«Адепты этого раскола во всем подобны Валентинианам и Маркианам»

Священник Кирилл Михайлов сравнил «Заостровский раскол» с гностическими сектами

Заостровский раскол  Проблемы церковной жизни 
0
1536
Время на чтение 8 минут
Заостровский раскол, о котором нам поведал корреспондент РНЛ, более всего поражает не новшествами в богослужении (тем более, что эти новшества имеют уже довольно длинную бороду, насчитывая почти сотню лет, и помимо ничтожно малой части околоцерковной интеллигенции, никого особо не прельщают), но, во-первых, наличием иерархии, альтернативной канонической, во-вторых же, строгим делением людей на разряды.

Адепты раскола, конечно же, доказывают, будто они возрождают древний обычай Церкви, где действительно были верные, оглашенные, разные степени кающихся. Но тогда это был общий обычай, всем понятный и не вносивший каких-либо разногласий в среду верующих. В его основе была высота нравственного чувства, а не степень знакомства с неким, не разделяемым церковной полнотой, учением. Почему православные верующие с других приходов, буквально изгоняются из храма, точно они язычники? И почему принимаются без всяких вопросов люди только их (кочетковской) системы? Это ли исполнение заповеди: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13. 35)? Или указанную заповедь кочетковцы распространяют только на себя самих, уподобляясь фарисею, вопросившему Христа: «И кто есть ближний мой» (Лк. 10, 29)?

Последнее предположение подтверждается специалистом - председателем Экспертного совета по религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ профессором А.Л.Дворкиным. Он в недавнем интервью назвал учение Кочеткова «экклесиологической ересью», которая утверждает: «Церковь имеет «синагогально-синаксарную структуру, т.е. состоит из двух неравных частей, из «полных» и «неполных» членов… Себя «кочетковцы» представляют как своеобразную «элиту» Церкви, «суперцерковь», или, может быть, даже единственную правильную, единственную истинную церковь, и прилагают все усилия, чтобы этот «светоч» освещал ту самую темную массу простых, «непродвинутых» людей, выбирая из нее достойных войти в их просвещенный круг».

Строгое деление людей на разряды на основании продвинутости в каком-либо учении свойственно сектантскому сознанию. Дабы показать, к чему приводит в конце концов мнение о своей избранности, воспользуемся трудом священномученика Иринея Лионского, жившего во II веке, «Против ересей». В первой книге святой пишет о гностической секте Валентиниан, адепты которой всех людей делили на три рода: духовных, душевных и вещественных. К духовным сектанты относили только себя, к душевным - христиан Вселенской Церкви, к вещественным - язычников.

Цитата из труда священномученика Иринея о мнениях Валентиниан: «Душевные люди обучены в душевном: такие люди опираются на дела и простую веру и не имеют совершенного знания. Это, говорят, мы, принадлежащие к Церкви. Потому-то, как объявляют, и необходимы нам добрые дела, ибо иначе невозможно спастись. О себе же самих решительно полагают, что во всяком случае и непременно спасутся; не посредством дел, но потому, что они по природе духовны. Ибо, как перстному невозможно стать причастным спасения…, так, опять же, духовное, каким почитают себя самих, не может подвергнуться тлению, до каких бы деяний ни снизошли они. Ибо как золото, положенное в грязи, не теряет своей красоты, но сохраняет природные свои качества, и грязь не может ничего дурного причинить золоту, так и они, по их словам, до каких ни унизятся вещественных деяний, ни малого не потерпят вреда и не утратят духовной сущности. Потому «совершеннейшие» между ними небоязненно делают и все дела запрещенные, о которых Писания уверяют нас, что творящие их Царствия Божия не наследуют. Так, они без разбора едят идоложертвенные яства, думая, что нимало не оскверняются ими, и на всякое праздничное увеселение язычников, бывающее в честь идолов, сходятся первые, так что некоторые из них не воздерживаются и от ненавистного Богу и людям зрелища борьбы со зверями и человекоубийственного единоборства. А другие до пресыщения предаются плотским наслаждениям и говорят, что воздают плотское плотскому, а духовное - духовному. И одни из них тайно растлевают женщин, слушающих у них это учение, как неоднократно многие женщины, обольщенные некоторыми из них и потом обратившиеся в Церковь Божию, исповедали вместе с прочими заблуждениями и это; а другие явно и бесстыдно, влюбившись в каких-либо женщин, сманивали их от мужей и брали к себе в сожительство. А иные, сначала обещаясь жить с ними честно, как с сестрами, с течением времени обличали себя, когда сестра делалась беременна от мнимого брата. И делая много иного мерзкого и безбожного, они обличают нас, страхом Божиим хранимых от согрешения даже мыслью и словом, как невежд и ничего не знающих; а самих себя превозносят и называют «совершенными» и «избранным семенем». О нас они говорят, что мы получаем благодать в пользование, почему она и отнимется у нас; а о себе, что имеют в собственности приобретенную благодать, которая сошла свыше… Нам, которых именуют душевными и считают людьми от этого мира, необходимы воздержание и добрые дела, чтобы посредством их войти в среднее место; а им, которые называются духовными и совершенными, как говорят, это нимало не нужно; потому что в плирому вводит не какая-либо деятельность, а семя, оттуда сообщаемое в незрелом состоянии и здесь достигающее совершенства».

Мы не говорим, что адепты Заостровского раскола и прочие кочетковцы во всем подобны Валентинианам II века - такое было бы в высшей степени странным. Однако есть и нечто общее - идея избранности, а также исходящее от нее желание делить людей на степени духовного ведения. Чем еще объяснить факт непочтения священника Иоанна Привалова к своему родителю, как не заведомым отнесением его разряду низших существ (душевных или плотских)? Отношение к членам Вселенской Церкви в Заостровском расколе очень напоминает отношение к членам Вселенской же Церкви со стороны Валентиниан.

А вот практикуемые здесь эксперименты с евхаристической чашей чем-то напоминают обычаи другой гностической секты II века - Маркиан, о чем говорит тот же священномученик Ириней: «Показывая вид, будто совершает евхаристию над чашами, наполненными вином, и слишком длинно растягивая слова призывания, /Марк/ производит то, что они кажутся багряными и красными, отчего думают, будто в его чашу, по силе его призывания, всевышняя благодать источает свою кровь, и присутствующие сильно желают вкусить этого пития, чтобы и в них излилась призываемая чародеем благодать. Также, подав женщинам наполненные сосуды, велит им совершать евхаристию в его присутствии».

Профессор Дворкин, сравнивая систему Кочеткова с тоталитарными культами, находит у них нечто общее: «Одна из важных черт тоталитарных сект - духовный элитизм в сочетании с черно-белым восприятием реальности. По одну сторону мы - наша община, наше движение, по другую - темные, глупые, гибнущие и так далее людишки вокруг. Это очень характерная особенность для любой секты, есть она и в общине священника Георгия Кочеткова…

Другая яркая черта - гуруизм. Все члены секты безусловно подчиняются гуру, лидеру. Его слова - истина в последней инстанции, которая принимается без рассуждений. Это опять же весьма характерно для движения священника Георгия Кочеткова.

Затем - «семейная» терминология. Секта становится конкурентом семьи, пытается заменить ее собой. Внутри общины Георгия Кочеткова существуют группы, которые так и называются «семьи», причем с реальными семьями они нередко не совпадают, т.е. муж оказывается в одной «семье», а жена - в другой».

Что касается гуруизма, в статье корреспондента РНЛ приводится замечательный его образчик: священник Иоанн Привалов запретил прихожанину читать книгу Деяний святых апостолов. А что касается своеобразной «семейственности», то она свойственна не только сектам, но и организованной преступности.

Однако самое интересное у кочетковцев - конечно же, их авторитеты. Сайт «Преображенского содружества малых православных братств» (сколько своеобразной семейственности в самом названии!) в публикации от 10.12.12. знакомит своих читателей со знаменательной встречей: стены мозгового центра кочетковщины - Свято-Филаретовского института принимали самого Николая Карловича Сванидзе! Встреча была посвящена утверждению замысловатого тезиса - будто русский народ… прекратил свое существование в ходе коллективизации. А что Святейший, особенно в последнее время, постоянно говорит о русском народе как реально существующем, они, «избранные», вероятно, почитают суесловием.

Отец Г.Кочетков дарит цветы Н.СванидзеРассказав о коллективизации, Сванидзе заключил свою мысль следующим образом: «Все последующее, даже Великая Отечественная война с ее ужасающими потерями, не носило такого тотального характера, потому что хребет русской нации уже был сломлен». Интересно, как это русские со сломанным хребтом победили сильнейшую армию мира, как одолели фашизм? Или это не русские фашизм побеждали, а некие «малые братства»? Так вот чем, оказывается, помимо прочего, так возмутила Сванидзе книга профессора Вдовина «Русские в ХХ веке»! Какие могут быть русские в ХХ веке, если сам Сванидзе заявил, что они исчезли? Конечно, Николай Карлович прекрасно понимает: никто никуда не исчезал, но ведь надо же как-то подкорректировать историю, если его дедушки и бабушки не смогли осуществить того, по поводу чего он постоянно воздыхает.

Далее речь в стенах СФИ пошла о том, как же, наконец, образумить несуществующий аж с 30-х годов прошлого века русский народ. Николай Карлович с озабоченностью сказал: «Я сторонник покаяния, но не понимаю, как к нему можно прийти. У германского народа состоялись трагические условия для покаяния: поражение в войне…» Вот, оказывается, чего русским не хватает для полного счастья: поражения в войне! Или уж хотя бы в революции, за которую не далее, как год назад, Николай Карлович весьма ретиво выступал перед всем народом, например, в передачах «Исторический процесс». Можно Сванидзе только посочувствовать - с каким он негодным народом связался: не уничтожается, хоть ты тресни; и не революционизируется, хоть ты лопни. Одна отрада: существуют такие люди, как Кочетков, с которыми можно по душам поговорить. Последний же заключил встречу словами: «Реконструкция идеологически обоснованного имперского сознания заведомо маргинальна, она является пережитком прошлого». В свое время большевики тоже клеймили религию «пережитком прошлого». Но религия, как ни странно, пережила большевиков. Русский народ и его империю преемники большевиков рано хоронят. Русский народ еще поживет, а вот кочетковцы - как знать? Как бы то ни было, в знак любви и солидарности Кочетков вручил внуку истых большевиков - Сванидзе - букет цветов.

Председатель экспертного совета Минюста РФ профессор Дворкин поведал, как во время его работы в Архангельской области кочетковцы явили трогательное единодушие с сайентологами, ибо 6 кочетковцев и 4 сайентолога обратились к должностному лицу с требованием запретить публичную лекцию председателя Юридического комитета РАЦИРС, адвоката Александра Корелова. Сайентологи - те же гностики, только современного розлива. Явления одной природы друг к другу притягиваются, а это лишний раз доказывает законность сравнения Заостровского раскола с гностическими сектами.

Пока злое семя гордости не разрослось и не принесло злых плодов, усмотренных священнмучеником Иринеем в гностических сектах, было бы крайне важным уврачевать раскол. Ведь известно, что худая трава быстро растет. Протоиерей Евгений Соколов пишет, что раскольнические поползновения имелись и 10 лет назад - уже тогда с литургии верных изгонялись «чужие». Теперь же наметился своего рода прогресс: священник Иоанн Привалов открыто проповедует ересь, отрицая безсмертие человеческой души. А некий заезжий артист, возомнив себя духовной величиной, проповедует нечто горшее самого арианства, отрицая всемогущество и всеведение второй Ипостаси Божества. Потому вывод прот. Евгения Соколова совершенно справедлив: «Община священника Иоанна Привалова уже подошла к той границе, за которой возврат к Православию невозможен…  Для разрешения сложившейся ситуации недостаточно простого увещевания, необходимо принять административные, дисциплинарные, канонические меры».

Однако важно исторгать худую траву с корнем. Ведь Заостровский раскол - лишь часть более широкого, Кочетковского, раскола. Стало быть, это проблема не одной только Архангельской епархии, но и всей Русской Церкви. Дай Бог, чтобы наше священноначалие обратило на нее внимание - ведь ему принадлежит власть «вязать и решить».

Священник Кирилл Михайлов, публицист, писатель
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Кирилл Михайлов
Великопостное кощунство
Священник Кирилл Михайлов об открытии в синагоге на Поклонной горе I Московского межконфессионального Пасхального марафона
10.04.2014
Странная позиция УПЦ МП
Священник Кирилл Михайлов недоумевает тем, что митрополит Бориспольский и Броварской Антоний фактически уровнял мятежников и христолюбивое воинство
21.02.2014
Черный пиар кочетковщины
Священник Кирилл Михайлов о странной позиции «Правмира» в связи с преодолением «Заостровского раскола»
16.01.2013
Все статьи Священник Кирилл Михайлов
Заостровский раскол
Расколы как трагедия Церкви.
Проект «Говорим»
27.05.2022
Кочетковцы бросают вызов Церкви
Преображенское братство, выступившее в защиту своего гуру, считает резолюцию Патриарха Кирилла от 30 июля инициативой внешних сил
14.09.2020
Дни кочетковской секты сочтены?
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова
24.08.2020
Священник Георгий Кочетков как переводчик с русского на русский
С подачи кочетковцев нам пытаются внушить, что Христос с народом говорил на языке обыденном
21.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви
Открытое письмо Президенту РФ Путину В.В. и всей Православной России
14.08.2020
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:57
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Ленчик
21.11.2024 16:37
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Константин В.
21.11.2024 15:49