А поле битвы – литература

Николай Лобастов о статье Ирины Лукьяновой, подвергшей критике призыв привести к единому знаменателю преподавание литературы

0
822
Время на чтение 6 минут
На сайте «Православие и мир» Ирина Лукьянова ответила на призыв председателя комитета по культуре Общественной палаты П.А.Пожигайло привести к единому знаменателю преподавание литературы.

То, что на этом сайте, мягко говоря, не строго придерживаются православной аскетики, к этому все уже привыкли, время такое: разброс мнений даже внутри ограды Церкви все расширяется – либерализм за оградой.

Но чтобы на православном сайте проповедовались открыто нехристианские взгляды, несколько удивляет, опять же мягко выражаясь. Автор статьи сетует, что «реформаторы русскую литературу плохо читали». Да, Пожигайло литературу знает слабее автора статьи, но зато он знает Евангелие! Ирина Владимировна хорошо знает литературу, но вот Евангелие и «Катехизис» не только плохо знает, но откровенно противостоит их духу.

В Евангелии сказано понятно: Истина одна, и эта Истина – Христос.

Кстати, классики катехизис знали.

Л.Толстой: «Для нас, с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого».

Гоголь: «Нет другой двери, кроме указанной Христом, и всяк пролезай иначе есть вор и разбойник».

Достоевский: «Если б кто мне доказал, что… истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной».

Но для современных «православных» учителей литературы это устарело. Ирина Владимировна удивляется, разве можно «раздавать однозначные оценки — Катерина ошибалась, Татьяна поступила правильно, Каренина грешница, Гоголь был прав, Лермонтов неправ, Чернышевский вообще государственный преступник»?

Да, Господь наш Иисус Христос жалел грешников, но самому греху давал именно «однозначные оценки»; никакой двусмысленности, неоднозначности в определении блуда, самоубийства, дерзости, гордыни и т.п. в Евангелии нет. Нет этих круглых, ни к чему не обязывающих гуманно-либеральных рассуждений: знаете, при определенных условиях, да с какой стороны посмотреть, да это все личное… «Где нет закона, нет и преступления» (Рим. 4: 15).

Это хорошо понял Гоголь, который много писал о том, что без эталона к художественному показу действительности приступать опасно, что «вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого». «Без Христа, ... не взявши в руки небесного светильника, нельзя опуститься в темную глубину человека», - писал он. Кто же измеряет без эталона? Имея в уме, разуме, чувствах Свет Христовых заповедей, человек может рассудить, что есть добро и зло.

«Задача курса литературы, - продолжает рассуждать Ирина Владимировна, - не в том, чтобы поделить авторов и их героев на агнцев и козлищ по какому-то выдуманному параметру…» Вместо твердой веры в незыблемость Евангельских «параметров» и четкого деления на козлищ и овец мы видим сильное желание размыть границы добра и зла. Именно на это как на главную тенденцию современной жизни указывает нам постоянно Святейший Патриарх. Именно этот тонкий яд сегодня заменил лобовую коммунистическую атаку на Православие, не став при этом менее опасным и ядовитым.

Что такое любовь? Христиане знают: «Бог есть любовь». А «такого закона, чтобы человек любил человечество, не существует вовсе; и если есть и была до сих пор любовь на земле, то – не от закона естественного, а единственно потому что люди веровали в свое бессмертие» (Достоевский «Братья Карамазовы», кн. II, гл. 4). «Начинают любить человека по книжке и отвлеченно», - сетует «неудобный» Достоевский и весьма точно замечает: «Отвлеченно говорить любят только эгоисты».

Достоевский, кажется, весьма убедительно развенчал пришедшее вместе с гуманизмом понятие любви без Христа, но наши знатоки литературы упорно возвращают нас в рамки западного, гуманитарного, секулярного понятия этого основополагающего принципа христианства. Для Ирина Владимировны любовь – «это способность быть рядом, любить, заботиться - в горе, в бедности, в страдании; любить свою жену, мать, брата, мужа, Родину не только сильными, красивыми и победительными, но и глупыми, несчастными, неправыми, побежденными и слабыми». Евангельского «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37), она, естественно, не вспоминает: не тот формат. Правильно, легче говорить «со школьниками именно о страсти и любви», чем о любви к Истине и Кресту. Отсюда полное непонимание поступков героинь: «Маша Троекурова и Татьяна Ларина за свое счастье не борются». Естественно, ведь они по-христиански не знают «своего» счастья! «Любовь не ищет своего» - говорит Апостол Павел. Они ищут, как угодить Богу, а не своим страстям. Сегодняшним любителям полной свободы это непонятно.

И вот вывод: «Заставить любить нельзя — не только человека, но и Родину. Тем более невозможно заставить правильно любить при помощи методички. Так что все это глупости».

Оказывается, вся мощь государственной поддержки и цензуры именно той литературы, которая пыталась научить любить Родину до 1917 года – это глупость. Забота советского государства о нравственности своих граждан – глупость. А вот оставить свой народ на растерзание развратителям – умно. В нашем городке (20 тысяч населения) в центральной библиотеке не выписывают уже ни одного журнала! На днях при мне заходит на почту интеллигентная женщина и спрашивает журнал… «Дом-2». Вот теперь – не глупость, а свобода! Ведь наши ближние выбрали эту нелюбовь к Родине свободно, их никто не заставил? Они в нашем далеком волжском городке САМИ, без чьей-либо помощи в своей иерархии ценностей на первое место поставили «Дом-2», видимо, всю жизнь только и мечтали об этом?

Отец Тихон (Шевкунов) на днях снова напоминал: «Если мы не будем на поле продвигать культуру, взращивать полезные злаки, если мы создадим рыночные равные условия сорнякам и злакам — будут только сорняки, плевелы. Вот вам лживый насквозь закон рынка, подсунутый нам! Над добрым надо трудиться, в том числе, беспощадно выпалывая злое… Возьмите американские, французские, британские телевизионные каналы — все работают в одном направлении! Культурная информационная политика государства определяется непререкаемыми важнейшими целями, которые даже не дискутируются».

А у нас обратное не дискутируется… на «православном» сайте.

Ирина Владимировна приводит пример однозначного толкования: «Чацкий — опасный вольнодумец, который несет в Россию страшные и чуждые ей идеи насильственной смены власти и вообще гибельного либерализма, не уважает старших... Разумеется, мы эту концепцию обсудили на уроке; моих девятиклассников она скорее насмешила». Правильно, кто же в 16 лет не будет смеяться над концепцией «уважения старших»? Кто из вас может представить, чтобы в 16 лет были консерваторами, традиционалистами, православными и монархистами? Представили? А в 50 лет – анархистами, романтиками и максималистами? И я, помню, над подобными концепциями «уважения старших» смеялся в их возрасте! Вот только учитель – это не тот, кто идет на поводу у страстного желания молодых «блудных детей» покинуть Отца и посмеяться над Ним, а тот, кто предупреждает о вечных, абсолютных, неизменных, единых правилах – заповедях Божиих.

Не подстраиваться под времена, возрасты и ветра, что дуют за оградой, а твердо стоять на одной «концепции» - евангельских истин. Чтобы юные искатели правды не своими страстями, похотями и прихотями восторгались, а сверяли их с вечными ценностями - «едиными».

Вы придерживаетесь других взглядов? Что ж, это понятно и естественно. Кто же против? Во всем мире, всюду и всегда, люди имели разные взгляды - фашистские, антирусские, человеконенавистнические, либеральные, эгоистические, эстетические и прочее и прочее, но вот в школе проповедовать все «многообразие человеческого опыта, отраженного в литературе», без разбора, разрешает только то государство, которое готовится завтра умереть, начиная от Римской империи и заканчивая Россией после 1905 года.

«Честно говоря, я не представляю, кто может меня заставить на уроке говорить то, во что я не верю, и придерживаться методичек, навязывающих определенные взгляды».

Как «кто может заставить»? Государство! Зачем государству служащие, которые говорят все, что им заблагорассудится, вплоть до антигосударственных выпадов? Такого мы никогда не знали до «перестройки», такого и сейчас нет в большинстве стран – и это норма. Причем, никто никого не собирается репрессировать, пожалуйста, закручивайте, например, гайки на производстве, при этом имея в голове самые «разнообразные» мысли, только эту кашу сеять в головы своих сограждан государство не может допустить по простой причине – самосохранения, ведь мы все плывем в одной лодке.  

В конце статьи И.В.Лукьянова откровенно высказывает свои опасения: «Маятник русской истории качнулся в сторону заморозка, происходит очередная смены парадигм, которую пытаются отразить в преподавании литературы и истории. Происходит попытка прикрутить перестроечную вольницу, плюрализм и разномыслие».

Да, вакханалию «многообразия» истин, «плюрализма» в понимании добра и зла пора прекратить, ибо без единого и крепкого духовного стержня не может устоять никакое государство, общество, нация. Это вопрос выживания. И огромные слова благодарности и поддержки Павлу Анатольевичу, что он взял на себя смелость напомнить нам, трусливым и слабым, что пора спасать наших детей от «перестроечной вольницы и плюрализма», ибо с нас, учителей, спросят строго. И спросит не расплывчатое «добро и гуманность», а вполне конкретные Ангелы. Но это уже с православных, а не с авторов сайта «Православие и мир».  

Николай Алексеевич Лобастов, Нижегородская область, учитель, 30 лет стажа, автор книги «О русской литературе. Записки сельского учителя»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: А поле битвы – литература

Спасибо, Николай Алексеевич, за дельную статью. Поддерживаю.
Бука / 12.03.2013, 19:22
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Алексеевич Лобастов
Как уроки литературы приводят к Богу
Учитель Николай Лобастов о вечных вопросах
02.09.2020
Шнуров – «производитель смыслов»
О скандальном выступлении певца-матерщинника в Общественном Совете при комитете по культуре Госдумы
25.03.2019
Плоды гнилого дерева
Керченская трагедия - результат образовательной и культурной политики государства
26.10.2018
Все статьи Николай Алексеевич Лобастов
Последние комментарии
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Лев
23.11.2024 12:40
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.11.2024 12:14
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 12:04
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 12:01
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:26
«Полное освобождение Курской области может дотянуться до весны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 11:01
Кощунственные рекомендации синодальной комиссии по биоэтике
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.11.2024 10:59