Будет ли в Чешской Церкви устроен антимосковский «евромайдан»?

Павел Тихомиров о ситуации в Православной Церкви Чешских земель и Словакии

Павел Тихомиров 
0
14.12.2013 2214
Люди, на которых делает ставку ОВЦС МП, являются очень удобными мишенями. Против них легко и удобно протестовать. Это значит, что граждане Чехии, которые могут быть использованы Константинополем в антимосковских акциях, будут протестовать с чистой совестью и уверенностью в собственной правоте. В общем-то повторяется ситуация с украинскими майданами.

Вот уже на протяжении более трех недель все наши мысли настолько поглощены драматическими событиями, совершающимися на Украине, что практически незамеченной прошла новость из Чехии. Речь идет о смещении местоблюстителя митрополичьего престола архиепископа Симеона. Это событие уже расценено представителями части демократической общественности как «очередной 1968-й год». При этом в качестве танков и КГБ-нишков позиционируется председатель Отдела Внешних церковных связей Московской Патриархии митрополит Иларион (Алфеев). Пока еще непонятно – будет ли в Православной Церкви Чешских земель и Словакии иметь место некое подобие «Киевского Евромайдана» или же Константинопольские шахматисты воспользуются Евромайданом в Киеве, чтобы сделать более болезненный для Московской патриархии выпад.

Но обо всем по порядку.

7 ноября в Праге состоялась неофициальная встреча главы ОВЦС митрополита Илариона с архимандритом Мареком (Крупицей) и архиепископом Юраем (Георгием Странским). Местоблюститель митрополичьего престола архиепископ Симеон категорически отказался участвовать в неформальных беседах, позиционируя их в качестве сепаратных переговоров. Люди, близкие архиепископу Симеону, объясняют этот отказ тем, что неформальный визит митрополита Илариона был воспринят как инспекция барина в отдаленное поместье. Представители демократической российской общественности Чехии даже сравнили действия руководителя ОВЦС с известными событиями 1968 года.

А спустя месяц, 9 декабря, в Православной Церкви Чешских земель и Словакии произошел переворот. Три члена Синода - архиепископ Прешовский и всея Словакии Ростислав (Андрей Гонт), архиепископ Михаловский Юрай (Георгий Странский) и викарный епископ Иоаким (Роман Грдый) - отстранили архиепископа Оломоуцкого и Брненского Симеона от исполнения обязанностей местоблюстителя митрополичьего престола и назначили на эту должность архиепископа Ростислава. На заседании присутствовали представители Константинополя – митрополиты Эммануил Гальский и Арсений Венский, а также глава Отдела внешних церковных связей Московской патриархии митрополит Волоколамский Иларион.

Горячий сторонник владыки Симеона (точнее, горячий противник «московского неосталинизма») Сергей Комков в своем авторском комментарии особо выделил то, что «представители Вселенского патриарха категорически возражали против подобных действий и предупреждали о последствиях данного шага. А представитель Московского патриарха (которого предстоятель чешской и словацкой церкви архиепископ Симеон вообще не приглашал на заседание Священного Синода) молчаливо одобрил эти действия. Дав тем самым раскольникам карт-бланш на совершение столь пагубного шага».

Реакцией на низложение стало Заявление Высокопреосвященнейшего Симеона, Архиепископа Оломоуцко-Брненского, Митрополичьего управляющего Православной Церкви Чешских земель и Словакии, текст которого уже утром 10 ноября был разослан по всем православным приходам Чехии и Словакии.

В тексте Заявления члены Синода обвиняются в незаконном захвате власти и раскольничестве. В связи с этим владыка призвал считать единственным на данный момент канонически правомочным главой Поместной Православной Церкви именно его, что должно проявляться в том числе и в том, что за богослужением должен поминаться только архиепископ Симеон - вплоть до разрешения в самом скором будущем сложившейся ситуации. Владыка Симеон уповает на то, что это произойдет благодаря вмешательству Православных Церквей, в первую очередь, Константинопольской (на чем дважды в коротеньком тексте делался акцент).

Как известно, Православная церковь Чешских земель и Словакии получала автокефалию дважды: в 1951 году — от Московского Патриархата, и в 1998 году — от Константинопольского Патриархата, поскольку Константинополь автокефалию, выданную Москвой, не признал. В связи с этим, в 2011 году случился неприятный казус: Константинопольский Патриарх Варфоломей выразил недоумение по поводу праздничных мероприятий, приуроченных к 60-летию дарования Москвой автокефалии Чешской Церкви. И митрополиту Христофору пришлось тогда извиняться перед иерархами из Стамбула.

Афера с низложением митрополита Христофора всем нам памятна, пересказывать не станем, об этом говорено-переговорено. В контексте разговора о «перетягивании чехо-словацкого церковного каната», отметим то, что люди, пытавшиеся противоборствовать продвижению интересов Фанара, не всегда выглядели симпатично. Это дало повод ищущим повода сделать ряд язвительных выпадов, суть которых сводилась к тому, что «для Московской Патриархии нет «отбросов», а есть «кадры»».

Тем не менее, на майском епархиальном собрании новый Предстоятель выбран так и не был, и архиепископ Оломоуцко-Брненский Симеон (Яковлевич) по-прежнему остался временным главой Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

По сообщению «Пражского телеграфа», мнение «владыки Симеона, имеющего в Синоде два голоса из пяти, систематически игнорировалось остальными членами Синода. В этой связи на последнем заседании владыка Симеон решил воспользоваться оговоркой, сделанной Константинопольским Патриархатом при предоставлении автокефалии. Согласно этой оговорке, в сложных и неразрешимых ситуациях Константинополь имеет право отправить в Синод своих представителей с правом голоса. По просьбе владыки Симеона такие представители в лице Эммануила и Арсения и были отправлены в Прагу».

Понимая, что голоса представителей Константинополя будут отданы архиепископу Симеону, трое членов Синода воспротивились присутствию на заседании этих представителей. Не имея моральных сил переломить ситуацию, архиепископ Симеон закрыл заседание и объявил, что оно продолжится на следующий день.

Однако сторона конфликта, противоборствующая константинопольской, попыталась переиграть престарелого местоблюстителя, и уже ночью на официальном сайте pravoslavnacirkev.cz появился протокол, в котором говорится об избрании нового местоблюстителя. А 11 декабря уже появилось в сети Открытое письмо Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, написанное Сергеем Комковым, в котором, в числе прочего, говорилось следующее: «…Отдел внешних церковных связей Московского патриархата под руководством митрополита Волоколамского Илариона погряз сегодня в бесконечных политических интригах и принимает активное участие в недостойных политических играх на территории стран Европы…». В открытом письме излагались перипетии затянувшегося конфликта в Православной Церкви Чешских земель и Словакии, причем, особый упор делался на обличении морально-нравственных качеств тех иерархов, на которых, по мнению, сторонников архиепископа Симеона, Московская Патриархия пытается сделать ставку в противоборстве с Константинополем.

Итак, люди, на которых делает ставку ОВЦС МП, являются очень удобными мишенями. Против них легко и удобно протестовать. Это значит, что граждане Чехии, которые могут быть использованы Константинополем в антимосковских акциях, будут протестовать с чистой совестью и уверенностью в собственной правоте.

В общем-то повторяется ситуация с украинскими майданами.

P.S.


Сколько раз за последние три недели мне приходилось объяснять людям, что мы выступаем не «за донецких олигархов», а «против киевско-галицких либерал-нацистов».

Павел Тихомиров, помощник главного редактора «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

19. Ответ на 18., Савва:

Намеченные цели публикации не окажутся оправдывающие сами методы употребляемые?

Неразборчивость в средствах, ув. монах Савва, порождает естественную реакцию, следствием которой получаются майданы – как в буквальном смысле слова, так и в переносном.

18. Ответ на 17., Павел Тихомиров:

да, ув. о.Савва, о том и речь.

Не знаю насколько для Вас С.Киселев годится в пример, но в своем выступлении перед коллегами журналистами он сказал очень важные на мой взгляд слова - об объективности. Правда там сказано о России, но можно их перепроецировать на Церковь. Она нуждается в нашей любви. И хотя он говорил новостийникам светским, но можно отнести сказанное и к нашим внутренним писателям, это же касается и Вас персонально. Желание критиковать методы иногда становится очень похоже на желание критиковать саму структуру, нашу, родную, РПЦ. Почему так? Когда о нашей Церковной организации пишем как бы со стороны. Как будто мы не часть ее. Для многих неокрепших детализация некоторых конфликтов, в частности о котором Вы пишите, может оказаться далеко не полезной. Отсюда вопрос. Намеченные цели публикации не окажутся оправдывающие сами методы употребляемые?
Савва / 15.12.2013 20:10

17. Ответ на 15., Савва:

Ну а то, что в выборе средств иногда реальность отличается от желаемого, и не в лучшую сторону, то об этом печалимся.

да, ув. о.Савва, о том и речь.

16. Ответ на 14., Павел Тихомиров:

Константинополь будет распространять образ мысли и образ действия, искажающие понимание самой сути спасения.

Очень интересно! И в чем это будет заключаться или уже заключается? )
М.Яблоков / 15.12.2013 17:44

15. Ответ на 14., Павел Тихомиров:

Нужно ли им это позволять?Позволять Фанару отвоевывать территории нельзя. Мы понимаем, что Константинополь будет распространять образ мысли и образ действия, искажающие понимание самой сути спасения. Русская Церковь - при всех наших раздраях юридистов-антиюридистов - все-таки хранит святоотеческое понимание сути спасения как борьбы со страстями и стяжания Духа Св. Так что противоборство Константинополю - это не только вопрос амбиций и политики.

Вполне согласен. Ну а то, что в выборе средств иногда реальность отличается от желаемого, и не в лучшую сторону, то об этом печалимся. Не в смысле оправдываем целью.
Савва / 15.12.2013 17:39

14. Ответ на 13., Савва:

Нужно ли им это позволять?

Позволять Фанару отвоевывать территории нельзя. Мы понимаем, что Константинополь будет распространять образ мысли и образ действия, искажающие понимание самой сути спасения. Русская Церковь - при всех наших раздраях юридистов-антиюридистов - все-таки хранит святоотеческое понимание сути спасения как борьбы со страстями и стяжания Духа Св. Так что противоборство Константинополю - это не только вопрос амбиций и политики.

13. Ответ на 11., Павел Тихомиров:

людьми, которые имеют достаточно оснований для того, чтобы усомниться в порядочности тех архиереев, которые в Чехии воспринимаются как "рука Москвы".

В национальных образованиях (странах) достаточно своеобразно относятся к "руке Москвы", но это же не повод отдать им Храмы подчиняющиеся Москве, законно. Вы в действительности разсматриваете происходящее как посягательство РПЦ на территории Фанар? Фанары не только на эти территории распространяет свои хотения. Нужно ли им это позволять? И что значит "позволили" сместить митрополита Христофора? Только не нужно ссылаться на опубликованные на РНЛ статьях, с ними я ознакомлен. Как нужно было "препятствовать", как Вы себе это представили?
Савва / 15.12.2013 15:49

12. Ответ на 10., Михаил из Москвы:

Как Вам этоhttp://www.youtube.c.../watch?v=-sYoWsQP9JAЕсли бы русский со сцены заявил, что он русский? 282? Это скорее вопрос к А.Д.

Да может все проще? Никто чехов не боится, никакой особенной проблемы с ними быть не может, вот и позволяют Daniel-ю Landa скандировать речитатив про то, что Jsi Čech. Ну, конечно, такие фишки еще нужны для того, чтобы чешские цыгане и евреи не дремали, и всячески поддерживали космополитические акции евросоюза. Ну, может быть еще и для того, чтоб мадьяры не расслаблялись.

11. Ответ на 8., Иван Зайцев:

"чистота" - в смысле пуританской порядочности.

Иван, при чем тут пуритане!? Нас обвиняют в том, что мы позволили группе весьма специфических церковнослужителей сместить митрополита Христофора, который был украшением Славянства и Православия. И позволили сместить его только лишь потому, что необходимо было отвоевать эти епархии у Фанара. Именно таким образом вся эта ситуация воспринимается людьми, которые имеют достаточно оснований для того, чтобы усомниться в порядочности (как пуританской, так и обыкновенной) тех архиереев, которые в Чехии воспринимаются как "рука Москвы". Вот об этом речь.

10. Чехи это чехи

Как Вам это http://www.youtube.com/watch?v=-sYoWsQP9JA Если бы русский со сцены заявил, что он русский? 282? Это скорее вопрос к А.Д.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Павел Тихомиров
Как выйти из демографического пике
О насущных мерах тезисно
20.11.2021
Духовный хаос уже достигнут
В рамках «Дискуссионного клуба» РНЛ состоялась яркая дискуссия польского эксперта Павла Земиньского, Дмитрия Куницкого и Павла Тихомирова
16.11.2021
Чарли
Негероические воспоминания о службе в ВС СССР
12.11.2021
Памяти Валерия Новоскольцева
Отошёл ко Господу поэт, публицист и общественный деятель
05.11.2021
Отравленные толерантностью
Павел Тихомиров и Владимир Гольштейн о фарисействе, сексуальных меньшинствах и необходимости гнева как противоядия
02.11.2021
Все статьи Павел Тихомиров
Последние комментарии
Этот «страшный и ужасный» кьюар-код
Новый комментарий от Константин В.
03.12.2021 23:54
Швейцария проголосовала за ковид-паспорта
Новый комментарий от Константин В.
03.12.2021 23:34
Что такое Путинизм?
Новый комментарий от Владимир+
03.12.2021 22:55
Украина как евразийская проблема
Новый комментарий от Григорий Калюжный
03.12.2021 22:08
Экуменизм умер раньше глобализма
Новый комментарий от Валерий
03.12.2021 20:47
Что такое идеология?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
03.12.2021 19:54