В чем смысл игры Сергея Кургиняна?

Анатолий Степанов размышляет, в какие игры играет знаменитый режиссер-политолог

0
3749
Время на чтение 10 минут
На минувшей неделе прошло очередное заседание клуба Сергея Кургиняна, которое было совмещено с записью 38-й серии видео-сериала режиссера-политолога «Суть игры». В воскресенье эта лекция-доклад была выложена в интернете и мне сообщили, что досточтимый Сергей Ервандович в ней коснулся некоторых вопросов, связанных с деятельностью православно-патриотического движения, и в том числе, удостоил некоторым вниманием и меня, грешного. Если бы речь шла просто о выпаде г-на Кургиняна в мой адрес, я бы не стал обращать на это внимание, несмотря на грубость «мэтра», играющего при этом роль интеллигента, - я же понимаю, на дворе Великий пост. Однако, пнув мимоходом «некоторых деятелей» «Народного собора» и Степанова, Кургинян допустил некоторые, мягко говоря, «вольности» в интерпретации нашей позиции и, по сути, навел «тень на плетень» в интерпретации отношения православных патриотов к движению «Суть времени» и лично к Кургиняну. А значит объяснение важно и необходимо уже не для меня лично, а для выяснения истины.

Кургинян, по большому счету, предложил аудитории нехитрую комбинацию по дискредитации «Народного собора» и РНЛ путем привязывания нас к КПРФ и РНЕ. Из этого, как минимум, следует, что НС и РНЛ мешают г-ну Кургиняну. Чем? Несложно догадаться. Тем, что он не может подмять под себя все православное и частично патриотическое движение. Он полагал, что, заключив соглашение с несколькими известными фигурами православной общественности, может уже праздновать победу, но оказалось, что эти люди мало кого представляют в православной среде, что есть люди, которые призывают не торопиться «задрав штаны бежать за Кургиняном» (да простит меня классик за искажение цитаты), внимательно изучить идеологи движения «Суть времени», обращают внимание, что С.Е.Кургинян в принципе ничем не лучше Г.А.Зюганова и КПРФ, как минимум, но при этом неистово борется против Зюганова, а значит Кургинян неизбежно втянет православных во внутренние разборки на лево-коммунистическом фронте.

И вот результат – Кургинян наносит по нам удар, пытаясь связать нас с КПРФ и Г.А.Зюгановым. Какие основания? А никаких. Просто очень хочется, ведь Зюганов – главный конкурент Кургиняна на политическом поле. Кстати, нападая на Геннадия Андреевича, Сергей Ервандович не гнушается натяжками. Я не являюсь политическим адвокатом Г.А.Зюганова, но хочу заметить, что действия лидера КПРФ в начале болотной эпопеи вполне можно объяснить и без кургиняновской конспирологии. Логика Зюганова понятна, и она вполне вписывается в коммунистические идеологемы: начался народный протест, а компартия, которая является вроде бы выразительницей народного протеста, главной оппозиционной силой власти, оказывается в стороне от этого протеста, а она должна быть с народом. Примерно так, думаю, рассуждали лидеры КПРФ, и с этим связаны колебания Зюганова в начале «Болотной» и его поддержка Удальцова. Он боялся оказаться на обочине политического процесса. Кроме того, среди функционеров КПРФ есть немало сторонников троцкистской идеологии, отсюда тайная и явная поддержка «болотного движения». Надо отдать должное Зюганову, когда первоначальный ажиотаж спал, он вернулся на прежнюю позицию, никуда он не метался и не делал резких кренов, как утверждает Кургинян. Геннадий Андреевич занял в политическом процессе уже хорошо освоенное место – умеренная критика власти и государственнический патриотизм.

Понятно, что С.Кургиняна раздражает тот факт, что болотная эпопея не нанесла Г.Зюганову имиджевых потерь, что Геннадию Андреевичу удалось пройти через это испытание, даже укрепив свои позиции на левом фланге, поскольку докучавшим ему Удальцовым всерьез занялась прокуратура. Это не только раздражает, но и пугает Кургиняна, потому что именно эту политическую нишу – лево-патриотическую – он и пытается занять. А пока там Зюганов, Кургиняну там нет места. С этим связан весь его пропагандистский пафос, который ничего общего не имеет с аналитикой, а ведь Кургинян пытается позиционировать себя как аналитика.

Между прочим, у Зюганова гораздо более твердая позиция в отношении такого одиозного деятеля большевистского движения как Лев Троцкий. В отличие от Кургиняна, который в одной из своих статей пытался доказать, что между Троцким и Сталиным нет никакой разницы, что это явления однопорядковые, части единого «красного проекта», а различие между ними можно обнаружить только в особенностях характера. Это, конечно, не соответствует действительности, это понимали и большевики 20-30-х годов, это понимают и нынешние лидеры компартии, продолжающие линию Сталина и отвергающие Троцкого и троцкизм. Кургинян троцкизм не отвергает. Кстати, в 38-й серии «Смысл игры» он как о своем идейном гуру говорит вскользь об Антонио Грамши – коммунистическом идеологе, близком троцкизму.

Так что мои риторические вопросы – почему мы должны отдавать предпочтение Сергею Ервандовичу Кургиняну перед Геннадием Андреевичем Зюгановым? Зачем нам, православным, влезать в разборки на чужом для нас левом фланге? – остаются без ответа.

Но Кургиняну показалось мало связать «Народный Собор» и РНЛ с КПРФ. Он пошел дальше, объявив нашу позицию «идеологией РНЕ». Говорил это Сергей Ервандович явно с чужих слов, поскольку он путается даже в терминологии. Во-первых, каким-то боком в его голове к РНЕ оказалась примешано лево-патриотическое общественное движение «Русский лад» (по сути, дочерняя структура КПРФ). У меня есть версия, что его советчики спутали лидера «Лада» депутата Госдумы Никитина с другим человеком. Но это так, к слову. Во-вторых, Кургинян, произнеся название РНЕ, решил объяснить залу, что это за организация, расшифровав организацию как «Российское национальное единство», т.е. человек явно не в теме. Однако направление мысли С.Кургиняна понятно: он будет пытаться «замазать» своих идейных противников связью с РНЕ, которая в глазах, прежде всего, представителей власти и силовых структур воспринимается как движение если не профашистское, то однозначно экстремистское. Это – прямая фальсификация позиции православных патриотов, не согласных с Кургиняном. Видимо скоро следует ожидать следующий шаг – Сергей Ервандович вместе со своим любимым спарринг-партнером Николаем Карловичем Сванидзе поднимут крик и вопль о «наступлении русского фашизма». Пока нас фашистами называли только некоторые представители секс-меньшинств.

Но главное все же не в этом. С.Е.Кургинян сделал себе имя благодаря блистательным победам на телеэкране над своим спарринг-партнером Н.К.Сванидзе. Но эти победы обеспечили ему популярность в основном среди обывателей. А вот для любителей интеллектуальной пищи существует его клуб, в котором Кургинян выступает с лекциями, объединенными общим названием и сутью – «Смысл игры». Иными словами, Сергей Ервандович совершенно в духе постмодерна полагает, что политики в сегодняшней России, да и в мире, нет, есть только игра, а его задача вскрыть тайный смысл этой игры. На это покупаются даже неглупые люди. Впрочем, конспирология всегда была притягательной из-за своей иллюзии приблизиться к тайным знаниям, получить доступ в «клуб понимающих». Вот уже на протяжении 38-ми видео-лекций Кургинян умело обличает американский империализм и наш отечественный либерализм, рассказывает о реальной и не очень подоплеке политических событий, повествует о «смысле игры».

Кстати, слушать лекции Сергея Ервандовича очень непросто. Я пробовал и редко выдерживал эту 2-2,5 часовую пытку, когда сочетаются в самом деле интересные факты и версии, самолюбование лектора, истеричное повторение банальностей. Я удивляюсь, как выдерживают участники его клуба такие посиделки. Какую надо иметь любовь к своему гуру, чтобы регулярно ходить на заседания клуба и досиживать до конца! Думаю, длинные лекции Кургиняна вполне можно было бы уложить в полчаса, максимум, в час – и без потери смысла. Впрочем, возможно лекции помимо информативной имеют и какую-то иную цель, отсюда эти постоянные повторы и специфические приемы обращения с аудиторией?

Так вот на заседаниях своего клуба Сергей Ервандович рассказал о смысле игры почти всех активных политических игроков. Не был понятен только смысл игры самого Кургиняна. Точнее он и его сподвижники активно навязывали общественности – прежде всего православной и патриотической общественности – мысль, что Кургинян как раз не играет, что он – единственный искренний политик. И странное дело, – они почти убедили некоторых православных активистов, что атеист Кургинян наилучшим образом не только понимает политические идеалы православных, но и способен их наилучшим образом озвучивать и защищать.

Но в 38-й серии «Смысла игры» стали, наконец, просматриваться контуры смысла игры самого Сергея Ервандовича. Режиссер-политолог задал алгоритм действий для своих сторонников: теперь недостаточно «общегражданского протеста», теперь нужно переходить к «гражданскому действию». Кургинян заявил, что теперь целью его сторонников будет создание «свободной гражданской территории», на которой будут «свободные от ювенальной юстиции, секспросвета и даже от наркотиков школы и детские сады» (последнее загадка, расстреливать что ли собираются всех приближающихся к школе предполагаемых наркоторговцев?). Просто райский уголок на земле скоро появится! А для достижения этого рая надо всего-то… использовать те механизмы, которые успешно работают на Западе, в частности чартерные (то бишь частные) школы и садики. Откуда деньги на создание этих школ и садиков? Тоже все просто. Надо использовать тот же западный опыт и через закон о чартере отбирать у государства деньги, которое оно выделяет на содержание школ и садиков. И перефразируя своего кумира Ленина, Кургинян объявил лозунг момента: «Вся власть родительским комитетам». То бишь – «Вся власть движению Суть времени». Как и у большевиков лозунг «Вся власть Советам» прикрывал настоящий лозунг «Вся власть большевикам».

В этих рассуждениях С.Кургиняна характерно уже то, что он все время ведет речь о гражданстве и о гражданах. И мне сразу вспоминается дискуссию, которая была на РНЛ с одним из почитателей Кургиняна о том, кем мы, православные, должны быть: верноподданными или гражданами. Кургиняновцы высмеивали наше верноподданничество и утверждали, что мы должны стать гражданами, то есть, мы должны относиться к власти как властьимеющие граждане к нанятым чиновникам. Это – чисто западная теория, на Руси так и не прижившаяся, разве что в Новгороде и Пскове в краткий период усобицы, но весьма скоро эта гражданская вольница была ликвидирована московскими Государями. И с тех пор на Руси господствовал монархический принцип устроения власти (в советскую эпоху в искаженном виде).

Но самое интересное в другом. С.Кургинян фактически предлагает создавать в сфере образования пространство, параллельное государственному. Иными словами, речь идет о том, что мы не будем вмешиваться в общую ситуацию в системе образования, пусть этот «пипл хавает» то, что им предлагают либералы, а мы, «чистые», элитные сторонники движения «Суть времени» будем создавать свои школы. На начальном этапе речь идет о создании параллельных государственной системе образования структур, а дальше, надо полагать, речь пойдет вообще о создании своего параллельного мира.

Как тут не вспомнить протодиакона Андрея Кураева, который в свое время выступил с предложением православным не заниматься проблемами всего общества, а начать обустраивать свой мирок, создать что-то типа «православного гетто», в которое государство вмешиваться не будет. Мы, говорил о.Андрей, будем без давления со стороны государства развивать православное образование, православную культуру, но для своих, для православных и членов их семей, а остальные пусть катятся куда хотят. Я помню, что многие из тех православных активистов, кто сейчас активно поддерживают Кургиняна, критиковали о.Андрея за эту его идею «православного гетто», и, надо признать, справедливо критиковали. Поскольку он предлагал бросить на произвол врага 90 процентов населения России. Но идея отца протодиакона хотя бы имела какой-то смысл, поскольку он предлагал создать закрытую структуру для людей православного вероисповедания. А вот какой смысл имеет идея Сергея Кургиняна, который предлагает создать параллельный мир для сторонников «Сути времени»? Эдакий кургиняновский параллельный мир. Сам Сергей Ервандович, как известно, человек неверующий, поэтому ясно, что туда будут включать только тех, кто пройдет своего рода тест на лояльность идеям Кургиняна. Иными словами вместо «православного гетто» протодиакона Кураева предлагается создать «кургиняновское гетто», то бишь «пространство гражданского действия». И эту идею, как сообщил Сергей Ервандович, он озвучит как главное направление деятельности его движения на завтрашнем митинге.

Кстати, пример использования чужой терминологии (протодиакона Андрея Кураева) без ссылки на источник - похоже фирменный стиль С.Е.Кургиняна. Свой митинг в четверг он предлагает назвать не митингом, а «народным собранием». Совсем недавно лидер партии «Наша родина» культуролог М.Ю.Лермонтов проводил дважды свои Народные собрания (один раз даже в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя). Там тоже собирался народ и принимал разного рода документы. Теперь народ с С.Е.Кургиняном соберется на площади Революции.

Самое удивительное, что наши православные активисты продолжают поддерживать Кургиняна, несмотря ни на что. В частности, в редакцию РНЛ приходят рассылки от Ассоциации родительских комитетов и сообществ России (АРКС) с призывом придти на митинг (народное собрание) Сергея Кургиняна, на котором он намеревается озвучить идею создания параллельного общества.

Мне могут возразить, что проект «Суть времени» создается для других целей, что изначально, как только Сергея Кургиняна начали раскручивать на телевидении при помощи удобного спарринг-партнера Н.Сванидзе, а затем через организацию знаменитого митинга на Поклонной в поддержку Путина, было понятно, что это – проект под следующие выборы. После того были изменены условия выборной кампании, поскольку авторитет «Единой России» неуклонно падает, и даже при мощнейшем включении административного ресурса ЕР не способна на следующих выборах победить, поскольку к партии приклеилось намертво прозвище «партия жуликов и воров», очевидно, что главный куш может достаться КПРФ. Хаотизация партийного пространства не помешает КПРФ добиться успеха, поскольку коммунисты имеют свой стабильный электорат и могут в условиях хаоса привлечь на свою сторону еще и патриотически ориентированный электорат других партий, тех, кто отшатнется от «Единой России» и «Справедливой России». Для того чтобы не допустить победы коммунистов на выборах, предотвратить расширение влияния КПРФ, а может быть, даже и «откусить» какую-то часть от электората КПРФ Администрация Президента заблаговременно начала создавать такие проекты как «Суть времени».

Может быть это и так. Не стану спорить. Но возникает закономерный вопрос: а причем тут православные? Два коммунистических проекта – КПРФ и «Суть времени» – борются между собой, но тут появляются люди, которые говорят, что православным надо стать на сторону Кургиняна, убеждают православный народ, что С.Е.Кургинян – верный союзник православных в борьбе за наши вековые идеалы. Причем, чем очевиднее становится абсурдность этой позиции, тем громче и активнее раздаются голоса в поддержку Кургиняна: мол, надо делать ставку на Кургиняна, и тогда мы, православные, добьемся успеха. И некоторые верят этому.

Интересно, что теперь будут говорить наши коллеги по православно-патриотическому движению после того, как Сергей Ервандович объявил о создании параллельных структур, то есть, фактически, о курсе на демонтаж государственной системы России?

Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

53. Тупичок

"Приход функционален - это объединение людей для удовлетворения духовной потребности общения с Богом." Собственно здесь можно и завершить, обмен мнениями. Эту свою функцию приход, выполняет, и наши рассуждения ему не нужны.
Славянофил / 29.04.2013, 08:29

52. Ответ на 52., Славянофил:

А приход-то тогда зачем? Если приход не община, то тогда он что? Фикция? Витруальный клуб поклонников попа? Что-то тут не сходится. Да идет процесс возрождения прихода, как мощной организующей силы, и на службе стоят не только бабушки, в белых платочках, и школ православных уже не сотни, а тысячи, так почему мы должны бежать за ограду , а не расширять ее? На своей земле? Такого опыта строительства социальной справедливости за церковной оградой, как у нас нет ни у кого в мире. И что? Стены возвели больше китайских, а Веры как основания не было, вот и рухнуло все в момент. Ну Кургинян этого не понимает - его беда, а нам то зачем опять эти башни социальные на болоте возведенные? Какие методики Вы планируете применить для "освоения социальности вне"? Почему нельзя их использовать внутри? Патриарх не велит? Что -то не припомню.

Ещё раз придётся написать. Только начну с конца. Православный не укладывается в приход. И не может укладываться в нынешней экономике. Что есть по своей сути приход. Вот живут православные (в первую очередь - крестьяне=христиане, такова этимология слова). Работают на земле. Базовый уклад - натуральное хозяйство (сбываются излишки). В деревне есть церковь, в которую все ходят. Вот - приход. Все друг друга знают. Все живут православным бытом. Быт людей пересекается и взаимоувязан. Нынешняя ситуация - совсем другая. Люди сами выбирают, в какую церковь ходить. Порою ездят издалека. В результате живут разрозненно и в быту не пересекаются. А пересекаются в быту с другими, часто - вообще не христианами. Уклад у нас - капитализм больших корпораций. Люди своё пропитание не зарабатывают своим трудом, им платят за отдельные операции (это называется узкая специализация). Специалист вынужден работать в безбожном мире, иначе ему придётся терять свою специализацию, а то и профессию. Сегодня некоторые особо боголюбивые христиане на это идут, переквалифицировавшись в певчих, алтарников, сторожей и т.д. Как личный выбор - это возможный вариант, как системное решение - это не работает. Существует такая вещь как экономика прихода, то есть деньги должны поступать извне, от прихожан, которые где-то их получают приносят в храм и финансируют т.о. тех, кто работает при храме. Внутриприходской (замкнутой) экономики быть не может... А стало быть, не может быть и абсолютно внутриприходского образования, поскольку внутри церковных образовательных учреждениях могут учить только церковным дисциплинам. Если все православные дети будут получать только такое образование, то это будет кризисом и Православия и страны. Приход функционален - это объединение людей для удовлетворения духовной потребности общения с Богом. Для монаха, оставившего мир, этого более чем достаточно и у него нет потребности в иных планах человеческих коммуникаций. Иное дело - миряне. Они (мы) - по тому и миряне, что не можем соблюсти подобную верность Богу, чтобы забыть обо всё ином. И если мы это иное притащим в Церковь, то навяжем Церкви несвойственные ей функции. Но если мы - православные миряне, то это значит, что именно мы являемся каналом, по которому Православие попадает в мир. Соответственно, если мы в миру будем выстраивать отношения на основе наших заповедей, то мы будем форматировать социальность так, как нам бы этого хотелось. А сегодня речь даже не о том, чтобы форматировать, а том, чтобы создавать, ибо часто социальность просто отсутствуют (присутствует симуляция социальности). Речь не идёт о том, чтобы бежать за ограду. Мы и так там находимся. Речь идет не о том, чтобы противопоставить что-либо приходу. То, что приходская жизнь развивается - замечательно, но если мы её не дополним созданием новой социальности, будут развиваться патологии того или иного вида: или приход будет превращаться в предприятие, или на приходе будет развиваться чрезмерная регламентация, возникнет новостарчество, или, наоборот, приходская жизнь будет принимать светские черты (футбол между воскресными школами, балы православной молодежи и т.д.). Приход должен быть приходом, а светская жизнь должна быть организована дополнительно , иначе, но на основе Православия.
Андрей Карпов / 27.04.2013, 18:13

51. мы начинаем осваивать социальность вне прихода

А приход-то тогда зачем? Если приход не община, то тогда он что? Фикция? Витруальный клуб поклонников попа? Что-то тут не сходится. Да идет процесс возрождения прихода, как мощной организующей силы, и на службе стоят не только бабушки, в белых платочках, и школ православных уже не сотни, а тысячи, так почему мы должны бежать за ограду , а не расширять ее? На своей земле? Такого опыта строительства социальной справедливости за церковной оградой, как у нас нет ни у кого в мире. И что? Стены возвели больше китайских, а Веры как основания не было, вот и рухнуло все в момент. Ну Кургинян этого не понимает - его беда, а нам то зачем опять эти башни социальные на болоте возведенные? Какие методики Вы планируете применить для "освоения социальности вне"? Почему нельзя их использовать внутри? Патриарх не велит? Что -то не припомню.
Славянофил / 27.04.2013, 09:27

50. Ответ на 47., Славянофил:

Мне думается путь в преображении своего прихода в живую социальную ячейку, в которой солидарность, взаимопомощи, основанные на естественном исполнении своих христианских обязанностей любви и смирения самый простой путь решения, тех грандиозных задач, что стоят перед нашим русским народом. Понимаю, что это не очень убедительно, особенно учитывая некоторую зашоренность многих наших людей, да и мнения священно-началия на такую инициативу , я точно прогнозировать не могу. Вдруг они увидят в этом посягательство на некие правила, или церковные установления, но все же надеюсь на понимание. В противном случае, зачем нам тогда общая молитва, если это не путь к единству ? А ведь его то нам русским и не хватает.

По идее правильно. Но подобный путь кажется не очень реальным по следующим основаниям: 1. Приходы - не общины. Общение людей в приходе в значительной степени ситуационно. Патриарх не случайно акцентировал на том, что социальная работа должна начинаться с выявления нуждающихся в своем приходе. То, что это приходится специально выявлять, показывает, насколько низка интеграция. 2. Каков поп, таков и приход. На приходе всё определяется священником. Иногда это - стимулирующий фактора, а иногда тормозящий. 3. Мы слишком вовлечены в большой мр, вытащены и утащены за церковную ограду. Наше образование - вне прихода, заработок - вне прихода, бытовые вопросы - вне прихода. И вместить их в приходскую жизнь не получится. Поэтому либо мы начинаем осваивать социальность вне прихода, либо через эту нашу выпирающую часть нас приберут к рукам идеологи и практики нового мира...
Андрей Карпов / 27.04.2013, 04:48

49. Россия наше местечко под солнцем, браток.

Год назад патриарх собрал людей к Храму, и это не было похоже на местечковые прения. Это были люди готовые на многое, если не на все, во имя защиты своей веры. Поэтому местечковость нам не грозит, скорее абстрактные мечтания о неких социальных институтах, которые самим своим наличием, тут же нас организуют- опасны. Конечно было бы замечательно всем согласиться с великим и ясным планом возрождения Родины и дружно, в едином порыве ..... Но нет ни плана, ни порыва, ни надежды на князи земные... А вот реальные сограждане во Христе есть. Может на них то и надо надеяться , без властной номенклатуры?
Славянофил / 26.04.2013, 21:40

48. Ответ на 47., Славянофил:

"Ведь эта нехитрая истина о платочках, давно уже должна была на толкнуть нас на тот путь, который верен. Причем это прямой призыв к нам оставить все остальные дороги и тропинки поисков глобальных решений судьбы страны, а сосредоточиться на самом близком к тебе - твоем православном приходе. Именно это то место, куда необходимо направить все свои силы и ресурсы... Почему мы не хотим именно здесь реализоваться? Ведь это и есть самая ясная структуризация русского народа. Эту сеть Христову и спасли для нас белые платочки. И вот теперь, чудится мне, настала пора превращать приходы в настоящее братство русских. Вот вам и место, и поле для социального развития, и не надо дублировать его никакими завиральными движениями... Мне думается путь в преображении своего прихода в живую социальную ячейку, в которой солидарность, взаимопомощи, основанные на естественном исполнении своих христианских обязанностей любви и смирения самый простой путь решения, тех грандиозных задач, что стоят перед нашим русским народом...". Думается, что так, но не исчерпывающе. Вы говорите об одной из важнейших, может, важнейшей, форме, но не единственной. Русский человек, как известно, широк. А Россия, как тоже известно, в никакие рамки не вмещается. Поэтому общинная организация - не универсальная форма организации русского народа. Согласен лишь, что ее необходимо всячески поддерживать, стремиться к ней. Но не ограничиваться. А то это уже на местичковость будет похоже.
Брат-3 / 26.04.2013, 20:04

47. Ответ на 42., Анатолий Степанов:

""Платочки спасли Русь". Не белое движение, не монахи даже, а платочки, т.е. смиренные и слабые физически женщины и скорее даже бабушки". Одно замечание. Не надо уж так буквально понимать слова Серафима Вырицкого. И платочки, и белое движение (не в узком понимании, в осьемнандцатом году, а широком), и монахи. А если еще точнее, то разделять эти вещи не правильно (в контексте, как Вы это представили).
Брат-3 / 26.04.2013, 19:47

46. Платочки спасли Русь

Размышления А.Карпова о том, как нам обустроить Россию, вызванные думами Анатолия Дмитриевича, представляются мне очень важными и интересными , за что я им искренне благодарен. Но хотел бы обратить внимание участников форума на мысль вынесенную в заголовок моего мнения. Ведь эта нехитрая истина о платочках, давно уже должна была на толкнуть нас на тот путь, который верен. Причем это прямой призыв к нам оставить все остальные дороги и тропинки поисков глобальных решений судьбы страны, а сосредоточиться на самом близком к тебе - твоем православном приходе. Именно это то место, куда необходимо направить все свои силы и ресурсы. Здесь твои по крови и духу, здесь твои братья и сестры, которых чаще всего мы не знаем даже по именам. А ведь причащаемся из одной чаши, кто же ближе нам? Почему мы не хотим именно здесь реализоваться? Ведь это и есть самая ясная структуризация русского народа. Эту сеть Христову и спасли для нас белые платочки. И вот теперь, чудится мне, настала пора превращать приходы в настоящее братство русских. Вот вам и место, и поле для социального развития, и не надо дублировать его никакими завиральными движениями. А то нас уже начинают учить всякие "ценностные политики" , не уточняя правда , каких именно ценностей они придерживаются. В определенном смысле церковь наша - Китеж, какого же еще параллельного жития мы ищем? Ведь суть " Кургиняновской сути" - это попытка создать свою секту, это пробовали уже многие в нашем прошлом. Причем ничего нового в технологии он не предлагает, кроме своей персоны в качестве мессии. И в результате всего лишь опять оторвет часть доверчивых людей от пути к истине. Это уже происходит с неоязычеством, которое стало для наиболее энергичных молодых людей лишь ступенью к радикальному исламу. Может быть я ошибаюсь, объясните в чем? Мне думается путь в преображении своего прихода в живую социальную ячейку, в которой солидарность, взаимопомощи, основанные на естественном исполнении своих христианских обязанностей любви и смирения самый простой путь решения, тех грандиозных задач, что стоят перед нашим русским народом. Понимаю, что это не очень убедительно, особенно учитывая некоторую зашоренность многих наших людей, да и мнения священно-началия на такую инициативу , я точно прогнозировать не могу. Вдруг они увидят в этом посягательство на некие правила, или церковные установления, но все же надеюсь на понимание. В противном случае, зачем нам тогда общая молитва, если это не путь к единству ? А ведь его то нам русским и не хватает.
Славянофил / 26.04.2013, 19:37

45. Ответ на 43., Анатолий Степанов:

Вот если завтра Карпова назвачат министром социальной инфраструктуры, какое общественное устройство он начнет проектировать?

Слово "проектировать", думаю, ошибочно. Правильнее, сказать "растить". Выращивание от проектирования отличается тем, что проектирование предполагает некий искусственный план, по которому реальность жестко форматируется, а выращивание предполагает помощь тому, что образуется изнутри. Что-то отсекается, что-то поддерживается... Полезное размножается... Информация собирается, фильтруется и транслируется... Что в результате получится? Есть, например, понятие неотрайбализма - то есть это социум малых групп. Я подозреваю, что в этой концепции м.б. здоровое зерно... Дело ведь не в том, что разрушены советские структуры - они разрушились по многим причинам, но то, что мешает реализоваться социальности теперь - это с одной стороны, медийность (СССР всё же в значительной степени был домедийным образованием), с другой стороны прометеевская пораженность индивидуального сознания (проникновение неогуманизма). Такой вот штришок. Профессиональный музыкальный руководитель отметил, что всё тяжелее учить людей петь хором. Хор должен звучать едино, а сейчас каждый старается слышать свой голос, в результате хор распадается на отдельные голоса... И эти оба фактора надо учитывать. Это как раз очередной "виток" реки времени.
Андрей Карпов / 26.04.2013, 17:22

44. Ответ на 42., Анатолий Степанов:

Краткие по необходимости замечания:Пример царей Петра и Иоанна некорректен, поскольку их утверждало не вече, а восставшие стрельцы, отдавшие власть Софье.Вы говорите о трех моделях: принятия реальности, силовой борьбы и ухода, но теория, как всегда суха, моделей больше, либо они разнообразнее. По крайней мере, вы забыли про самую правильную модель отношения к реальности - несиловое сопротивление, она более всего соответствует православному мировоззрению. И не только православному. Суть этой модели лучше всего выражает древняя мудрость: "Капля камень точит". Эту мудрость на свой лад выразил наш великий писатель Валентин Распутин, сказавший, что "русский народ перемолол большевизм". Чем перемолол? Не только и даже не столько силовым сопротивлением, хотя и оно было, а смирением и терпением. А еще лучше сказал прп. Серафим Вырицкий: "Платочки спасли Русь". Не белое движение, не монахи даже, а платочки, т.е. смиренные и слабые физически женщины и скорее даже бабушки. Вот наш путь. И это не давняя история, а совсем недавняя, - так что ссылка на реку времени неуместна.

Анатолий Дмитриевич! А что есть "несиловое сопротивление"? Это - не сопротивление мнений, а сопротивление быта. То есть как раз манифестация иной реальности. Житие по нравственным принципам несмотря ни на что... Эта реальность тогда ещё существовала (женщины - всегда более ответственно сохраняли традицию). Но река времени реальна. За те 70 лет, что прошли деградация социальности заметно ускорилась и зашла очень далеко... Это ведь была эпоха домедийная... Кризис социальности стал явен лишь к концу 70-х годов... Сегодня наше "несиловое сопротивление" виртуально. Виртуальны наши статьи, наши митинги, даже наше православие часто оказывается виртуальным - достаточно посмотреть, сколько женщин снимают платочки, выходя из храма... Мы разделены в мiру плотным проникновением нехристианской и даже антихристианской культуры. Наше православие остаётся исключительно личным делом, не претворяясь в социальную реальность (за очень редкими исключениями). Я же предлагаю сделать социальное сотрудничество на инобытийной основе приоритетом каждого православного. При этом в том, что мы делаем не должно быть ложной "икономии, т.е. согласия с губительными тенденциями мiра... И помощь в построении этого инобытия важнее политической деятельности (просто несравнимо!)
Андрей Карпов / 26.04.2013, 17:00
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 3
21.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
«Русские мыслители о судьбе и предназначении России»
Научно-практическая конференция. Часть 1
18.11.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 17:18
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
22.11.2024 16:54
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 16:25
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Калужанин
22.11.2024 15:11
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:43
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.11.2024 13:22
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Ленчик
22.11.2024 13:22