Отец Георгий также отмечает, что на днях в некоторых СМИ региона появилась трансляция мнений нескольких блогеров, что, дескать, энтузиасты Всероссийского общества охраны памятников и культуры, активисты дискуссионного клуба «Калининградский блог-пост», казаки хутора Береговой и другие волонтеры, занимающиеся обустройством захоронения в районе озера Виштынец, делают «все не так и не там». Особенно досталось руководителю одной из общественных организаций Михаилу Черенкову, под руководством которого инициативная группа и начала якобы год назад благоустраивать территорию захоронения рядом с Виштынцом. В его адрес было высказано обвинение, что, мол, он сознательно неправильно выбрал место для благоустроительных работ — на гражданском кладбище посёлка Вишупёнен (с 1938 года — Кальтензее), после войны - Рыбино, тогда как никаких могил российских воинов, по утверждению критиканов, там нет. В обличительном раже деятели, о которых идет речь, договорились даже до того, что, дескать, Михаил Черенков заботится о могилах гражданских немцев, забыв об увековечении памяти останков наших воинов.
«Все эти утверждения, - пишет священник, - мягко говоря, не соответствуют действительности. Во-первых, обустройством территории на берегу озера Виштынец занимаюсь я, и не с прошлого года, а где-то с года 2009-го. Михаил Черенков и волонтеры активно помогают мне, за что им огромное спасибо. Причём помогают не только они, но и скаутская организация «Ятвягия», и казачий хутор имени Козьмы Крючкова. Во-вторых, Михаил Черенков не имеет совершенно никакого отношения к выбору места проведения работ».
Не самое, конечно, приятное дело, пишет далее о. Георгий, – влезать во все эти дрязги и отвечать не самым воспитанным людям, впавшим в настоящую истерику, пытаясь обвинить во всех смертных грехах человека, к которому они испытывают, похоже, личную неприязнь, однако делать это приходится. «Всегда ведь находятся люди, обращающие внимание на непонятные заявления непонятных людей. Не высказать в данном случае свою позицию — означало бы согласиться с нелепыми обвинениями», - подчеркивает он.
Он противопоставляет «буйной фантазии критиканов» вполне официальный документ, подписанный министром культуры правительства Калининградской области Михаилом Андреевым (исх. №3932 от 01.11.07). Суть дела: летом 2007 года «Молодая гвардия» провела на Виштынце экологическую акцию, собрав за день тракторный прицеп мусора. А после трудового дня «молодогвардейцы» устроили ночную дискотеку на лесной поляне при горящих свечах. Вот священник и обратился к губернатору с предложением направить энергию этой молодёжи на поиск и восстановление воинского захоронения в районе Виштынца. А свечи поставить на братской могиле за упокой павших.
На письмо о. Георгия в адрес главы региона он получил ответ от тогдашнего министра культуры: «Уважаемый Георгий Олегович! По поручению губернатора Калининградской области министерством культуры рассмотрено Ваше обращение от 12 октября 2007 года. Выражаю Вам искреннюю признательность за заботу о воинских захоронениях защитников Отечества, погибших на территории области в годы I Мировой войны, в том числе захороненных на берегу озера Виштынец в 1915 году (ранее пос. Грюнвальде). В настоящее время заканчивается инвентаризация воинских захоронений и памятных знаков I Мировой войны на территории Калининградской области, а их оказалось более 200, в том числе и упомянутое в Вашем письме захоронение 69 русских и 7 немецких воинов (в настоящее время – пос. Ягодное, 8 км южнее, ранее – пос. Рыбино Калининского с/с, а по немецкой терминологии – кладбище героев по дороге Кальтензее, 25 км к югу-юго-востоку от Нестерова)».
Вот на основании ориентиров, названных в этом письме, и было проведено отцом Георгием обследование остатков кладбища бывшего посёлка Рыбино (он же – Кальтензее, он же – Вишупенен), находившегося в восьми километрах к югу от посёлка Ягодное. Было это ещё в 2007 году. На кладбище были обнаружены следы совершенно нетипичного для гражданских немецких могил захоронения размером 5 на 7,5 м, рядом с которым обнаружились и военные атрибуты: разряженные фугасные снаряды от трёхдюймового орудия, что позволило классифицировать это захоронение как братскую могилу.
По словам священника, письменные источники подтверждали вероятность местонахождения братской могилы на поселковом кладбище Вишупенена (Кальтензее, Рыбино). Так, военный историк Каменский в своём исследовании «Гибель XX корпуса» описал бой 12 февраля 1915 года именно как бой батальона 106-го полка за деревню Вишупенен. Командир 16-й роты этого полка капитан Успенский в своих воспоминаниях отметил, что выходил из боя по берегу Виштынца.
Далее в своём письме министр культуры написал: «…нами будет изыскиваться возможность разработки сметной документации на проведение ремонтно-реставрационных и восстановительных работ на воинских захоронениях I Мировой войны, в том числе и на захоронении русских и немецких воинов, погибших в годы I Мировой войны, на кладбище: пос. Ягодное, 8 км южнее (на берегу оз. Виштынец). Выполнение ремонтно-реставрационных и восстановительных работ… будет предусмотрено на 2009-2011 гг.»
Видимо, средств в бюджете на эти работы не нашлось, поэтому отец Георгий начал заниматься благоустройством этого места с помощью добровольцев-общественников, которых сегодня пытаются опорочить. «Мне удалось найти средства для восстановления этим летом и братских могил российских воинов, и создания скромного памятника бойцам 106-го пехотного Уфимского полка. Если кому-либо не по душе идея увековечения памяти павших в Первую мировую войну – Бог им судья. Хочу лишь заметить, что правда всегда победит неправду, ложь и клевету, в какие бы одежды они ни рядились. Мы же будем продолжать свою работу, невзирая ни на какие устраиваемые скандалы и истерики», - пишет священник.
Он приглашает всех неравнодушных людей принять участие в увековечивании памяти наших солдат, погибших в Первой мировой войне. «Это наша история, которая на протяжении десятилетий была, увы, незаслуженно забыта. И для нас нет чужих могил - русских ли, немецких, все павшие заслуживают памяти и уважения. Надеюсь, что когда-нибудь это осознают и пытающиеся воспрепятствовать нашему делу», - заключил о. Георгий Бирюков.