующим и вызовет совершенно не нужное, неоправданное, активное сопротивление властям. Но и оставить нарушение законодательства совсем безнаказанным тоже нельзя. Необходимо найти компромиссное решение». 

Протоиерей Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, декан исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, подчеркнул, что закон должен быть одинаков для всех. «Мы должны жить по закону, а не "по понятиям", - уверен пастырь. - То, что сейчас предлагает сделать уважаемый господин Рахимов, как раз второй случай: мол, если мы соберем возле чего-то незаконного дела своего рода майдан, тогда, значит, узаконить можно, а если не соберем, значит, закон действует и нельзя. Что бывает, когда собирают майданы, мы сейчас видим, глядя на наших братьев, друзей, родственников на Украине и содрогаемся. Вот так и бывает, когда живут по принципу "закон что дышло, - куда повернул, туда и вышло". Если есть необходимость строить мечеть, нужно получить соответствующее разрешение, пройти необходимые согласования. Но прежде задаться вопросами: что это за город, какое там историческое население, нужна ли там мечеть?» 

Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, сказал: «Если речь идет о религиозном здании, будь то православный храм, католический или лютеранский, или иное место молитвы представителей больших конфессий, действующих на территории Российской Федерации, это нужно учитывать. Из-за каких-то недоразумений могут быть такие ситуации, как в Пятигорске, но мне кажется, если мечеть уже построена, сносить ее не стоит. Построили в обход закона - значит, должны понести административное наказание, - например, заплатить штраф. А разрушение религиозного здания может привести к непредсказуемым последствиям. Может возникнуть религиозная неприязнь, какие-то сепаратистские движения. Если здание не опасно с бытовой точки зрения, лучше прийти к компромиссу, наказав виновных. Нужно помнить: есть верующие, и согласно их убеждениям, если ломают культовые здания - это большое зло». 

Иерей Святослав Шевченко, руководитель пресс-службы Благовещенской епархии, считает, что в таких вопросах нужно руководствоваться законом. «Если строится православный храм, обязательно нужно зарегистрировать участок. Если мы начнем строить религиозные учреждения, где нам захочется, из этого ничего хорошего не выйдет, - отметил отец Святослав. - В данной ситуации нужно садиться за стол переговоров представителям мусульманской общины, администрации, общественным организациям и решать этот вопрос. У нас тоже в Благовещенске мусульмане требовали построить мечеть, - сейчас строительство ведется за городом. Я считаю, каждая религиозная конфессия должна быть представлена в том районе города, в развитие которого она внесла какой-то вклад. Когда мусульманская община говорит о строительстве в центре города, я считаю это нецелесообразным. Необходимо также проводить общественные слушания. Против строительства православных храмов тоже, бывает, возражают, но Церковь всегда идет навстречу и выслушивает недовольных». 

Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что вопрос сложный, т.к. каждая ситуация требует отдельного специального обсуждения или рассмотрения. «Но ни в коем случае никакая религиозная организация не должна нарушать закон – это совершенно точно, - убежден он. - Мне кажется, конфликты на религиозной почве всегда прогнозируемы. Надо их предусматривать, чтобы не попадать в подобные ситуации, поскольку потом они еще и провоцируются, а провокаторов и вовсе надо наказывать. Ситуация у нас весьма непростая, и чтобы научиться жить в мире всем нам – разным народам с разными религиями – нужно приложить большие усилия, а вместо этого все время кто-нибудь провоцирует конфликт. Лучше всего государству разрешать эти вопросы самостоятельно и по закону». 

Священник Кирилл Даниличев, клирик храма святителя Николая Мирликийского на Щепах г.Москвы, публицист, сказал: «Очень жаль, что в диалоге по разрешению сложившейся непростой ситуации, требующей скорее законодательной экспертизы, в качестве аргумента приводится этнорелигиозный фактор, который для России, как и для любой многонациональной страны, весьма деликатен. Бесспорна ключевая роль Православия - государствообразующей религии в России, фундамента русской цивилизации. Но наше государство многонационально, что предполагает религиозное разнообразие. И здесь, наверное, самый главный принцип, способный сохранить нормальный баланс - адекватность. Россия страна православная, поэтому у нас столько православных храмов. Культовые объекты иных традиционных для России религий должны возводить с учетом того, насколько это действительно необходимо». 

«Желание религиозных деятелей, инициирующих новое строительство, понятно, однако на первом месте должна быть позиция местных жителей - тех, для кого это здание и предназначается, - считает пастырь. - Я думаю, нужно было провести общественные слушания, как это происходит в Москве при решении вопроса о строительстве в микрорайонах новых православных храмов. Это позволяет ответить на вполне простой, но очень важный вопрос: нужно ли строительство людям, которые живут в данном месте? Если же речь идет об уже свершившемся факте, то мы также никуда не уйдём от проведения законодательной и общественной экспертизы. Ни в коем случае решение подобных вопросов не должно выходить за рамки существующей законодательной системы, ибо закон главным образом и сохраняет общественные отношения в равновесии».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 20:40
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Наталья Сидорина
14.12.2024 19:56
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
14.12.2024 19:28
Мы не знаем, чем все кончится
Новый комментарий от Игорь Ал
14.12.2024 19:16
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от Алексей Ощепков
14.12.2024 18:58
Улетайте в Париж, пока не наступила «нелётная погода»
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.12.2024 16:08
Чем больше планов «хороших» и «мирных», тем лучше
Новый комментарий от Калужанин
14.12.2024 15:20