Кургинян, по большому счету, предложил аудитории нехитрую комбинацию по дискредитации «Народного собора» и РНЛ путем привязывания нас к КПРФ и РНЕ. Из этого, как минимум, следует, что НС и РНЛ мешают г-ну Кургиняну. Чем? Несложно догадаться. Тем, что он не может подмять под себя все православное и частично патриотическое движение. Он полагал, что, заключив соглашение с несколькими известными фигурами православной общественности, может уже праздновать победу, но оказалось, что эти люди мало кого представляют в православной среде, что есть люди, которые призывают не торопиться «задрав штаны бежать за Кургиняном» (да простит меня классик за искажение цитаты), внимательно изучить идеологи движения «Суть времени», обращают внимание, что С.Е.Кургинян в принципе ничем не лучше Г.А.Зюганова и КПРФ, как минимум, но при этом неистово борется против Зюганова, а значит Кургинян неизбежно втянет православных во внутренние разборки на лево-коммунистическом фронте.
И вот результат – Кургинян наносит по нам удар, пытаясь связать нас с КПРФ и Г.А.Зюгановым. Какие основания? А никаких. Просто очень хочется, ведь Зюганов – главный конкурент Кургиняна на политическом поле. Кстати, нападая на Геннадия Андреевича, Сергей Ервандович не гнушается натяжками. Я не являюсь политическим адвокатом Г.А.Зюганова, но хочу заметить, что действия лидера КПРФ в начале болотной эпопеи вполне можно объяснить и без кургиняновской конспирологии. Логика Зюганова понятна, и она вполне вписывается в коммунистические идеологемы: начался народный протест, а компартия, которая является вроде бы выразительницей народного протеста, главной оппозиционной силой власти, оказывается в стороне от этого протеста, а она должна быть с народом. Примерно так, думаю, рассуждали лидеры КПРФ, и с этим связаны колебания Зюганова в начале «Болотной» и его поддержка Удальцова. Он боялся оказаться на обочине политического процесса. Кроме того, среди функционеров КПРФ есть немало сторонников троцкистской идеологии, отсюда тайная и явная поддержка «болотного движения». Надо отдать должное Зюганову, когда первоначальный ажиотаж спал, он вернулся на прежнюю позицию, никуда он не метался и не делал резких кренов, как утверждает Кургинян. Геннадий Андреевич занял в политическом процессе уже хорошо освоенное место – умеренная критика власти и государственнический патриотизм.
Понятно, что С.Кургиняна раздражает тот факт, что болотная эпопея не нанесла Г.Зюганову имиджевых потерь, что Геннадию Андреевичу удалось пройти через это испытание, даже укрепив свои позиции на левом фланге, поскольку докучавшим ему Удальцовым всерьез занялась прокуратура. Это не только раздражает, но и пугает Кургиняна, потому что именно эту политическую нишу – лево-патриотическую – он и пытается занять. А пока там Зюганов, Кургиняну там нет места. С этим связан весь его пропагандистский пафос, который ничего общего не имеет с аналитикой, а ведь Кургинян пытается позиционировать себя как аналитика.
Между прочим, у Зюганова гораздо более твердая позиция в отношении такого одиозного деятеля большевистского движения как Лев Троцкий. В отличие от Кургиняна, который в одной из своих статей пытался доказать, что между Троцким и Сталиным нет никакой разницы, что это явления однопорядковые, части единого «красного проекта», а различие между ними можно обнаружить только в особенностях характера. Это, конечно, не соответствует действительности, это понимали и большевики 20-30-х годов, это понимают и нынешние лидеры компартии, продолжающие линию Сталина и отвергающие Троцкого и троцкизм. Кургинян троцкизм не отвергает. Кстати, в 38-й серии «Смысл игры» он как о своем идейном гуру говорит вскользь об Антонио Грамши – коммунистическом идеологе, близком троцкизму.
Так что мои риторические вопросы – почему мы должны отдавать предпочтение Сергею Ервандовичу Кургиняну перед Геннадием Андреевичем Зюгановым? Зачем нам, православным, влезать в разборки на чужом для нас левом фланге? – остаются без ответа.
Но Кургиняну показалось мало связать «Народный Собор» и РНЛ с КПРФ. Он пошел дальше, объявив нашу позицию «идеологией РНЕ». Говорил это Сергей Ервандович явно с чужих слов, поскольку он путается даже в терминологии. Во-первых, каким-то боком в его голове к РНЕ оказалась примешано лево-патриотическое общественное движение «Русский лад» (по сути, дочерняя структура КПРФ). У меня есть версия, что его советчики спутали лидера «Лада» депутата Госдумы Никитина с другим человеком. Но это так, к слову. Во-вторых, Кургинян, произнеся название РНЕ, решил объяснить залу, что это за организация, расшифровав организацию как «Российское национальное единство», т.е. человек явно не в теме. Однако направление мысли С.Кургиняна понятно: он будет пытаться «замазать» своих идейных противников связью с РНЕ, которая в глазах, прежде всего, представителей власти и силовых структур воспринимается как движение если не профашистское, то однозначно экстремистское. Это – прямая фальсификация позиции православных патриотов, не согласных с Кургиняном. Видимо скоро следует ожидать следующий шаг – Сергей Ервандович вместе со своим любимым спарринг-партнером Николаем Карловичем Сванидзе поднимут крик и вопль о «наступлении русского фашизма». Пока нас фашистами называли только некоторые представители секс-меньшинств.
Но главное все же не в этом. С.Е.Кургинян сделал себе имя благодаря блистательным победам на телеэкране над своим спарринг-партнером Н.К.Сванидзе. Но эти победы обеспечили ему популярность в основном среди обывателей. А вот для любителей интеллектуальной пищи существует его клуб, в котором Кургинян выступает с лекциями, объединенными общим названием и сутью – «Смысл игры». Иными словами, Сергей Ервандович совершенно в духе постмодерна полагает, что политики в сегодняшней России, да и в мире, нет, есть только игра, а его задача вскрыть тайный смысл этой игры. На это покупаются даже неглупые люди. Впрочем, конспирология всегда была притягательной из-за своей иллюзии приблизиться к тайным знаниям, получить доступ в «клуб понимающих». Вот уже на протяжении 38-ми видео-лекций Кургинян умело обличает американский империализм и наш отечественный либерализм, рассказывает о реальной и не очень подоплеке политических событий, повествует о «смысле игры».
Кстати, слушать лекции Сергея Ервандовича очень непросто. Я пробовал и редко выдерживал эту 2-2,5 часовую пытку, когда сочетаются в самом деле интересные факты и версии, самолюбование лектора, истеричное повторение банальностей. Я удивляюсь, как выдерживают участники его клуба такие посиделки. Какую надо иметь любовь к своему гуру, чтобы регулярно ходить на заседания клуба и досиживать до конца! Думаю, длинные лекции Кургиняна вполне можно было бы уложить в полчаса, максимум, в час – и без потери смысла. Впрочем, возможно лекции помимо информативной имеют и какую-то иную цель, отсюда эти постоянные повторы и специфические приемы обращения с аудиторией?
Так вот на заседаниях своего клуба Сергей Ервандович рассказал о смысле игры почти всех активных политических игроков. Не был понятен только смысл игры самого Кургиняна. Точнее он и его сподвижники активно навязывали общественности – прежде всего православной и патриотической общественности – мысль, что Кургинян как раз не играет, что он – единственный искренний политик. И странное дело, – они почти убедили некоторых православных активистов, что атеист Кургинян наилучшим образом не только понимает политические идеалы православных, но и способен их наилучшим образом озвучивать и защищать.
Но в 38-й серии «Смысла игры» стали, наконец, просматриваться контуры смысла игры самого Сергея Ервандовича. Режиссер-политолог задал алгоритм действий для своих сторонников: теперь недостаточно «общегражданского протеста», теперь нужно переходить к «гражданскому действию». Кургинян заявил, что теперь целью его сторонников будет создание «свободной гражданской территории», на которой будут «свободные от ювенальной юстиции, секспросвета и даже от наркотиков школы и детские сады» (последнее загадка, расстреливать что ли собираются всех приближающихся к школе предполагаемых наркоторговцев?). Просто райский уголок на земле скоро появится! А для достижения этого рая надо всего-то… использовать те механизмы, которые успешно работают на Западе, в частности чартерные (то бишь частные) школы и садики. Откуда деньги на создание этих школ и садиков? Тоже все просто. Надо использовать тот же западный опыт и через закон о чартере отбирать у государства деньги, которое оно выделяет на содержание школ и садиков. И перефразируя своего кумира Ленина, Кургинян объявил лозунг момента: «Вся власть родительским комитетам». То бишь – «Вся власть движению Суть времени». Как и у большевиков лозунг «Вся власть Советам» прикрывал настоящий лозунг «Вся власть большевикам».
В этих рассуждениях С.Кургиняна характерно уже то, что он все время ведет речь о гражданстве и о гражданах. И мне сразу вспоминается дискуссию, которая была на РНЛ с одним из почитателей Кургиняна о том, кем мы, православные, должны быть: верноподданными или гражданами. Кургиняновцы высмеивали наше верноподданничество и утверждали, что мы должны стать гражданами, то есть, мы должны относиться к власти как властьимеющие граждане к нанятым чиновникам. Это – чисто западная теория, на Руси так и не прижившаяся, разве что в Новгороде и Пскове в краткий период усобицы, но весьма скоро эта гражданская вольница была ликвидирована московскими Государями. И с тех пор на Руси господствовал монархический принцип устроения власти (в советскую эпоху в искаженном виде).
Но самое интересное в другом. С.Кургинян фактически предлагает создавать в сфере образования пространство, параллельное государственному. Иными словами, речь идет о том, что мы не будем вмешиваться в общую ситуацию в системе образования, пусть этот «пипл хавает» то, что им предлагают либералы, а мы, «чистые», элитные сторонники движения «Суть времени» будем создавать свои школы. На начальном этапе речь идет о создании параллельных государственной системе образования структур, а дальше, надо полагать, речь пойдет вообще о создании своего параллельного мира.
Как тут не вспомнить протодиакона Андрея Кураева, который в свое время выступил с предложением православным не заниматься проблемами всего общества, а начать обустраивать свой мирок, создать что-то типа «православного гетто», в которое государство вмешиваться не будет. Мы, говорил о.Андрей, будем без давления со стороны государства развивать православное образование, православную культуру, но для своих, для православных и членов их семей, а остальные пусть катятся куда хотят. Я помню, что многие из тех православных активистов, кто сейчас активно поддерживают Кургиняна, критиковали о.Андрея за эту его идею «православного гетто», и, надо признать, справедливо критиковали. Поскольку он предлагал бросить на произвол врага 90 процентов населения России. Но идея отца протодиакона хотя бы имела какой-то смысл, поскольку он предлагал создать закрытую структуру для людей православного вероисповедания. А вот какой смысл имеет идея Сергея Кургиняна, который предлагает создать параллельный мир для сторонников «Сути времени»? Эдакий кургиняновский параллельный мир. Сам Сергей Ервандович, как известно, человек неверующий, поэтому ясно, что туда будут включать только тех, кто пройдет своего рода тест на лояльность идеям Кургиняна. Иными словами вместо «православного гетто» протодиакона Кураева предлагается создать «кургиняновское гетто», то бишь «пространство гражданского действия». И эту идею, как сообщил Сергей Ервандович, он озвучит как главное направление деятельности его движения на завтрашнем митинге.
Кстати, пример использования чужой терминологии (протодиакона Андрея Кураева) без ссылки на источник - похоже фирменный стиль С.Е.Кургиняна. Свой митинг в четверг он предлагает назвать не митингом, а «народным собранием». Совсем недавно лидер партии «Наша родина» культуролог М.Ю.Лермонтов проводил дважды свои Народные собрания (один раз даже в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя). Там тоже собирался народ и принимал разного рода документы. Теперь народ с С.Е.Кургиняном соберется на площади Революции.
Самое удивительное, что наши православные активисты продолжают поддерживать Кургиняна, несмотря ни на что. В частности, в редакцию РНЛ приходят рассылки от Ассоциации родительских комитетов и сообществ России (АРКС) с призывом придти на митинг (народное собрание) Сергея Кургиняна, на котором он намеревается озвучить идею создания параллельного общества.
Мне могут возразить, что проект «Суть времени» создается для других целей, что изначально, как только Сергея Кургиняна начали раскручивать на телевидении при помощи удобного спарринг-партнера Н.Сванидзе, а затем через организацию знаменитого митинга на Поклонной в поддержку Путина, было понятно, что это – проект под следующие выборы. После того были изменены условия выборной кампании, поскольку авторитет «Единой России» неуклонно падает, и даже при мощнейшем включении административного ресурса ЕР не способна на следующих выборах победить, поскольку к партии приклеилось намертво прозвище «партия жуликов и воров», очевидно, что главный куш может достаться КПРФ. Хаотизация партийного пространства не помешает КПРФ добиться успеха, поскольку коммунисты имеют свой стабильный электорат и могут в условиях хаоса привлечь на свою сторону еще и патриотически ориентированный электорат других партий, тех, кто отшатнется от «Единой России» и «Справедливой России». Для того чтобы не допустить победы коммунистов на выборах, предотвратить расширение влияния КПРФ, а может быть, даже и «откусить» какую-то часть от электората КПРФ Администрация Президента заблаговременно начала создавать такие проекты как «Суть времени».
Может быть это и так. Не стану спорить. Но возникает закономерный вопрос: а причем тут православные? Два коммунистических проекта – КПРФ и «Суть времени» – борются между собой, но тут появляются люди, которые говорят, что православным надо стать на сторону Кургиняна, убеждают православный народ, что С.Е.Кургинян – верный союзник православных в борьбе за наши вековые идеалы. Причем, чем очевиднее становится абсурдность этой позиции, тем громче и активнее раздаются голоса в поддержку Кургиняна: мол, надо делать ставку на Кургиняна, и тогда мы, православные, добьемся успеха. И некоторые верят этому.
Интересно, что теперь будут говорить наши коллеги по православно-патриотическому движению после того, как Сергей Ервандович объявил о создании параллельных структур, то есть, фактически, о курсе на демонтаж государственной системы России?
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
53. Тупичок
52. Ответ на 52., Славянофил:
51. мы начинаем осваивать социальность вне прихода
50. Ответ на 47., Славянофил:
49. Россия наше местечко под солнцем, браток.
48. Ответ на 47., Славянофил:
47. Ответ на 42., Анатолий Степанов:
46. Платочки спасли Русь
45. Ответ на 43., Анатолий Степанов:
44. Ответ на 42., Анатолий Степанов: