Давайте сначала рассмотрим перспективы вступления в Зоны Свободной Торговли с Европейским Союзом. Первоочередный акцент, на котором делают ставку так называемые «евроинтеграторы» – это отмена визового режима. Это якобы открывает для украинцев «окно в Европу».
Но на практике это «окно» не такое уж и большое, а часто и просто зарешеченное. Для примера Болгария и Румыния, еще 5 лет назад ставшие членами ЕС (а не просто «соседями» на что мы претендуем), до сих пор не приняты в «Шенгенскую зону» из-за опасений более зажиточных и «уважаемых» стран ЕС массового притока румынских и болгарских «заробитчан». Ведь свободное перемещение капитала и рабочей силы только укрепляет массовую миграцию, которая в лице, прежде всего, молодых и перспективных специалистов, ведет к утечке капитала и, в конечном счете, к стабильной безработице…Примером этого служат Прибалтийские страны, которые сначала массово покинули нужные производству и экономике специалисты, потом фактически исчезла промышленность, что, в свою очередь, привело к высокой общей безработице, особенно среди молодежи (27-30%).
Второй «мнимый» плюс – это приток объема инвестиций. Да, бесспорно, у нас есть сферы, которые остро нуждаются в инвестировании и, более того, существует достаточное количество интересных инвестиционных проектов, которые ожидают финансирования. Но опять же, политическая нестабильность и внутренние конфликты по типу недавнего блокирования парламента или неугомонных FEMEN лишь отпугивают инвесторов. Все это активно обсуждается в СМИ, выходит на международный уровень и делает посмешище из нашей страны, а инвестировать в цирк решиться далеко не каждый бизнесмен.
Третий – Европейские стандарты. Все мы не раз слышали это выражение, но далеко не многие понимают, что именно скрывается под «европейскими стандартами». Конечно, это и определенный уровень жизни, и регулирование законодательной базы, определенная модернизация экономики – картинка вырисовывается хорошая, но вот вопрос в том, сможем ли мы соответствовать или хотя бы приблизиться к этому уровню? Или мы опять безвозмездно отдадимся, как мы поступили с СОТ?
Не стоит забывать, что, согласно «договору об Ассоциации», в течение 4-5 лет Украина должна имплементировать весь корпус европейских стандартов в качестве национальных. А их, на минуточку, более 20 тысяч – от расположения лампочек, розеток, вида дорожных знаков и «зебр» на переходе до шага резьбы гаек и болтов. В таком случае Украина должна отказаться не только от национальных стандартов, но и отозвать, как несоответствующие европейским, межгосударственные стандарты, действующие в рамках СНГ. Это может привести кт тому, что ни одно украинское предприятие не сможет поставлять продукцию в Таможенный союз, где сейчас, наоборот, возрождаются многие традиционные ГОСТы, по многим параметрам лучше защищающие права потребителя.
Еще одно неукоснительное требование к Украине – «Директива по развитию железных дорог». Оно, в частности, предусматривает ликвидацию государственного статуса «Укрзализныци» и, таким образом, повышение тарифов на перевозки по причине прекращения дотаций из государственного бюджета. «Развитие железных дорог» предусматривает и выполнение Директивы «О совместимости железнодорожных систем в рамках Сообщества». Хотелось бы напомнить, что ширина железнодорожной колеи у нас – 1520-мм. В Европе – 1435-мм. Общая длина железных дорог Украины – более 30 тысяч. По ним ездят 139,5 тысяч вагонов и 6,1 тысяч тепловозов, электровозов и дизель-поездов. И у всех далеко не по одной колесной паре! Где брать деньги на замену всего этого?
Что же касается Таможенного Союза, то тут ситуация более прогнозируемая. Этот путь нами уже в какой-то мере протоптан исходя из совместного прошлого. Ни для кого не секрет, что в Украине налажена система торговли и взаимоотношений со странами постсоветского пространства. Внешнеторговый оборот между Украиной и Россией в 2011 году достиг 54,9 млрд. долларов, что составляет около 33% от общего товарооборота Украины. Казахстан – 4,4 млрд., Беларусь – 6 млрд. А уже в период за январь-июнь 2012 года - 22,342 млрд. долларов только с Россией! По мнению Института экономики НАН Украины ратификация и запуск зоны свободной торговли в рамках СНГ позволит увеличить товарооборот еще на 35%.
Примерно 75-80% торговли приходится именно на эти страны, уже гармонизирован товарооборот, имеются стабильные торговые и производственные связи и совершенно неразумно сейчас от этого отказываться.
Самый заманчивый плюс – это снижение цен на газ. Вопрос настолько болезненный для Украины, что уже нет сил о нем говорить.
Так же автоматически останавливается падение промышленного производства и рост безработицы, сохраняются квалифицированные и высоко оплачиваемые рабочие места с официальной зарплатой. Следует помнить, что в торговле Украины с ЕС превалирует импорт готовых товаров (украинцы потребляют то, что европейцы производят). Украинские производители не могут на равных конкурировать с европейскими компаниями. Украинский экспорт в ЕС – это преимущественно сырье, полуфабрикат и продукция с низкой степенью обработки.
В то же время на страны Таможенного союза приходится основная доля украинского экспорта товаров с высокой степенью переработки. Это продукция агропромышленного комплекса, машиностроения, авиации, производства двигателей, судостроения, энергетики. В целом, более 64% общего экспорта украинского машиностроения приходится на страны СНГ. А это – рабочие места, заработная плата, наполнение бюджета.
Рост экспорта за счет снятия таможенных барьеров и ограничений на продукцию может составить 60%. Только увеличение объема экспорта в Российскую Федерацию оценивается в 4,6-8,8 миллиардов долларов за 3 года. Одна отмена российских защитных мер в отношении Украины приведет к увеличению украинского экспорта в РФ на $ 670 млн. в год. Только прямой выигрыш Украины от вступления в Таможенный союз может составить 6,5-9 млрд. долл. в год. Годовой прирост ВВП Украины от вступления в ТС оценивается в 1,5-6%.
Вступление в ТС означает для Украины привязку к новым центрам мировой экономики – странам БРИКС и ШОС. Именно, они, а не Европа и США, будут определять облик мировой экономики и политики в ближайшие десятилетия. Между тем, отношения между Украиной и Китаем развиваются неуверенно. Недавно китайская частная автомобильная корпорация «Джилли» заявила о переносе производства в Белоруссию, а китайский банк развития на миллиард гривен урезал сумму, которую предполагалось затратить на реконструкцию украинских ТЭС.
Сторонники европейской интеграции умалчивают и о том, что договор об ассоциации с ЕС является, прежде всего, масштабным торговым соглашением. Этот договор устанавливает свободный доступ европейских товаров и услуг, на украинский рынок, а украинских – на европейский. Но проблема заключается в том, что реально украинские производители не смогут поставлять свои товары на европейский рынок из-за технической отсталости и несоответствия стандартам ЕС. Как пример, после присоединения ко ВТО, Украина была обязана ввести с 2010 года запрет на продажу мяса, сала, масла и молока, произведённых в домашних хозяйствах (вступление в силу соответствующего закона уже дважды переносилось, и до президентских выборов, конечно же, не произойдет). Соглашение о ЗТС выметет с наших базарчиков также и квашеную капусту, соления, моченые яблоки, натуральное масло, телячью вырезку и даже мед, потому что «Директива по общему каталогу сортов сельскохозяйственных видов растений» строго указывает, что именно произрастающее на наших черноземах, может продаваться.
И если в последние годы Украина экспортировала в Европу 3 млн. т. пшеничного зерна, то теперь поставки пшеницы в ЕС будут ограничены одним миллионом. Из 300 тыс. т. сахара, которые Украина способна продавать Евросоюзу, ей будет позволено поставлять в 10 раз меньше! Подобные ограничения предусмотрены для всех видов сельхозпродукции. Что не удивительно – сельскохозяйственные войны за квоты не затихают даже между полноправными членами ЕС. Кроме того, по 24 группам сельхозтоваров Украина обязуется ежегодно снижать экспортную пошлину на один процент, вплоть до нуля. Кстати, по другим видам сырья, включая продукцию первичной переработки металлов, Украина обязана сразу же после вступления в силу Соглашения установить экспортные пошлины вдвое ниже тех, что ей удалось отстоять на переговорах по вступлению в ВТО. А в течение 7-10 лет и вовсе довести до нуля.
Нам расхваливают европейский вектор интеграции Украины, но почему, же тогда Европа просит у коммунистического Китая кредиты? Выходит, что нас зовут туда, где происходит коллапс идеологии и экономики. И что нам там делать? Быть в качестве дешевой рабочей силы и сырьевого придатка?
Определенный плюс в любых интеграционных отношениях – это снижение таможенных пошлин. Именно этот момент часто является предметом споров – каждый пытается тянуть одеяло на себя, учитывая исключительно личностные интересы. Для нас выбор состоит в том, с кем и на какие условия мы пойдем. Конечно, немного отягощают ситуацию обязательства, которые мы взяли перед ВТО: при вступлении в Таможенный Союз нам придется повышать тарифы и ставить в известность всех членов ВТО, так как внутренние тарифы Таможенного Союза выше, но с другой стороны Россия сама вступила в ВТО и это несет за собой определенные преимущества. Но в ВТО так же есть определенный срок, которые они предоставляют для урегулирования экономических показателей и его могут продлить исходя из экономических реалий страны.
Подводя итоги, хочу сказать, что все зависит от того на каких условиях мы присоединимся к тому или иному союзу. Главное, что бы мы опять, как слепые котята, не вступали «ради того, чтобы вступить», а взвешенно и последовательно отстаивали национальные интересы. Евросоюз предлагает модернизацию экономики, сказочные реалии в долгосрочной перспективе, но учитывая, что экономика Украины сотрясается от любого сквозняка, еще неизвестно доживем ли мы до этой долгосрочной перспективы! Ведь только в январе этого года прямой внешний долг Украины увеличился на 0,4% по сравнению с показателями декабря 2012 и сейчас составляет 26,22 млрд.дол., а Вы сами понимаете как это отображается на экономике. Да и в Евросоюзе сейчас ситуация тоже далека от идеальной – он буквально разваливается изнутри. И зачем мы стремимся запрыгнуть в машину, летящую с обрыва вниз?
Так называемые украинские патриоты говорят, что вступление в Таможенный Союз это потеря независимости, потому часть полномочий будет передана в надгосударственный орган – в части регуляции таможенных тарифов. Но по соглашению с ЕС Украина должна гарантировать, что приведет ВСЕ законодательство в соответствие с юридическими актами ЕС. Более того, любой вновь принятый документ Еврокомиссии, Совета Европы и т.д. должен быть немедленно имплементирован в законодательную систему Украины. В Соглашении четко прописано: «Украина должна гарантировать, что в конце соответствующего периода времени, ее законодательство будет полностью совместимо с принятыми юридическими актами ЕС» (текст документа). Именно гарантировать! Вопреки нормам Конституции! Это огромная мина под государственный суверенитет Украины и посягательство на его принципы, которая рано или поздно взорвется. Ведь законодательство ЕС местами очень «интересное» и неприемлемое для нашей страны – там и легализации однополых браков, и возможность для однополых семей усыновлять детей, и либеральное отношение к некоторым видам наркотиков… Хотим ли мы этого?
Со странами ТС у нас, наоборот, схожие ценностные ориентиры, а соглашение о ТС не навязывает никакой политической составляющей.
А самое обидное, что если будущие члены ЕС из Восточной Европы и исполняли подобное, имея гарантии принятия в Евросоюз, то о приеме Украины речь даже не идет. Более того – поскольку это добровольное самоистязание рассчитано по Соглашению на десять лет, то, следовательно, раньше данного срока даже вопрос ассоциированного членства ставиться не будет. Причем из смысла Соглашения вытекает, то эти 10 лет – лишь первая фаза «сближения».
Таможенный Союз несет в себе ярко выраженную краткосрочную перспективу, а Зона Свободной Торговли с ЕС – долгосрочную. Но учитывая экономические реалии нашей страны – нужно жить сегодняшним днем, потому что завтра все может перевернуться с ног на голову. Естественно, самое выгодное положение для нашей страны – это подписать оба соглашения на выгодных для нас условиях, но все прекрасно понимают, что это практически невозможно. Тем не менее, лучше никуда не вступить, чем вступить на невыгодных для нас условиях и окончательно похоронить страну.
Вадим Колесниченко, народный депутат Украины
Впервые опубликовано на сайте «Русские на Украине»
3. Re: Интеграция с ЕС гарантирует потерю суверенитета Украины
2. Re: Интеграция с ЕС гарантирует потерю суверенитета Украины
1. Трезвая оценка экономических последствий выбора.