17 октября появилась информация о том, что «Русский марш» в Воронеже будет единым, объединяющим практически все националистические силы города, участвовавшие 4 ноября 2012 года в двух разных мероприятиях.
30 октября, в преддверии Дня народного единства и «Русского марша», в Воронежской Областной Думе состоится круглый стол с участием экспертов, представителей духовенства, областного правительства, казачества, патриотических общественных организаций и политических партий. Задачей организаторов круглого стола является поиск путей и механизмов достижения национального единения в реализации наших национальных интересов. Кроме того, его участники постараются обозначить те вызовы и риски, с которыми сталкиваются организаторы «Русского марша» и его аудитория, которая на этот раз обещает быть довольно многочисленной по воронежским меркам.
За прошедшее с той даты время острых ситуаций в области межнациональных отношений в регионе было никак не меньше, если не больше, чем перед первыми за долгое время разрешенными массовыми акциями воронежских националистов. Конфликт вокруг кафе «Джамбул», дело Тутаева и массовая драка в кафе «Встреча» - это лишь самые громкие события, случившиеся за последний год, в которых видна или подозревается СМИ этническая составляющая. В стране за это время произошли протесты и волнения в Удомле, Пугачеве, Бирюлево. Разумеется, все они также не могли не сказаться на настрое жителей Воронежа, в котором уже на конец прошлого года находилось не менее 25-30 тысяч только незаконных мигрантов. Никуда не исчезли проблемы наличия этнических ОПГ, наркотрафика, тесно связанного с миграционными (и чаще всего нелегальными) потоками. А совсем недавний взрыв в Волгограде невольно напомнил об имеющейся террористической угрозе, ставшей для столицы Черноземья реальностью во время четырех терактов в 2004-2005 годах.
Огромной проблемой практически всей России, и особенно ее малых городов, является фактическое вымирание коренного русского населения вследствие не только проблем со здравоохранением, но и из-за распространения алкоголизма и наркомании. Именно поэтому так остры были конфликты в таких небольших населенных пунктах, как Кондопога и Пугачев. А примеры того, что может произойти, когда русский народ перестанет быть большинством в стране, в строительство которой было вложено столько его сил и положено столько жертв, можно найти в соседних с нами государствах.
После развала СССР имели место различные случаи - от откровенного геноцида до непредоставления статуса граждан вновь образованных независимых стран и ограничения в пользовании русским языком. Около 25 миллионов русских сейчас находятся за пределами России и в большинстве своем подвергаются разным видам дискриминации, а со стороны властей РФ нет достаточных усилий по предотвращению этой ситуации. Более того, русские из ближнего и дальнего Зарубежья не имеют ни одной привилегии для получения права на российское гражданство. Неудивительны поэтому собирающиеся 4 ноября этого года русские марши в городах Украины (Одессе, Севастополе, Донецке, Харькове и ряде других) - страны, в которой многочисленное русскоязычное население испытывает огромное давление государства с целью ограничения общения на родном языке. В Воронежской области, вошедшей в этом году в ассоциацию с Луганской и Донецкой областями Украины (а также с Ростовской областью) в рамках Еврорегиона «Донбасс», видят и понимают проблемы русских и русского языка в условиях враждебной власти в соседней стране. Появление в столице Черноземья сил, стремящихся не допустить чего- то подобного уже в России, вполне ожидаемо.
В Воронеже суммарно на двух «Русских маршах» в прошлом году было около 600-800 человек. При разгоне пикета ЛГБТ-активистов 20 января уже этого года (а на акцию против них пришли в основном националисты) присутствовало по разным оценкам от одной до двух тысяч участников. Поэтому «Русский марш» в Воронеже при условии солидарности лидеров основных групп и их совместных усилий может собрать внушительное количество людей, ничуть не уступающее (и, может быть, даже превосходящее) число присутствовавших на протестных митингах зимы 2011 года - весны 2012 года. В то же самое время, участники обоих маршей не составили проблем правоохранительным органам, а случай задержания активистов, протестовавших против добычи никеля, за содержание их агитматериалов, было, скорее, исключением и прямо с ожидаемыми от мероприятия рисками не связаны. Поэтому серьезных оснований для отмены шествия нет, и вопрос его проведения, скорее, в возможности достижения согласия групп, претендующих на лидерство в националистической среде города.
Аудитория «Русского марша» обладает довольно высоким протестным потенциалом и большой степенью радикализма. Поэтому она является желанной целью для разного рода провокаторов и носителей деструктивных идей - от ваххабитов до сепаратистов. Воронеж также стал площадкой для действия сил, тесно связанных с украинскими националистическими структурами, не скрывающих своих экспансионистских планов на ряд территорий России, в том числе и Черноземье. В областном центре они имеют своих представителей в местном отделении так называемой «Русской коалиции действия», собирающейся проводить свое мероприятие 4 ноября. Остается надеяться, что деструктивные политические элементы в Воронеже не найдут поддержки среди националистически настроенной части населения.
Президент России Владимир Путин заявил на заседании Совета по межнациональным отношениям в Уфе: «Руководители на местах, к сожалению, часто предпочитают кабинетную работу, пользы от которой или никакой, или очень мало, особенно, если не достучаться до соответствующих руководителей. В Бирюлево, например, вы знаете, недовольство жителей накапливалось годами. Обращения были и в полицию, и в местную управу, и к руководству округа. Зачем нужна власть, если она не хочет знать ситуацию такую, какая она есть на местах, не принимает никаких мер и не слышит людей?» И пока для решения возникающих при межнациональном общении проблем и объективного расследования преступлений необходимо будет привлекать внимание властей массовыми акциями протеста, подобным бирюлевской, «Русский марш» не будет испытывать недостатка в участниках и останется символом протеста и радикализма тогда, когда должен отмечаться День народного единства.
Переломить же негативные тенденции очень просто на словах, но крайне сложно на деле. Сохранить культурное наследие, собрать вместе разделенные части русского народа, остановить его вымираниеи обеспечить условия для его дальнейшего приумножения и процветания - это одни из важнейших задач тех, кто на деле, а не на словах ставит своей целью искоренение межнациональных конфликтов и достижение межэтнического и межрелигиозного согласия и мира в стране.
Сергей Простаков, политолог, экспертно-аналитический клуб «Будущее сегодня», Воронеж