«До гипотетического подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС в Вильнюсе ещё три месяца, а меры экономического воздействия, предпринимаемые Россией, практически моментально переросли формат точечных ударов по отдельным украинским олигархам, особенно замаранным "евроинтеграционной" и антироссийской заточенностью, как личной, так и принадлежащих им медиа-холдингов. Теперь уже можно говорить о полномасштабных санкциях, конечным результатом которых может быть лишь тотальное уничтожение остатков украинской экономики», - отмечает аналитик.
По мнению Р.Ищенко, отказ России продлевать квоты на беспошлинный ввоз труб и изгнание со своего рынка продукции кондитерской корпорации «Рошен» можно было считать «демонстративной поркой» Пинчука и Порошенко, которые, зарабатывая основные деньги в России, финансировали этими деньгами деятельность медиа-холдингов, годами и десятилетиями ведших оголтелую антироссийскую пропаганду. А включение в список рисковых всех, без исключения, украинских импортёров – это «чёрная метка всему украинскому истеблишменту, и, в первую очередь, президенту».
«Самое интересное, что Россия действует в точном соответствии с правилами ВТО и жаловаться на неё некому. Просто теперь украинские товары будут значительно более бдительно проверять на таможне. Значит, в разы увеличится время простоя, сорвутся сроки поставок, не будут выполнены контрактные обязательства, партнёры предъявят претензии (в том числе финансовые). В конечном итоге многие контракты будут разорваны, по причине неспособности украинских поставщиков укладываться в сроки. Результат, по оценке Федерации работодателей Украины – финансовые потери в 2-2,5 млрд. дол., дополнительное падение промышленного производства на 7-8% и сокращение реального ВВП на 1,5% до конца года. И это ещё не наступил ноябрь (то есть, это только предупредительные меры)», - констатирует эксперт.
По оценке Ищенко, «украинский бюджет и так трещит по швам, казна пуста, финансовая система балансирует на грани развала, а правительство судорожно пытается дотянуть до выборов 2015 года, вводя всё новые косвенные налоги и усиливая фискальное давление на остатки бизнеса. Эти новые потери фактически станут для украинской экономики, финансовой системы и социально-политической стабильности "ударом милосердия", прямиком отправляющим их на тот свет, а заодно с ними и украинскую государственность. Тут уже даже мифические кредиты МВФ не помогут».
«Очевидно, решение российского руководства резко ужесточить политику в отношении Украины было правильным, - продолжает аналитик. – В Москве давно должны были убедиться, что страшилки украинской националистической прессы, охотно поддерживаемые всеми правительствами Украины, о том, что жёсткие меры вызовут падение симпатий к России среди граждан Украины, не соответствуют действительности. На самом деле, украинские "евроатлантисты", "цветные" либералы и обычные фашисты и так не любят Россию до потери аппетита, только за то, что она (Россия) есть. Та же часть украинского общества, которую принято называть пророссийской, наоборот последние два десятилетия настойчиво требовала от России прекратить цацкаться с элитными группировками, закончить с уступками открытым русофобам (которые на российские деньги вели антироссийскую деятельность) и скрытым самостийныкам (желавшим, чтобы Россия финансировала их политическую самостоятельность всегда и без всяких условий), занять жёсткую позицию и начать, наконец, работать непосредственно с соотечественниками, а не с теми, кто их якобы представляет. Эта часть общества (а это боле 50% избирателей Украины) будет действиями России только вдохновлена, как были вдохновлены осетины и абхазы российской жёсткостью в отношении Грузии».
«То есть, - резюмирует Ищенко, - Москва ничего не теряет, проявляя жёсткость и принципиальность, а приобрести может многое. Во-первых, российские деньги прекратят закачиваться в антироссийские информационные проекты. Во-вторых, украинским олигархам придётся задуматься о том, что речь идёт не о смене при власти одной фигуры на другую (к этому они привыкли и готовы договориться с каждым). Речь идёт о полном или частичном уничтожении их бизнеса. В-третьих, украинским олигархам и политикам придётся подумать о том, что государство, против долговременного загнивания которого они не имели ничего против, может рухнуть внезапно и с громким шумом, просто потому, что уже кончились финансы на его содержание, а завтра это будет заметно всем. В-четвёртых, и это самое важное, ЕС должен будет понять, что Россия готова привести Украину к ноябрьскому саммиту в Вильнюсе в таком ужасающем экономическом и социально-политическом состоянии, что подписание соглашение об ассоциации будет для Евросоюза моральным самоубийством. Кроме того, поскольку подписание соглашения – недружественный акт в отношении России не только со стороны Украины, но и (в первую очередь) со стороны ЕС, то европейцам дают возможность на примере Украины оценить их собственные потенциальные материальные потери. Ну и, наконец, подрывается финансовая база украинских выборов 2015 года. Причём не только Януковича. С денег, заработанных олигархами на российском рынке, кормились все политические силы. Теперь этих денег станет намного меньше, а расставаться с ними владельцы будут куда менее охотно».
В общем, резюмирует эксперт, «Россия делает то, что должна была сделать давно – прекращает финансировать проект Украина, и он становится банально нерентабельным для всех акционеров: для Запада, поскольку он никогда не собирался содержать Украину на свои деньги, для местных олигархов, поскольку они привыкли черпать из бюджета, а не вливать в бюджет. И зачем же им страна, которую не только грабить нельзя, но ещё и на свои кровные содержать надо? Для политиков, поскольку политика перестаёт быть зоной безответственности и неконтролируемой коррупционной прибыли и становится зоной риска – именно у политиков все, от собственного пенсионера, до иностранного кредитора спросят: "Где моя добыча?" Даже для профессиональных "евроинтеграторов" из медиа и экспертных кругов проект становится невыгодным, по причине прекращения финансирования. А если за любовь к "европейской" Украине больше не платят, то зачем её любить?»
«Конечно, - признает автор статьи, - останутся крикливые, но быстро маргинализирующиеся группки убеждённых националистов. Они были, есть и будут всегда, в любой стране. Они мыслят иррационально, их невозможно переубедить, но без денег и политической поддержки они мало что значат. Особенно, если начать применять закон в отношении откровенных фашистов и прочих ксенофобов. Останутся лишь надоедливые и немытые, но, в общем, безобидные городские сумасшедшие».
По мнению Р.Ищенко, есть лишь один момент риска: «Украинская власть настолько деинтеллектуализированна, что надеется на лучшее даже тогда, когда дом уже догорает и только когда пепелище остыло, до неё начинает доходить весь масштаб проблемы. То есть, может случиться так, что в Киеве слишком поздно осознают, чем им в личном плане грозит новая последовательная позиция России».
«В любом случае, - заключает аналитик, - даже если киевские "стратеги" доведут ситуацию до пожара, мы находимся в ситуации, когда наступление кризиса лучше ускорить, пока его развитием можно хоть как-то управлять, чем ждать его спонтанного прорыва и мгновенного перехода в совершенно неуправляемую и, кстати, более масштабную фазу. Так что, если в Киеве срочно не подумают о смене векторов, то может статься, что выборы в 2015 году уже и не понадобятся».